Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Потребности (исходный дискомфорт)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Субъективный план = мотивация Объективный план Намерения Возможности Средства Результат Хочу — не хочу Могу — не могу Вооруженность, спо- собности, подготовка, компетентность Интенции Потенции Интенции + Потенции = Решение + Волевое усилие + Средства = Результат Отсюда видно, что к мотивации относятся не только наме- рения, но также и возможность их самостоятельного соотнесения, принятие решения, а также воля, способствующая реализации решения. Отсутствие хотя бы одного из этих факторов (желаний, вероятности их осуществления, невозможность принятия самосто- ятельного решения или безволие) разрушает мотивацию, создавая предпосылки не только к демотивации, но и к развитию неврозов, конфликтов. Принципиальным обстоятельством является то, что все мотивы, действия и результаты деятельности подвергаются оценке со стороны общества и самой личности, и тем самым, сама оценка выступает важным компонентом мотивации (рис. 6.1). С этой точки зрения к удовлетворенности ведет результат труда, но никак не наоборот, как это понимается в других моделях. Пока- зательна трактовка заработной платы в различных концепциях мотивации. С точки зрения Маслоу, зарплата — способ удовлетво- 244 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 245 рения различных (практически — всех) потребностей. По Герцбергу, зарплата — фактор условия (неудовлетворенности), но не моти- вации, и лишь иногда, при условии адекватной связи с результатом, становится мотивом. Согласно развиваемой точке зрения, зарплата может быть мотивацией лишь при определенных условиях: работник должен придавать ей повышенное значение (зарплата как ценность, как символ) и верить в связь между ней и результативностью труда. В этом случае заработная плата для выполнения стимулирующей функции может быть разбита, например, на составные части: за выполнение должностных обязанностей; выплаты за выслугу лет, индексация зарплаты в соответствии с инфляцией; по результатам конкретной деятельности. Первые две выплаты гарантированы, третья — лишь с учетом конечных результатов. (Эта схема сейчас чрезвычайно популярна в России в связи с высокой инфляцией и недостаточной стабильностью рынка). Рис. 6.1. Роль оценки в мотивации поступка Для современных концепций мотивации, таким образом, харак- терна все нарастающая роль субъективно-социальных факторов оценивания, учитывающих социальную природу человеческой личности. По точному замечанию В. А. Ядова, если отвлечься от потребностей, объединяющих человека с животным миром (в еде, сне, тепле, продолжении рода и т. д.), выделив собственно челове- ческое, то останется всего одна потребность. Единственная, хотя по-своему и интегральная: потребность быть сопричастным тому, что придает смысл существованию (идея, вера, дело или дети… дом души у каждого свой), и в этой сопричастности не оказаться забытым, потерянным, а быть замеченным, именованным, оклик- нутым. Фактически речь идет о том, ЧТО личность склонна расценивать как успех (профессиональный, деловой, жизненный). Представ- ление об успехе как о доминирующем мотиве хорошо разработано в современной психологии, в том числе — в психологии управления. Традиционная точка зрения предполагает, что люди делятся на две основные группы: мотивируемых преимущественно стремлением к успеху и стремлением избежать неудачи. Разработаны и использу- ются добротные методики и тесты, выявляющие степень мотиви- рованности успехом и избеганием неудачи, позволяющие строить индивидуальные «алгебры поведения» (Аткинсон, Хекхаузен и др.)1. Были даже предложены культурологические обобщения, согласно которым «западный» человек на 75 % мотивируется стремлением к успеху и на 25 % — избеганием неудачи, а «восточный» (например, японец) наоборот: на 25 % — стремлением к успеху и на 75 % — избе- ганием неудачи. Однако более глубокий анализ показывает, что между успехом и неудачей (в качестве мотивационных факторов) нет простой симметрии; выявился ряд неоднозначных обстоятельств. Так, выявилось, что люди, мотивируемые стремлением к успеху, склонны удачи приписывать себе, а причины неудач — обстоя- тельствам, злой воле противников и т. п. В этом отношении они оказываются существенно зависимыми от внешних оценок. Люди же, мотивируемые преимущественно избеганием неудач, лучше «держат» удары судьбы, поскольку причину неудач видят в себе, а успех связывают с обстоятельствами. Они ищут резервы решения проблем в себе самих, но при этом более подвержены воздействию стресса. И, что самое главное, разные люди по-разному понимают сам успех. 1 Наиболее полный обзор современных концепций мотивации см. Хекхау- зен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. М: Высшая школа, 1986. 246 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 247 Можно говорить о нескольких видах успеха и соответствующих им основных видах мотивации, а значит о характерных особен- ностях личности1. • Успех-признание (популярность, известность) — этот тип моти- вации характерен для молодых людей, начинающих професси- оналов. • Успех-признание у «значимых других» — у того социального окружения, на которое ориентируется личность (семья, друзья, начальство, любимые учителя, специалисты-профес- сионалы и т. д.). • Успех-преодоление — способность личности решать все более сложные профессиональные, деловые и жизненные проблемы (такое поведение чревато опасным профессиональным поведе- нием, а то и жизненным «каскадерством»). • Успех-самопреодоление, стремление к совершенству — одно из проявлений самосознания мастера, когда внешние оценки уже менее существенны, по сравнению с критериями, задаваемыми себе самой личностью. • Успех-призвание, когда ценностью является сама возможность заниматься любимым делом, а не внешние оценки результата. Эти формы мотивации могут быть представлены в виде шкалы успеха, где интервалами будут типы успеха, рассматриваемые в качестве меры зрелости личности: успех-признание, успех- признание успех у «значимых других», успех-преодоление, самопре- одоление, призвание. От признания к призванию нарастает авто- номность личности, ее свобода и ответственность. Для работы менеджмента с персоналом такая шкала принципиально важна. Например, в случае с личностью, мотивируемой преимущес- твенно стремлением к признанию, задача менеджера (воспитателя, родителя) заключается в своевременном признании достигнутых результатов. Хорошие менеджеры, тренеры, режиссеры и родители 1 Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. — Л.: ЛГУ, 1990. знают, что значит вовремя пришедшее признание, поэтому сознательно программируют пусть маленькие, но победы. Не менее важно знать, кто для сотрудника является авторитетом («значимыми другими») и, по возможности, не препятствовать в соотнесении личности с ними. «Каскадерам», мотивируемым стремлением к преодолению, разре- шению проблем, надо лишь вовремя предлагать их. Но уже с «мастеров» начинаются трудности, достигающие пика в отношении «призванных». Дело в том, что внешние оценки их деятельности для них мало значимы. Критерии и основания они находят в самих себе, сами поднимают свою планку оценок. Учить их, давать задания — заведомо лишено смысла. Они делают не то, что кому-то надо, а то, что не могут не делать; им важен не результат, а сама возможность действия. Для окружающих и близких такие люди чрезвычайно неудобны. Они себя не щадят, видя в себе лишь средство осуществления призвания. Но и других не жалеют. Единс- твенно конструктивная возможность — общность интересов. Если ее нет, в коллективе вызреет колоссальной силы конфликтный потенциал. Если же она есть, фирма получит мощный потенциал развития. Практически весь научно-технический прогресс, худо- жественное творчество, социально-культурное развитие в целом осуществляются именно за счет духовных, интеллектуальных и фи- зических сил этих людей. Можно ли способствовать развитию мотивации? Очевидно, что методы прямого воздействия (принуждение и убеждение) оказы- ваются не только неэффективными, но и приводят к порождению эффекта диаметрально противоположного — демотивации. Для нашей культуры чрезвычайно важным является позитивное подкрепление. Не ругать за ошибки, а хвалить за успехи. Кроме того, в случае ошибок необходимо не искать виноватых, а стремиться исправить ситуацию общими усилиями. Существуют правила, позво- ляющие дать позитивную обратную связь максимально своевре- менно и результативно. Например, формула похвалы, БИКЛПИ. • Быстро. Похвала должна следовать немедленно, а не когда у ме- неджера, наконец-то, появится для этого время. 248 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 249 • Искренне. Если менеджер не искренен, то его похвала прозвучит фальшиво и может быть расценена работником как желание им манипулировать. • Конкретно. Знание деталей поднимет доверие к вам. Когда менеджер хвалит кого-нибудь публично, конкретно утверждая, что именно сделано хорошо, это создает пример для подражания и показывает работникам, на какого рода усилия вы обращаете внимание и за что вознаграждаете. • Лично. Признание за хорошо проделанную работу должно исходить лично от менеджера. Слишком многие менеджеры недооценивают силу своего личного присутствия. Сильнейшим мотиватором для сотрудников является время, которое они проводят с руководителем, с менеджером: чашка кофе, пригла- шение на обед или на собрание. • Позитивно. Не делайте ошибки, завершая похвалу на крити- ческой ноте. Критицизм необходимо оставить для другого случая. • Инициативно. Ищите поведение, которое можно закрепить похвалой. Не стремитесь реагировать только на плохое выпол- нение работы. Признание не обязательно должно быть доро- гостоящим, чтобы оказаться эффективным. На формировании мотивации сказываются условия, оговоренные в договоре и корпоративных правилах, а также взаимные договорен- ности руководства с конкретным работником, создающие систему доверительных отношений. Но все эти правила, условия договора и особые договоренности должны являться частью продуманной и целенаправленной мотивационной политики компании, выра- женной в системе мотивации персонала. Грамотная структура системы мотивации включает в себя ряд инструментов1. 1 Организация работы службы персонала. Методическое пособие. Библио- тека персонал-технологий. 2006. • Материальная мотивация. – Компенсационный пакет: фиксированная часть оплаты труда (оклад, постоянные доплаты) и переменная часть (премии, бонусы, надбавки). – Возможно использование системы грейдов, популярной в нашей стране в последнее время – При формировании компенсационного пакета необхо- димо учесть, что чем больше вклад сотрудника (в силу специфики должности) в получение прибыли компанией, тем больше должна быть переменная часть – Выплата переменной части должна напрямую зависеть от результатов работы: от достижения поставленных целей (если внедрена система МВО, Management by Objectives) или от выполнения заданных ключевых показателей деятельности (если внедрена система KPI, Key Performance Indicators). – Возможно использование индивидуальных и/или коллек- тивных показателей/результатов. – Изменение размера компенсации должно строиться на результатах оценки персонала или быть связано с измене- нием должности (продвижением или перемещением). • Социальная мотивация. – Унифицированный набор льгот: все сотрудники получают одинаковые льготы, но их величина может варьироваться в зависимости от должности. – Cafeteria Plan (льготы по выбору): сотрудник получает соответствующий его уровню/должности список льгот и выбирает в нем то, что отвечает его потребностям. – Часто используемые льготы: медицинское страхование, страхование жизни и от несчастного случая, пенсионное страхование, предоставление автотранспорта, мобильная связь, корпоративное питание или компенсация, мероп- риятия для детей сотрудников, организация или оплата 250 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 251 занятий спортом, гибкий график рабочего времени, мате- риальная помощь в определенных случаях, кредиты/ссуды на приобретение жилья, автомобиля. • Корпоративная мотивация. – Проведение соревнований (Лучший работник, Лучший руководитель). – Спортивные турниры. – Корпоративные мероприятия. – Подарки к праздничным датам, юбилеям. – Специальное место для парковки автомобиля. – Размещение фотографий на информационном стенде или в корпоративной газете. – Приоритеты при планировании графиков отпусков. – Обеды лучших работников с руководителями компании. – Подписка на дорогие журналы, оплата членства в клубах или объединениях. Выбор элементов и составляющих мотивационной системы богат. Кроме указанных, к ней относятся также методы оценки и полу- чение обратной связи о своих успехах и неудачах, индивидуальное управление по результатам оценки и программы дополнительного образования, участие в процессах улучшения и развития компании, возможность работы в проектах. Для точного определения составля- ющих и построения службой по персоналу эффективной мотиваци- онной системы необходимо выполнить ряд правил. Прежде всего, следует определить цели, которых планируется достигнуть при помощи внедрения системы мотивации. Компания мотивирует сотрудников к движению в четко определенном направ- лении. Если направление неизвестно, система не будет эффек- тивной. Это возможно, если HR не участвует в разработке стратегии компании и плохо информирован о предстоящих задачах. Кроме того, необходимо привлечь к созданию системы мотивации руководителей компании и ключевых сотрудников, чтобы учесть все нюансы и особенности разных подразделений. Обязателен так называемый «испытательный срок», который необходим для адаптации и проверки новой системы. Как и в ситу- ации с новыми сотрудниками, в случае «непрохождения» испытания систему следует отменить и отправить на доработку. После прохождения испытания и окончательного внедрения важно постоянно анализировать реакцию сотрудников для опре- деления эффективности системы. Показательны снижение/повы- шение текучести кадров, удовлетворенности, результативности общих показателей. Построение системы мотивации — задача комплексная, многосто- ронняя, сложная. Часто возникают ошибки, которые существенно сказываются на удовлетворенности работой в целом или делают систему неэффективной. Вот несколько типичных ошибок1: • заимствование мотивационных систем из других компаний; • слишком сложная система вознаграждения; • показатели не увязаны с целями бизнеса; • отсутствует количественная оценка показателей результатив- ности; • сотрудник не может влиять на выполнение поставленных задач; • стимулирование проектной деятельности по принципам текущей; • выплата премии-приза — внезапно и неизвестно за что; • гарантированные (фиксированные) премии воспринимаются как часть оклада, поэтому невыплату такой премии сотрудник воспринимает как несправедливое депремирование; • недостижимые цели — они просто не мотивируют. Подводя итог, можно сказать, что мотивационная система должна быть адресной, целенаправленной, привлекательной на рынке труда, разносторонней, четко связанной с целями компании, опира- 1 Организация работы службы персонала. Методическое пособие. Библио- тека персонал-технологий. 2006. 252 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 253 ющейся на ее ценности и философию, быть прозрачной и понятной для сотрудников и ориентированной на будущее. Стоит заметить также, что единожды созданная система мотивации не является монументальным произведением на века. Она зависит от развития компании и подлежит регулярному анализу и пересмотру. Человеческие ресурсы и дифференцированный подход: сепарация (крекинг) человеческого капитала В современных рыночных условиях всегда выигрывает наиболее квалифицированная и сплоченная команда, ориентированная на развитие, преодоление трудностей, движение к успеху. Клиент всегда выбирает компанию, с которой приятно работать. Компании, остано- вившиеся в своем развитии, неизбежно проигрывают рядом с самораз- вивающимися, самообучающимися фирмами. Процесс непрерывного улучшения — это движение сегодняшнего дня. Это жизнь организации, которая обеспечивается ее сотрудниками. Задача менеджмента — сделать эту точку зрения неотъемлемой частью мышления и действий всех сотрудников. Важна вовлеченность всех сотрудников в процессы непрерывного улучшения. Именно это долгие годы было неоспоримым преимуществом и секретом японского менеджмента, а сегодня обеспе- чивает жизнеспособность крупнейших международных корпораций. Уплотнение социального времени, непрерывное интенсивное развитие социальной среды требуют от человека все более высокой скорости принятия решений, особенно в условиях дефицита инфор- мации. Это не может не сказываться на методах управления и на точке зрения на менеджмент вообще. Ни один менеджер не может быть уверенным в завтрашнем дне или в стабильности существую- щего статуса. Стабильность воспринимается скорее как стагнация1. Требования современной жизни вынуждают сделать выбор в пользу 1 Спивак В. А. Развивающее управление персоналом. — СПб, 2004. развивающего и обучающего управления. Оно становится наиболее эффективным и востребованным в условиях, когда новейшие навыки и знания работников могут устареть за полгода. Гибкость, высокая скорость процессов и про-активность относятся сегодня к наиболее ценным качествам бизнеса и должны быть развиты у всех сотрудников. Зная, что компания может оставаться лидером на рынке, лишь находясь в непрерывном развитии, современные службы по работе с персоналом ориентированы на результат и стремятся к повышению личной эффективности каждого сотрудника, подразделения, депар- тамента. Для достижения устойчивого успеха необходимо сформировать активную команду единомышленников. В этом процессе особенно четко прослеживается взаимодействие отдела по работе с персо- налом и менеджеров компании всех уровней. Создание команды внутри компании — залог успеха любого пред- приятия. Может ли коллектив назваться командой, покажет только совместный труд. Часто руководитель к своему неудовольствию замечает, что работники, являясь профессионалами в своей области, действуют разрозненно, каждый заботится только о собственных достижениях, а не об успехе общего дела. Если такая тенденция начинает мешать работе компании, возможны два выхода: распустить сотрудников и набрать новых, или обучить существующий персонал с целью создания команды. Конечно, можно управлять организацией, умело используя конф- ликты среди персонала. Но если в компании работает дружная и сильная команда, она многое способна взять на себя. Руководитель уже не будет осуществлять непрерывный контроль, поощрять отли- чившихся и наказывать виновных, его задача — создавать условия для работы команды и помогать решать проблемы при их возник- новении. При формировании команды очень важно, чтобы новые сотруд- ники, принятые в компанию, соответствовали своей должности не только профессиональными качествами, но и лояльностью к куль- 254 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 255 туре организации. Шведский специалист Й. Кунде говорит о том, что все знаменитые бренды обязаны своим успехом прежде всего четкой и сильной интеграции идеологии и ценностей компании в сознание своих сотрудников: «Нанимать людей на работу только благодаря их умениям и навыкам становится малоэффективным; их установки и ценности должны быть совместимы с ценностями и установками компании»1. Процесс формирования команды неоднозначен и сложен. Она всегда создается «под лидера». Это означает, что служба персонала должна подобрать сотрудников таким образом, чтобы команда была работоспособной под руководством данного лидера. Подбор персонала — одна из ключевых функций HR-подраз- деления. Здесь требуется высокий профессионализм, творческий подход, выраженная социальная и коммуникативная компетент- ность. Поэтому ситуации, когда линейные менеджеры сами выби- рают себе сотрудников (без предварительного отбора), могут нега- тивно сказаться на будущей работоспособности команды. Для выбора лучших кандидатов процесс подбора персонала в компанию должен быть многоступенчатым и выглядеть следующим образом. 1 этап. Собеседование в отделе по работе с персоналом: предва- рительный отбор, оценка личностных качеств, социальной и комму- никативной компетентности, эмоционального интеллекта, управ- ленческих навыков, ценностей и факторов мотивации. 2 этап. Собеседование с будущим непосредственным руково- дителем. В нем участвуют только те, кто прошел предварительный отбор на первом этапе. Это означает, что они могут стать членами формируемой команды при наличии необходимых профессио- нальных знаний. Здесь проверяется профессионализм и специфи- ческие знания, обсуждаются и сравниваются взаимные ожидания от будущей работы. Выявляется возможная совместимость/несовмес- тимость для будущей работы. 1 Кунде Й. Корпоративная религия. Создание сильной компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой. СПб, 2004. 3 этап. Собеседование с вышестоящим руководителем. Здесь участвуют два-три кандидата, прошедших предварительный отбор на двух предыдущих этапах. Затем определяется итоговый кандидат для собеседования о приеме на работу. Формируется окончательное предложение по компенсационному пакету, обязанностям, особым условиям. 4 этап. Собеседование с лицом, принимающим решение о приеме на работу, руководителем компании или его замести- телем. Например, с генеральным директором. Это важнейший этап: кандидат получает предложение о работе или отказ. Формируются особые условия и задачи на период испытательного срока. Этап необходим для компаний с открытой кадровой политикой. Личный разговор с первым лицом компании мотивирует будущего работ- ника и дает представление о стиле управления, философии, нормах в компании. Руководитель компании должен получать полную информацию о будущем кандидате. Это возможно лишь в случае хорошо органи- зованной предварительной работы по выбору кандидатов, которая начинается задолго до первого собеседования — с анализа потреб- ностей в персонале. Такой анализ позволяет определить задачи и функции, выполнение которых необходимо в ближайшем будущем, а также понять, возможно ли распределение этих функций между имеющимися сотрудниками или необходимо открытие новой вакансии. Если открывается новая вакансия, необходимо четко сформу- лировать характеристики должности и личности будущего специ- алиста: • основные требования — образование, уровень квалификации, опыт, профессиональные знания, навыки, личные качества; • управленческие задачи — оценка, планирование, управление командой; • место в структуре — кому подчиняется, и кто находится в под- чинении. 256 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 257 Необходимо знать ответы на следующие вопросы. • Для чего создается или существует эта должность? • Каковы функции сотрудника? • Что является результатом успешной деятельности? • Каковы критерии оценки его результатов? • С кем он будет взаимодействовать? После составления подробного описания вакансии и формиро- вания некого функционального образа будущего сотрудника опре- деляется стратегия поиска кандидатов. Поиск внутри компании необходим, это часть открытой кадровой политики. Вакансия должна быть обязательно опубли- кована внутри компании еще до обращения в агентства. Внут- ренние кандидаты должны иметь преимущества в конкурсе на вакансию. В случае поиска вне компании: объявление в Интернете, профес- сиональных журналах или обращение к агентствам, взаимодейс- твие с вузами, контакты со специализированными объединениями, клубами. Работа по сбору и анализу информации о кандидате включает в себя анализ резюме, комментарии агентства, проверку рекомен- даций интересных кандидатов, беседу с предыдущим работода- телем, подробное структурированное собеседование с претендентом и, в случае необходимости, тестирование. В процессе принятия решения о кандидате необходимо учиты- вать не только его профессиональную компетентность, образование и квалификацию, но и совместимость с другими членами команды. От межличностных отношений в компании зависит очень многое. Межличностные конфликты и грубость приводят к отчуждению, противостоянию, сопротивлению нововведениям, оборачиваются нравственными потерями (трусость, лицемерие, подхалимство). Нередко все это приводит к физиологическим потерям: нервным срывам, стрессам, сердечным и другим заболеваниям. Подсчи- тано, что в сфере производства на сегодняшний день около 20 % потерь приходится на межличностные конфликты. Поэтому пред- варительный тщательный отбор и многоступенчатость при подборе персонала позволяют существенно снизить опасность таких конф- ликтов и повысить эффективность команды в целом. На итоговое собеседование попадает только тот, кто отвечает требованиям руко- водителей всех уровней и, по их представлениям, может работать в имеющийся команде. Даже самая тщательная работа по подбору персонала может не принести ожидаемого положительного эффекта, если новый сотрудник будет предоставлен сам себе во время испытательного срока. Конечно, есть компании, в культуре которых существует традиция отношения к новичкам по принципу «бросить в холодную воду и посмотреть, выплывет или не выплывет». Но это экстре- мальный подход. Компания заинтересована в том, чтобы сотрудник прошел испытательный срок. Особенно если предварительный отбор был тщательным и добросовестным. Для эффективной работы команды хорошо организованный период адаптации новых сотрудников просто необходим. Это повы- шает сплоченность и позволяет всем членам команды проявить себя. В процессе адаптации новичка участвуют: • непосредственный руководитель; • отдел по работе с персоналом; • команда/группа/отдел; • наставник на период испытательного срока; • сам сотрудник. У каждого из участников есть своя роль и в процессе подготовки периода адаптации, и в его успешном преодолении. Руководитель планирует введение в должность и ставит задачи на период испытательного срока, готовит рабочее место (как минимум, финансирует его), назначает наставника, готовит команду к приходу нового сотрудника, регулярно встречается с ним для получения обратной связи и принимает решение о прохождении испытатель- ного срока. 258 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 259 Наставник оказывает поддержку во время периода адаптации по все вопросам, связанным с профессиональной деятельностью и контактами в команде. Сотрудник отдела по работе с персоналом контролирует наличие плана введения в должность и его выполнение, проводит ознакоми- тельную беседу, знакомит с компанией, информирует всех о новом работнике (информационная доска, интранет, электронная почта), готовит документы, связанные с трудовыми отношениями, передает необходимую информацию (папку нового сотрудника), регулярно встречается с ним во время испытательного срока для получения обратной связи, получает обратную связь от руководителя, инфор- мирует сотрудника о прохождении/непрохождении испытательного срока. Новый сотрудник стремится выполнить все необходимые задачи, вникнуть в свои обязанности, интересуется жизнью компании и своей команды, не стесняется задавать вопросы руководителю, наставнику и сотруднику HR-службы, дает обратную связь о своем видении ситуации, уважительно относится к традициям и правилам компании. Человеческий ресурс компании живет, развивается, непрерывно движется. Для того чтобы адекватно управлять им, знать его состояние (результативность и потенциал сотрудников) необходима регулярная оценка. Из сказанного выше очевидно, что оценка сопровождает сотрудников от подачи заявки на свободную позицию в компанию и до окончания трудовой деятельности в данной фирме. Оценка персонала — это комплекс мероприятий, позволяющих определить, насколько сотрудник обладает характеристиками и знаниями, которые необходимы ему для решения поставленных задач1. В небольших фирмах потребность в оценке не так очевидна, как в компаниях с численностью более 100 человек. Чем выше числен- 1 Организация работы службы персонала. Методическое пособие. Библио- тека персонал-технологий. 2006. ность, тем выше необходимость оценки персонала. Традиционными целями оценки являются: • отбор кандидатов на работу; • выявление потребностей в обучении; • планирование карьеры; • формирование кадрового резерва; • корректировка компенсационного пакета; • улучшение системы управления; • диагностика ситуации в компании. Для сотрудников оценка полезна тем, что позволяет получать и давать обратную связь, обсуждать результаты своего труда, помо- гает сформировать понимание целей и задач компании и осознать свою роль в их осуществлении. Оценка персонала — сложный многоуровневый процесс. Она начинается с определения целей и задач, на основании которых происходит выбор методов. Затем разрабатываются конкретные инструменты (анкеты, бланки, опросники, тесты и др.) и органи- зуются сами мероприятия по оценке. По окончании мероприятий специалисты HR-подразделения анализируют данные и предостав- ляют обратную связь участникам в максимально сжатые сроки. Наиболее известные и общепринятые методы оценки: • биографическое интервью; • тестирование; • интервью по компетенциям; • «360 градусов»; • ассессмент-центр; • аттестация; • оценка по KPI. Результаты оценки влияют на будущее сотрудника в компании, на его карьерную перспективу. Оказавшись в той или иной категории, сотрудник остается в ней, как правило, на целый год, до следующей оценки. Важно использовать такие методы, которые дают макси- 260 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 261 мально объективный результат и позволяют избежать субъективизма или предвзятого отношения со стороны руководителя (по крайней мере, минимизировать их). Роль оценки велика. Однако важно правильно позиционировать ее в компании, поскольку преимущества оценки видны сотруд- никам не сразу, а у руководителей может возникнуть сопротивление, вызванное нежеланием тратить на этот процесс много времени. Преимущества для компании состоят в том, что объективные методы оценки в сочетании с анализом поведения сотрудника позволяют выявить одаренных и талантливых работников и адекватно сплани- ровать распределение инвестиций в персонал. Хорошим примером дифференцированного подхода к инвестициям в персонал является «Развивающее пространство» — концепция по работе с персоналом компании «Роберт Бош» в России (см. главу 4). Эта концепция позволяет своевременно выявлять таланты, предоставлять им возможность самостоятельно проявить себя и выбрать будущий карьерный путь. Важно, что, инвестируя в таланты дополнительные средства, компания не забывает и о других категориях сотрудников. Исключение составляют лишь кандидаты на увольнение, что вполне логично. Концепция «Развивающего пространства» пост- роена на взаимных инвестициях: компания инвестирует деньги, а сотрудники — время. Все стандартные программы развития нахо- дятся частично или полностью за пределами рабочего времени, и даже некоторые специальные программы для хороших сотрудников проводятся частично во время отпуска или отгулов. Такая поста- новка вопроса выявляет тех, кто реально заинтересован в развитии и готов прикладывать серьезные усилия. Эти люди становятся движущей силой развития компании, ее будущим, ее человеческим капиталом. Развиваясь, они продвигают компанию. Компания, развиваясь, предоставляет им возможность для профессионального роста и карьеры. Это непрерывное движение вынуждает всех заинтересованных в дальнейшей работе в данной компании прикладывать хотя бы минимальные усилия для роста и развития своего потенциала. Те, кто не готов или не заинтересован, остаются на месте. В этом случае компания уходит вперед, а они покидают ее, так как не готовы к дополнительным усилиям. Это похоже на естественный отбор, или крекинг, если сравнивать с технологическими процессами. Такого рода политика по работе с персоналом нуждается в серь- езном профессиональном сопровождении и информационной поддержке. Необходимо активное использование информационной части развивающего пространства, постоянный внутренний PR, работа с руководителями и будущими сотрудниками. Это важно, поскольку недостаток информации может порождать домыслы и вызывать чувство нездоровой внутренней конкуренции. Внутренняя конкуренция и корпоративная культура Понятие «конкурент» в наше
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.209 (0.02 с.) |