Служба по работе с персоналом как бизнес-партнер. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Служба по работе с персоналом как бизнес-партнер.



• Редкий случай в нашей стране ввиду относительной молодости

бизнеса и самой профессии — она вступает во второе десяти-

летие своего существования.

• Служба по работе с персоналом становится функцией бизнеса,

работает ради достижения стратегических целей организации.

• Все HR-мероприятия рассматриваются с позиции их стоимости

и/или коммерческой выгоды: каждая кадровая программа

должна приносить прибыль компании

• Главная задача — повышение рыночной стоимости компании

с помощью инструментов управления персоналом, развитие

организационной структуры, создание системы оценки деятель-

ности подразделений.

На сегодняшний день оптимально позиционирование HR-

подразделения как сервисной службы с функциями бизнес-парт-

нера. Это отвечает потребностям бизнеса в России в наше время, но

в ближайшие три-пять лет ситуация вновь изменится, т. к. стадии

развития организации решающим образом влияют на задачи,

стоящие перед службой персонала.

Возвращаясь к модели взаимодействия элементов организаци-

онной культуры (глава 3), стоит вспомнить, что кадровая политика

компании существенно влияет на корпоративную культуру и на

формирование бренда работодателя, при этом отражая и реализуя

философию компании и стиль управления. Не вся деятельность

отдела по работе с персоналом видна сразу, но ее успех или неудача

очевидны и для сотрудников компании, и для рынка труда. В задачи

первых лиц фирмы, а также менеджера по работе с персоналом входит

сделать работников способными к совместным действиям, придать

их усилиям эффективность и результативность, сгладить присущие

людям индивидуальные недостатки1, по возможности превращая

их в достоинства. Организация работы с персоналом включает в

себя выработку кадровой политики, подготовку, подбор и расста-

новку кадров, их оценку, санкции, переподготовку и повышение

квалификации, создание систем материального стимулирования,

формирование и развитие мотивации. Работа с персоналом должна

1 Друкер П. Как добиться успеха / Пер. с английского. — М.: Изд-во поли-

тической литературы, 1991.

230 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 231

давать практические ответы на ключевой вопрос кадровой политики

в системе организационной культуры. Вспомним эти вопросы:

Философия компании (миссия, видение, ценности). Кто мы?

Что мы делаем? Каким образом?

Кадровая политика. Кто нам нужен, чтобы быть такими? Как

мы этого достигаем?

Стиль ведения бизнеса. На что мы ориентированы при ведении

бизнеса? Каковы наши стандарты, нормы, правила?

• Стратегия как особый элемент организационной культуры

компании. Каковы наши цели на краткосрочный и долгосрочный

период?Каковы способы достижения этих целей?

Конкретизируя работу с персоналом, мы отвечаем на вопросы.

• «Для чего, каких и сколько необходимо работников?» (плани-

рование потребности в персонале).

• «Где и как найти компетентных профессионалов?» (стратегия

поиска и подбора персонала).

• «Как их оценивать?» (оценка результативности и потенциала).

• «Как использовать их потенциал наилучшим образом?» (расста-

новка кадров, планирование карьеры).

• «Как добиться их эффективной работы и заинтересованного

отношения к делу?» (система мотивации).

• «Как поддерживать необходимый уровень профессионализма

работников?» (системы развития и обучения).

• Наконец, работа с персоналом отвечает еще на один ключевой

вопрос: «Как мы выглядим на рынке труда?» (бренд работода-

теля).

Для современного менеджера (в силу ряда особенностей совре-

менного бизнеса, которые мы обсуждали выше) на первом плане не

столько «нравственно-психологический климат», «профилактика

конфликтов», сколько создание команды единомышленников,

способной к активному поведению на рынке. Только в этом случае

компания может рассчитывать на успех в современном чрезвычайно

динамичном и пластичном бизнесе на сверхплотном рынке. Старое

американское правило «Под новую идею легче набрать новую

команду, чем переучивать старую» — в наши дни потеряло свою

актуальность. Зачастую именно персонал оказывается «печкой», от

которой «танцует» современный менеджер. Сформировалась даже

специфическая стратегия привлечения в фирму перспективных,

активных работников не под программу, которую им предлагается

реализовать, а под их собственную инициативу — они сами найдут

интересные проекты, соответствующие их потенциалу. Без личной

инициативы и общности интересов любой менеджмент — на уровне

малого или семейного бизнеса, в масштабах страны — окажется

несостоятельным.

Именно решение этих задач и обеспечивает формирование и раз-

витие культуры компании. Признание общих ценностей и норм,

традиций и т. д. — наиболее эффективный путь к общности сознания

корпоративного «мы».

Стратегия управления персоналом — одна из составляющих

общей бизнес-стратегии компании, формирование которой вклю-

чает, как известно, постановку целей, определение технологий,

направленных на их достижение, работу с командой, определение

показателей конкурентного статуса, воплощение стратегии в жизнь.

Ведущим фактором успеха решения каждой из этих задач является

личность. Человек. Следовательно, каждому менеджеру необходимо

осознать, что формирование бизнес-стратегии компании — это

постоянный циклический процесс: в нем должна принимать участие

вся команда, члены которой понимают цели стратегии и принимают

их как свои. Для создания такого единства необходима тщательно

продуманная и последовательная кадровая политика, и роль профес-

сионального HR-менеджера в этом трудно переоценить.

Кадровая политика и управление

талантами

Для эффективной работы компании в непрерывно меняющейся

рыночной среде жизненно важными чертами являются гибкость, адап-

232 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 233

тивность, готовность к изменениям, умение преодолевать сложные

ситуации. Работа с персоналом, безусловно, должна отвечать этим

требованиям. В противном случае персонал компании не будет готов

к адекватному взаимодействию с внешней рыночной средой.

Особую роль в позиционировании компании на рынке труда

играет сформированность бренда работодателя. Не каждая компания

целенаправленно занимается своей репутацией работодателя, но у

каждой организации эта репутация есть. Поэтому лучше создавать

ее, чем запоздало реагировать на слухи или устоявшееся мнение,

которое не радует ни компанию, ни ее сотрудников. Бренд работода-

теля тесно связан с корпоративным брендом компании, является его

отражением и должен нести в себе информацию о ценностях орга-

низации, ее миссии, стратегии и быть адресован целевой группе —

будущим кандидатам. Компания должна быть узнаваема, необхо-

димо соблюдение единого корпоративного (фирменного) стиля.

Образ ее должен отвечать ожиданиям и ценностям интересных для

компании кандидатов. Для имиджевых рекламных кампаний необ-

ходимо разрабатывать адресные слоганы, участвовать в выставках

по кадровой тематике, днях карьеры, публиковать статьи в профес-

сиональных журналах. Проще говоря, все, что было сказано ранее о

брендинге, в равной мере относится и к созданию и продвижению

бренда работодателя.

Работа HR по созданию и продвижению бренда работодателя

должна быть тесно связана с деятельностью PR-подразделений. Но

даже опытный «пиарщик» и маркетолог не сможет оказать поддержку

в продвижении бренда при отсутствии четкой концепции кадровой

политики. Поэтому прежде чем создавать слоганы или плакаты,

необходимо проанализировать ситуацию в компании и ее возмож-

ности, стратегию поведения на рынке, ее ценности и стиль управ-

ления и сформировать образ «идеального работника», его профес-

сиональную направленность, уровень образования, личные качества.

Первые два пункта определяют ГДЕ надо размещать информацию о

компании, а третий — КАК выглядит информация и ЧТО мы сооб-

щаем о себе в первую очередь.

При этом чрезвычайно важно, чтобы слова не расходились

с делом. Например, компания позиционирует себя как технологи-

чески «продвинутая», а на самом деле там один компьютер на отдел

и тот плохо работающий… Или в рекламной статье сообщается о

равных возможностях карьеры для всех сотрудников, а на деле такие

возможности отсутствуют… Обещать надо только то, что можешь

выполнить. В противном случае репутация компании погибнет,

даже не успев сформироваться. Надо говорить правду. Вернее, ту

ее часть, которая полезна для кандидатов и способствует принятию

решения о выборе будущего работодателя. Выбор всегда взаимен, и

для любой компании наиболее важно, чтобы сотрудники и канди-

даты сознательно делали выбор в ее пользу, а не были околдованы

ложными обещаниями.

Рынок труда становится все насыщеннее, и профессионалы своего

дела все более востребованы. Поэтому одаренных сотрудников

надо уметь выявлять и удерживать, а поиск талантов вне компании

следует начинать как можно раньше. Внимание компаний верну-

лось в вузы: именно сегодняшним выпускникам предстоят великие

свершения завтрашнего дня. Борьба за таланты начинается здесь.

Важная составляющая формирования образа компании — полу-

чение обратной связи от целевой группы. Наиболее надежный

способ — проведение специальных исследований с использованием

традиционных маркетинговых методов: опросы, анкетирование,

фокус-группы. Результаты проведенных исследований позволят

создать соответствующий имидж работодателя и завоевать попу-

лярность, повысить известность марки и улучшить отношение к

компании. Для успеха компании необходимо стать привлекательной

на рынке труда для своих целевых кандидатов.

Наиболее актуальный девиз кадровой политики сегодняшнего

дня — «Поиск, развитие и удержание талантов». Это значит, что

компании, ориентированные на успех, должны научиться создавать

условия для выявления и развития лучших качеств своих сотрудников

и привлечения необходимых ресурсов извне. Талант — это одарен-

ность плюс труд. Для реализации таланта необходимы желание

234 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 235

и настойчивость со стороны сотрудника и адекватная поддержка

со стороны компании. Для разных компаний подходящими талан-

тами, как правило, являются разные люди, поскольку для различных

видов деятельности необходима разная одаренность. Для реализации

способностей важно совпадение ценностей компании и сотрудника

и соответствие корпоративной культуры.

Для реализации любой стратегии компании необходимы соот-

ветствующие ресурсы, и важнейшие из них — человеческий потен-

циал. Чем сложнее задачи, тем большее значение приобретает верная

кадровая политика. Если работодатель считает, что ему нужны

ОСОБЫЕ люди для решения задач, стоит учесть, что привлекатель-

ность для таких людей на рынке труда означает следующее.

Привлекательные финансовые условия: конкурентоспособная

система оплаты труда, премиальная система и бонусы, компенса-

ционный пакет.

Возможности для развития: планирование карьеры, поддержка

и продвижение, приобретение нового опыта.

Внутреннее соответствие: интересная работа, амбициозные задачи

или вызов (Challenge), удовольствие от работы (Fun), отношения,

ценности.

Признание: оценка, уважение, вознаграждение за результаты,

статус, престиж.

В зависимости от стратегии и возможностей компании каждый

из этих пунктов может выглядеть по-разному, но суть от этого не

меняется. Особые люди нуждаются в соответствующих условиях.

Эти условия формируются и выстраиваются с учетом потребностей

и мотивации необходимого для компании персонала (настоящего

и будущего).

Иногда при формировании кадровой политики возникают

странные «сбои». Например, компания пытается позициониро-

вать себя как инновативная, прогрессивная, ориентированная

на свободу творчества и стремительное развитие. Казалось бы,

вся система должна соответствовать этим идеям и привлекать

молодых, креативных, ярких личностей. На деле сотрудниками

компании в основном становятся люди, не готовые к изменениям,

ориентированные на стабильный, пусть даже небольшой, доход.

В наше время последствия такой позиции фактически граничат

со стагнацией. Почему возникает столь опасное противоречие?

Система мотивации компании реализует прежде всего потребность

в стабильности, гарантируя постоянный (не очень высокий) доход,

страховку для всех членов семьи, бесплатные обеды, забывая о

стимулировании творчества и создавая эффект полностью закры-

того безопасного пространства. Руководству такой компании и ее

специалистам по персоналу необходимо увидеть реальную ситу-

ацию. Следует или отказаться от модного позиционирования и

сказать «Мы стабильны, не спешим и в этом наша особенность»,

или сменить политику подбора кадров и приблизиться к желае-

мому образу, изменив «фильтр отбора», которым является принятая

в компании культура и связанная с ней система мотивации. Это

потребует от руководства организации и HR серьезных усилий, в

том числе и над собой: для изменения политики компании надо

начать жить в соответствии с новыми идеями, сформировать у

себя готовность к переменам. Расходы на персонал можно пере-

распределить таким образом, чтобы сама система мотивации

(монетарной и немонетарной) привлекала необходимых людей.

Например, снизить бесплатные льготы, оставить только необхо-

димые, а высвободившиеся средства использовать для создания

эффективной премиальной системы, которая дает возможность

получать существенные премии за результат, яркой открытой

кадровой политики, начать активно работать с вузами, готовить

будущих звезд…

Выявление талантов внутри компании требует тщательной и кро-

потливой работы HR-служб совместно с линейными и топ-менед-

жерами. Поиск их вне компании еще более сложен. Поэтому в

последнее время разработка методов управления наиболее перс-

пективными сотрудниками находится в центре внимания всех

экспертов в области HR. Для достижения существенных результатов

необходимо изменить отношение к персоналу в принципе, сместить

236 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 6. HR и человеческий капитал компании 237

фокус внимания внутрь компании и осознать ценность человечес-

кого потенциала, дать людям возможность проявить себя. Только

при таком подходе возможен поиск талантов внутри компании. Ведь

талантом может оказаться каждый, поэтому внедрение соответству-

ющих персонал-технологий должно происходить на всех уровнях

компании — от топ-менеджмента до рядовых сотрудников техни-

ческих и вспомогательных служб. Это не дань идее равенства всех

со всеми, а стремление не пропустить необходимый для компании

потенциал, который в будущем принесет успех. Лишь после выяв-

ления такого потенциала наступает фаза дифференциации, когда

талантливые менеджеры и высококлассные специалисты получают

необходимые программы для развития своих возможностей и карь-

ерного роста.

Существуют целенаправленные методы оценки потенциала и ре-

зультативности сотрудников. По результатам оценки, как правило,

формируются несколько групп сотрудников.

• «Звезды» — особые таланты, которым нужен переход на следу-

ющий уровень.

• Сотрудники с высоким потенциалом, которым необходимо

расширение ответственности или обязанностей, карьерный

рост.

• «Отличные работники» — люди на своем месте. Развитие и обу-

чение в рамках должности и специальности.

• Сотрудники со сниженной результативностью при наличии

необходимого потенциала. Важно разобраться в причинах

ситуации и дать им возможность улучшить показатели.

• «Проблемные случаи» — кандидаты на выход из компании.

Для всех этих групп необходим дифференцированный подход

к обучению, развитию, повышению зарплаты: максимально инди-

видуализированный при максимальном потенциале. В таблице 6.1.

предлагается пример построения дифференцированной системы

обучения, основанной на дифференцированных инвестициях в раз-

витие.

Таблица 6.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.086 с.)