Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии оценки: уровень освоения учебного материала
Работа выполнена: Обучающийся продемонстрировал сообщение на уроке и представил преподавателю. Работа не выполнена: Обучающийся работу не выполнил. Самостоятельная работа № 6 Определение приставочного и суффиксального способов образования новых слов в русском языке Цель работы: составить таблицу «Способы образования слов в русском языке». В результате выполнения самостоятельной работы обучающийся должен знать: - связь языка и истории, культуры русского и других народов; - смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; - основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; - орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; уметь: - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. Информационное обеспечение Основные источники: 1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2016 Интернет – ресурсы: http://5-ege.ru/sposoby-slovoobrazovaniya/ http://irgali.narod.ru/files/rus_lang/slovoobrazovanie1.htm http://uchim.org/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya; Время выполнения – 2 часа Ход выполнения задания Задание. 1. Напишите краткий конспект. В русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования: 1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе: писать → выписать вид →подвид забавный → презабавный 2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса: находить → находка цвет (цветок) → цветник улыбаться → улыбка 3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса локоть → подлокотник беседа → собеседник свежий → освежить море → заморский мох → замшеть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса: взводить → взвод припевать → припев свинья → свин ой золото → золот ой восемь → восьм ой 5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся: кто → кто-то что → что-нибудь где → где-либо когда → когда-то бросать → бросаться 6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса: слушать →вслушаться нюхать →принюхаться думать →вдуматься тосковать →истосковаться ждать →дождаться 7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса. толпа → толпиться скупой → скупиться переговорить → переговариваться 8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение 1) двух производящих основ в одно слово а) без помощи соединительной гласной (интерфикса): кресло-кровать; платье-халат; ракета-носитель; ковёр-самолет; б) с помощью интерфикса: север, восток → северо-восток; сухие фрукты → сухофрукты; свод неба → небосвод; птица, фабрика → птицефабрика; хранилище для овощей → овощехранилище; 2) сложение усеченной основы и слова: ветеринарный врач→ ветврач; туристический поход→ турпоход; медицинский пункт→ медпункт; 3) сложение усеченных основ слов: заместитель председателя → зампред; мотоцикл педальный → мопед; профсоюзный комитет → профком; 4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний: МХАТ ГОЭЛРО ГАИ нэп МИД ОБСЕ 9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией: длинная шерсть + -н- → длинношерстный; хлеб, резать + -к- → хлеборезка; сам, варить + → самовар; черные брови + → чернобровый; каша, варить + → кашевар.
Задание 2. Напишите в 2 столбика примеры образования новых слов в русском языке: 1 – приставочный способ образования новых слов (10 слов); 2 – суффиксальный способ образования новых слов (10 слов). Порядок выполнения заданий: 1 час – усвоение теоретического материала (конспект, пересказ темы). 2 час – практическое применение получений знаний. Методические указания по выполнению самостоятельной работы ü изучите предложенную литературу: Форма предоставления отчета: Работу выполните в рабочей тетради и представьте преподавателю.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.01 с.) |