Союзы писателей, литературные курсы и литературные объединения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Союзы писателей, литературные курсы и литературные объединения



 

Если какой‑либо союз писателей, кроме медали «за выдающийся вклад в развитие и поддержание отечественной литературы», иногда может дать вам полезные знакомства, рекомендацию в издательства и выдвижение на премию, то литературные объединения – небольшой междусобойчик, где «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку». Нужен ли вам подобный творческий допинг – решайте сами. «Завязнуть коготком так, чтобы потом вся птичка пропала» в местечковом болоте – очень легко. «Захваленный и маститый» член такого объединения вполне может на поверку оказаться обычным графоманом, печатающимся за свой счет.

 

Когда я только начинала заниматься литературной деятельностью, мне предложили читать и редактировать тексты для маленького коммерческого журнальчика с пафосным названием (что‑то вроде «Сияние лиры» или «Лавровый венок» – название придумано мной условно), печатающего произведения за счет автора. Как‑то раз прислало мне начальство рассказ ведущего автора подобного литобъединения. Его нельзя было отредактировать вообще – только переписать полностью, настолько плох оказался текст! Я внесла правки, указала места, которые стоит доработать перед публикацией. Автор был в гневе, а знаете, как возмущались все его соратники по перу? Он же у них был лучшим! Божественность его дара даже не подвергалась сомнению! В общем, я отказалась читать и редактировать тексты для того журнала, который все же напечатал вышеупомянутый рассказ в авторской редакции.

 

И так, если вас уже охватил творческий азарт и без написания текстов вы себя не мыслите – идите лучше в литературный институт, на ВЛК, на писательские курсы MEDIAШКОЛЫ при АиФ: http://school.aif.ru/.

 

Если вы не живете в столице России, возможно, и в вашем городе найдутся похожие курсы, как например, Приволжская МЕДИАшкола: http://mediashkola.com/ в Нижнем Новгороде, славящаяся хорошим уровнем образования, или присутственные или онлайн курсы при издательстве Астрель СПб: литературные курсы «МАСТЕР ТЕКСТА»: http://www.astrel‑spb.ru/master‑online.html

Лекции проходят в форме вебинаров на сайте webinar.fm.

 

Преподаватели:

Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель‑СПб», писатель, сценарист.

Александр Мазин, редактор и писатель, родоначальник жанра «историческая фантастика».

Владимир Соболь, член Союза писателей Санкт‑Петербурга и Санкт‑Петербургского союза журналистов, историк, преподаватель, ведущий «книжных» программ на радио «Эхо Москвы в Петербурге».

Расписание писательских курсов онлайн:

18 академических часов: 9 дней по 2 академических часа (1 ч. 30 мин.).

Понедельник и четверг, с 20.00 до 21.30 по московскому времени.

 

Программа обучения на литературных курсах онлайн  

 

 

 

На литературных курсах MEDIAШКОЛЫ при АиФ я несколько раз проводила занятия‑встречи по просьбе моей подруги, писательницы Евгении Добровой, являющейся одним из основных преподавателей. Насколько он хорош – вам придется проверить на собственном опыте, если появится такое желание, поскольку лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но и по своим занятиям, и по тому, что я видела на занятиях Евгении Добровой, у меня сложилось ощущение, что они действительно вкладывают душу, а не просто зарабатывают деньги. Кроме того, эти программы партнерски поддерживают крупнейшие издательства (АСТ, ЭКСМО), а на встречи со студентами приходят известные писатели, такие как Татьяна Сотникова, Олег Рой и др. Я рекомендовала нескольким моим авторам пройти их, и знаю, что те остались довольны. Каждый может найти в этих программе именно то, что ему требуется, поскольку тематика довольно обширна. Сроки обучения там гораздо меньше, чем в Литературном институте или на Высших литературных курсах, а для людей работающих это немаловажный фактор. К тому же, вполне возможно, что вы уже состоявшаяся личность, имеющая одно или два других высших образования, не нуждающаяся в лекциях по истории России, изучению латыни и прочих смежных предметов. Получить самые необходимые знания и навыки, улучшить технику письма, узнать схемы построения произведений и маленькие писательские секреты, познакомиться с редакторами ведущих издательств и самыми известными писателями вы сможете именно там. На мой взгляд, это быстро, действенно, толково. Я очень рада, что в свое время окончила Литературный институт, но если смотреть из сегодняшнего дня, то я бы пошла именно на эти курсы.

 

Вот краткое содержание еще одной из подобных из программ

 

Программа

 

Студенты погружаются в творческий процесс, детально изучают специфику всех видов и жанров художественного текста, разрабатывают собственные произведения, обмениваются опытом с коллегами и встречаются с известными писателями, редакторами и членами жюри главных литературных премий.

 

В процессе обучения вы:

 

Проработаете детально каждый элемент своего художественного произведения.

Изучите те аспекты психологии, которые позволяют создавать нестандартные сюжетные линии и достоверных героев.

Сможете представить свое литературное произведение редакторам на рецензирование и получить обратную связь от коллег и экспертов.

Узнаете принципы работы книжной индустрии: современные требования издательств, редакторские критерии отбора текстов, а также инструменты продвижения готовых произведений.

По окончании курса лучшие работы будут рекомендованы издательствам «Эксмо», «Альпина», «Самокат», «Ad Marginem» и др.

 

Программа курса делится на 3 блока:

 

1‑й блок: Практика

Студенты с первого занятия получают задания и пошагово разрабатывают все элементы своего произведения.

 

2‑й блок: Психология. Специфика создания героев.

«Теория 9 типов»

 

Успех сценария или книги на 50 % зависит от психологически достоверных персонажей. При разработке таких героев зарубежные писатели и сценаристы используют «Теорию 9 типов». С помощью этой теории в Голливуде было создано множество известных фильмов и сериалов, среди которых «Доктор Хаус», «Декстер», «Красота по‑американски», «Умница Уилл Хантинг» и многие другие. Эта методика признана авторами и консультантами, работающими с Sony Pictures, Walt Disney, BBC, FreMantle Media и др.

Использование теории 9 типов при создании литературного произведения. Методика создания характеров по Джозефу Кэмпбеллу, Роберту Макки, Линде Сегер и Теория 9 типов.

Классификация 9 типов: Набор характеристик каждого типа. Отличительные черты и перспективы развития характеров.

Система ценностей и внутренние конфликты 9 типов.

Компоненты, входящие в понятие «Внутренний мотор» героя: ключевой страх, ключевое желание, ключевое заблуждение.

Три вида психологических состояний героя и его трансформация.

Взаимодействие между героями: конфликт, реакция, влияние.

Критерии поведения 9 типов в различных жанрах.

 

3‑й блок: Q&A

 

В рамках курса проводятся встречи в формате «вопрос‑ответ» с известными писателями, редакторами ведущих издательств, литературными агентами и членами жюри известных литературных премий.

Современные писатели делятся своим опытом и рассказывают о первых шагах в профессии.

Приглашенные редакторы и литературные агенты рассказывают о специфике работы издательств, актуальных требованиях и перспективах сотрудничества.

Члены жюри главных литературных премий встречаются со студентами и рассказывают о критериях отбора конкурсных работ.

 

В рамках курса также пройдут спецкурсы:

 

«Из книги в кино: как написать сценарий экранизации своего произведения»

Принципиальные отличия создания романа и сценария для кино и телевидения.

Трехактная структура, сюжет, диалоги, эпизодный план.

Герой: особенности и отличия книжного и кино героя.

Особенности создания сценариев для телевидения.

Технология работы над сценарием.

Экранизация: какие элементы наиболее важны и как их правильно перенести из книги в сценарий. Саморедактура.

«Психология для писателей»

 

Насколько я знаю, там бывают разные по длительности писательские программы, в том числе и онлайновые курсы для живущих в других городах и странах, для тех, кто не может себе позволить приехать учиться в Москву. Да, это менее эффективно, менее интересно и не расширяет круг знакомств, но это работает. Если человек точно знает, какие знания ему нужны и намерен учиться, он их получит, вдохновится заданиями, их удачным выполнением и повысит свое мастерство. И это гораздо эффективнее междусобойчиковых литобъединений. Впрочем, одно другому не помеха, только не давайте сбивать себя с толку – порой «маститые» руководители таких объединений (печатающиеся за свой счет малыми тиражами в местных типографиях на газетной бумаге) из ревности будут втолковывать вам, что это не принесет пользы. Уверяю вас, это не так. Лучший способ – проверить мои слова на практике.

 

Я понимаю, что со стороны столичного жителя сужу несколько с другой «колокольни», и региональные литературные объединения могут оказывать начинающим писателям весьма неплохую поддержку, не только моральную, но и более действенную. С этой позиции результативным, на мой взгляд, является РОСА (Российское общество современных авторов). Их первичное отделение находится в Старом Осколе, но и в некоторых других городах существуют его филиалы. Вот их сайт: http://art.oskol.info/

Несколько лет назад мне даже удалось издать исторический роман одного из авторов – членов РОСА в издательстве АСТ, да и проводимые ими драматургические конкурсы выводили пьесы драматургов на сцены пусть провинциальных, но профессиональных театров.

 

Вернемся к союзам писателей. В России в целом и в Москве в частности на сегодняшний день существует четыре союза писателей (официальных): Союз писателей России, Союз российских писателей, Союз писателей Москвы и Союз писателей XXI века.

 

Союз писателей России: http://sp.voskres.ru/

 

Союз писателей России – общероссийская общественная организация, объединяющая ряд российских и зарубежных литераторов (прозаиков, поэтов, эссеистов и т. д.). Преемник Союза писателей РСФСР. На 2004 год состоял из 93 региональных организаций и объединял 6991 человека. Образовался в 1991 году, когда на базе единого Союза писателей СССР образовались Союз писателей России («патриотической» направленности) и Союз российских писателей («демократической» направленности). Первый председатель – Юрий Бондарев. Председатель правления – Валерий Ганичев.

 

Союз российских писателей: http://www.writers.ru/

Союз российских писателей – общероссийская общественная организация, объединяющая российских и зарубежных литераторов (прозаиков, поэтов, эссеистов и т. д.). Союз российских писателей образовался в 1991 году, когда на базе единого Союза писателей СССР образовались Союз писателей России («патриотической» направленности), Союз писателей Москвы, Московская городская писательская организация и Союз российских писателей («демократической» направленности). Союз российских писателей насчитывает в своих рядах более 3,5 тысячи писателей. У истоков его создания стояли Дмитрий Лихачев, Сергей Залыгин, Виктор Астафьев, Юрий Нагибин, Анатолий Жигулин, Владимир Соколов, Роман Солнцев. В Союзе российских писателей состоят Андрей Битов, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер, Руслан Киреев, Михаил Кураев, Юрий Кублановский, Александр Кушнер, Владимир Маканин, Валерий Попов, Олег Чухонцев и другие известные писатели.

Союз писателей Москвы: http://soyuzpisateley.ru/

Союз писателей Москвы организован в 1992 году в результате распада Союза писателей СССР после августовского путча 1991 года. Его ядром стала созданная в 1990 году Независимая писательская ассоциация «Апрель», в которую вошли Булат Окуджава, Фазиль Искандер, Анатолий Приставкин, академик Д.С.Лихачев, Леонид Жуховицкий, Владимир Корнилов, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский и другие наши коллеги, понимавшие необходимость демократических перемен в общественной и политической жизни страны, не изжившей в ту пору тоталитарных методов общения с народом и его творческой интеллигенцией. «Апрель» выступал за свободу слова, за неподконтрольность литературы партийным органам и КГБ; за возвращение в отечественную литературу имен и книг Солженицына, Аксенова, Владимова, Максимова, Гладилина… Союз писателей Москвы придерживается демократической ориентации, противостоит любым проявлениям национальной нетерпимости, пропаганде насилия в обществе, считая своей главной задачей сохранение свободы творчества и русского языка, полагая оценочным критерием литературного произведения талант автора. СПМ насчитывает около двух тысяч профессиональных литераторов разных жанров и творческих направлений, среди которых – Б. Васильев, В. Маканин, В. Войнович, Ф. Искандер, А. Курчаткин, Е. Попов, И. Лиснянская, Л.Улицкая, А. Битов и другие. Членами организации состояли Б.Окуджава, Ю.Нагибин, Г.Бакланов, М.Рощин, А.Приставкин, Б.Ахмадулина, А.Вознесенский… Руководит организацией Секретариат, куда входят Сергей Белорусец, Евгений Бень, Леонид Жуховицкий, Лола Звонарева, Елена Исаева, Кирилл Ковальджи, Галина Климова, Татьяна Кузовлева, Анатолий Курчаткин, Галина Нерпина, Евгений Попов, Александр Ревич (председатель Приемной комиссии), Марк Розовский, Сергей Филатов, Игорь Харичев, Николай Шмелев и другие видные писатели.

Союз писателей XXI века: http://writer21.ru/

Союз писателей ХХI века создан в феврале 2011 года, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации. Президент Союза писателей ХХI века – поэт и прозаик Евгений Викторович Степанов. Союз писателей ХХI века – общественная организация, призванная объединить современных писателей из разных стран, наладить переводческие контакты, содействовать членам Союза в публикациях и продвижении на книжном рынке.

Союз писателей ХХI века (совместно с холдинговой компанией «Вест‑Консалтинг») издает журналы «Дети Ра», «Крещатик», «Зинзивер», «Футурум АРТ», газеты «Литературные известия», «Поэтоград», альманахи «Илья», «Другие», осуществляет информационную и техническую поддержку крупнейшего интернет‑портала «Читальный зал». Союз писателей ХХI века – некоммерческая организация, которая существует за счет пожертвований и членских взносов.

На их сайтах вы можете прочитать информацию об их деятельности и понять, насколько актуально туда вступать. На вашем месте я бы помнила, что любые обещания надо делить на два, пять или десять, учитывая то, что с вас возьмут вступительный взнос и будут требовать традиционные ежегодные взносы. Кстати, врученные вам медали никоим образом не вызовут почтения и душевного трепета у редакторов издательств или представителей СМИ.

 

Однако я не могу сказать, что эти союзы ничего не дают. Дают тем, кто может, умеет и хочет взять.

 

Из моего личного опыта. Союз писателей России, когда я вступила в него и начала сотрудничать по разным проектам, дал мне большой позитивный опыт. Я занялась поэтическими и прозаическими переводами на русский язык болгарских авторов, что стало новым уникальным и ценным опытом. Перевела несколько стихотворений с французского языка (с подстрочника) на русский. Начала писать критические статьи, брала интервью у писателей, а в журнале «Российский колокол» вела колонку театральных рецензий на современные постановки. Мои стихотворения, переводы, рецензии выходили в газетах «Московский литератор», «Московия литературная», «Литературная газета» и других периодических изданиях, включая журналы и сборники. Два года подряд союз давал мне стипендии для работы над произведениями, в то время эти деньги оказывались далеко не лишними и приходили в нужный момент.

Бесплатные литературные семинары под руководством Александра Торопцева, проходившие в здании Московской городской организации союза писателей, также собирали немало желающих совершенствовать свое мастерство и пользовались популярностью.

Да, у меня еще хранятся три медали, выданные союзом, но для меня ценность сотрудничества точно не в них. По сравнению с ценностью медалей моей бабушки, ветерана ВОВ, это просто маленькие желтые металлические кружочки, на тот период моей жизни явно не заслуженные. Я так часто видела посредственных писателей, выпячивавших грудь вперед и похвалявшихся такими наградами, что сказала себе раз и навсегда: «Ира, не дай бог тебе стать такой же и потерять адекватность, тогда твоему творчеству и тому живому и настоящему, что в тебе есть, наступит конец. Ты перестанешь осознавать, что король голый, а все вокруг только потешаются. Это самое страшное и унылое зрелище, которое только можно представить».

 

На мой взгляд, Союз писателей XXI века на сегодняшний день выгодно отличает наличие нескольких постоянно функционирующих СМИ – газет и журналов (газеты «Литературные известия», «Поэтоград», журналы «Дети Ра», «Зинзивер», «Футурум‑Арт», «Крещатик»), интернет‑телевидения «Диалог‑ТВ», а также большое количество литературных порталов и партнеров проекта. Кроме того, у них есть издательство и, что немаловажно, книжный сбыт, т. е. связь с книжными магазинами.

 

С Евгением Степановым мы познакомились еще в период моей учебы в Литературном институте. На доске объявлений я увидела объявление о том, что поэтический журнал «Футурум Арт» приглашает авторов к сотрудничеству. В тот период мне было интересно экспериментировать с формой, и я попробовала написать нечто для себя необычное, футуристическое. Так появился цикл «На струне ветра» и стихотворение «Азбука ассоциаций», о котором Иван Чудасов написал, что это новое явление, новая форма в комбинаторной поэзии, являющаяся тавтограммным абецедарием [2]. Потом были и другие стихотворения, публикации, в том числе, в журналах «Дети Ра» и «Зинзивер». Евгений Степанов, по моему мнению, человек удивительный, прежде всего, его невероятной трудоспособностью, фонтаном идей, которые затем планомерно им реализуются, а не остаются исключительно на уровне мечт. При этом он всегда помогает начинающим писателям и поэтам, поддерживает их словом и делом и ухитряется при этом быть как вполне успешным бизнесменом, так и культуртрегером. Он обладает уникальной способностью находить спонсоров на свои проекты, и это учитывая то, что сам является прекрасным поэтом и прозаиком, а еще имеет научную степень доктора наук по литературе. Если вы увидите его на каком‑либо из литературных мероприятий, то очень удивитесь: скромная повседневная одежда, негромкий голос, полное отсутствие снобизма, доброжелательность и открытость… Честно говоря, я могла бы написать про него еще много, но добавлю одно: это один из нескольких людей, к которым я отношусь с большим уважением. Благодаря Евгению Степанову вышло несколько моих книг, попадавших потом в длинные и короткие списки литературных премий. Можно сказать, что первые мои публикации увидели свет именно благодаря ему.

 

У Союза писателей России были литературные курсы для начинающих писателей (есть ли они к моменту прочтения вами книги, вы сможете проверить сами): http:// www.moswriter.ru/. Преподаватели там (равно как и на других курсах) время от времени сменяются, поэтому внимательно смотрите программу, оценивайте ее и решайте: устраивает ли вас соотношение цена‑качество. Спросите, есть ли у них бесплатное презентационное занятие, многие курсы их проводят.

 

Еще у этого союза тоже есть несколько газет и журналов, издательство, выпускающее книги за счет авторов, литературные премии и возможность (опять‑таки за счет автора) принимать участие в международных книжных ярмарках, презентуя там свои книги. Участие платное и недешевое, которое обойдется дороже самостоятельной поездки, но зато вы войдете в состав официальной писательской делегации, поучаствуете в основных презентациях, в общении с зарубежными издательствами и агентами. Результативность подобных поездок я на своем опыте не проверяла.

 

Смотрите сами. Из этических соображений я не обнародую некоторые известные мне факты и не привожу свое мнение по поводу тех или иных союзов.

 

«Русский ПЕН‑центр» – название «ПЕН» является аббревиатурой английских слов – Poet, Essayist, Novelist – сокр. PEN (по‑английски – ручка).

Первая попытка создать Русский национальный ПЕН‑клуб была предпринята еще в 1987 году Игорем Виноградовым, но успехом не увенчалась. Решение о создании Русского советского ПЕН‑центра было принято 10 мая 1989 года на 53‑м международном конгрессе ПЕН‑клубов с участием советской делегации. 6 июля 1989 года состоялось организационное собрание членов – учредителей ПЕН‑клуба, на котором президентом избран Анатолий Рыбаков, вице‑президентами – Андрей Битов, Аркадий Ваксберг, Игорь Виноградов, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер и Анатолий Стреляный.

23 августа 1991 года подавший в отставку Рыбаков единогласно избран почетным президентом ПЕН‑центра. Его место занял Андрей Битов. Тогда же были избраны три вице‑президента: Булат Окуджава, Андрей Вознесенский и Аркадий Ваксберг. В качестве исполнительного органа был образован исполком в количестве двадцати человек. В исполком вошли, в частности, Андрей Битов, В. Огнев, А.Приставкин, Н.Иванова, А.Макаров, В. Нарбикова, В.Ерофеев, А.Ткаченко, А. Ваксберг, О. Николаева, Ю. Мориц, Г. Сапгир.

Среди членов «ПЕН‑клуба» известны: Григорий Бакланов, Игорь Виноградов, Евгений Евтушенко, Александр Иванченко, Фазиль Искандер, Марина Кудимова, Юрий Маканин, Юнна Мориц, Андрей Нуйкин, Валентин Оскоцкий, Анатолий Приставкин, Юрий Черниченко, Нина Катерли, Лев Аннинский и другие.

 

Согласно уставу ПЕН‑центры создаются с исключительной целью защищать права писателей, подвергающихся уголовному и судебному преследованию, и Русский ПЕН‑центр ведет эту деятельность, принимая участия в судебных процессах (к примеру, А. Витухновской).

 

Деятельность клуба осуществляется на основе хартии «ПЕН – клуба», члены которого должны строго следовать ей. Наиболее важные моменты хартии заключаются в том, что литература, явление, хотя и национальное по происхождению, должна оставаться средством общения между народами. «ПЕН‑клуб» выступает в защиту принципов свободы информации внутри каждой страны и между всеми странами.

По официальным источникам, «ПЕН‑клуб» всегда отказывался принимать какую‑либо поддержку от политических партий, властей или государств. Клуб, по заявлениям руководства, никогда не выступал в какой‑либо иной роли, кроме той, что представлял своих членов.

 

Членство в «ПЕН‑клубе» открыто для всех квалифицированных писателей, которые признают эти цели независимо от национальности, языка, расы, цвета кожи или вероисповедания.

 

Клуб стал одним из главных действующих лиц в скандале, связанным с выселением Союза писателей Москвы (СПМ) из дома Ростовых на Поварской улице 22 января 2004 года. Члены клуба, в частности, обращались с письмом к Президенту РФ В.Путину с просьбой обратить внимание на сложившуюся ситуацию и принять меры по решению данного конфликта.

 

Чтобы попасть в эту организацию, необходимо собрать необходимый пакет документов, публикации, книги, написать автобиографию, а также получить две рекомендации членов ПЕН‑клуба. Все материалы рассматривает Исполком ПЕНа и принимает решение.

 

С 2007 года я являюсь членом международного «Пен‑клуба», благодаря Евгению Степанову и бывшему директору ПЕНа, Александру Ткаченко, принявшему меня в их ряды. Это довольно закрытая организация, принимающая в свои ряды далеко не каждого желающего. В литературной среде считается престижным принадлежать к этой организации, но честно говоря, я никогда не искала какой‑либо выгоды от этого членства. Я с большой теплотой отношусь к людям, с которыми общаюсь на собраниях ПЕНа, иногда прихожу туда, как в родной дом, где всегда царит уютная и душевная атмосфера.

 

Помимо этих организаций можно еще назвать Академию зауми, Академию поэзии, Академию российской словесности, Академию русской современной словесности, Международную ассоциацию писателей и публицистов, Орден куртуазных маньеристов, Общество поощрения русской поэзии, Союз литераторов России и множество других организаций, перечисление которых считаю излишним.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.06 с.)