Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретико-праксеологические основы социальной работы

Поиск

Социальными службами за последнее десятилетие накоплен немалый опыт, который требует тщательного изучения и осмысления. Такой механизм накопления научных знаний – от анализа и обобщения практики к теоретическим выводам и формированию определенных закономерностей характерно для ряда отраслей, таких, например, как практическая психология, конфликтология, медицина и тому подобное. Общество накапливает определенную информацию об особенностях возникновения, протекания, а также путей решения тех или иных человеческих проблем, потом эта информация анализируется учеными и на основании сделанных поисков осуществляется дальнейшее развитие и углубление системы знаний. Подобная ситуация назрела сегодня и в области социальной работы.

Действительно, в 1990-е годы данный вид деятельности в нашем государстве устанавливался на основе зарубежных концепций и с учетом определенного отечественного опыта работы социально-педагогических, воспитательных учреждений системы социальной защиты и помощи. За данный период сформировалось множество различных взглядов на социальные явления и процессы, протекающие в обществе, относительно особенностей и путей решения проблем личности в социуме и тому подобное. Вот почему теория социальной работы как науки в России характеризуется довольно динамичным развитием. Многие из ее положений и концепций еще не получили устойчивости, дискутируются, а накопленный опыт деятельности социальных служб на должном теоретическом уровне практически не изучался. Это и обуславливает актуальность научного обеспечения социальной работы.

Попробуем осуществить выделение тех основных направлений исследований и поисков, на основе которых сможет в будущем целенаправленно и эффективно развиваться социальная работа как практическая профессиональная деятельность. В частности, остановимся на анализе основных теоретических концепций и положений, с помощью которых можно на данный момент охарактеризовать работу социальных служб, а также наметить основные пути повышения их эффективности.

Общеизвестным является то, что основу социальной работы составляют субъект-субъектные и субъект-объектные отношения между социальным работником и клиентом. Причем, лицо становится пользователем социальных услуг в случае возникновения у нее на той или иной стадии социализации определенных проблем (социального, возрастного, психологического или иного характера). В свою очередь, социальные работники оказывают помощь лицу как представители определенных социальных институтов – социальных служб, которые организуются, подчиняются, работают в соответствии с законодательством социального государства или гражданского демократического общества. На основании анализа этой схематической модели, приходим к выводу, что основные теории социальной работы могут развиваться в следующих направлениях:

– Анализ особенностей общественных отношений, приводящих к виктимизации, маргинализации и других социализационных проблем личности.

– Характеристика (социальная, демографическая, психологическая и др.) основных групп клиентов социальной работы.

– Исследование проблематики личности, попавшей в трудное жизненное положение.

– Изучение особенностей профессионального взаимодействия социального работника и клиента с целью налаживания эффективной деятельности по решению проблематики личности.

– Совершенствование социально-правовых основ, регламентирующих модели взаимодействия в пределах социальной работы.

– Определение требований к личности, функциональной нагрузки и содержания профессиональной компетентности социальных работников.

– Изучение особенностей управления и деятельности социальной службы как социальной организации.

– Разработка концепций оптимизации социальной работы, измерения ее эффективности, обоснование новых методов и технологий данного вида деятельности [19, с. 356].

Очевидно, перечень указанных направлений не является исчерпывающим, каждый из них может детализироваться, конкретизироваться, исходя из задач исследования и проблематики, что изучается. Кроме того, поскольку теория социальной работы является интегрированной отраслью знаний, то ее междисциплинарный характер и определяет специфику научных изысканий и анализа.

Теоретические основы социальной работы находит свое отражение в целом ряде разнопредметных подходов: функциональном, этико-деонтологическом, личностно-деятельностном, позиционно-ролевом, акмеологическом, жизнеформирующем, системном. Кроме того, в социальной работе широко применяются психодинамическая, поведенческая, когнитивная и экзистенциально-гуманистическая теории, социально-экологическая, ролевая и социально-радикальная модели, теория кризисного вмешательства, проблемно-ориентированная модель и другие концепции [15, с. 369]. Научные направления, перечисленные выше, вызывают интерес с точки зрения возможности их практического применения в повседневной деятельности социальных институтов.

К примеру, системный подход позволяет определить цель социальных служб не только как помощь и поддержку, но и как «воспроизведение» личности, что значительно расширяет возможности и задачи социальной работы. Важным представляется обеспечение принципа комплексности, налаживание связей с социальными, психологическими и другими службами региона, что позволит наладить систему социальной помощи.

Практическое значение, в частности, ситуационного подхода заключается в том, что содержание профессиональной компетентности социальных работников (что обязательно учитывается при подготовке, повышении квалификации и определении соответствия занимаемой в социальной службе должности) во многом предопределяется характером типичных для определенной организации жизненных ситуаций и проблем клиентов.

Нельзя не отметить также и такие важные характеристики деятельности социальных служб как работа в команде, соответствующий социально-психологический климат коллективов социальных работников, организационная культура и интерактивное направления социальной работы, целесообразность и основные принципы которых разрабатываются в пределах указанных выше направлений.

Мы привели лишь некоторые примеры того, каким образом происходит взаимное развитие теории и практики социальной работы. Такой «диалог» между методологией и праксеологией должен стать значительным потенциалом для повышения эффективности деятельности социальных служб, а также перспективой развития самой теории социальной работы как прикладной науки.

Анализируя параметры путей совершенствования социальной работы в основе внедрения некоторых психолого-ориентированных теоретических положений в практическую деятельность предлагаем следующее.

Во-первых, с учетом теоретических подходов к системному и целостному характеру социальной работы считаем целесообразным определение главной цели деятельности социальных служб как обеспечение социально-психологического сопровождения личности в процессе ее социализации. Подобную точку зрения разделяют и другие ученые по развитию социально-психологических служб [14, с. 83].

Это существенно отличается от существующего положения вещей в социальной работе на сегодня, когда большинство социальных служб ориентируют свои усилия на решение каких-то отдельных проблем клиента или вообще не используют индивидуального подхода. Понятно, что такая методология требует от социальных работников увеличения их функциональной нагрузки, расширение полномочий и обязанностей, изменения в структуре самих социальных служб (за счет введения новых специалистов или даже новых подразделений). Однако, адекватное решение этой сложной задачи позволит получить важный результат социального вмешательства: у клиентов будет накапливаться положительный опыт решения социализационных проблем, что в дальнейшем приведет к повышению уровня их самостоятельности и формированию уверенности в себе на следующих стадиях социализации. Это также позволит отойти от потребительского подхода со стороны клиентов.

Во-вторых, для реализации определенной выше цели социальной работы необходимо создать систему научно-методического обоснования по социально-психологическому и организационному обеспечению деятельности социальных служб. Эта задача предусматривает налаживание тесного сотрудничества между учеными и практиками для фиксации и анализа опыта, проведения соответствующих исследований, корректировки практикой тех или иных положений. Именно в тесном сотрудничестве ученых и практических работников может быть действительно действенное развитие социальной работы как профессиональной деятельности и системы научных знаний.

В-третьих, все вышеизложенное позволяет утверждать о роли психологических и социально-психологических знаний в деятельности социальных работников, что должно найти отражение в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих специалистов. Значение вооружение специалистов по социальной работе соответствующими психологическими знаниями нельзя переоценить, поскольку это обеспечит надлежащее выполнение основных гуманистических функций и задач данного вида деятельности, а также способствовать предоставлению действенной помощи в улучшении конкретной жизненной ситуации отдельной личности, соблюдения принципа адресности и тому подобное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.100 (0.011 с.)