Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни и сферы менеджмента, подходы к управлению

Поиск

Выделяют следующие формы распределения управленческой деятельности:

- горизонтальная – размещение конкретных руководителей по отдельным подразделениям (финансовый, производственный, служба маркетинга);

- вертикальная – разделение труда подчиненных руководством создает в результате уровни управления. Каждая организация имеет свое определённое, присущее именно ей количество уровней управления [8, с. 41].

Следовательно существую такие уровни распределения управленческой деятельности:

1. Технический – руководители низшего звена (lower менеджеры) осуществляют непосредственное управление рабочими и работниками (не управленцами), проводят контроль за выполнением производственных задач и обеспечивают поступление оперативной информации для руководителей высших звеньев, отвечающих за использование ресурсов, оборудования.

2. Административный – руководители управлений и средних отделов (middle менеджеры) занимаются управлением и координацией внутри организации, согласовывают различные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители среднего звена контролируют работу младших начальников. Они определяют проблему, начинают обсуждать, разрабатывают творческие предложения, готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высших звеньев и передают эти решения в технологически удобной форме как конкретные задачи низовым руководителям.

3. Институциональный – высшее руководящее звено (top менеджеры) занимается выработкой долгосрочных, перспективных планов, формулированием задач, адаптацией организации к различным переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором функционирует данная организация [8, с. 43].

Управление социальной работой осуществляется на трех уровнях социальной организации российского общества:

1) государственный (страна);

2) региональный (область, район, город);

3) конкретная организация социальной работы.

Выделяют 4 важнейшие подходы к управлению как к науке:

- подход с позиции выделения различных школ в управлении;

- процессуальный подход, что рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций;

- ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самый эффективный метод в данной ситуации то, что больше всего ей соответствует. Ситуационный подход связан с фактором вероятности осуществления событий, зависящий от случайности, сложившихся обстоятельств или от ситуации. Он стремится связать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для эффективного достижения задач организации;

- системный, который предусматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов: людей, структуры, задач и технологий, которые ориентированы на достижение определенной цели в условиях внешней среды, меняется [7, с. 627].

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целей. Все организации являются системами. Существует два вида систем: открытые и закрытые.

Вообще термин «менеджмент», по мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, правомерно относить только к классу управления социальными системами. Поэтому, именно в этом контексте различают социально-политический менеджмент, менеджмент производственной сферы и менеджмент непроизводственной сферы, в том числе и менеджмент социальной работы. Как и управление, термин «менеджмент», кроме перечисленных основных его видов, включает еще и соответствующие уровни (организация (то есть учреждение, заведение, предприятие) – регион – отрасль – сфера – страна), а также основные формы (менеджмент материальных ресурсов и менеджмент человеческих ресурсов) и многочисленные подвиды (финансовый менеджмент, кадровый менеджмент, маркетинговый менеджмент и т.д.). При этом наиболее системно общую классификацию (или типологию) управления разработал Г. Щекин [9].

В то же время, как показывает анализ, одной из важнейших тенденций современного менеджмента в целом и менеджмента социальной работы в частности (как типа управления учреждением социальной работы в условиях рыночных отношений), является его диверсификация, которая главным образом представляет собой сочетание различных форм, подходов, целей, объектов управления, функций и т. д. Эти тенденции вызваны, прежде всего, потребностями реальной социальной практики, главной из которых является диверсификация общественного производства товаров и услуг. Однако и внутренние потребности самого менеджмента также заставляют его диверсифицироваться. Это потребности рационального использования управленческого потенциала, его организационных форм, что должны отвечать на современном этапе стратегии и динамике общественного развития, а также ориентировать на качество и эффективность управленческой деятельности.

Типология менеджмента социальной работы еще недостаточно освещена в современной научно-методической литературе. Однако в организации современных управленческих знаний она выполняет, на наш взгляд, две основные функции. Во-первых, она, показывая возможные типы управления, позволяет глубже понять, как осуществляется управление социальной работой, от чего зависит его успех. А во-вторых, типология менеджмента позволяет еще и раскрыть сущностные свойства и характеристики видовых особенностей менеджмента социальной работы [4].

Наряду с этим, типология менеджмента социальной работой оказывает также существенную помощь управленческому персоналу в решении многих проблем практического использования управленческих знаний, потому что она показывает, как разнообразие условий, в которых осуществляется управление, требует не просто построения одного какого-то варианта менеджмента, а выбора оптимального варианта по определенным правилам типологического анализа и дальнейшей его корректировки на основе дополнительных критериев, исходя из конкретных обстоятельств. Словом, типология – это упорядоченное и систематизированное представление о менеджменте социальной работы. Исходя из этого, правомерным будет выделение двух разновидностей типологического анализа менеджмента социальной работы: дуалистической и многокритериальной (или многофакторной) типологий менеджмента социальной работы.

Первая разновидность типологического анализа отражает дуалистический подход к определению типов управления социальной работой, согласно которому они выделяются по двум противоположным характеристиками, которые не исключают, а дополняют друг друга в конкретных условиях управленческой деятельности. К таким типам относится внутренний (интра-) и внешний (инфра-) менеджмент, стратегический и тактический менеджмент, формальное и неформальное, устойчивое и неустойчивое, централизованное и децентрализованное, традиционное и инновационное, профессиональное и непрофессиональное управление и тому подобное [11, с. 240].

В то же время дуалистический подход по определению типологии менеджмента социальной работы, хотя и имеет свою определенную ценность для понимания характеристик управления социальной работой, является очень ограниченным.

Вторая разновидность типологического анализа, или многокритериальная типология менеджмента социальной работы, позволяет лучше ориентироваться в видовом разнообразии управления социальной работой, а значит и более обоснованно выбирать его необходимые типы. Важно, чтобы те или иные критерии типологического анализа не были случайными, неупорядоченными, а также чтобы они максимально покрывали широкое поле характеристик и признаков управления социальной работой и современных практических проблем его осуществления.

Одним из важнейших критериев многофакторной типологии менеджмента социальной работы есть приоритеты в средствах управления. Известно, что можно опираться на различные средства управления и, в зависимости от того, каким средствам предоставляется преимущество, управление социальной работой может быть административно-командным, экономическим, социально-экономическим и технократическим.

Например, административно-командное управление социальной работой, в качестве главного средства управленческой деятельности (главной опоры менеджера), признает административное указание (команду), выполнение которой жестко контролируется, а система ответственности за это адекватная потребностям такого контроля.

Менеджмент социальной работы – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение учреждением социальной работы, действующей в рыночных условиях, определенных целей путем рационального использования материальных, человеческих и других ресурсов с применением научнообусловленных форм, принципов, функций и методов управления [9]. Иными словами, менеджмент социальной работы – это научное управление учреждением социальной работы, которая действует в условиях рынка и рыночной экономики, что означает:

• ориентацию учреждения социальной работы на спрос и потребности рынка социальных услуг, на запросы конкретных клиентов, которые нуждаются в конкретной социальной помощи, без которой они не могут обеспечить нормальное функционирование, что в конечном счете способствует выполнению этой организацией поставленных целей;

• постоянное стремление к повышению качества и эффективности предоставления социальных услуг, то есть к обеспечению получения наиболее оптимальных результатов с наименьшими затратами имеющихся ресурсов;

• определенную организационно-хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности учреждения социальной работы в целом или ее подразделений;

• постоянная корректировка целей и программ в зависимости от потребностей и интересов клиентов, рынка социальных услуг, других факторов внешней среды;

• конечный результат деятельности учреждения социальной работы, проявляется на рынке социальных услуг в процессе обмена деятельности между ней и определенными клиентами, которые являются представителями самых незащищенных слоев населения;

• необходимость использования современной (компьютеризированной) информационной базы с целью прогнозирования стратегии развития средств и форм социальной помощи, различных расчетов и выбора наиболее рациональных способов для принятия обоснованных, оптимальных и эффективных управленческих решений в сфере социальной защиты населения [12, с. 436-437].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.92.5 (0.007 с.)