Текущая ситуация и основные проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Текущая ситуация и основные проблемы



Общие положения

Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года (далее – Стратегия) подготовлена в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р, а также в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года».

Стратегия разработана с учетом правовых документов, приведенных в Приложении 1. Сроки реализации Стратегии – 2021-2035 годы.

Термин «строительная отрасль» использован для обозначения части экономики, связанной с комплексной градостроительной деятельностью предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, включающей подготовку градостроительных решений, территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, выполнение изыскательских работ и архитектурно-строительного проектирования, осуществление строительной деятельности с использованием строительных машин и механизмов, а также лицензирование и допуск на рынок этих предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, развитие системы цифровизации, подготовку и проведение мероприятий по отбору исполнителей, подготовке и заключению контрактов, финансовому обеспечению, строительной экспертизе и контролю качества, ценовому и технологическому аудиту, инфраструктурному и коммуникационному обеспечению объектов строительства, в которых участвуют специалисты различного уровня профессиональной квалификации.

К сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесены части экономики, связанные с деятельностью предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей по управлению многоквартирными домами, капитальному ремонту МКД, расселению аварийного жилищного фонда, обслуживанию и благоустройству территорий поселений, осуществлению регулируемых видов деятельности в сфере предоставления коммунальных ресурсов – теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, модернизации систем ЖКХ, обращению твердых коммунальных отходов.

Регулирование деятельности строительной отрасли и сферы ЖКХ рассматривается с использованием технологий информационного моделирования в парадигме перехода на единую систему управления объектами капитального строительства на всем протяжении жизненного цикла – от обоснования инвестиций, строительства, до сноса и утилизации объекта.

Основные целевые показатели Стратегии приведены в Приложении 2.

Цели и задачи Стратегии

 

Целью Стратегии является развитие эффективных, конкурентных, высокотехнологичных, открытых отрасли строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства, основанных на квалификации и обеспечивающих устойчивый рост комфорта и безопасности среды жизнедеятельности.

Главным принципом Стратегии является ориентированность на граждан и их семьи, повышение комфортности их жизнедеятельности в части, которая может быть обеспечена развитием строительной отрасли и ЖКХ, с учетом: необходимости сбалансированного решения социально-экономических задач; рационального расселения населения и развития комфортной и безопасной среды для жизни граждан при осуществлении застройки на территории всей страны; введения добросовестной конкуренции и предоставления равного доступа участников к информации и ресурсам.

Строительная отрасль и ЖКХ обеспечат достижение национальных целей развития, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474, путем решения следующих основных задач:

1) В рамках национальных целей «Комфортная и безопасная среда для жизни» и «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей»:

- улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей в год (включая очередников на бесплатное получение жилья), стимулирование рождаемости и увеличение численности населения страны за счет ввода ежегодно до 120 млн кв. м общей площади жилья и роста объемов жилищного фонда путем развития всех видов строительства жилья, включая МКД, ИЖС, ЖК и ЖСК, финансовых механизмов системы ГЖС, «материнского капитала», проектного финансирования с использованием счетов эскроу и доступной ипотеки;

- улучшение в полтора раза качества среды проживания в городах и иных поселениях за счет эффективного расселения населения страны, развития ЖКХ и дорожной сети, соответствующей на 85% требованиям нормативов, путем увеличения площади земель застройки и населенных пунктов с подготовкой территорий для строительства жилья, детских садов, школ, иных учебных заведений, больниц, поликлиник, объектов общественного питания и торговли, культуры, спорта и бизнеса, парковок автомобилей и парковых зон;

–  обеспечение благополучия людей, доступности и комфортности услуг ЖКХ путем: предоставления всем нуждающимся в поддержке бедным слоям населения адресных субсидий по оплате услуг ЖКХ; повышения ответственности собственников жилья в МКД и компетенций управляющих компаний, институтов ТСЖ, ЖК и ЖСК; ликвидации аварийного жилья; проведения энергоэффективного капитального ремонта и модернизации МКД.

2) В рамках национальных целей «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» и «Цифровая трансформация»:

- совершенствование системы регулирования в строительной отрасли и ЖКХ, достижение «цифровой зрелости» на всех этапах жизненного цикла объектов, развитие добросовестной конкуренции, в том числе для предприятий малого и среднего предпринимательства, повышение уровня кадрового обеспечения, передача на принципах регуляторной гильотины полномочий и ответственности от государства бизнес-сообществу и гражданскому обществу в целях увеличения гарантий безопасности объектов и снижения на один год сроков реализации строительных проектов;

- обеспечение устойчивого технологического развития ЖКХ и снижение износа основных фондов путем: самофинансирования, самоокупаемости и саморегулирования; ликвидации перекрестного субсидирования; сбалансированной тарифной политики; роста частных инвестиций в основной капитал не менее 70%; развития систем коммунального хозяйства; создания устойчивой системы обращения твердых коммунальных отход.

 

Базовый сценарий

Одним из ключевых показателей, характеризующих строительную отрасль, является объем работ по виду деятельности «Строительство». В целях долгосрочного прогнозирования динамики объема строительных работ в Российской Федерации до 2035 года были рассмотрены четыре ключевых сегмента: жилищное, промышленное и инфраструктурное строительство, строительство социально-культурных объектов, а также капитальный ремонт жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры. Рассматриваемый сценарий предполагает ускоренное развитие и снижение износа ЖКХ, капитальный ремонт, модернизацию, реконструкцию или реновацию коммунальных систем и жилищного фонда (со сносом и утилизацией).

Таблица 1. Прогноз объемов строительных работ в разрезе основных сегментов строительства (базовый сценарий), млрд рублей в текущих ценах

№ п/п

Сегмент строительства

2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2030 2035
1

Жилищное строительство

3631 4104 4683 6474 6953 7446 7705 9308 10406
2

Капитальный ремонт
в жилищном строительстве

179 187 195 202 210 218 227 254 281
3

Строительство в социальном секторе

267 309 355 402 427 453 471 566 649
4

Промышленное строительство

3361 3607 3893 4234 4687 5169 5595 7548 9232
5

Инфраструктурное строительство

1085 1268 1374 1439 1426 1458 1521 1981 2174
6

Наименование

2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2030

2035

1

Наименование

2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2030

2035

1

Объем работ по виду деятельности «Строительство», трлн рублей

10,1 9,9 10,5 10,7 11,3 11,9 12,8 17,2

19,4

2

Доля строительства в ВВП, %

6,0 6,2 6,4 6,7 6,7 6,7 6,8 7,0

7,2

Источник: данные Росстата, Минэкономразвития России, ДОМ.РФ, расчеты Аналитического центра.

 

В ЖКХ предполагается сохранение: текущего уровня износа основных фондов в жилищной и коммунальной сфере (с модернизацией и реновацией отдельных объектов), ценовой доступности услуг для граждан без реализации системных мер модернизации жилищного фонда и коммунальных систем.

Этот сценарий учитывает более медленный переход строительной отрасли на инновационные технологии, сохранение уровня административной нагрузки, более низкий темп достижения целевых показателей в жилищном, социально-культурном, промышленном и инфраструктурном строительстве,в достижении целей национального проекта.

Заключительные положения

 

Основным федеральным органом исполнительной власти – координатором реализации Стратегии определено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, с участием Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными органами, а также с профессиональным сообществом.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации до 2035 года

 

Стратегия разработана с учетом следующих правовых документов:

- Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года»;

- национальные проекты «Жилье и городская среда», «Цифровая экономика Российской Федерации», «Международная кооперация и экспорт», «Экология», «Производительность труда и поддержка занятости», утвержденные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);

- государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710;

- государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642;

- государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 298;

- государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596;

- государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696;

- Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. № 868-р;

- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (с изменениями от 11 июня 2014 г. № 1032-р и от 12 мая 2018 г. № 893-р);

- Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;

- Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная Коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн);

- Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р;

- Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденный поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 07 мая 2019 года №4043п-П13.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации до 2035 года

 

Основные целевые показатели Стратегии

Наименование показателей Ед. изм. 2019 2024 2030 2035 Метод
1 Ежегодный объем ввода жилья млн кв. м 82,0 100,0 120,0 120,0

Данные Росстата

2 Ввод ИЖС млн кв. м 38,2 50,0 60,0 70,0
3 Уровень обеспеченности населения жильем (общая площадь) кв.м/ чел. 26,3 28,0 32,0 35,0
4 Инвестиции в здания и сооружения (в ценах соответств. периода)[4] трлн руб. 9,9 17,2 23,6 28,4
5 Доля населения, удовлетворенная жил. и коммунальными услугами % ≤50 50 60 85
6 Объем расселения аварийного жилищного фонда млн кв. м 2 2,4 2,8 3,1
7 Коэффициент обновления основных фондов организаций ЖКХ % 7,5 10 15 15
8 Объем работ по виду деятельности «Строительство» /ЖКХ (в ценах соответств. периода) трлн руб. 10,1/ 5,4 13,5/ 6,8 19,6/ 9,9 21,4/ 11,1
9 Вклад строительства / ЖКХ в ВВП % 6,0/ 3,1 7,0/ 3,5 7,8/ 3,9 8,0/ 4,0
10 Экспорт строительных услуг всего млрд долл. 5,4 8,0 11,9 13,0 Данные Банка России
11 Удельный расход энергии на отопление жилых зданий, скорректированный на климат т.у.т./тыс.кв. м в год 29,9 28,1 26,5 23,9 Данные Минэкономразвития
12 Площадь земель населенных пунктов млн га 19,9 21,9 23,0 25,0

Данные Росстата

13 Земли застройки в землях населенных пунктов млн га 3,5 4,7 6,0 6,5
14 Среднее значение индекса качества городской среды по Российской Федерации баллы (%) 163 (45%) 187 (52%) 212 (59%) 220 (61%) Данные Минстроя
15 Доля организаций строительной отрасли, применяющих ТИМ % 22[5] 40 80 90 Данные НОСТРОЙи НОПРИЗ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

к Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации до 2035 года

 

Основные сокращения и обозначения, принятые в Стратегии

 

ВВП – валовой внутренний продукт

ОКС – объект капитального строительства

ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство

МКД – многоквартирный жилой дом

ИЖС – индивидуальное жилищное строительство

ВЦИОМ – Всероссийский центр изучения общественного мнения

ГАП, ГИП – главный архитектор проекта, главный инженер проекта

ГЖС – государственный жилищный сертификат

СРО – саморегулируемая организация

КФ ВВ – компенсационный фонд возмещения вреда СРО

КФ ОДО – компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств СРО

НДФЛ – налог на доходы физических лиц

НИОКР – научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа

НОПРИЗ – Ассоциация «Национальное объединение изыскателей и проектировщиков»

НОСТРОЙ – Ассоциация «Национальное объединение строителей»

СТУ – специальные технические условия

ТИМ – технологии информационного моделирования

ТСЖ – товарищество собственников жилья

УК – управляющая компания (организация)

ЖК, ЖСК – жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив

ФИДИК – Международная федерация инженеров-консультантов (International Federation of Consulting Engineers

Оглавление

1. Общие положения.. 1

2. Текущая ситуация и основные проблемы... 2

3. Цели и задачи Стратегии.. 6

4. Основные направления реализации Стратегии.. 8

4.1 Развитие комфортной и безопасной среды для жизни граждан. 8

4.1.1 Повышение благополучия людей и жилищное строительство. 8

4.1.2 Градостроительное обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни. 12

4.1.3 Повышение благополучия людей и управление жилищным фондом.. 15

4.1.4 Энергоэффективность, капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда, реновация аварийного жилищного фонда. 18

4.2 Развитие основных сегментов предпринимательства в строительстве. 21

4.2.1 Архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания. 21

4.2.2 Инфраструктурное и промышленное строительство. 23

4.2.3 Экспорт строительных услуг, развитие межгосударственной кооперации с государствами ЕАЭС 24

4.3. Обеспечение эффективного труда и успешного предпринимательства при развитии системы регулирования в строительстве и ЖКХ. 25

4.3.1 Реформа системы государственного регулирования и оценки соответствия строительной продукции и ЖКХ 25

4.3.2 Система технического регулирования в строительстве и ЖКХ. 28

4.3.3 Система государственных и корпоративных закупок. 30

4.3.4 Допуск предпринимателей на рынок строительных работ и услуг. 31

4.4  Улучшение качества городской среды и развитие успешного предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве 33

4.4.1 Особенности систем теплоснабжения и горячего водоснабжения. 36

4.4.2 Особенности систем водоснабжения и водоотведения. 37

4.4.3 Особенности систем электроснабжения. 38

4.4.4 Особенности систем газоснабжения. 39

4.5. Отраслевая наука, кадровое обеспечение достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства 39

5. Сценарии реализации Стратегии.. 41

5.1 Базовый сценарий. 41

5.2 Альтернативный (консервативный) сценарий. 42

5.3 Оценка рисков реализации Стратегии. 43

Заключительные положения.. 45

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.. 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.. 48

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.. 49

 


[1] https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116352

[2] Прогноз социально-экономического развития на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

[3] Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.

[4] Инвестиции в здания и сооружения в целом по экономике (по всем отраслям).

[5] Предварительная оценка, основанная на результатах опросов, проведенных НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

Общие положения

Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года (далее – Стратегия) подготовлена в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р, а также в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года».

Стратегия разработана с учетом правовых документов, приведенных в Приложении 1. Сроки реализации Стратегии – 2021-2035 годы.

Термин «строительная отрасль» использован для обозначения части экономики, связанной с комплексной градостроительной деятельностью предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, включающей подготовку градостроительных решений, территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, выполнение изыскательских работ и архитектурно-строительного проектирования, осуществление строительной деятельности с использованием строительных машин и механизмов, а также лицензирование и допуск на рынок этих предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, развитие системы цифровизации, подготовку и проведение мероприятий по отбору исполнителей, подготовке и заключению контрактов, финансовому обеспечению, строительной экспертизе и контролю качества, ценовому и технологическому аудиту, инфраструктурному и коммуникационному обеспечению объектов строительства, в которых участвуют специалисты различного уровня профессиональной квалификации.

К сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесены части экономики, связанные с деятельностью предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей по управлению многоквартирными домами, капитальному ремонту МКД, расселению аварийного жилищного фонда, обслуживанию и благоустройству территорий поселений, осуществлению регулируемых видов деятельности в сфере предоставления коммунальных ресурсов – теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, модернизации систем ЖКХ, обращению твердых коммунальных отходов.

Регулирование деятельности строительной отрасли и сферы ЖКХ рассматривается с использованием технологий информационного моделирования в парадигме перехода на единую систему управления объектами капитального строительства на всем протяжении жизненного цикла – от обоснования инвестиций, строительства, до сноса и утилизации объекта.

Основные целевые показатели Стратегии приведены в Приложении 2.

Текущая ситуация и основные проблемы

Строительная отрасль обеспечивает воспроизводство основных фондов во всех отраслях экономики и социальной сферы, имеет высокий мультипликативный эффект и многочисленные межотраслевые связи.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» в 2019 году, составил 9132,1 млрд рублей, в реальном выражении объем работ по сравнению с 2010 годом вырос на 3,9%. Годовой оборот в жилищном строительстве, включая неучтенные Росстатом расходы на финансирование индивидуального жилищного строительства без привлечения застройщиков, строительства зданий с апартаментами и на отделочные работы по жилью, составил около 5,0 трлн рублей. При этом расходы на финансирование строительства МКД по данным Росстата в 2019 году составили около 2,0 трлн рублей. Бюджетное финансирование строительства жилья (государственное и муниципальное) составило 2,2%, а частные инвестиции – более 97%.

Сфера ЖКХ является одним из крупных секторов экономики страны. По итогам 2019 года из всего объема жилищного фонда в размере 3,85 млрд кв. м общей площади жилья в частной собственности находилось 91,8%. Годовой оборот сферы ЖКХ составил более 5,4 трлн рублей, из них государственное и муниципальное финансирование оплаты услуг ЖКХ составило 13,9%, населением оплачивалось около 86% стоимости услуг ЖКХ.

Годовой объем строительной отрасли, ЖКХ и промышленности строительных материалов в 2019 году составил около 16 трлн руб. (14,5% от ВВП), в том числе: строительство (без полного учета Росстатом данных по ИЖС и отделочным работам) – 9,13 трлн руб. (8,3 %), ЖКХ – 5,4 трлн руб. (4,9 %), стройматериалы – около 1,6 трлн руб.(1,3%).

По итогам 2019 года количество действовавших строительных предприятий в Российской Федерации составляло около 279,5 тыс., из них 262 тыс., или 94%, относились к категории малых и микропредприятий. Численность занятых в строительстве за 2019 год составляла 6,35 млн человек, или 9% от общего количества занятых в экономике.

В сфере ЖКХ работало 118,8 тыс. организаций и было занято около 3 млн человек, или более 4% от общего количества занятых в экономике.

Государство, реформируя строительную отрасль и ЖКХ, обеспечило:

–  изменение структуры собственности и перевод в частную собственность предприятий строительной отрасли – на 99,1%, жилищного фонда – на 91,8%;

–  реализацию конституционных прав граждан в условиях начала перевода строительной отрасли, жилищного строительства и ЖКХ на самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление и частично саморегулирование;

–  финансирование за счет бюджетных средств ввода ОКС социальной сферы – детских садов, школ, иных учебных заведений, больниц, поликлиник, объектов культуры и спорта, а также инфраструктуры, включая дорожную;

–  полную или частичную оплату для граждан строительства или покупки жилья за счет: субсидирования процентных ставок по ипотеке, включая ипотеку в сельской местности (при контроле со стороны банков платежеспособности населения); предоставления адресных субсидий на строительство или приобретение жилья, в том числе, в виде государственных жилищных сертификатов; использования средств «материнского капитала»;

–  оплату для отдельных категорий граждан части услуг ЖКХ в виде адресных субсидий, льгот и иной социальной поддержки в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

–  финансирование государственных и муниципальных программ по расселению аварийного жилья, его сносу и утилизации;

–  выделение бесплатно или продажу по доступным ценам земельных участков: очередникам на улучшение жилищных условий, многодетным и другим категориям семей для ИЖС, на строительство домов жилищных кооперативов или жилищно-строительных кооперативов, а также по программе «дальневосточный гектар» и по другим программам.

Финансирование населением приобретения построенного жилья, а также услуг ЖКХ приносило в экономику страны ежегодно от 8,5 до 9,0 трлн рублей. При этом строительство жилья являлось «локомотивом» экономики страны, в том числе за счет привлечения дополнительных средств населения и обеспечения высокого мультипликативного эффекта – развитие рынка земли для жилищного строительства и сети внутрипоселковых дорог, производство коммунального оборудования, включая автономные системы, рост объемов производства строительных материалов, изделий и конструкций, продаж мебели, бытовой техники, текстиля, домашней утвари и другое.

Финансирование из бюджета Российской Федерации инфраструктуры (в основном дорожной) стимулирует существенный спрос на деятельность строительной отрасли по развитию всех отраслей экономики.

Вместе с тем, в последние годы строительная отрасль в целом столкнулась с: ухудшением макроэкономической конъюнктуры, снижением инвестиций в основной капитал и эффективности бюджетных инвестиций в инфраструктурные проекты, снижением спроса на строительство в промышленном и коммерческом сегментах. Объем инвестиций в основной капитал в текущих ценах в 2019 году составил 19,318 трлн рублей, или 17,5% от ВВП, из них инвестиции в здания и сооружения составили 10,2 трлн рублей.

Негативные макроэкономические тенденции, сокращение реальных располагаемых доходов населения, дороговизна банковских кредитов для жилищного строительства при введении системы счетов эскроу создали проблему роста стоимости жилья в МКД и торможения спроса на такое жилье.

Противодействовать задаче повышения рождаемости и роста численности населения страны стали такие проблемы как: отвлечение средств населения на строительство домов с апартаментами без обеспечения жилищных прав граждан, их безопасности и комфорта проживания; уменьшение средних размеров квартир (до 51,6 кв. м. общей площади жилья в 2019 году) и количества комнат (до 1-2 комнат).

Проблемы градостроительства и системы расселения страны связаны: со сверхконцентрацией населения (в пределах 1% территории) на одних территориях и опустыниванием других территорий страны; с противоречием отдельных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации нормам Конституции Российской Федерации, что ограничивает влияние государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов федерации на развитие целостной системы расселения населения страны, а также на регулирование жилищной и земельной политики при градостроительной деятельности в муниципальных образованиях.

Рост объемов ввода жилья, предусмотренный национальным проектом «Жилье и городская среда», при развитии ИЖС с сопутствующими объектами инфраструктуры и мест приложения труда требует значительного увеличения площади градостроительно подготовленных территорий для застройки.

В субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях сфера ЖКХ находится в различном состоянии и характеризуется отсутствием прозрачности отношений, монополизмом ресурсоснабжающих организаций ЖКХ, сложностью перевода этой сферы на самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление, неразвитостью института заказчиков в МКД услуг ЖКХ в виде ответственных собственников жилья и товариществ собственников жилья, неэффективностью действий управляющих компаний.

Финансовые ограничения развития ЖКХ, связанные с бедностью отдельных групп населения для оплаты услуг ЖКХ, при сохранении перекрестного субсидирования населения предприятиями, приводят к росту задолженности за услуги ЖКХ (более 1,3 трлн рублей на 01.01.2019), убыточности на протяжении 10 лет большинства предприятий ЖКХ и, в итоге, к износу основных фондов и слабому развитию механизмов привлечения внебюджетных инвестиций для модернизации системы и объектов ЖКХ.

Число состоящих на учете на улучшение жилищных условий – 2,36 млн семей, а получивших жилье за 2019 год – 99 тыс., или 4% от общего числа нуждающихся. Без принятия мер исполнение государственных обязательств по предоставлению жилья очередникам потребует около 20 лет.

Главными проблемами в строительстве и ЖКХ являются незавершенность и торможение реформ по ликвидации административных барьеров в системах подрядных торгов, подготовки кадров, ценообразования, технического регулирования, развития гражданского общества.

Опыт 2020 года показал устойчивость строительной отрасли и ЖКХ к неблагоприятным воздействиям, включая от пандемии новой коронавирусной инфекции. В строительной отрасли в целом удалось сохранить объемы выполненных работ на уровне 9,49 трлн руб – 100,1% к 2019 году. Объемы жилищного строительства составили 80,58 млн кв. м – 98,2% к 2019 году, а ввод домов ИЖС составил 48% от общих объемов ввода жилья.

 

Цели и задачи Стратегии

 

Целью Стратегии является развитие эффективных, конкурентных, высокотехнологичных, открытых отрасли строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства, основанных на квалификации и обеспечивающих устойчивый рост комфорта и безопасности среды жизнедеятельности.

Главным принципом Стратегии является ориентированность на граждан и их семьи, повышение комфортности их жизнедеятельности в части, которая может быть обеспечена развитием строительной отрасли и ЖКХ, с учетом: необходимости сбалансированного решения социально-экономических задач; рационального расселения населения и развития комфортной и безопасной среды для жизни граждан при осуществлении застройки на территории всей страны; введения добросовестной конкуренции и предоставления равного доступа участников к информации и ресурсам.

Строительная отрасль и ЖКХ обеспечат достижение национальных целей развития, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474, путем решения следующих основных задач:

1) В рамках национальных целей «Комфортная и безопасная среда для жизни» и «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей»:

- улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей в год (включая очередников на бесплатное получение жилья), стимулирование рождаемости и увеличение численности населения страны за счет ввода ежегодно до 120 млн кв. м общей площади жилья и роста объемов жилищного фонда путем развития всех видов строительства жилья, включая МКД, ИЖС, ЖК и ЖСК, финансовых механизмов системы ГЖС, «материнского капитала», проектного финансирования с использованием счетов эскроу и доступной ипотеки;

- улучшение в полтора раза качества среды проживания в городах и иных поселениях за счет эффективного расселения населения страны, развития ЖКХ и дорожной сети, соответствующей на 85% требованиям нормативов, путем увеличения площади земель застройки и населенных пунктов с подготовкой территорий для строительства жилья, детских садов, школ, иных учебных заведений, больниц, поликлиник, объектов общественного питания и торговли, культуры, спорта и бизнеса, парковок автомобилей и парковых зон;

–  обеспечение благополучия людей, доступности и комфортности услуг ЖКХ путем: предоставления всем нуждающимся в поддержке бедным слоям населения адресных субсидий по оплате услуг ЖКХ; повышения ответственности собственников жилья в МКД и компетенций управляющих компаний, институтов ТСЖ, ЖК и ЖСК; ликвидации аварийного жилья; проведения энергоэффективного капитального ремонта и модернизации МКД.

2) В рамках национальных целей «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» и «Цифровая трансформация»:

- совершенствование системы регулирования в строительной отрасли и ЖКХ, достижение «цифровой зрелости» на всех этапах жизненного цикла объектов, развитие добросовестной конкуренции, в том числе для предприятий малого и среднего предпринимательства, повышение уровня кадрового обеспечения, передача на принципах регуляторной гильотины полномочий и ответственности от государства бизнес-сообществу и гражданскому обществу в целях увеличения гарантий безопасности объектов и снижения на один год сроков реализации строительных проектов;

- обеспечение устойчивого технологического развития ЖКХ и снижение износа основных фондов путем: самофинансирования, самоокупаемости и саморегулирования; ликвидации перекрестного субсидирования; сбалансированной тарифной политики; роста частных инвестиций в основной капитал не менее 70%; развития систем коммунального хозяйства; создания устойчивой системы обращения твердых коммунальных отход.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.091 с.)