Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление по целям управление по ценностям↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели Ценностные нормы Результат Процесс «Что?» «Как?» «Иметь» «Быть» Формальная организация Неформальные отношения Иерархия и контроль Сопричастность «Надо» «Не могу иначе» Стимулирование Мотивация Принуждение Понимание Сигнал Знак (символ) 30 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 1. Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность 31 Обычно под управлением понимается рационально организо- ванная целесообразная деятельность, т. е. исключительно целевой модус. Это объясняется тем, что теория управления возникла, прежде всего, в контексте методов технократического менеджмента. В этом случае несомненно, что на первом плане находится целевое управление с его четкой организационной структурой, функцио- нальностью и процессами, легко поддающимися формализации и моделированию. С этой точки зрения управление требует четко определенного направления, лидерства и контроля, посредством которых цели и задачи определяются «вверху» для их реализации «внизу». Однако целевое управление не универсально, например, в случае управления социальными процессами. Так, для сферы культуры исключительно целевая ориентация в управлении приводит не только к существенным теоретическим, но и к острым практическим проблемам: конечного результата, анализа эффективности и т. п. Это обусловлено тем, что управление в сфере культуры — создание организационно-экономических условий саморазвития культурной жизни. Здесь главным вопросом является создание условий, регу- лирование, но не конкретный конечный результат. Это не означает, что целевые методы в этой сфере полностью отсутствуют. Управ- ление отдельным учреждением или организацией, менеджмент конкретного проекта в сфере культуры предполагают решение таких вполне конкретных задач, как материально-техническое обеспе- чение, финансирование, распределение полномочий и т. д., то есть тех задач, решение которых предполагает управление по целям. Но собственно культурная деятельность, осуществляемая как в учреж- дениях культуры, так и вне их, ориентируется не столько на цели (привлечение финансов — не самоцель), сколько на определенные нормы, традиции, материальные и духовные ценности нацио- нальной, региональной, корпоративной культуры, обеспечивая их сохранение, воспроизводство и трансляцию. Какой модус управления важнее, фундаментальнее, «первичнее»? Ценностные нормы задают шкалу, на которой определяются отде- льные конкретные цели, оказывающиеся по сути конкретизацией ценностных норм и идеалов. В процессе целевой деятельности, пусть даже по предельно частным и конкретным целям, происходит инте- риоризация (субъективация, усвоение, «взращивание») этих целей сознанием и, тем самым, формирование ценностных ориентаций и установок. На этом основано воспитание, а также психологический механизм рекламы, пропаганды. За счет втягивания личности в деятельность по реализации частных целей, у нее формируется определенная нормативно-ценностная мотивация. Реальный менеджмент неизбежно содержит в себе оба компонента, однако, можно и нужно говорить о расстановке акцентов. Очевидно, что в целом в современном менеджменте и бизнесе на первый план выходит именно модус «быть». Нормативно-ценностное управ- ление все больше определяет технологическое содержание совре- менного менеджмента. В условиях глобализации и сверхплотного рынка, когда начинают действовать не столько рыночные, сколько внерыночные факторы конкуренции (имидж, бренд, репутация), когда в работе с персоналом на первый план выходит формирование корпоративной культуры, становится ясна непозволительность, а то и опасность пренебрежения нормативно-ценностным модусом управления. Итак, можно сделать вывод, что реальная задача конкретного реального менеджмента, как в планировании организационной деятельности, так и в анализе эффективности, — приведение в соот- ветствие целевых и нормативно-ценностных критериев. Только уникальное глобально: российский бизнес на перекрестке культур Современный менеджмент предстает технологией социально- культурных нововведений, формирующих новый образ жизни, новые типы личности — как потребителей, так и занятых в произ- водстве. 32 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 1. Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность 33 Как уже отмечалось, с конца 1950-х-начала 1960-х годов начался качественно новый этап в технологии менеджмента: успех дела стал существенно зависеть именно от создания команды, способной к агрессивному поиску и реализации нового, к борьбе за качество и т. д. На смену «философии контракта» пришла «модель единой команды», подкрепляемая установкой на «общую судьбу» на основе «миссии фирмы». Сформировались персонал-ориентиро- ванные технологии менеджмента, связанные с учетом и развитием мотивации персонала и специалистов, созданием корпоративной культуры, фирменного стиля. Современная фирма во все большей степени предстает как субкультура: со своими ценностями, тради- циями, писаными и неписанными правилами, легендами, героями, эпосом, фольклором. Задачей менеджмента стало уже не столько позиционирование товара на рынке, сколько позиционирование компании в обществе. Опыт менеджмента последних десятилетий свидетельствует о том, что его успех базируется как на использовании прогрессивного миро- вого опыта, так и на учете национальных традиций. При интернаци- онализации технических и функциональных приемов (делопроиз- водство, финансовые и бухгалтерские операции, промышленные и информационные технологии, реклама), а также продукции массо- вого спроса методы управления людьми, их мотивация и поощ- рение, стили руководства все же не унифицировались, как не стали одинаковыми национальные и региональные экономики, размеры и профили предприятий и рынков, характеристики рабочей силы. Так, современные американские менеджеры чаще связывают успех своих фирм с обслуживанием клиентов, германские — с квалифи- цированной рабочей силой, японские — с совершенствованием продукции. Развитие партнерских отношений между фирмами и растущая зависимость успеха компаний от их репутации стимулируют развитие этики бизнеса, закрепленной в международных, национальных и корпоративных кодексах и нормах делового поведения и деловой морали. Этические принципы имеют отношение ко всем функциям компаний, включая рекламу, трудовые и договорные отношения, охрану окружающей среды и интеллектуальной собственности, использование внутрифирменной информации, компьютерных сетей, а также к борьбе с коррупцией. В ряде случаев западные инвесторы увязывают возможность своих вложений в экономику развивающихся стран с социальной ответственностью бизнеса и ан- тикоррупционными требованиями. Поэтому предметом менеджмента является скорее социальная среда бизнеса: как внешняя, так и внутренняя, по «эту» и по «ту» стороны забора. При этом на первый план выходит организаци- онная (корпоративная) культура. Руководство компании и все ее сотрудники должны сами связать себя определенными принци- пами, в явной или в неявной форме пообещав руководствоваться ими. Набор таких принципов образует организационную культуру фирмы, которая отличает ее от любой другой. Соблюдение норм этой культуры закрепляет за ней репутацию «надежной», «справед- ливой» и т. п., что дает в долговременной перспективе ощутимые преимущества. В этой связи можно даже говорить о конкуренции не столько между фирмами, сколько между их организационными формами и корпоративными культурами. По оценкам некоторых авторов, конец XX — начало XXI века связаны с очередной радикальной сменой вех в технологии менедж- мента, который начинает иметь дело со все менее четкими объек- тами, все менее может однозначно идентифицироваться именно как управление, поскольку в нем все большую роль начинают играть самоорганизация временных горизонтальных структур, «мягких» партнерских социально-экономических отношений с опорой на компьютерные сети, виртуальная корпоративность1. В дина- мичной и пластичной среде современного бизнеса менеджмент и предпринимательство оказываются связанными не только с созда- 1 См.: Егоров А. Ю., Никулин Л. Ф. «Пульсирующий» менеджмент. — М., Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 34 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 1. Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность 35 нием новых комбинаций деловых отношений, но во все большей степени — с посредничеством (мессенджементом) в конкретном системообразовании бизнеса. При этом решающую роль начинают играть не «большие» и жесткие управленческие системы, а конк- ретные люди и их мотивация, самоорганизация и самоуправление структур, зачастую не имеющих юридических лиц. Специфичность таких «горизонтальных» систем заключается в том, что они не являются объектом формального управления, обеспечивая органи- зацию доступом к ресурсам зачастую до формализации отношений, превращая усилия менеджера фактически лишь в принятие уже сложившегося и реализованного. К основным признакам менедж- мента будущего можно отнести следующие. • Самоорганизация как основа формирования нетривиальных системообразующих свойств. • Параллельность традиционно понимаемому менеджменту. • Конструктивный хаос как форма проявления менеджмента. • Суммативность природных, социальных и личностных фак- торов и закономерностей. • Роль «вирусных» и скачкообразных переходных процессов (синергетичность) менеджмента. • Полупрозрачность границ социально-экономических систем. • Снижение жесткой определенности и однозначности концепций, систем, структур, результатов. • Самоорганизация как источник и результат развития. • Сетевая горизонтальность и равноправие отношений, при- знание первичности горизонтальной структуризации. • Виртуальность социально-экономических систем и признание наличия ниш реальной неуправляемости («управленческого вакуума»). • Признание существования разрывов в каналах бюрократи- ческих коммуникаций («пористость» таких систем). • Неравновесность и флуктуирование социально-экономических систем. • Доминирование временных краткосрочных отношений. • Решающая роль внутренней корпоративной идентичности по отношению к внешнему развитию. • Преимущественное перенесение бизнеса в электронные сис- темы и сети1. Справедливость этих наблюдений подтверждает не только фено- менальный успех таких корпораций, как Microsoft, Yahoo и др. В этой связи стоит обратить более пристальное внимание, чем обычно, на реальности советского и постсоветского периода в отечественной деловой активности, где успеха добивались и добиваются прежде всего за счет неявных, в том числе и «теневых» факторов, позволя- ющих играть на опережение. Эти факторы действовали в бизнесе всегда, но обычно им не придавали значения; мало того, они рассматривались как нежелательные, мешающие «респектабель- ному» менеджменту. В наши дни все более очевидным становится главный источник деловой активности — не столько финансовые и материальные ресурсы, сколько конкретная человеческая личность, конкретные межличностные отношения. Культура будет пронизывать все технологии управления XXI века и станет способствовать поиску отличий одной организации от другой. Существующие системы управления различны и имеют право на существование, ибо они конкурентоспособны и тесно связаны с особенностями национальной культуры. Начало XXI века характеризуется мощным процессом глобали- зации. Несмотря на то, что менеджмент становится интернацио- нальным, национальные культуры остаются. Управление разнообра- зием будет направлено на его сохранение, и именно разнообразие будут выступать как преимущество организации. В современном обществе бизнес и культура предполагают и допол- няют друг друга, немыслимы друг без друга. Как в масштабах отде- льной фирмы, так и в масштабах целого общества пренебрежение 1 Там же. — С. 83, 138–139. 36 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 1. Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность 37 социально-культурными предпосылками, национально-культур- ными особенностями и условиями управленческой деятельности и деловой активности приводит к краху замечательных проектов и программ, реформ и нововведений. Особенно это очевидно приме- нительно к особенностям современной России. Само технологи- ческое содержание современного менеджмента подводит к комп- лексу проблем, вокруг которых в нашей стране ведутся бурные, а нередко и невразумительные споры о перспективах и возможностях модернизации российского общества и экономики, о противопока- занности России опыта современной цивилизации, о ее особом пути или, наоборот, о необходимости заимствования опыта. Значение национальных деловых культур не следует преувели- чивать. В некоторых случаях институциональная (корпоративная, организационная) культура фирмы может быть настолько сильной и специфичной, что национальная деловая культура отходит на второй план. Именно это объясняет нередко встречающиеся различия в эффективности схожих компаний, действующих в рамках одной и той же национальной культуры. Организационные культуры наиболее эффективных корпораций способствуют интеграции национально-этнических деловых культур. С проходящими во всем мире процессами модернизации, глобали- зацией мировой экономики, развитием экономической интеграции, созданием общемировой финансовой системы, деятельностью транснациональных корпораций и финансовых групп возникли основы единой общемировой деловой культуры. Она во многом является выражением особенностей постиндус- триального общества и культуры постмодерна. Последней свойс- твен мультикультурализм, поэтому в соответствующей деловой культуре большое значение имеет плюрализм жизненных и бизнес- стандартов, форм деятельности, стилей поведения и их сочетаний. В отличие от культуры индустриального общества, современный человек стремится не к унификации образа жизни и стандартизации труда, а к проявлению и реализации собственной уникальности, своего неповторимого стиля. В то же время некоторые особенности современной цивилизации порождают вполне определенные общечеловеческие стандарты глобального характера. Едва ли не решающую роль в глобализации играет выработка единых стандартов деловой активности: бизнеса и менеджмента. Перспективы становления основы международной деловой куль- туры зависят от того, насколько будет возрастать значимость того универсального ценностного ядра (самой маленькой «матрешки»), представленного набором базовых нравственных ценностей. Тенденции такого возрастания налицо. В 1994 году были приняты международные «Принципы бизнеса», инициаторами разработки которых стали крупнейшие транснациональные корпорации Phillips, Kodak и др. Этот документ стал первой успешной попыткой синтеза этических принципов, лежащих в основе цивилизационных ценностей культур Востока и Запада1. Мир неуклонно движется к выработке общечеловеческой глобальной этики, и деловая куль- тура в этой связи играет роль лидера. В 1996 году в Токио состоялся I-й Всемирный конгресс по этике, бизнесу и экономике, закре- пивший эту тенденцию. В будущей международной культуре деловой активности утвер- дятся технологии общения, которые доказали свою эффективность вне зависимости от их происхождения. «Встречаясь друг с другом, деловые люди будут в одной сделке применять в зависимости от ситуации немецкий тип планирования, китайский способ разре- шения конфликтов, японский тип своевременного изменения условий контракта, российскую изобретательность в тупиковых ситуациях и т. д. для чего, однако, надо знать как можно больше об этом «меню»2. При всей терпимости к мультикультурализму и экстравагантности, в сфере бизнеса сложилась вполне определенная система норм и 1 Подробнее см.: Шихирев П. Н. Принципы ведения дел в России. — М. Финансы и статистика, 1998. 2 Там же, с. 16. 38 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 1. Современный бизнес = материальные ресурсы + культура + уникальность 39 стандартов, позволяющая деловым людям разных стран, различных вероисповеданий и говорящих на разных языках легко налаживать контакты и взаимопонимание, идентифицируя себя с общемировой культурой бизнеса. К базовым ценностям складывающейся общемировой деловой культуры относятся ответственный труд, успех (личностный, профес- сиональный, деловой), собственность, рациональность (в широком смысле — как практичность и эффективность), предприимчивость, профессионализм и качество. Человеку, знакомому с некоторыми особенностями российс- кого духовного опыта, нетрудно заметить, что отношение в нем к почти всем перечисленным ценностям неоднозначно. Это отно- сится не только к собственности1 и успеху2, но и к предприимчи- вости, качеству и даже труду. Поэтому вопрос об интеграции России в мировую экономику и перспективы такой интеграции отнюдь не так просты, как это может казаться некоторым экономистам и поли- тикам, сводящим все к макроэкономическим моделям. Реформы и модернизация российского общества должны создать условия для постиндустриализации (т. е. постмодернизации). В противном случае она теряет смысл, поскольку не решает на современном уровне ни одной из возникающих перед Россией проблем. Стратегия российского обновления должна ориентиро- ваться на опережение, учитывая не сегодняшний, а завтрашний день мировой науки и техники, культурного прогресса и политики. Такая игра на опережение, с учетом определения своего места в мировой глобальной экономике уже удалась в ХХ столетии Японии и ряду стран Юго-Восточной Азии, почти удалась Китаю. Главная же беда нынешней России заключается в ментальности ее элиты, сформи- рованной в советское время, в отрыве от общемировых процессов и поэтому живущей иллюзорными нормами и ценностями изоля- 1 См.: Русская философия собственности (ХVIII-ХХ вв.). — СПб.: Ганза, 1993. 2 См.: Этика успеха // Вестник исследователей, консультантов, ЛПР. Вып.1–11. — Тюмень–Москва, 1994–1997. ционизма и самодостаточности. Россия уже «проспала» революцию информационных технологий, и теперь, погрязнув в финансовых играх олигархов и властных попытках вновь и вновь делить собс- твенность, похоже, окончательно застревает на обочине мировой цивилизации. Однако еще не все потеряно. Если можно предвидеть, что деловые люди будущего в своих отношениях будут использовать японский принцип «сохранения лица», немецкую пунктуальность, американ- скую практичность и китайскую философичность, то уже сейчас можно отметить во всем деловом мире признаваемый «русский вклад»: изобретательность в экстремальных, казалось бы, безвы- ходных обстоятельствах. Важно понимать, что каждый следующий этап развития бизнеса не исключает, а содержит в себе предыдущий. Например, если ключевой фактор успеха компании — глобальное партнерство, это значит, что с ресурсами, инновациями, маркетингом, культурой и имиджем все должно быть в порядке. Осталось лишь выйти на мировой рынок и продемонстрировать свои преимущества в качестве «глобального партнера». Анализ состояния дел перед каждым следу- ющим шагом — необходимость сегодняшнего дня. У российского бизнеса нет времени на безграмотность. Рынок развивается интен- сивно и требует высокой скорости принятия решений. Необходимо учитывать, что бизнес, так же, как живой организм, существует только в движении. Ни один из этапов, который уже кажется завершенным, не позволяет предпринимателю расслабиться и «почивать на лаврах». Нет развития — нет соответствия внешней и внутренней среде. Нет соответствия — нет результата. Нет резуль- тата — бизнес погибает. Для того чтобы быть успешными сегодня, надо соответствовать потребностям будущего. Иначе можно опоз- дать. Успешные компании не только стремятся соответствовать сегодняшнему выбору потребителей товаров и услуг: они форми- руют послезавтрашний спрос, и не только в своей области. Бизнес неизбежно оказывает формирующее влияние на самосо- знание общества и на качество жизни в целом. Уровень развития 40 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд бизнеса в стране (то, на каком этапе развития находится предприни- мательство) говорит о социально-политической зрелости общества в целом. Выход на уровень сознательного формирования корпора- тивной культуры и соответствия внешнего и внутреннего имиджа — для страны в целом это задача сложная, долговременная и ресур- соемкая. Гармонизация развития бизнеса и общества для каждой компании в отдельности — вполне выполнимая, но, безусловно, требующая регулярных усилий: планомерность развития, анализ внешней и внутренней среды, постановка конкретных целей, выбор адекватных средств реализации стратегии, успешность философии компании, ее внешнего и внутреннего имиджа и методов управ- ления. ГЛАВА 2 Культура фирмы: содержание и проблема эффективности Культура фирмы как система. Функции культуры компании. Проблема эффек- тивности культуры В.Т.: Российская культура бизнеса отличается от западной. Если нам говорят: «Просто сделай так и научись вот этому», мы ждем и пытаемся понять: а что с нами потом будет? Русские не начинают учиться, пока им не скажут, для чего. Даже на тренинге. Если немцу сказать: «Вам нужно копать вот отсюда и досюда», немец возьмет лопату и будет копать. Если ему скажут: «Вы должны это сделать за такое-то время», он выполнит задание именно за этот срок и будет копать ровно столько, сколько нужно. Русский человек в этом случае спросит: «А зачем? А что там будет лежать? А почему оно там будет лежать? А нельзя ли по-другому? А почему не экскаватором? А что, собственно, мы должны найти? А я знаю, что это лежит под тем кустом, копнем полметра — и вот оно». Для нас, для нашей культуры — и бизнес не исключение — чрезвы- чайно важна дискуссия, и в этом проблема нашего управления. Г.Т.: Это своеобразная экономия сил. «Может и не надо копать. Трубы-то все равно нет, а привезут через месяц. Да и кран сломался. А если и починят, то в этот переулок он не проедет. Так что пока можно и подождать, возможно, это задание вообще отменят. А трубу можно будет продать ребятам…». В.Т.: И это бросается в глаза. За рубежом идешь по улице, а дорожные рабочие все время, например, трудятся, строят что-то. Работой заняты. А у нас те же дорожные рабочие все время разговаривают, что-то обсуждают. Обсуждают до того момента, когда остается два часа до сдачи. Тут включается русская смекалка: сделать за два часа то, на что была отведена неделя. И быстренько 42 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 2. Культура фирмы: содержание и проблема эффективности 43 все делают. Правда, возникает вопрос качества… Я думаю, что в нашей стране процесс управления, развития сотрудников, перевод их в ресурсы и капитали- зация этих ресурсов — процесс гораздо более интересный и увлекательный, чем в той же стабильной и уравновешенной Германии. У нас живая жизнь. Мы во всем применяем креативный, творческий подход. Мы не боимся труд- ностей, новизны, экспериментируем, проверяем. Скорее интуитивно, чем планомерно. А они задают иногда удивительные — с нашей точки зрения — вопросы: «А почему вы это сделали? Кто вам это подсказал? Кто научил?» Г.Т.: Это знаменитые вопросы: «А почему вы это сделали?», «А вы что — про это знаете?», «А вы что — книги читали по этому поводу?!», «А зачем вы их читали?». В.Т.: Вопрос понимания — это важно. Важно найти общий язык. Часто помогает background, и если он общий с руководителем — значит, есть общий потенциал и возможно понимание. Важно, чтобы понимание было взаимным. Часто мы непонятны для западных партнеров и коллег. Возможно, они не стремятся понять нас. Возможно, мы слишком хотим остаться собой. Мне кажется, что суть русской души в том, что нам всегда важен смысл — глубинный смысл и «интерес». Это проявляется во всем. Мы — люди, которым все интересно. По большому счету, мы — народ- дитя или, скорее, подросток. Народ в фазе «почемучек». Г.Т.: Ребенок обыгрывает все. Стул для него — не просто стул, а и автобус, и магазин, и космический корабль… В.Т.: Совершенно верно. Мы умеем работать в ментальном плане. У нас богатая фантазия. Г.Т.: А есть люди, которые реального плана не видят, а видят только потенциальный. Действительность для них менее реальна, чем то, что они себе представляют. Такими людьми особенно сложно управлять, но это сверхкреативные люди. В.Т.: Да, но в любой рабочей команде должны быть и те, кто создает образы, и те, кто воплощает их в жизнь. Те, кто доводит проект до конца, до логического завершения. В каждой команде должны быть «двигатели» сегодняшнего дня и те, кто придаст движение в будущем. И для тех, и для других нужны особые «якоря», которые помогают их удержать, сделать работу привлекательной для них. Г.Т.: Это возможно только при условии хорошо структурированной корпоративной культуры. Культура фирмы как система Фирма — это не только способ ведения хозяйственной деятель- ности, методы, механизмы, способы получения прибыли. Это и то, как строятся отношения между людьми, какие правила работы и жизни они разделяют, что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое, что отличает одну организацию от другой, предопределяет ее существование и развитие. Речь идет о способах поведения, нормах и ценностях, определяющих их жизнь, связанную с данной организа- цией, — о культуре компании. Как система жизнедеятельности куль- тура фирмы проявляется в системе ценностей, традициях, нормах поведения всего персонала. Она выражает отношения не только между членами организации, но и комплекс представлений о ее назначении, целях, результатах ее деятельности, их оценок. Речь идет не просто о «климате» или «стиле руководства», а о чем-то более глубинном, о том, что само определяет и климат, и стиль отношений. Именно культура компании определяет уровень консолидации коллектива, его целостность, корпоративность (от лат. corpus — тело). Носителями культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся развитой культурой она как бы отделяется от людей и становится неотъемлемой характеристикой фирмы, оказыва- ющей активное влияние, как на работников, так и на руководство. Замечательное свойство культуры состоит в том, что она всегда есть, даже если о ней не задумываются и специально не работают над ее формированием. Везде, где люди занимаются совместной деятельностью, складываются определенные способы действий, поведения, общения, их писаные и неписаные правила, то есть культура. В полной мере это относится и к культуре менеджмента и предпринимательства. Даже если менеджеры не думают о культуре, складывающейся в их фирме, о стиле общения и отношений с обще- ственностью, они все равно возникнут. И чем меньше менеджеры задумываются над этим, тем вернее сложившиеся культура и стиль не будут способствовать росту репутации фирмы и самих менед- жеров, разрушительно сказываясь на мотивации персонала. 44 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 2. Культура фирмы: содержание и проблема эффективности 45 Культура компании и ее составляющие, т. е. организационная и корпоративная культура, фирменный стиль, являются наиболее полным и интегральным выражением культуры управления и работы, личной культуры менеджеров фирмы и ее персонала. Поэтому куль- тура компании должна быть предметом пристального внимания со стороны менеджмента. Он не только должен соответствовать этой культуре, не только зависит от нее, но и может оказывать влияние на ее формирование и развитие. Для этого менеджеры должны уметь анализировать культуру компании и управлять ее изменениями. Однако не следует забывать, что культура фирмы — система инер- ционная, и не поддается простому манипулированию. Она склады- вается годами, а то и десятилетиями, в значительной степени опре- деляя характерный для организации стиль управления и принятия решений. Культура складывается и изменяется в процессе челове- ческой деятельности. Люди, взаимодействуя друг с другом, с тече- нием времени формируют и развивают нормы и убеждения, которые оказывают сильное влияние на их дальнейшее поведение. Культура фирмы стала предметом серьезного осмысления только в последние два десятилетия, поэтому понятийный (терминологи- ческий) аппарат ее анализа еще не устоялся. Существует множество понятий, связанных с культурой организации, которые часто упот- ребляются в повседневной жизни в схожих значениях: организаци- онная и корпоративная культура, фирменный стиль, стиль руко- водства, культура ведения бизнеса… Это порождает не только интеллектуальный дискомфорт, мешает выработке общих подходов и технологий, разработке обучающих курсов и программ, но и существенно ограничивает возможности анализа, «смазывая» иногда важные аспекты. Более продуктивным представляется, опираясь на уже имею- щуюся терминологию, выработать некую обобщенную модель, позволяющую учесть и акцентировать важные ее составляющие. Очевидно, что понятие культуры фирмы дает возможность и для такого обобщения, и для и его деталировки. В дальнейшем мы будем вычленять в культуре фирмы три главных компонента: корпоративную и организационную культуры, а также фирменный стиль. Все три понятия широко распространены и зна- комы специалистам. Кроме того, опираясь на них, можно выде- лить важные специфические стороны единого комплекса культуры фирмы. Этот единый комплекс может быть представлен в виде пирамиды или «айсберга» (рис. 2.1). Основание пирамиды («подводную часть айсберга») образует корпоративная культура, задающая систему ценностей и установок, зачастую явно не выраженных. Они находят свое выражение в организационной культуре, определяющей постановку конкретных целей и организацию бизнес-процессов. Вершиной пирамиды, выражающей культуру организации в неких формальных символах, является фирменный стиль. Рис. 2.1. Система культуры фирмы Итак, содержание культуры можно представить следующим образом. I. Фирменный стиль. • Информационный дизайн: название, аббревиатура, шрифты, цвета, звук, гимн, эмблема, герб, флаг. • Средовый дизайн: экстерьер (местоположение, здание, подход и подъезд, фасад), интерьер (планировка, дизайн помещений, мебель, оргтехника и т. п.). 46 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 2. Культура фирмы: содержание и проблема эффективности 47 • Оформительский дизайн: упаковка, рекламная продукция, суве- нирная продукция. • Внешний облик работников: одежда, косметика, расходы на представительство. II. Организационная культура. • Организация бизнес-процессов: найм, учет, отчетность и конт- роль, организация заработной платы, стимулирование, санкции и увольнение. • Организационная структура. • Стиль делового общения (организационное поведение): стиль руко- водства, стиль ведения переговоров, деловой переписки, теле- фонных переговоров и т. п. III. Корпоративная культура. • Система базовых норм и ценностей: корпоративный дух, корпо- ративное сознание, «корпоративная религия». • Эпос: герои и легенды. • Обычаи: обряды, ритуалы, включая праздники и знамена- тельные даты. • Фольклор: жаргон, поговорки, шутки и т. п. Формирование и развитие культуры фирмы зависит от осознания ее значимости руководителем организации. Культура компании рассматривается как определенная знаковая система конкурентного преимущества на рынке. С другой стороны, фирма предстает как институт внутренней, самостоятельной, неповто- римой деловой культуры, оцениваемой как потребителем, так и бизнес- средой, которые, безусловно, будут оказывать на нее влияние. Корпоративная культура во многом «неформальна». Организаци- онная культура более жестка, «формальна», закрепляется в распре- делении полномочий, оргструктурах, должностных инструкциях. Фирменный стиль выражает культуру компании внешне, в знаковой системе. Это некий внешний маркер, по которому — в идеале — можно распознать компанию (рис. 2.2). Рис. 2.2. Фирменный стиль и культура фирмы На культуру фирмы оказывают воздействие особенности наци- ональной культуры, культура личности руководителя, каждого работника, культура труда в целом. Такие культуры — своеобразный фильтр для информации, поступающей в организацию. Культура компании помогает преодолеть общую неуверенность, способствует карьерному и профессиональному росту, сплочению коллектива и формированию чувства коллективной ответственности, а также поддерживает баланс в межэтнических отношениях. Различают следующие исторические типы организационной культуры1: • органическая; • предпринимательская; 1 Аксенова Е. А., Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л. и др. Управление персона- лом. — М.: ЮНИТИ, 2005, С. 121–123. 48 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 2. Культура фирмы: содержание и проблема эффективности 49 • бюрократическая; • партиципативная. В табл. 2.1. представлено краткое описание этих типов организа- ционных культур. Таблица 2.1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.87 (0.014 с.) |