Должностные лица и служащие ЕАЭС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Должностные лица и служащие ЕАЭС



 

Договор о Евразийском экономическом союзе предусматривает две основных категории чиновников, занятых на службе в административном аппарате. Это должностные лица и сотрудники. Должностные лица занимают такие посты, как директора департаментов ЕАЭК и их заместители, это также руководитель Секретариата Суда и его заместители, а равно советники Судей. Сотрудники – это все иные работники аппарата, занятые на работе в органах Союза на основе индивидуальных контрактов и не являющиеся должностными лицами. Как правило, их назначение производится на конкурентной основе и с учетом бюджетных взносов каждого из государств-членов.

Все лица, занятые на работе в органах ЕАЭС являются международными служащими. Их статус определяется отчасти постановлениями ДЕАЭС и Положением о Евразийской экономической комиссии. Более подробно – Приложением № 32 к ДЕАЭС, содержащем Положение о социальных гарантия, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе. (Единый акт о гражданской службе, действующий в рамках ЕС, в ЕАЭС, пока не создан. Слишком велика разница в численном составе и структуре администрации. Гражданская служба ЕС сейчас насчитывает, с учетом создания Европейской службы внешних действий, многие десятки тысяч человек).

Одно из важнейших постановлений названных выше актов сформулировано в п. 2 Приложения №32. Оно гласит: «Члены Коллегии Комиссии, судьи Суда Союза, должностные лица и сотрудники являются международными служащими». Ни учредительный договор, ни Приложение 2 относительно ЕАЭК такого четкого и ясного определения правового статуса служащих не содержат. А ведь используемая формула раскрывает не только статус служащих ЕАЭС, но и природу самого исполнительного административного аппарата Союза, что весьма существенно для правовой оценки и раскрытия особенностей ЕАЭС. Закрепление статуса международного служащего порождает особо важные и значимые последствия. Осуществляя свои служебные полномочия, они не могут и не должны испрашивать указания о своем поведении от государственных органов или иных властей страны, которой он был представлен на назначение и гражданином которой он остается.

Статус международного служащего предопределяет не только его права и обязанности. Не менее существенные обязательства он порождает для государств-членов. Они обязаны уважать статус международных служащих и не оказывать на них «влияние при исполнении ими служебных обязанностей».

Актами Евразийского Союза устанавливаются и закрепляются льготы и привилегии, предоставляемые органам ЕАЭС, а равно их служащим и членам их семей. В целом они аналогичны тем иммунитетам, которые закреплены в международных конвенциях применительно к дипломатическим представительствам. Основные права, льготы и привилегии должностных лиц и членов их семей, иммунитет официальных представителей описаны весьма детально и подробно, и они обязательны для соблюдения всеми государствами-членами ЕАЭС и их властями. Союз следует и должен соблюдать принцип, согласно которому льготы и привилегии предоставляются не только для создания благоприятных условий в целях удовлетворения личных интересов, но призваны обеспечить максимально эффективную работу международных органов и их представителей. Соответствующий принцип полностью поддерживается и Евразийским интеграционным образованием.

В Положении о социальных гарантиях проводится некоторое различие между привилегиями и иммунитетами Союза и их применением по отношению к самим международным служащим. Устанавливаются некоторые различия между отдельными категориями служащих и членами их семей. Отметим, что наиболее важные органы Союза, их имущество и активы пользуются административным и судебным иммунитетом. Подтверждается неприкосновенность служебной корреспонденции и архивов, неприкосновенность служебных помещений. Исключения возможны только при условии согласия Председателя Комиссии. Особо оговорена неприемлемость использования помещений органов Союза для предоставления убежища лицам, преследуемым по закону.

Органы Союза освобождаются от налогов, сборов, пошлин и других платежей, осуществляемых в качестве платы за услуги, предоставляемых органам Союза. Приобретение помещений и имущества, средств связи, транспорта и другого, необходимого для работы органов ЕАЭС имущества, освобождаются от уплаты налогов и сборов.

Члены Коллегии и судьи Суда Союза, если они не являются гражданами государства пребывания, пользуются в полном объеме теми привилегиями и иммунитетом, которые предусмотрены для дипломатических агентов Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Положение, приложенное к ДЕАЭС, их не перечисляет, но дает перечень исключений, касающихся судебного иммунитета.

Должностные лица не подлежат уголовной, гражданской и административной ответственности за все действия, совершенные ими в официальном качестве, освобождаются от уплаты налогов и повинностей; не подвержены ограничениям по въезду и выезду, репатриации в случае международного кризиса. (Примерно аналогичными, но меньшими по объему, являются льготы сотрудников). Все категории должностных лиц ЕАЭС не могут заниматься предпринимательской деятельностью (исключение – преподавательская, научная и творческая деятельность, но получаемые в этом случае доходы подлежат налогообложению в соответствии с законами страны пребывания). Уточнены сроки, с которых наступает пользование и прекращение пользования льготами и привилегиями (п.п.29 и 30, 31 и 32 Положения о социальных гарантиях).

Трудовые отношения членов Коллегии, судей Суда Союза, должностных лиц и сотрудников регулируются законодательством страны пребывания с учетом норм, закрепленных в Положении о социальных гарантиях. Социальное страхование, пенсионное обеспечение осуществляются в соответствии с законодательством страны пребывания, но необходимое материальное обеспечение зависит от государства гражданства. (Например, расходы на выплаты пенсий осуществляются государством-членом, гражданином которого данный международный чиновник является). Стаж работы в ЕАЭС и получаемая им заработная плата учитывается при оформлении пенсии органами государства гражданства.

Среди социальных гарантий членов Коллегии Комиссии и судей Суда Союза названы и закреплены – трудовой отпуск (45 дней); медицинское обслуживание (в т.ч. и членов семьи); бесплатное жилое помещение; зачет в стаж государственной службы, у судей – в судейский стаж. При назначении и начислении пенсии представителям России устанавливаются определенные ежемесячные доплаты к пенсии. (Для бывших членов Коллегии ЕАЭК в том же порядке и размере, как бывшим министрам. Для судьи Суда Союза выплаты приравниваются к аналогичным выплатам Председателя Суда страны, назначившей представителя и в соответствии с ее законодательством).

Решение о снятии иммунитета, при наличии оснований, осуществляется в отношении членов Коллегии и судей Высшим советом, в отношении должностных лиц и сотрудников Комиссии – Советом Комиссии, лиц, занятых на службе в аппарате Суда ЕАЭС – Председателем Суда. В подтверждение возможности принятия решения о снятии иммунитета приводится указание на то, что «привилегии и иммунитеты предоставляются не для личной выгоды, а для эффективного, независимого выполнения ими своих официальных функций в интересах своего государства-члена» (п. 39 Положения о социальных гарантиях).

Практика работы Евразийской экономической комиссии и созданного при ней административного аппарата свидетельствует о значительном продвижении и совершенствовании институциональной системы и права ЕАЭС.

 

Глава 19

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ЕАЭС

 

В главе рассматривается порядок формирования и функционирования Суда ЕАЭС, его статус, место и роль в институциональной системе Евразийского Экономического Союза

Становление Суда ЕАЭС

Суд ЕАЭС, согласно учредительному договору, отнесен к числу ведущих органов Союза. Его назначение и роль определены в ст. 8 ДЕАЭС. Главное предназначение Суда состоит в обеспечении правовых гарантий реализации задач и целей ЕАЭС. Суд обеспечивает единообразное понимание и применение права ЕАЭС всеми государствами-членами и органами Союза. В этих целях он наделяется необходимой юрисдикцией, независимостью и собственными правилами судопроизводства.

Суд ЕАЭС начал свою работу в 2015 г. Его предшественник, Суд ЕврАзЭС, осуществлял в целом аналогичные функции в рамках Евразийского экономического сообщества и таможенного союза в период с 2012 по 2014 годы. В связи с прекращением деятельности Евразийского экономического сообщества и переходом к новому этапу интеграции государства-члены ЕАЭС приняли решение ликвидировать прежний суд и создать на его месте новый, уточнив порядок его функционирования и компетенцию.

Соответственно Суд ЕАЭС лишь частично является правопреемником Суда ЕврАзЭС и не обладает компетенцией ratione temporis в отношении споров, возникших до 2015 года. Несмотря на то, что формально решения Суда ЕврАзЭС продолжают действовать в прежнем статусе (согласно п. 3 ст. 3 Договора о прекращении деятельности ЕврАзЭС), Суд Союза не связан доктриной обязательного судебного прецедента и предпочитает вырабатывать собственный подход.

Место и роль Суда в системе органов ЕАЭС определяют постановления учредительного Договора, Приложения №2 к Договору, содержащее Статут Суда ЕАЭС, а также регламент, уточняющий порядок судопроизводства. Суд ЕАЭС состоит (по данным на начало 2018 г.) из десяти судей: по два судьи от каждого государства-члена. Они назначаются на должность Высшим Евразийским экономическим советом по представлению каждого из государств-членов (пп. 7 и 10 Статута). Согласно Статуту судьи должны обладать высокими моральными качествами, являться специалистами высшей квалификации в области международного и внутригосударственного права и соответствовать требованиям, предъявляемым к судьям высших судебных органов государств-членов (п.9).

Порядок формирования Суда в целом схож с тем, что существует в ЕС, где государства-члены обладают полной дискрецией в отношении выбора судей. Единственным отличием является отсутствие специального органа, призванного оценивать предлагаемых странами кандидатов на соответствие формальным требованиям (как в ст. 255 ДФЕС). Предполагается, что подобный консультативный орган может быть сформирован в будущем при обновлении состава Суда.

Срок полномочий судей составляет девять лет (п. 8 Статута). В этом отношении государствами-членами взят за образец Европейский Суд по правам человека, отказавшийся от шестилетнего срока с возможностью переизбрания, в пользу более продолжительного разового мандата. В условиях возможности судей высказывать своё несогласие с принятым решением путём формирования своего особого мнения, данная реформа ЕСПЧ была важным шагом, гарантирующим независимость судей. В Статуте Суда ЕАЭС нет запрета на назначение тех же судей на новый срок.

    Рассмотрение дел Судом осуществляется в составе Коллегии, Апелляционной палаты и Большой палаты. Коллегия Суда рассматривает заявления хозяйствующих субъектов. В Коллегию входит по одному судье от каждого государства-члена. Апелляционная палата рассматривает жалобы на решения Коллегии. Она включает в себя судей, не принимавших участие в рассмотрении дела в составе Коллегии. Большая палата Суда рассматривает заявления государств-членов о разрешении споров, а также заявления о разъяснении положений учредительного Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза.

В работе Суду помогает Аппарат. Он состоит из Секретариата судей, включающего по одному советнику и одному помощнику для каждого судьи, и Секретариата Суда, обеспечивающего правовые, организационные и материально-технические гарантии деятельности Суда и судей. На советников экспертно-аналитического отдела Секретариата Суда возложены, в частности, функции по предоставлению заключений о приемлемости поступающих в Суд заявлений и заключений по указанным в заявлениях доводам.

        

Компетенция Суда ЕАЭС

Суд рассматривает две категории дел: дела о разрешении споров, по которым Суд принимает обязывающие решения, и дела о разъяснении (толковании) права ЕАЭС, по которым Суд выносит консультативные заключения.

    Статут Суда ЕАЭС классифицирует рассматриваемые Судом дела о разрешении споров по субъектам обращения. Ими могут выступать государства-члены ЕАЭС или хозяйствующие субъекты. В научной литературе предлагается использовать иную классификацию, выделяя в качестве основного критерия предмет спора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.01 с.)