Понятия «индивид» и «личность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия «индивид» и «личность»



Индивид – это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Индивид – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции. Чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, тем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организации, тем выраженнее становятся их различия. Индивид индивидуализируется. Как индивиды люди отличаются друг от друга:

-     морфологическими особенностями (цвет глаз, волос),

- психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность).

Родившейся ребенок – индивид. Но он становится индивидуальностью по мере приобретения самостоятельности своего бытия в обществе.

Человек рождается индивидом, но в процессе общественной жизни приобретает социальные качества и становится личностью.

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Личность – это человек, взятый в системе его индивидуальных характеристик, которые социально обусловлены и проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являющихся устойчивыми и определяющими нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Р.С.Немову).

Личность в психологии – это системные социальные качества, приобретаемые индивидом в предметной деятельности и в общении, которые характеризуют уровень и качество представляемых общих отношений в индивиде (по Петровскому).

Известна формула «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Личность из философского словаря – человек как участник исторического процесса, носитель социальных ролей и обладатель возможности выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы и самого себя.

Личность – качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, воспитанный в обществе.

От качества и масштаба тех ценностей, которые усваивает человек и к которым он приобщается, зависит качество и масштаб его возможностей. «Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».

Личностные факторы заявляют о себе в потребительском поведении. Каждый из нас воспринимает мир по-разному, используя в качестве исходящего материала ощущения, имеющие своей физиологической основой процессы нервной системы. Люди по-разному себя ведут в ходе принятия потребительских решений.

Деятели рынка широко используют различные личностные факторы для составления профилей потребностей, типичных жизненных стилей т.д., типов потребностей.

При этом они опираются на личностные теории, которые помогают им понять, почему люди такие, какие они есть, и почему они делают и поступают так или иначе.

Фазы развития личности

Развитие личности – это процесс вхождения индивида в определенную социально-культурную среду, т.е. в определенное сообщество, обладающее сложной социальной структурой, иерархией членов и групп общества, обладающие установившимися правилами и нормами поведения.

 

Фазы развития личности

3. Интеграция индивидуальные черты личности и социальных норм (проблемная фаза, ребенок в группе, в труде, ЗОЖ и т.д.)
1. Адаптационная усвоение социальных ценностей, правил и норм поведения (обычно в семье, без конфликтов)
 

2. Индивидуализация развитие генетически заложенных факторов личности (задатки, способности у ребенка)

 


Неизбежно возникают противоречия между двумя линиями развития человека: социально адаптационным и генетически заложенным.

Именно поэтому по мере формирования личности, возникают трудности адаптационного периода на 1 фазе развития личности. Эти трудности в той или иной степени связаны с противоречием между, как правило, приветствуемой обществом тенденцией «быть как все» и стремлением личности к максимальной персонализации – стремлением «стать самим собой» характерной для 2 фазы. Фаза интеграции связана с процессом интеграции специфических характеристик человеческой индивидуальности и общественных норм. При этом обычно преобладающее значение имеют нормы относительно узкой общественной группы, того социального слоя, который непосредственно окружает данного человека.

Если человеку удается нормально адаптироваться в имеющей для него важное значение нормативной (референтной) социальной группе, т.е. в группе, соответствующей его социальным интересам, то такая ситуация способствует успешному завершению фазы интеграции. При условии интеграции человека в референтную группу с высокоразвитыми положительными социальными ценностями и моральными нормами у него активно формируются такие положительные черты характера, как справедливость, гуманность, требовательность к себе, доверие к людям, потребность в полезной деятельности и т.д.

Однако в случае трудностей, возникающих на стадиях индивидуализации и интеграции, когда человек не может преодолеть сложности адаптационного периода, у него развивается комплекс негативных качеств: зависимость, робость, неуверенность в себе и своих возможностях, конформизм.

Эти фазы развития личности пересекаются с фазами социализации (первичная, вторичная, повторная).

 

Структура личности

В структуру личности включают ряд систем: способности, мотивация, эмоции, волевые качества, характер, темперамент, эмоции и чувства, нравственные качества.

 

 


Данные структурные качества будут определять потребительское поведение личности.

Темперамент – индивидуально-своеобразная природно-обусловленная совокупность динамичных проявлений психики, т.е. интенсивность, скорость, темп, протекания психических процессов (реакций). Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Характер – своеобразие склада психологической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь, - в отношении к людям, к делу, к самому себе. Характер формируется и развивается в процессе познания и практической деятельности.

Способности – возможности человека в той или иной деятельности. Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Не путать с задатками.

Эмоции – непосредственные переживания в данный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребности.

Чувство – осознанное обдуманное, более сложное, чем эмоции, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей.

Воля – сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

 

Социализация личности

Процесс, в ходе которого индивид приобретает те или иные личностные качества, называется социализацией. Она начинается в семье, где происходит социализация детства, или первичная социализация. Приспосабливаясь к своей семье, ребенок обретает социальные качества, которые позже позволяют ему приспособиться к социальной жизни. Несмотря на то что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить самого себя и является условием сохранения и развития социальной культуры.

Кроме первичной, существуют вторичная, подготовительная и повторная виды социализации. Вторичная социализация – последующий процесс, который вводит социализированного индивида в другие секторы общества (школа, профессиональная группа, армия и т.д.). Подготовительная социализация – принятие индивидом ценностей группы, к которой он хотел бы принадлежать, что облегчает переход от одного этапа жизненного цикла к другому (абитуриент – студент, незамужняя – замужняя и т.д.). Повторная социализация (ресоциализация) возможна у взрослых людей в случае значительных жизненных изменений. Она возможна в двух формах: 1) в форме усвоения новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших (сельский житель – городской); 2) в форме отступления от принятых в обществе систем ценностей, норм, ролей (например, преступления).

Итак, не только общество формирует личность. Но и в определенной мере сама природа человека формирует общественные условия его жизни. Социальный процесс можно понять только исходя из знания подлинной сущности человека, его физиологических и психических свойств, изучая взаимодействие между природой человека и внешними условиями его жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.007 с.)