Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стили руководства по К. ЛевинуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Признак Классифи- Кации Авторитарный Стиль (едино- Личный, дирек- Тивный) Демократичный Стиль (коллеги- Альный) Пассивный стиль (по- Пустительствующий, Либеральный, анархи- Ческий) Природа стиля Сосредоточение всей власти и ответствен- ности в руках лидера. Выбор целей и средств нахо- дится в руках у руководителя. Делегирование полномочий с удержанием ключевых пози- ций лидера. Принятие реше- ний разделено по уровням на основе участия. Снятие лидером с себя ответственнос- ти в пользу группы (организации). Предоставление возможности само- управления в же- лаемом для группы режиме. Признак Классифи- Кации Авторитарный Стиль (едино- Личный, дирек- Тивный) Демократичный Стиль (коллеги- Альный) Пассивный стиль (по- Пустительствующий, Либеральный, анархи- Ческий) Потоки инфор- мации идут пре- имущественно сверху, слабая обратная связь Активные пото- ки информации в двух направле- ниях Потоки информации строятся прежде всего горизонтально Сильные стороны Предсказуе- мость результа- тов. Основное внимание уде- ляется порядку и дисциплине. Работает только при грамотном руководителе Усиление личных обя- зательств по выполнению работы через участие в управ- лении Позволяет действо- вать самостоятельно, без вмешательства лидера. Подразумевается высокая степень самостоятельности и квалификации под- чиненных Слабые стороны Сдерживание индивидуаль- ных инициатив, большая вне- шняя загрузка руководителя, частые авралы Требуется много времени для принятия реше- ний, необходим грамотный ли- дер и обученные подчиненные Группа может потерять контроль и скорость решения проблем без лидерс- кого вмешательства Более разноплановым является уточнение различения стилей руководства до шести основных видов: деспотический, бюрократи- ческий, патриархальный, кооперативный и попустительский. Уточ- нения здесь относятся, прежде всего, к традиционно понимаемому авторитарному стилю, в котором справедливо выделяются качес- твенно отличные друг от друга стили: деспотический, бюрократи- ческий и патриархальный. Другое уточнение столь же существенно. В традиционной триаде демократический стиль противопоставлялся либеральному, а последний трактовался как попустительский, что не только концептуально неверно, но и способно привести на практике к совершенной путанице. В целях большей точности и наглядности различия между шестью стилями сведены в табл. 4.2. 168 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 4. Самоопределение: проработка и трансляция ключевых ценностей 169 Таблица 4.2 Сопоставление стилей руководства Показа- Тели Деспоти- Ческий Бюрокра- Тический Патриар- Хальный Коопера- Тивный Попусти- Тельский Отно- шение к работ- никам Как к деталям механиз- ма («вин- тикам») Как к без- личным должнос- тям Как к де- тям «нераз- умным» Как к пар- тнерам и сотруд- никам Как к не- зависи- мым инди- видам Основа авто- ритета и власти Иерархия Аппарат «Отец» в «семье» Компе- тентность Самосто- ятельность Реали- зация реше- ний По при- казу Пись- менное указание Разъяс- нение («настав- ление») Согласие Баланс сил Источ- ники инфор- мации Первое лицо По линии формаль- ного под- чинения «Доброже- лательно сверху» Отовсюду Случай- ные Конт- роль Тоталь- ный Доклад- ные записки и проверки Эмоцио- нальное отноше- ние Руководи- телем по результату Самостоя- тельно Моти- вация Страх Продви- жение Зависи- мость Ответс- твенность Свобода Данное различение интересно и важно тем, что выделенные стили не просто являются элементами одного списка. В зависимости от степени внимания, обращенного на производство и на человеческий фактор, они образуют систему. Многочисленные исследования в области определения стилей лидерства выявили два основных параметра, характеризующих управленческий стиль. • Степень уважения — заключается в установлении отношений взаимного доверия и уважения между руководителем и подчи- ненным, двусторонних коммуникаций между ними, а также во внимании руководителя к чувствам подчиненного. Она выра- жается в ориентации на сохранение и развитие коллектива, конкретных людей, на внимание, доверие, поощрение (обес- печение достижения сотрудниками их личных целей, удовлет- воренности трудом, самореализации, уверенности, вовлечение их в обдумывание и решение проблем, личный пример, взаи- моуважение и искренность в отношениях). • Инициирующая составляющая — выражается в точном скру- пулезном определении должностных обязанностей каждого работника, в чрезвычайно активной роли руководителя подраз- деления в планировании, контроле, генерировании новых идей, а также в критике подчиненных. Кроме того, в ориентации на конкретные задачи (побуждение, организация, инструктаж, обеспечение принятия «правильных» решений, наличия «нужных» сотрудников и их «правильной» загрузки и прочих ресурсов). Для эффективности руководства от менеджера требуется опре- деленный уровень развития рефлексии, возможность осознать свои сильные и слабые стороны, что дает понимание выбора того или иного стиля руководства. Исследования Р. Блейка и Дж. Моул- тона привели не только к описанию различных стилей руководства при помощи Управленческой матрицы (GRID), представленной на рис. 4.5, но и породили систему обучения менеджеров GRIDManagement. Тренинг по этой системе позволяет осознать свой стиль и дает возможность скорректировать его в сторону повышения личной и управленческой эффективности. В основе теории и пост- роения матрицы — два основных параметра, степень выраженности и соотношения которых характеризуют индивидуальный стиль управления: ориентированность на производительность и ориенти- рованность на межличностные отношения. 170 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 4. Самоопределение: проработка и трансляция ключевых ценностей 171 Рис. 4.5. Управленческая матрица Блейка и Моултона (GRID) Матрица представляет собой таксономию управленческих стилей, классифицированных в соответствии со степенью заинтересован- ности руководителя в подчиненных как личностях (ориентиро- ванность на человека) по сравнению с его заинтересованностью в производительности труда во вверенном ему подразделении (ориен- тированность на дело, на результат). Степень заинтересованности оценивается по 9-тибалльной шкале: если показатели менеджера составляют 9,9, это означает, что он одинаково и в высшей степени заинтересован и в человеческих отношениях, и в высокой произво- дительности труда. Это идеальный гармоничный вариант. Менеджер, показатели которого составляют 1,9, проявляет низкий уровень заинтересованности в производительности труда и делает основной упор на человеческие взаимоотношения. Он внимателен к нуждам подчиненных, но при этом прилагает мало усилий для обеспечения результативности в работе. Показатель 9,1 говорит о том, что руко- водитель, прежде всего, заботится об эффективности организации работы, но без учета нужд подчиненных. Показатель 1,1 демонстри- рует отсутствие интереса к результату деятельности подразделения и отношениям в коллективе. Показатель 5,5 говорит о средней выра- женности тенденций. Он свидетельствует о неком конформизме руководителя и о возможных проявлениях формализма в работе. В этом случае, как правило, эффективность управления снижена. Х. Т. Грэхем и Р. Беннет считают, что важным фактором при выявлении наиболее эффективного управленческого стиля явля- ется структура поставленной задачи — степень определенности, с которой задана предстоящая работа. Если задача полностью струк- турирована, то менеджер почти неизбежно должен делать упор на выполнении задачи, т. к. его обязанность — обеспечить выполнение в соответствии с жесткими требованиями и, например, специфи- кациями. Например, конвейерное производство. В случае слабой структурированности или отсутствия структуры выполнения задачи менеджер достигает результатов, делая упор на персонал, на его творчество, компетентность, самостоятельность, самомотивиро- ванность. Например, исследовательская лаборатория, креативные проекты. В любом случае менеджер должен учитывать индивиду- альные особенности сотрудников и полагаться на свои умения и опыт, определяя, должны ли мнения подчиненных брать верх над требованиями производственного процесса. Эффективный стиль руководства оказывает однозначно пози- тивное формирующее влияние на корпоративную культуру, неэф- фективный — негативное, разрушающее. В чистом виде стили руководства практически не встречаются. В ре- альной жизни и практике менеджмента, действительно, имеет место пространство или шкала стилей с акцентом на тех или иных аспектах руководства. Формирование и развитие конкретного стиля руко- водства обусловлено рядом факторов, перечислить которые полно- стью не представляется возможным. Можно указать лишь главные. Во-первых, содержание и технология деятельности. Сам характер деятельности часто задает и особенности контроля, и постановку задач, и даже стиль общения. Например, давно отмечено, что для 172 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 4. Самоопределение: проработка и трансляция ключевых ценностей 173 художественных руководителей (главных режиссеров, балетмейс- теров, хормейстеров, дирижеров и т. д.) характерен авторитарный и даже деспотический стиль руководства. Это, в некотором смысле, условие их профессионализма, являющееся следствием самой их деятельности. Главный замысел пьесы, кинофильма, музыкального произведения принадлежит только им. Зачастую он формируется в процессе репетиций и подготовки. Актеры и музыканты для них — лишь средство воплощения этого замысла. Если главный режиссер начинает советоваться с актерами, это означает, что ему самому не ясно, что надо делать. Во-вторых, характер конкретных задач. Грубо говоря, при пожаре некогда проводить совещания и принимать коллегиальные решения: необходимо отдавать четкие приказы и жестко контролировать ситу- ацию. Стиль руководства зависит и от конкретной ситуации и положения, в котором находится компания или подразделение: в стадии станов- ления может быть один стиль, в период стабильного роста — другой, в ситуации восстановления коллектива после кризиса — третий. Более того, стиль руководства проявляет зависимость от индиви- дуального характера и опыта отдельных исполнителей. Не секрет, что с разными подчиненными один и тот же руководитель ведет себя по-разному. Кроме того, встречаются люди, желающие, чтобы ими руководили авторитарно и даже деспотически. Во-первых, чтобы всегда знать, что надо делать, не особенно задумываясь на эту тему. Во-вторых, чтобы не нести личной ответственности («Я только исполнял приказ!»). В-третьих, чтобы оказаться сопричастными успеху, достигнуть которого самостоятельно они не способны («маленький солдат императора»). Наконец, стиль в существеннейшей мере зависит от личности руководителя. Так, волевой тон зачастую является прикрытием личной несостоятельности, неуверенности, профессиональной беспомощности и элементарного невежества. Особенности личности руководителя — наиболее очевидный фактор, о котором уже гово- рилось выше и будет сказано еще. Итак, стиль руководства — это не нечто неизменное, данное раз и навсегда. Более того, можно и необходимо говорить о динамике развития стилей, возможностях, путях и закономерностях их пере- хода друг в друга. В наши дни организации уже не представляют собой пирамиды с жестким лидерством. Лидер нового типа поддерживает в коллек- тиве здоровую атмосферу и ценит подчиненных, способных сказать «нет». Это не конец лидерства вообще, а начало более утонченной и гибкой формы его влияния на эффективность. Более того, можно и необходимо говорить о динамике развития стилей, возможностях, путях и закономерностях перехода их друг в друга. В этой связи пред- ставляется чрезвычайно наглядной и поучительной графическая модель, предложенная П. Херси1, которая представлена на рис. 4.6. В модели соотносятся две группы факторов стиля руководства: ориентация на человеческие отношения (эмоциональные или раци- ональные по преимуществу) и на производственные задачи. Причем, вторая группа факторов совпадает с характеристиками зрелости исполнителей (понимают или не понимают они задачу, хотят или не хотят ее решать). В соответствии с выраженностью этих факторов все «поле» (пространство) стилей делится на основные четыре зоны (квадрата), каждый из которых П. Херси связывает с доминирова- нием четырех ценностей: власти, добра, красоты и истины. В случае незрелого коллектива (не хотят и не понимают задачу) руководитель с неизбежностью будет авторитаром-деспотом, ориен- тируясь на рационально выстроенные властные отношения. В том случае, когда подчиненные готовы взяться за решение задачи, но не понимают, как это сделать, руководитель, поддерживая эмоцио- нально более теплые отношения с ними, станет уделять разъясни- тельной работе больше внимания. В случае «понимают, но не хотят» задача руководителя — при сохранении высокой степени эмоцио- нальности отношений («гнева и милости») повышать мотивацию, сопричастность подчиненных, вовлекая их в принятие решений 1 Hirsy P. Management of Organizational Behavior. — NY, 1990. 174 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 4. Самоопределение: проработка и трансляция ключевых ценностей 175 и контроль. В ситуации наиболее зрелого коллектива («хотят и по- нимают») отношения носят наиболее рациональный и спокойный характер. Рис. 4.6. Динамика стилей руководства («кривая Херси») Замечательной особенностью модели является то, что «кривая Херси» показывает характер динамики («траекторию») развития стилей руководства и механизм перехода от одного стиля к другому. Так, по мере созревания коллектива, руководитель может, ослабив регламентацию, поднять «градус» эмоциональности своих отно- шений с подчиненными, и постепенно, шаг за шагом, продвигаться по «кривой Херси» справа налево. И, наоборот, при необходимости, например, в процессе нововведений в слишком «остывшем», «закос- теневшем» в рутине коллективе, руководитель, взяв на себя у подчи- ненных часть их полномочий, должен дополнить это большей личной эмоциональностью и вновь, шаг за шагом, сдвигаться в своем стиле слева направо по «кривой Херси». Это лишний раз подчеркивает пластичный и динамичный характер стиля руководства и возмож- ность контролировать и направлять эту динамику. Поэтому сегодня актуально не столько как стать, а как быть лидером своей команды, которому часто приходится действовать в условиях неопределенности, мгновенно адаптироваться в экстре- мальных ситуациях, в ограниченном временном пространстве. Раци- ональный, вдумчивый подход не утратил, конечно, своих позиций, но именно эмоциональная составляющая лидерства отвечает на вопрос как «Как? Каким образом?», а значит, способствует транс- ляции ключевых ценностей организации и восприятию обратной связи от сотрудников. Внутрифирменная коммуникация В формировании позитивной мотивации играет роль не только правильно выстроенные подбор и расстановка кадров, но и корректное введение в должность новых работников. Важна также правильно организованная коммуникация, формальное и нефор- мальное общение руководства и персонала. Это не только проведение рабочих встреч с персоналом, собраний, совещаний, семинаров, конференций. Сюда же относятся сбор и анализ предложений, книги пожеланий, бюллетени, ежегодные доклады, оформление стендов, стенгазет, досок объявлений, постоянных и временных выставок, статьи и письма в СМИ, использование фото-, кино-, видеомате- риалов, печатных материалов (справочников, памяток для новичков и начинающих), телефон доверия. Могут использоваться также собственные радиостудии, кабельное ТВ, многотиражки. Кроме собственной газеты или журнала можно издавать справочную лите- 176 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 4. Самоопределение: проработка и трансляция ключевых ценностей 177 ратуру, ориентированные на персонал листовки и буклеты, другие информационные материалы. В любой организации, даже самой небольшой, используются как минимум два коммуникативных средства — устные коммуникации и письменные (заметки-записки). В крупных организациях исполь- зуют также внутренние газеты — листки новостей, публикации для менеджеров (или управленческие публикации), ежегодные отчеты организации, доски объявлений, внутреннее видео. Интернет (элек- тронная почта), встречи с руководителями, слухи. Все эти виды внут- ренних коммуникаций (их наличие или отсутствие) выступают как показатели культуры внутриорганизационных отношений и форми- руют образ компании в глазах ее сотрудников. Поэтому главнейшей задачей формирования корпоративной культуры является внутрифирменный PR — обеспечение двух потоков внутрифирменной информации: «сверху» и «снизу». В первом случае речь идет об информации, исходящей от первых лиц фирмы, которая должна систематически доводиться до персонала. У каждого работника имеется вполне естественная потребность в «чувстве руководителя», в знании о намерениях руководства, итогах и перспективах деятельности фирмы, состоянию дел, обоснован- ности слухов и т. д. Некоторые руководители считают, что должны быть загадочными для подчиненных, полагая, что это способствует укреплению их авторитета — заблуждение чрезвычайно опасное. Если руководитель загадочен, как сфинкс, это создает острый дискомфорт у подчиненных. Они начинают «угадывать шефа», строить догадки об истинных намерениях, оценках и настроениях руководства, начинают распространяться слухи, сплетни, создается нервозная обстановка, благоприятная для интриг, отвлекающая коллектив от дела и не идущая этому делу на пользу. Для решения проблемы недостаточно отдавать приказы и доводить их до испол- нителей. Для адекватного понимания сути приказов и распоря- жений необходима дополнительная разъяснительная работа, жела- тельно исходящая из первых уст. Поэтому хороший руководитель пользуется каждой возможностью демонстративного разъяснения позиции руководства, принципов управления, своих оценок, решений, их мотивов и намерений. Не менее важен и встречный информационный поток — от персо- нала к руководству. Настроения, мнения, оценки, отношения, возможные предложения по улучшению дел — обо всем этом руко- водитель может узнать только непосредственно от работников. Поэтому он должен пользоваться любой возможностью личного контакта и создавать для этого специальные ситуации — от теку- щего приема до отдельных бесед и неформального общения. Этот источник не могут заменить сведения, поступающие от руководи- телей подразделений, так как возможны искажения информации, ее утаивание («чего шеф не знает, от того не страдает»), и руко- водство может столкнуться с неожиданным для него конфликтом, забастовкой и т. п. Поэтому руководству фирмы чрезвычайно важно иметь «чувство каждого подчиненного». Если первые лица фирмы не выстраивают этот поток информации, он начинает складываться стихийно и отнюдь не на пользу делу. Очевидный дефицит инфор- мации начинает заполняться: возникают сплетни, наушничанье, доносительство, «доброжелательство» и прочие проявления нездо- ровой обстановки. Оба потока информации, как создающий «чувство руководи- теля» у подчиненных, так и создающий «чувство подчиненного» у руководства, в конечном счете, направлены на достижение единой цели — формирования «чувства мы», сопричастности общему делу. Этому служит и привлечение подчиненных к выработке решений, поиску наиболее оптимальных из них. Внутри фирмы информация выполняет ряд важнейших для совре- менного менеджмента функций: • помощь работникам и специалистам в ознакомлении с целями, возможностями и традициями фирмы; • разъяснение общей политики руководства и принципов его работы с персоналом; • удовлетворение потребности персонала в информации о собы- тиях в компании и вокруг нее; 178 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд • обеспечение и стимулирование двусторонней коммуникации между руководством фирмы и работниками; • способствование развитию положительной мотивации у каж- дого работника по отношению к фирме и высокому качеству работы; • формирование организационной культуры и фирменного стиля; • воспитание работников как представителей фирмы, носителей ее имиджа и культуры. ГЛАВА 5 Выращивание бизнес-культуры Основные факторы, определяющие куль- туру организации. Динамика бизнес-куль- туры: от идеи до организации. Корпора- тивная культура и личность: преодоление отчуждения. Поддержание и развитие организационной культуры. Управление культурными изменениями и управление сопротивлением. В.Т.: Бывает, что сильная корпоративная культура идет абсолютно вразрез со стратегией компании. Это происходит в том случае, когда носителями корпоративной культуры становятся в первую очередь неформальные лидеры, которые официально не являются руководителями, но обла- дают достаточным авторитетом. Представьте, что они, например, не приветствуют грядущих изменений в компании и действуют, преследуя свои особые цели. В этом случае сильная корпоративная культура может негативно влиять на результат, которого добивается бизнес. Как оградить себя от подобной ситуации? Только повышением качества управления в компании и выращиванием ключевых персон — лидеров, высококлассных специалистов, креативных и ответственных. Главное — это выявление лучших и развитие их. Как выделить тех, кто станет движущей силой? Здесь необходима оценка и всестороннее развитие, возможность проявить себя и осуществить свои идеи. Тогда естественным образом выделяются те люди, для которых развитие — основополагающая, ключевая ценность. Г.Т.: Это персонифицируется… В.Т.: Да. Это персонифицируется. При помощи таких ключевых персон начинается общее движение в нужном направлении. На месте остаются только те, кому это не очень интересно. Так люди без желания роста и развития быстрее распознаются. 180 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 181 Г.Т.: Получается органический процесс… В.Т.: Это естественный органический процесс. Человек встраивается и движется вместе с компанией или просто «выпадает». Г.Т.: «Процесс органического роста компании» — это вообще очень российское понятие. Это похоже на выращивание… Основные факторы, определяющие культуру организации Фирмы, приглашающие сегодня на отдельные должности профессионалов, которые занимаются разработкой корпоративной культуры, находятся изначально в более выгодном положении отно- сительно тех компаний, где не задумываются об этом или созна- тельно игнорируют данный вопрос. Конечно, разработка и внед- рение корпоративной культуры требует отдельных средств, усилий и времени, но для долгожительства фирмы нет ничего лучше, чем просеивание золотых крупиц ценностного достояния корпорации и переплавки их в золотые слитки, составляющие надежный капитал и гарантию доверия общества. Работа над корпоративной культурой — сложная и долгосрочная задача, которая требует вложений усилий со стороны руководства компании и каждого ее представителя. Придя в организацию, человек рассчитывает занять в ней определенное место, надеется на соответствие принципов компании своим ожиданиям1. Если компания не считает себя однодневкой, работу над созда- нием корпоративной культуры необходимо начинать как можно раньше. Ее могут проводить специально обученные люди — руко- водители HR-отделов, психологи компании, тренеры, оргконсуль- танты, менеджеры по корпоративной культуре. В промышленно развитых странах забота о внутреннем благо- получии человека, и, прежде всего, делового человека — полити- 1 См.: Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. — М.: Вильямс, 2003, с. 122. ческой и экономической опоры общества — поставлена широко. К его услугам — свой врач, массажист, наконец, психотерапевт или психолог, который в любой момент объяснит его состояние и поре- комендует средства для того, чтобы быстро прийти в себя. У нас же по-прежнему считается геройством выходить на работу больным, забросить семью, а обращение к врачу-психологу в состоянии стресса представляется недопустимой блажью или как минимум странностью. Важно не выжимать из своих подопечных все силы, как того требуют внешние обстоятельства, а разумно использовать потенциал и бесценные человеческие ресурсы. В нашей стране многие работники еще преодолевают то, что раньше называлось советским образом жизни, а также те преграды, которые стоят на пути их вхождения в деловой мир. Избавление от трудогольной зависимости — сложный процесс, требующий высококвалифици- рованной профессиональной помощи. Для фирмы отклонения от решения этого вопроса может быть чревато потерей ключевых сотрудников, поскольку работники — при наличии возможности выбора — выбирают среду, в которой для них будут создаваться все необходимые условия для комфортного обитания и успешной работы. Каждый из нас знает, как относятся в его фирме к работнику, клиенту, партнеру. Каждый ощущает это на себе, в своей работе, при решении проблем, возникающих у клиентов. Очевидно, что всякая компания в чем-то уникальна; поэтому она должна разработать и реализовать уникальную корпоративную куль- туру. Представления об особенностях этой культуры и отношения к персоналу формируются на основании впечатлений от первых посе- щений офиса организации, от общения с ее сотрудниками и руководс- твом. Привлекает обстановка, свидетельствующая о хороших условиях труда, деловой атмосфере, доброжелательном и уважительном отно- шении к работникам. Бескультурье может дорого обойтись компании. Несмотря на то, является ли культура организации предметом тщательного выбора или просто образовалась со временем, можно выделить шесть факторов, которые будут влиять на этот процесс1. 1 Культура организации. — Красноярск: КГПУ, 1996. 182 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 183 Это: история и собственность, размер, технология, цели и задачи, окружение, люди. История и собственность. Новые организации должны быть либо агрессивными и независимыми, либо гибкими и легко приспосаб- ливающимися, а иногда и совмещать эти принципы. Централизо- ванная собственность будет стремиться к культуре с жестким конт- ролем и управлением ресурсами, тогда как разобщенная вызовет диффузию власти, которая основана на других источниках силы. Размер организации. В целом крупные организации более форма- лизованы, стремятся создать специализированные группы, которые требуют систематической координации, разрабатывают методики, процедуры и создают специализированную власть. Технология не всегда четко указывает на определенную культуру, но некоторые соответствия можно выделить: • рутинные программируемые операции больше подходят для ролевой культуры, чем для какой-либо другой; • дорогостоящая технология, когда цена поломки велика, требует тщательного контроля, наблюдения и компетенции. Это больше подходит к ролевой культуре; • технологии, дающие экономию рабочих мест благодаря массо- вому производству или крупным капитальным вложениям, способствуют большому размеру и, следовательно, ролевой культуре; • разовые, отдельные операции — единичное производство — подходят для культуры власти или задачи; • быстроменяющиеся технологии также требуют культуры власти или культуры задачи; • задания с высокой степенью неизвестности требуют системати- зированной координации и предполагают ролевую культуру. Цели и задачи. Эффективность организации во многом зависит от четкого представления ее менеджерами смысла их каждодневной деятельности. Такие цели, как качество продукции, легче всего контролируются в ролевых культурах. Цели, связанные с ростом, проще всего реализуются при наличии культуры власти или задачи, но, конечно, не во всех случаях. Цели и задачи не только влияют на культуру, но и сами находятся под ее воздействием. Окружение. Основной характеристикой окружения сегодня явля- ется его бурный характер. Изменения, происходящие в окружении организации, требуют культуры, которая была бы чувствительной, легко приспосабливающейся и быстро реагирующей. Люди. Разным культурам соответствуют различные психологи- ческие контакты, определенные типы людей будут счастливы и удач- ливы в одной культуре, а в другой — нет. Развивая эту тему, можно выдвинуть следующие гипотезы. 1. Люди, не допускающие неопределенности, предпочтут более жесткие правила ролевой культуры. 2. Потребность в утверждении своей личности будет удовлетво- ряться культурой власти и задачи. 3. Навыки и таланты личности будут более замечены в культуре власти и задачи. 4. Потребности людей с низким уровнем интеллекта и навыков подталкивают организацию к ролевой культуре, где уровень труда очерчивается уровнем имеющейся рабочей силы. Потреб- ности людей с высоким уровнем интеллекта и профессиона- лизма приведут организацию к культуре власти или задачи. Многое зависит от личных взглядов руководителя и «ключевых» сотрудников организации, их способности понять и объяснить конфликтные ситуации, возникающие из других пяти факторов, рассмотренных выше. Очень важно отметить, что люди с разными, особенно в нацио- нальном плане, культурами неодинаково воспринимают реальность, поскольку рассматривают все окружающее сквозь их призму. Куль- тура любой организации находится под мощным воздействием наци- онального фактора1. Г. Хофстеде сформулировал пять параметров, по которым можно идентифицировать национальные культуры. 1 Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкнове- ния к взаимопониманию. — М., 1999; Хофстеде Г. Организационная культура. Управление человеческими ресурсами. — СПб: Питер, 2002. 184 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 185 По дистанции власти (ДВ), определяемой отношением к проблеме неравенства людей, его допустимой степенью. По роли индивидуалистского начала (ИН), характеризующегося теснотой связи индивида и общества, готовностью людей действо- вать в одиночку. По степени неприятия неопределенности (НН), стремления ее избе- жать с помощью правил, традиций, законов, идеологии, религии (любая религия способствует терпимости к неопределенности) и пр. По степени ориентированности на будущее (ОБ). Организация может жить вчерашним, сегодняшним днем или стремиться к перс- пективной выживаемости, обеспечиваемой накоплением богатств. По уровню мужественности (УМ), выражающемуся в характере распределения под влиянием культурных традиций социальных ролей между полами. Культура с жестким закреплением ролей — мужественная; со слабым — женственная. В табл. 5.1 приведен пример экспертных оценок национальных культур некоторых стран по степени проявления перечисленных параметров (в — высокая; с — средняя; н — низкая). Таблица 5.1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.209.144 (0.021 с.) |