Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретико-праксеологические основы социальной работыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальными службами за последнее десятилетие накоплен немалый опыт, который требует тщательного изучения и осмысления. Такой механизм накопления научных знаний – от анализа и обобщения практики к теоретическим выводам и формированию определенных закономерностей характерно для ряда отраслей, таких, например, как практическая психология, конфликтология, медицина и тому подобное. Общество накапливает определенную информацию об особенностях возникновения, протекания, а также путей решения тех или иных человеческих проблем, потом эта информация анализируется учеными и на основании сделанных поисков осуществляется дальнейшее развитие и углубление системы знаний. Подобная ситуация назрела сегодня и в области социальной работы. Действительно, в 1990-е годы данный вид деятельности в нашем государстве устанавливался на основе зарубежных концепций и с учетом определенного отечественного опыта работы социально-педагогических, воспитательных учреждений системы социальной защиты и помощи. За данный период сформировалось множество различных взглядов на социальные явления и процессы, протекающие в обществе, относительно особенностей и путей решения проблем личности в социуме и тому подобное. Вот почему теория социальной работы как науки в России характеризуется довольно динамичным развитием. Многие из ее положений и концепций еще не получили устойчивости, дискутируются, а накопленный опыт деятельности социальных служб на должном теоретическом уровне практически не изучался. Это и обуславливает актуальность научного обеспечения социальной работы. Попробуем осуществить выделение тех основных направлений исследований и поисков, на основе которых сможет в будущем целенаправленно и эффективно развиваться социальная работа как практическая профессиональная деятельность. В частности, остановимся на анализе основных теоретических концепций и положений, с помощью которых можно на данный момент охарактеризовать работу социальных служб, а также наметить основные пути повышения их эффективности. Общеизвестным является то, что основу социальной работы составляют субъект-субъектные и субъект-объектные отношения между социальным работником и клиентом. Причем, лицо становится пользователем социальных услуг в случае возникновения у нее на той или иной стадии социализации определенных проблем (социального, возрастного, психологического или иного характера). В свою очередь, социальные работники оказывают помощь лицу как представители определенных социальных институтов – социальных служб, которые организуются, подчиняются, работают в соответствии с законодательством социального государства или гражданского демократического общества. На основании анализа этой схематической модели, приходим к выводу, что основные теории социальной работы могут развиваться в следующих направлениях: – Анализ особенностей общественных отношений, приводящих к виктимизации, маргинализации и других социализационных проблем личности. – Характеристика (социальная, демографическая, психологическая и др.) основных групп клиентов социальной работы. – Исследование проблематики личности, попавшей в трудное жизненное положение. – Изучение особенностей профессионального взаимодействия социального работника и клиента с целью налаживания эффективной деятельности по решению проблематики личности. – Совершенствование социально-правовых основ, регламентирующих модели взаимодействия в пределах социальной работы. – Определение требований к личности, функциональной нагрузки и содержания профессиональной компетентности социальных работников. – Изучение особенностей управления и деятельности социальной службы как социальной организации. – Разработка концепций оптимизации социальной работы, измерения ее эффективности, обоснование новых методов и технологий данного вида деятельности [19, с. 356]. Очевидно, перечень указанных направлений не является исчерпывающим, каждый из них может детализироваться, конкретизироваться, исходя из задач исследования и проблематики, что изучается. Кроме того, поскольку теория социальной работы является интегрированной отраслью знаний, то ее междисциплинарный характер и определяет специфику научных изысканий и анализа. Теоретические основы социальной работы находит свое отражение в целом ряде разнопредметных подходов: функциональном, этико-деонтологическом, личностно-деятельностном, позиционно-ролевом, акмеологическом, жизнеформирующем, системном. Кроме того, в социальной работе широко применяются психодинамическая, поведенческая, когнитивная и экзистенциально-гуманистическая теории, социально-экологическая, ролевая и социально-радикальная модели, теория кризисного вмешательства, проблемно-ориентированная модель и другие концепции [15, с. 369]. Научные направления, перечисленные выше, вызывают интерес с точки зрения возможности их практического применения в повседневной деятельности социальных институтов. К примеру, системный подход позволяет определить цель социальных служб не только как помощь и поддержку, но и как «воспроизведение» личности, что значительно расширяет возможности и задачи социальной работы. Важным представляется обеспечение принципа комплексности, налаживание связей с социальными, психологическими и другими службами региона, что позволит наладить систему социальной помощи. Практическое значение, в частности, ситуационного подхода заключается в том, что содержание профессиональной компетентности социальных работников (что обязательно учитывается при подготовке, повышении квалификации и определении соответствия занимаемой в социальной службе должности) во многом предопределяется характером типичных для определенной организации жизненных ситуаций и проблем клиентов. Нельзя не отметить также и такие важные характеристики деятельности социальных служб как работа в команде, соответствующий социально-психологический климат коллективов социальных работников, организационная культура и интерактивное направления социальной работы, целесообразность и основные принципы которых разрабатываются в пределах указанных выше направлений. Мы привели лишь некоторые примеры того, каким образом происходит взаимное развитие теории и практики социальной работы. Такой «диалог» между методологией и праксеологией должен стать значительным потенциалом для повышения эффективности деятельности социальных служб, а также перспективой развития самой теории социальной работы как прикладной науки. Анализируя параметры путей совершенствования социальной работы в основе внедрения некоторых психолого-ориентированных теоретических положений в практическую деятельность предлагаем следующее. Во-первых, с учетом теоретических подходов к системному и целостному характеру социальной работы считаем целесообразным определение главной цели деятельности социальных служб как обеспечение социально-психологического сопровождения личности в процессе ее социализации. Подобную точку зрения разделяют и другие ученые по развитию социально-психологических служб [14, с. 83]. Это существенно отличается от существующего положения вещей в социальной работе на сегодня, когда большинство социальных служб ориентируют свои усилия на решение каких-то отдельных проблем клиента или вообще не используют индивидуального подхода. Понятно, что такая методология требует от социальных работников увеличения их функциональной нагрузки, расширение полномочий и обязанностей, изменения в структуре самих социальных служб (за счет введения новых специалистов или даже новых подразделений). Однако, адекватное решение этой сложной задачи позволит получить важный результат социального вмешательства: у клиентов будет накапливаться положительный опыт решения социализационных проблем, что в дальнейшем приведет к повышению уровня их самостоятельности и формированию уверенности в себе на следующих стадиях социализации. Это также позволит отойти от потребительского подхода со стороны клиентов. Во-вторых, для реализации определенной выше цели социальной работы необходимо создать систему научно-методического обоснования по социально-психологическому и организационному обеспечению деятельности социальных служб. Эта задача предусматривает налаживание тесного сотрудничества между учеными и практиками для фиксации и анализа опыта, проведения соответствующих исследований, корректировки практикой тех или иных положений. Именно в тесном сотрудничестве ученых и практических работников может быть действительно действенное развитие социальной работы как профессиональной деятельности и системы научных знаний. В-третьих, все вышеизложенное позволяет утверждать о роли психологических и социально-психологических знаний в деятельности социальных работников, что должно найти отражение в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих специалистов. Значение вооружение специалистов по социальной работе соответствующими психологическими знаниями нельзя переоценить, поскольку это обеспечит надлежащее выполнение основных гуманистических функций и задач данного вида деятельности, а также способствовать предоставлению действенной помощи в улучшении конкретной жизненной ситуации отдельной личности, соблюдения принципа адресности и тому подобное.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.100 (0.011 с.) |