Коммерческие и некоммерческие жанры в современной литературе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммерческие и некоммерческие жанры в современной литературе



 

 

Причин может быть несколько:

● Во‑первых, стихи, драматургию, дневники, записки, эссе, критику начинающих авторов издательство не издает за свой счет по причине малого коммерческого потенциала этих текстов и невозможности быстро продать небольшой тираж в две‑три тысячи экземпляров, чтобы окупить расходы на издание (не говоря уже о прибыли). Некоторое количество изданных произведений известных авторов в этих жанрах вполне насыщают рынок и выпускаются исключительно ради позитивного имиджа издателя, так что вас ждет издание за ваш счет или публикация в Интернете.

● Во‑вторых, если вы пишете на стыке жанров, это отнюдь не ваше ноу‑хау, а по большей части – графоманская лажа, которая также никому не интересна. Какой редакции прикажете его рассматривать, если каждая специализируется на своем жанре?

 

● В‑третьих, если вы выбрали популярный жанр, вам следует знать, что издательства завалены текстами на несколько лет вперед. Уже купленные рукописи и подписанные договоры порой лежат в издательствах пачками и ждут своей очереди для работы с текстом или подписания в печать. В последнее время общих серий, где собраны книги нескольких авторов, мало. Издатель не заинтересован в одном романе, ему нужен готовый проект с несколькими, уже написанными романами (лучше от пяти и больше). Тогда у вас будет персональная серия и, может быть, пиар.

 

Примером этому могут служить книги моего автора Инны Бачинской. Мы предложили в издательство «Эксмо» проект более чем из десяти романов. Издательство не только заключило с нами договор на персональную серию «Детективы сильных страстей», но сразу же стало активно заниматься продвижением автора и рекламой книг. Новые романы выходят регулярно, по четыре‑пять книг в год, в твердой и мягкой обложке, информация о них своевременно появляется в различных СМИ и в Интернете. При этом Бачинская не сидит без дела, пожиная лавры многолетней работы, а продолжает писать новые романы, по три‑четыре в год. Естественно, при таких условиях мы имеем и хорошие гонорары, и перспективы издания книг за рубежом, и перспективы экранизации. Кинокомпании и телеканалы уже рассматривают наши заявки на сериалы и полнометражные фильмы.

 

● В‑четвертых, есть темы, популярность которых уже отходит. Не спешите писать новую вампирскую сагу в стиле «Сумерки» и эротический триллер вроде «50 оттенков серого». Читатели уже ими «наелись», издатели уже выпустили «Вторые сумерки», «Последние сумерки», «Черные сумерки», и еще кучу подобных «сумерек» и «оттенков», со скрипом распродавая по дешевке на лотках «все по 30 рублей» остатки тиражей. Если вы не пишете романы под конкретный заказ издателя, вам лучше придумать проект в более востребованном жанре (к примеру, женский детектив).

 

● В‑пятых, популярность в нон‑фикшн книг о магии отнюдь не означает, что вашу книгу непременно возьмут. Колдун или экстрасенс должен быть обладателем громкого, раскрученного имени, желательно – звездой телеэкрана с толпой поклонников, проверивших на практике заклинания, заговоры, присушки и прочие советы и уверовавших в их действенность. Вкладываться в рекламу книг неизвестного мага Афанасия Забулдыжного или ворожеи Ефросиньи Каторжной никто не будет. На книжном рынке слишком много эзотерической литературы, причем издающиеся авторы уже выпустили не один десяток брошюр или увесистых томов, так что «подвинуть в сторону» известных ведьм и ведьмаков вам удастся разве что при победе в «Битве экстрасенсов».

 

● В‑шестых, поговорим о тонкости и сложности издания литературы для детей. Как правило, родители не покупают, а издатели не выпускают книги неизвестных авторов, пишущих для детей, особенно поэзию. Путь в детскую литературу еще сложнее и труднее, чем во «взрослую». И гонорары там еще более незначительны, поскольку производство детских книг – занятие дорогостоящее (более плотная или даже мелованная бумага, иллюстрации, дорогая полиграфия, многокрасочная печать…), а известные, востребованные иллюстраторы завалены заказами от издательств на несколько книг вперед. Без хорошего проекта, оригинальной идеи и литературного исполнения думать о публикации книг для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста почти утопично. В подростковой литературе издаться чуть проще, поскольку там можно обойтись черно‑белыми иллюстрациями или обойтись без них, но придумать интересный и оригинальный проект необходимо.

 

Так что же все‑таки делать?

 

СОВЕТ:

● Для начала стоит поучаствовать в литературных конкурсах и премиях (к примеру, «Книгуру» http://книгуру.рф/, «Премия Сергея Михалкова» http://www. svmihalkov.ru/, конкурс издательства РОСМЭН http:// rosman.ru/new_book/ и др.). Возможно, именно этот шаг приблизит вас к желаемой публикации. И опять‑таки, если это не стихи. С ними еще сложнее. Что поделать, не нужна издателям и читателям новая Агния Барто по имени Авдотья Бабашко или Клава Курлыкская. Не купят ее родители детям. Да и писать стихи для детей на очень высоком уровне получается у единиц.

● Попробуйте предложить свои стихи или маленькие рассказы в детские журналы, такие как «Куркум», «Морозилка», «Сошка», «Филя», «Веселые картинки» и др. Разместите их в интернет‑журналах и на порталах для детей и родителей.

 

Не пугайтесь. На самом деле все не так страшно. Мне удается помогать начинающим писателям издавать книги или публиковаться в журналах и участвовать в премиях. Даже в жанре современной интеллектуальной прозы, несмотря на то, что он не коммерческий, а премиальный. Это что‑то типа высокой моды «от купюр» в мире литературы. Хотя тут больших тиражей и гонораров, за редким исключением, ждать не приходится, увы.

 

● В‑седьмых. Если вы выбрали для себя жанр интеллектуальной прозы – вам необходимо быть в курсе модных тенденций толстых литературных журналов, таких как «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» и проч. Читайте Ольгу Словнику, Дмитрия Быкова, Михаила Шишкина, Людмилу Улицкую, Романа Сенчина, Александра Иличевского, Марину Степнову… Читайте, думайте, анализируйте. Пробуйте писать (для начала рассказы) и относите их с поклонами в вышеназванные журналы. Есть шанс, что вы станете новой восходящей звездой.

 

СОВЕТ:

● Вполне возможно также издать ваш роман небольшим тиражом за ваш счет и подать его на премию. А вдруг заметят! Тогда шансы на публикацию в издательствах возрастут.

С писательницей Еленой Крюковой мы познакомились еще в период моей работы в издательстве «Олимп». К сожалению, тогда мне не удалось продвинуть к публикации ее тексты. Примерно через два года один за другим в издательстве ЭКСМО вышли ее романы «Серафим» и «Юродивая». И снова полтора года тишины и ожиданий, надежд и сомнений. Роман «Серафим» входил в лонг‑лист премии «Русский Букер», «Юродивая» – финалист премии «Ясная Поляна». Были и другие лонг– и шорт‑листы и лауреатства, но они мало что меняли в ее судьбе. Елена продолжала работать, колоссально много писать, не поднимая головы из‑за рабочего стола и не опуская руки. И нам удалось. В 2013 году два ее романа «Тибетское Евангелие» и «Русский Париж» вышли в издательстве «Время», а в ЭКСМО – персональная серия «Судьба в зените. Проза Елены Крюковой». В 2013 году переиздается «Серафим», приняты к изданию и выходят «Царские врата», «Рельефы ночи», «Аргентинское танго», «День живых». И это при том, что у автора есть и другие написанные романы, как издававшиеся, так и не издававшиеся. Только тот, кто трудится, работает и не сдается, в итоге получает заслуженные лавры, остальные могут по‑прежнему сидеть с одной рукописью в руках у письменного стола и ждать, когда издатель придет к ним на поклон.

 

● В‑восьмых. Стихи, если они опять‑таки подходят под «модные тенденции», несите в вышеназванные журналы. Список журналов есть в Интернете на портале «Журнальный зал». Много журналов представлено на портале «Читальный зал». См. главу 10.

Не стоит предлагать стихи издательствам, у вас нет шансов их опубликовать за их счет, даже при условии их гениальности, если в ваших блогах нет около ста тысяч подписчиков.

Участвуйте в конкурсах и семинарах, съездите на Волошинский фестиваль в Коктебель и посетите мастер‑классы. Если вы живете в Москве, приходите на литературные вечера в Булгаковский дом http://dombulgakova.ru/ или в клуб «Классики XXI века».

 

Информацию о мероприятиях вы можете найти на сайте Литафиша: http://www.litafisha.ru/.

 

● В‑девятых. Для драматургов существуют профильные конкурсы («Премьера» http://premiera‑fest.livejournal. com/, «Действующие лица» http://www.protagonist.ru/, «Любимовка» http://www.lubimovka.ru/, «Свободный театр» http://dramaturg.org/ и др.), вполне способные поднять неизвестного автора до уровня ставящегося профессионала. Особенно, если вы плавно вольетесь в ту или иную драматургическую тусовку. Возможно, какой‑либо начинающий режиссер разглядит актуальность именно вашей пьесы для своего творческого дебюта. И далеко не факт, что если вы будете подражать манере Гришковца, этот козырь сработает. Скорее всего – наоборот. Индивидуальность, авторский стиль, новое, свежее – гораздо привлекательнее.

Попробуйте также отправить вашу пьесу в журнал «Современная драматургия».

 

● В‑десятых. Бывают случаи, когда автор присылает примерно такое письмо: «Я автор пяти фантастических романов. Ненадолго выставлял их на Прозе. ру, где получил массу положительных отзывов. Несколько лет подряд отсылал свои произведения по всем редакциям, но, к сожалению, ничего не получилось, с нераскрученными авторами работать не хотят. У меня есть несколько очень удачных произведений, которые будут очень неплохо продаваться. Как мне кажется – это полностью коммерческие проекты. Написаны они в жанре фэнтези и имеют продолжение (серия из трех романов)». Казалось бы, коммерческий жанр, проект, положительные отзывы читателей… В чем же дело? Неужели только в том, что неизвестного автора не хотят издавать? Увы, нет. Просто автор написал калькированный текст, заезженный миф про очередного попаданца, с помощью волшебных сил оказавшегося в другом мире и вынужденного сражаться со злом до победного конца. У этого романа или проекта нет изюминки, нет ничего оригинального, увлекательного… Зачем издателю множить посредственные или откровенно плохие перепевы трех‑четырех десятков (гораздо больше!) аналогичных книг?

 

Поверьте, таких примеров много, но при этом вы должны уметь слышать редактора, быть готовыми править и переделывать текст, предоставлять издательству синопсисы на следующие книги и обсуждать их, прежде чем садиться писать.

У меня был случай, когда очень хороший роман у автора в издательстве не взяли, потому что портфель серии, куда подходил текст, заполнен на два года вперед. Но поскольку писатель интересный и перспективный, мы с издателями и автором разработали концепцию нового персонального проекта, рассчитанного на несколько лет. На него будет выделено финансирование, пиар, и это куда лучше, чем один‑два романа в общей серии! Но при этом автор сидит и пишет концепцию, синопсисы, характеристики персонажей… И я знаю, что все получится, поскольку кроме таланта есть упорство в достижении цели, воля к победе и невероятная трудоспособность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.011 с.)