Можно ли назвать любую ответную реакцию организма рефлексом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно ли назвать любую ответную реакцию организма рефлексом.



А) да,                 

Б) нет

Из чего развивается микроглия?

А) нейробласты,     

Б) мезенхима,   

В) спонгиобласты

Принимает ли участие в регенерации нервного волокна нейроглия?

А) да,                

Б) нет

4. Рефлекс — это:

А) любая ответная реакция организма,

Б) ответная реакция с участием нервной системы.

Чем отличается дендрит от аксона?

А) большой длиной,           

Б) меньшим ветвлением,

В) наличием в основании базофильной субстанции.

Что такое нервное волокно?

А) коллагеновое волокно, одетое в глиальную оболочку,

Б) отросток нервной клетки, одетый в глиальную оболоч­ку.

7. Укажите источник развития нервной ткани:

А) мезенхима,   

Б) мезодерма,       

В) эктодерма.

Бывают ли отростки нервных клеток ассоциативными?

А) да,                 

Б) нет.

Из чего развивается макроглия?

А) нейробласты,   

Б) спонгиабласты,   

В) мезенхима.

10. Какие формы нервных клеток чаще всего встречаются у че­ловека?

А) униполярные, 

Б) псевдоуниполярные,  

В) мультиполярные.

Какие структуры имеются в нервном волокне?

А) эпиневрий,  

Б) эндоневрий,

В) отросток нервной клетки, нейроглия.

Источником чего является ганглиозная пластинка?

А) спинного мозга, 

Б) спинномозговых узлов и ганглиев вегетативного отдела нервной системы, 

В) головного мозга.

Какой отросток нервной клетки дифференцируется ранее других отростков в эмбриогенезе?

А) нейрит,  

Б) дендрит.

Равноценны ли понятия «леммоцит» и олигодендроглиоцит?

А) да,                

Б) нет.

Что является стромальным элементом в нерве как органе?

А) соединительнотканные элементы,

Б) нервные волокна,

В) нейроглия.

Делятся ли нервные клетки центральных отделов нервной системы?

А) да, 

Б) нет.

Каково направление нервного импульса?

А) однонаправленное, Б) разнонаправленное.

18. Назовете химический состав базофильного вещества нерв­ной клетки:

А) ДНК, 

Б) РНК,

В) мукополисахариды.

Что представляет собою перехват Ранвье?

А) граница смежных леммоцитов,

Б) истончение участка осевого цилиндра.

Тождественны ли понятия «шванновская оболочка» и миелиновая оболочка?

А) да,

Б) нет.

Какие органоиды нервной клетки в большом количестве встречаются в осевом цилиндре?

А) нейрофибриллы, 

Б) митохондрии,    

В) центросома.

22. К категории каких структурных элементов клетки относит­ся базофильное вещество?

А) органоиды,  

Б) включения.

Какую функцию выполняет микроглия?

А) опорную,      

Б) трофическую,    

В) защитную.

Как регенерируют нервные клетки?

А) митозом, 

Б) за счет деления глиоцитов, 

В) за счет внутриклеточной регенерации.

Что является морфологическим субстратом рефлекса?

А) отростки нервных клеток,

Б) нейроглия,

В) цепь нейронов.

За счет какого слоя стенки нервной трубки развивается эпендимная глия?

А) краевая вуаль,  

Б) плащевая зона,   

В) внутренняя зона.

Чем оканчивается в органах аксон?

А) чувствительным нервным окончанием,

Б) эффекторным нервным окончанием,

Каким методом можно выявить миелиновую оболочку?

А) окраской орсеином,

Б) импрегнацией серебром,

В) обработкой осмиевой кислотой,

Принимает ли участие в регенерации нервного волокна нейроглия?

А) да,  

Б) нет.

Правильные ответы: 1-Б, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-В, 6-Б, 7-В, 8-А, 9-Б, 10-В, 11-В, 12-Б, 113-А,

Б, 15-А, 16-Б, 17-А, 18-Б, 19-А, 20-Б, 21-А, 22-А, 23-В, 24-В, 25-В, 26-В, 27-Б, 28-Б,

А.

Ситуационные задачи

1. Посмотреть на странице 10 «Атласа по гистологии и эмбриологии» (Алмазов II. В., Сутулов Л. С., 1978) ультрамикроскопическое строение клетки. Определить все структуры клетки, пронумерованные от 1 до 16, проверяя правильность ваших ответов по протоколу внизу.

2. Определите, какие морфологические признаки ха­рактерны для клетки с высоким уровнем синтеза белков:

а) хорошо выражены лизосомы, клеточный центр, мито­хондрии;

б) хорошо выражены эндоплазматическая сеть агранулярного типа, пластинчатый комплекс, митохондрии;

в) хорошо выражены эндоплазматическая сеть грануляр­ного типа, пластинчатый комплекс, митохондрии;

г) цитоплазма окрашивается базофильно;

д) цитоплазма окрашивается оксифильно.

3. Выберите морфологические признаки ядра, харак­терные для клетки в состоянии высокой функциональной активности:

a) гиперсегментированность ядра,

б) высокое содержание эухроматина,

в) высокое содержание гетерохроматина,

г) невыраженность ядрышек,

е) выраженность или увеличение количества ядрышек.               

4. Посмотрите в вашем альбоме рисунки поперечного среза зародыша на стадии ранней гаструляции (первичная полоска), а также закладки комплекса осевых органов. Назовите эмбриональные источники, формирующие нерв­ные ткани.

Правильные ответы к решению:

2 — в, г.

3 — б, е.

4 — Нейроциты и глиоциты, за исключением мик­роглии, образуются из эктодермы. Эмбриональным источни­ком микроглиоцитов является мезенхима.

I. T ема занятия: Сердечно – сосудистая система

II.Актуальность темы

Сердечно-сосудистая система состоит из сердца, кровеносных и лимфатических сосудов. Эти ор­ганы обеспечивают распространение по организму крови, питательных и биологически активных веществ, газов, про­дуктов метаболизма и тепловой энергии. Знание гистофизиологии столь важной для жизнедеятельности организма системы позволит будущим врачам в дальнейшем более правильно попять суть патологических изменений, так час­то возникающих в этих органах (ведь смертность от сер­дечно - сосудистых заболеваний занимает одно из первых мест) и более глубоко и серьезно подойти к профилактике, а в случаях необходимости, к диагностике и лечению их.

При изучении строения кровеносных сосудов и сердца следует помнить о тесной связи их структуры с функцией и гемодинамическими условиями. Последние сыграли в эмбриогенезе важную роль, определив появление различ­ных по своим структурным признакам сосудов: артерии, артериол, капилляров, венул, вен. Гемо- и лимфодинамические условия и функции определяют также и органные особенности сосудов.

III. Цель занятия: Знать строение органов сердечно -сосудистой системы на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях, их гистофизиологию и эмбриональ­ное развитие.

IV. Требования к знаниям и умениям.

В результате изучения темы студент должен:

знать:

—тканевой состав и гистологическое строение кровеносных сосудов,

—морфологические дифференцировочные признаки артерий и вен,

—морфологические дифференцировочные признаки артерий, мышечного, эластического и смешанного типов,

— морфологические дифференцировочные особенности строения вен различных типов,

—особенности строения капилляров и их ультраструктура,

—строение стенки сердца (эндокарда, миокарда, эпикарда),

—строение лимфатических сосудов,

—регенерацию органов сердечно - сосудистой системы,

—возрастные особенности строения сосудов, сердца новорождённого, детей раннего возраста и при старении, взрослого человека.

уметь:

1. «Читать» с помощью микроско­па гистологический препарат сердца; находить и диффе­ренцировать в нем микроскопические структуры:

— эндокард,

 — миокард.

— эпикард,

— сократительные и проводящие кардиомиоциты.

2. Дифференцировать под микроскопом миокард   новорож­денного и взрослого.

3. Дифференцировать на микроскопическом препарате капилляр от артериолы и венулы, артерию от вены, опреде­лить какого типа артерия (мышечного, смешанного, элас­тического), какого типа вена (безмышечного или мышеч­ного с различным развитием мышечных элементов).

4. Читать электронограммы:

— кардиомиоциты со вставочными дисками,

—кровеносный капилляр.

владеть: ОК -1, ОК – 5, ОК-8, ОПК -1, ПК-21

V. Контрольные вопросы для самоподготовки к практическому занятию.

1. Общая характеристика и состав сердечно - сосудистой системы.

2. Развитие кровеносных сосудов в стенке желточного мешка и в теле зародыша.

3. Капилляры. Строение, функция. Органные особенности cтруктуры капилляров. Ультраструктура эндотелия.

4. Артерии. Классификация. Строение стенки артерии элас­тического, мышечного и смешанного типов.

5. Вены. Классификация.Особенности структуры стенок вен, находящихся в различных гемодимамических условиях. Источники развития и строение сердца.

7. Микро- и ультраструктура эндокарда, миокарда и эпикарда.

8. Пластичность, возрастные особенности и регенерацион­ные возможности сердечно - сосудистой системы.

VI. Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гистология: Учебник. 7-е издание / Под ред. Ю. И. Афанасьева,
    Н. А. Юриной. – М.: Медицина, 2012.

    2. Гистология, эмбриология, цитология: Учебник / Под ред. Улумбекова Э. Г.,                                                                           Челышева Ю. А. – М.: ГЭОТАР. – Медиа, 2012.-480 с.

    3. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. Л. Кузнецов,
    Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. – М.: МИА. 2006.-373 с.

    4. Атлас по гистологии / Ф. А. Каюмов. – Уфа: ДизайнПресс. 2012 – 208 с.

    5. Атлас по гистологии и эмбриологии / И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. М.: Мед., 1978.-543 с.

    6. Гистология человека в мультимедиа: учебник / Данилов Р. К., Клишов А. А., Боровая Т. Г. СПб. 2004.

     7. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

Дополнительная:

     1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: учебное пособие / В. Г. Елисеев и др. – М.: Медицина. 2004.

     2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

     3. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 1. Общая гистология (учение о тканях) / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова – СПб.: СпецЛит. 2001 – 495 с.

     4. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 2. Частная гистология / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова. – СПб.: СпецЛит. 2001. – 735 с.

     5. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / И. Г. Акмаев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 1. - 830 с.

     6. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / Ю. И. Афанасьев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 2. - 512 с.

VII. Материалы для самоподготовки

Тесты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.02 с.)