Прямая речь, диалог, косвенная речь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прямая речь, диалог, косвенная речь



Цель работы: составление и оформление диалога на тему «Культура речи».

В результате выполнения самостоятельной работы обучающийся должен

знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая

норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные

нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в

социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с

точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных

коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и

уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и

разновидностей языка.

Информационное обеспечение

Основные источники:      

1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2016

Интернет – ресурсы:

http://www.rusyaz.ru/pr/pzpr.html

http://www.lingvotech.com/znaki_prepinaniya_pri_pryamoy_rechi

http://www.ahmerov.com/book_1197_chapter_150_Znaki_prepinanija_pri_prjamojj_rechi.html

Время выполнения – 1 час

Ход выполнения задания

Задание 1

Расставьте знаки препинания.

Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить, сколько времени прошло с тех пор, как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: здесь нужен самый точный пограничный прибор!

Какой спросил я.

Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне и лейтенант Виталий Гуров. (В. Коржиков)

Задание 2

Составьте схемы следующих предложений c прямой речью.

1) Все чаще вспоминались слова: «И может быть — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (П.). 2) «Идите за мной», — сказала она, взяв меня за руку (Л.).

3) «Позвольте... — прошептал юноша трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами».

4) «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» (Пауст.). 5) «Ну уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булг.). 6) Он сказал: «Я это уже слышал!» — и попросил больше не повторяться.

Задание 3

Прочитайте отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Какова роль диалога в отрывке? Поясните знаки препинания при использовании диалога.

Приятели называли его «тюфяком». За его медлительность, неповоротливость и неловкость.

Внимание «тюфяка» привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.

Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал:

— Тонет! Тонет!

— Кто тонет? — не спеша спросил «тюфяк».

— Не видишь, что ли? — огрызнулся Димка. — Пацан тонет. Под лёд провалился. Что стоишь?!

Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был «тюфяк» и не догадался этого сделать.

«Тюфяк» был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд.

Порядок выполнения заданий:

1 час – последовательное выполнение заданий.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

ü изучите предложенную литературу.

Форма предоставления отчета:

Работу выполните в рабочей тетради и представьте преподавателю.

Критерии оценки: уровень освоения учебного материала

Работа выполнена: Обучающийся выполнил работу и представил преподавателю.

Работа не выполнена: Обучающийся работу не выполнил.

 

 

Самостоятельная работа № 23

Сочинительные союзы

Цель работы: запись сложносочинённых предложений по заданным схемам, объяснение постановки знаков препинания.

В результате выполнения самостоятельной работы обучающийся должен

знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая

норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные

нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в

социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с

точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных

коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и

уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и

разновидностей языка.

Информационное обеспечение

Основные источники:      

1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2016

Интернет – ресурсы:

http://www.licey.net/russian/syntax/r2_2_5

http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovskaia_Rus_EGE_B/4.html

http://rusolimp.kopeisk.ru/sintaksis/?file=129

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/part-041.htm

Время выполнения – 1 час

Ход выполнения задания

Задание 1

В каком из предложений есть союз?

1) Вчера был прекрасный солнечный день.

2) Над городом плыли легкие облака.

3) Сходить бы сейчас искупаться.

4) Море сегодня чистое и теплое.

Задание 2

Определите разряды союзов по значению в следующих

предложениях (если они есть).

1) Ночью выпал снег, земля выглядит чище.

2) Мал золотник, да дорог.

3) Не переходите улицу на красный свет, потому что это опасно.

4) Ты о чем поешь, золотая рожь?

5) Вы понимаете, что вам предстоит сделать?

6) Голос у него был чуть с хрипотцой, однако пел он великолепно.

Задание 3

  Запишите предложения, раскройте скобки.

1) (И)так продолжалось еще долгое время.

2) Мне то(же) хотелось бы подняться в горы.

3) Что(бы) такое придумать, что(бы)избежать наказания?

4) (И)так, друзья, что же у нас получилось?

5) Так(же), как и все остальные, он готовился к отъезду.

6) (По)тому, как вы отвечаете, я буду делать выводы, (по)тому что тут

очень многое зависит от вашей подготовки.

7) Кот не успел спрятаться (за)то дерево, (за)то успел по пути

опрокинуть стул и миску с водой.

8) (От)того, насколько быстро вы будете бежать (от)того столба до этого,

зависит общий результат команды.

9) Он не согласился со мной, (при)чем тут же добавил, что мало что

понял из моих слов.

10) (При)том заявлении были еще какие-то документы.

Порядок выполнения заданий:

1 час – последовательное выполнение заданий.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

ü изучите литературу по теме.

Форма предоставления отчета:

Работу выполните в рабочей тетради и представьте преподавателю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.012 с.)