Какие тканевые компоненты формируют синусы лимфатического узла? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие тканевые компоненты формируют синусы лимфатического узла?



А) — ретикулярные клетки, ретикулярные волокна

Б) — фибробласт, фиброциты

В) — миоциты

Какая часть паренхимы лимфатического узла ответственна за лимфопоэз?

А) — краевые синусы                     

Б) — мозговые тяжи

В) — лимфоидные фолликулы     

Г) — промежуточные синусы

Структурные компоненты каких тканей обнаруживаются в строме селезенки?

А) — плотная соединительная ткань   

Б) — рыхлая соединительная ткань                            

В) — гладкая мышечная ткань            

Г) — эпителиальная ткань,

Д) — нейральная ткань            

Е) — поперечно-полосатая мышечная ткань

Какие структурные компоненты формируют селезеночные тельца (лимфоидные фолликулы)?

А) — ретикулярная ткань   

Б) — рыхлая соедительная ткань                            

В) — эндотелий

Г)—эритроциты

Д)— лимфоциты

Какой из названных сосудов селезенки располагается в селезёночном тельце?

А) — селезеночная артерия         

Б) — центральная артерия                                  

В) — пульпарная артерия           

Г)— кисточковая артерия                                    

Д)— трабекулярная артерия

Правильные ответы:

Ситуационные задачи

1. Посмотрите в своем альбоме рисунок поперечного разреза зародыша на стадии диффереицировки 3-х заро­дышевых листков, укажите источники развития крове­творных органов.

2. Посмотрите в своем альбоме зарисовки микропре­паратов: однослойный плоский эпителий, многослойный плоский неороговевающий эпителий, рисунки рыхлой и плотной соединительных тканей. Отметьте морфологичес­кие особенности этих тканей.

3. Посмотрите схему кроветворения в учебнике «Гистологии». Отметьте морфологические особенности созре­вания клеток крови.

Правильные ответы к решению:

1. Ретикулярная ткань, рыхлая, плотная соединительные ткани, эндотелий, кровь — развиваются из мезен­химы.

Эпителиальная ткань тимуса — из эктодермы. Мезотелий (однослойный плоский эпителий) селезенки — из мезо­дермы висцерального листка спланхнотома. Многослойный плоский эпителий небной миндалины — из эктодермы.

2. Эпителий — пласт клеток в одни или несколько сло­ев, занимает пограничное положение, характеризуется от­сутствием межклеточного вещества, наличием базальной мембраны, полярностью клеток, отсутствием кровеносных сосудов.

Различие между плотной и рыхлой соединительными тка­нями в количественном соотношении клеток и межклеточ­ного вещества (аморфная масса волокна), многообразии клеток.

3. Для зернистых лейкоцитов характерно: неспецифическая зернистость в промиелобластах, специфическая зер­нистость в миелоцитах, изменение формы ядра до сегмен­тированной, уменьшение размеров клеток, изменение окраски цитоплазмы.

Эритроидный ряд: уменьшение размеров, изменение фор­мы, изменение окраски цитоплазмы, в связи с накоплени­ем гемоглобина, исчезновение ядра.

При созревании моноцита — созревание ядра, изменение его формы, расположения; изменение окраски цитоплазмы; появление неспецифической зернистости.

Лимфоциты— уменьшение размеров клетки, зрелое ядро.

 Тромбоциты— безъядерные кровяные пластинки.

 

I. T ема занятия: Нервная система

II.Актуальность темы

Нервная система осуществляет регуляцию всех жизненноважных процессов в организме, его взаимодействие с внеш­ним миром и представляет собой интегрирующую систему.

Нервную систему анатомически делят па центральную (го­ловной и спинной мозг) и периферическую (нервные стволы, узлы и окончания), а с физиологической точки зрения — на автономную или вегетативную, регулирующую деятельность внутренних органов, сосудов, желез, и соматическую или це­реброспинальную, иннервируюшую остальную часть орга­низма.

Нервная система функционирует на основе рефлексов, т. е. ответных реакций организма, осуществляемых при посредст­ве ЦВС. Морфологическим субстратом рефлексов является рефлекторная дуга, состоящая из цепи афферентных, ассоциа­тивных и эффекторных нейронов.

Рефлекторная дуга соматической нервной системы может быть простой, состоящей из чувствительного нейрона спинно­мозгового узла, ассоциативного нейрона и мотонейрона спин­ного мозга. Сложная рефлекторная дуга помимо чувствитель­ного и эффекторного нейрона включает множество ассоциа­тивных нейроцитов. Для вегетативной рефлекторной дуги ха­рактерна двучленность ее эффекторного звена;

I нейрон ле­жит в центральных ядрах, II нейрон — в одном из перифери­ческих ганглиев. Преганглионарные нейроны обычно холинергические, постганглионарные в симпатической нервной систе­ме адренергические, в парасимпатической — холинергические.

III. Цель занятия: изучение эмбрионального развития, гистологического строения, функций, особенностей регенерации, возрастных изменений органов нервной системы.

IV. Требования к знаниям и умениям.

В результате изучения темы студент должен:

Знать:

1.Гистологическое строение, функции спинного мозга:

а) ядра серого вещества спинного мозга, морфо-функциональная

 характеристика нейроцитов этихядер,

б) простые и сложные рефлекторные дуги с участием нейроцитов спинного мозга;

в) морфо-функциональная характеристика глиоцитов в

спинном мозге;

2. Гистологическое строение, функции мозжечка:

а) строение коры мозжечка-слои, морфо-функциональная характеристика нейроцитов;

б) характеристика проводящих путей большого мозга;

в) межнейрональные связи коры больших полушарий; понятие о функциональных единицах коры больших полу­шарий - модуля.

3.Гистологическое строение, функции спинномозговых узлов:

а) тканевой состав, строение стромы;

б) морфологическая и функциональная характеристика

нейроцитов спинномозговых узлов;

в) элементы нейроглии в органе, их разновидности, функ­ции;

г) схемы простых и сложных рефлекторных дуг с участи­ем нейроцитов спинномозговых узлов.

Уметь:

1. Идентифицировать микропрепараты: спинномозговой узел, спинной мозг, мозжечок, кора большого мозга

2. Находить и дифференцировать в препарате спинномозго­вой узел – нейроциты, разновидности глиоцитов, нервные волокна, строму.

3. Находить, и дифференцировать в препарате спинной мозг— серое и белое вещество, рога серого вещества, канатики в белом веществе, ядра спинного мозга, нейроциты и глиоциты.

4. Находить и дифференцировать в препарате мозжечок — кору и белое вещество, слои коры, разновидности нейроцитов в коре.

5. Находить и дифференцировать в препарате кора большого мозга – серое (кора) и белое вещество, слои коры, разно­видности нейроцитов в коре; дифференцировать ассоциа­тивные и двигательные зоны коры больших полушарий.

владеть: ОК – 1, ОК – 5, ОК – 8, ОПК – 1, ПК – 21

V. Контрольные вопросы для самоподготовки к практическому занятию.

1. Общая морфо - функциональная характеристика нервной системы.

2. Источники и эмбриональное развитие органов нервной си­стемы.

3. Гистологическое строение и функция спинномозговых уз­лов.

4. Спинной moзг. Микроскопическое строение серого и белого вещества. Рефлекторные дуги с участием спинного мозга.

5. Ствол головного мозга. Принцип организации серого и бе­лого вещества. Ретикулярная формация, её строение и функция.

6. Мозжечок. Гистологическое строение и функциональная характеристика, нейронный состав коры мозжечка; межнейрональные связи коры. Афферентные и эфферентные волокна мозжечка.

7. Общая морфо - функциональная характеристика больших полушарий. Цито- и миелоархитектоника коры больших полушарий, особенности строения в двигательных и чувст­вительных зонах. Представление о модульной организации коры.

8. Гематоэнцефалический барьер, его строение и значение.

9. Автономная нервная система. Общая морфо - функциональ­ная характеристика, отделы. Строение экстра- и интрамуральных ганглиев и ядер центральных отделов автономной нервной системы. Особенности строения рефлекторных дуг автономной нервной системы.

10. Регенераторные особенности и возрастные изменения ор­ганов нервной системы.

VI. Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гистология: Учебник. 7-е издание / Под ред. Ю. И. Афанасьева,
Н. А. Юриной. – М.: Медицина, 2012.

2. Гистология, эмбриология, цитология: Учебник / Под ред. Улумбекова Э. Г., Челышева Ю. А. – М.: ГЭОТАР. – Медиа,  2012.-480 с.

3. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. Л. Кузнецов,
Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. – М.: МИА. 2006.-373 с.

4. Атлас по гистологии / Ф. А. Каюмов. – Уфа: ДизайнПресс. 2012 – 208 с.

5. Атлас по гистологии и эмбриологии / И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. М.: Мед., 1978.-543 с.

6. Гистология человека в мультимедиа: учебник / Данилов Р. К., Клишов А. А., Боровая Т. Г. СПб. 2004.

7. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

 

Дополнительная:

1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: учебное пособие / В. Г. Елисеев и др. – М.: Медицина. 2004.

2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

3. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 1. Общая гистология (учение о тканях) / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова – СПб.: СпецЛит. 2001 – 495 с.

4. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 2. Частная гистология / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова. – СПб.: СпецЛит. 2001. – 735 с.

5. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / И. Г. Акмаев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 1. - 830 с.

6. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / Ю. И. Афанасьев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 2. - 512 с.

VII. Материалы для самоподготовки

Тесты

1.Дайте функциональную характеристику нейроцитам спинномозгового узла:

А) ассоциативные               

Б) чувствительные              

В) двигательные

Г) вставочные

2.Дайте функциональную характеристику нейроцитам симпатического узла:

А) ассоциативные              

Б) чувствительные             

В) двигательные

Г) вставочные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.015 с.)