Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 12. Психология риска в принятии решений военнослужащими
Понятие риска в психологии Впсихологии под риском понимается действие (решение), направленное на вполне определенную цель, достижение которой связано с опасностью, угрозой поражения, неудачи. Соответственно нерискованное действие (решение) - более спокойное, не связанное с угрозой неудачи, поражения, кажущееся более надежным и безопасным. Риск связан с особенностями деятельности специалиста, а условиях ожидаемого неблагополучия, при возможном неуспехе в деятельности. Риск представляет собой ситуацию выбора между двумя допустимыми вариантами действий: менее привлекательным, но более надежным и более привлекательным, но менее надежным, то есть исход, которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями, где неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции). Риск может быть связан с выбором такого варианта действий (решения), который идет вразрез с инструкциями, предписаниями, жесткими правилами. Причем, если отступление от предписаний приведет к положительному результату, (успеху) деятельности, то оценка может быть не просто положительной, но и весьма высокая. При этом говорят, что военнослужащий действовал творчески. Но если постигла неудача - то будет предъявлено обвинение, в нарушении нормативных документов, в первую очередь в нарушении требований боевого устава. И к этому будет все сведено, хотя причинами неудач могут быть другими. Этим же будет объясняться и неудачный результат всей деятельности. Хотя подлинные причины неудач может вскрыть лишь полноценный анализ ситуации деятельности и уровня профессиональной и психологической подготовленности к деятельности специалиста в подобных ситуациях. В психологическом словаре дается следующее его определение: «Риск - ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагополучных последствиях в случае неуспеха». Согласно этому определению термин «риск» может иметь следующие взаимосвязанные значения: а) риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае,
б) риск как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травной, ущербом). Таким образом, риск можно рассматривать как ситуацию выбора между возможными вариантами действий, в которых: а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижения, соответствующих или не соответствующих уровню притязаний лица, принимающего решение; б) неуспех влечет за собой наказание. Принято также различать и ситуации, связанные с риском, которые могут быть связаны со способностями субъекта или их исход зависит от случая - шансовые ситуации. Исследования психологов позволили установить, что люди обнаруживают более высокий уровень риска в ситуациях, связанных не с шансом, а не с навыком, когда человек считает, что именно от него зависит достижение результата. В связи со сказанным различают: - риск мотивированный, который рассчитан на ситуативные преимущества, например в технике и вооружений, в численном составе своих сил, в уровне его профессиональной и психологической подготовленности; на выгодность боевых позиции; на неожиданность выбора данного решения для противника и т.д.; - риск немотивированный, который проявляется в процессе творчества, интеллектуальной активности - «бескорыстный» риск, например художественный риск режиссера или актера. Проблема риска специфическим образом связана с социально-психологическими факторами при принятии групповых решений. Психологами установлено, что при этом обычно происходит сдвиг в сторону большего или меньшего уровня риска в условиях группового обсуждения деятельности. Выявлены три типа процедур сдвига к риску: а) сравнение первичных индивидуальных решений с согласованным групповым; б) сравнение первичных индивидуальных решений после согласованного группового решения с вторичными индивидуальными; в) сравнение первичных индивидуальных решений после проведения групповой дискуссии без обязательного согласования с вторичными индивидуальными. В ходе дискуссии каждый член группы предусматривает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стандарту группы.
В умении рисковать следует отличать оправданность риска от его результативности. Исходя из соотношения ожидаемого выигрыша или проигрыша при реализации соответствующего действия (решения), выделяют оправданный и неоправданный риск. Оправданность риска - это степень эффективности, прогнозируемая в момент принятия решения. Риск оправдан, когда ожидается не только высокая эффективность, но и уверенность в правильности оценки, предвидении развития ситуации. А.В.Петровский разработал концепцию неадаптивной активности личности. Ее суть проявляется в том, что в ситуациях связанных с возможной или непосредственной опасностью возникае своеобрахный феномен острого влечения человека к опасности. Это влечение само по себе является тенденцией неадаптивного поведения, так как исходя из "постулата сообразности" адаптивная активность должна быть направлена на избегание опасности и сохранение гомеостаза. Такой риск является "бескорысным", "спонтанным". Выделяют три группы побуждения активности данного типа: 1. Врожденная ориентировочная реакция как стремление к построению образа объекта, мера опасности которого неизвестна, именно со стороны тех его свойств, которые как раз и являются предметом опасений. Характер этого побуждения обусловлен предвосхищением эффекта эмоционального разрешения, переживаемой как "очищение" от неблагоприятных аффективных фиксаций. 2. "Жажда острых ощущений" как побуждение, обусловленное опытом преодоления опасности. Суть в том, что достичь состояния катарсиса можно только тогда, когда вероятность его достижения не слышком велика, а точнее, уравнивается с возможностью недостижения желанного состояния, то есть возникновения противоположного исхода опыта - фрустрации. 3. Ценностно-обусловленное стремление к опасности в виде "социальных установок, диктующих предпочтительность рискованных действий в противоположность осторожным.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.005 с.) |