Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экспертные оценки национальных деловых культурСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Страны ДВ ИН УМ НН ОБ США н в в н н Германия н в в с с Япония с с в в в Франция в в с в с Россия в с н в н Китай в н с с в Культура организации проявляется, с одной стороны, в двух параллельных процессах, а с другой — в процессах, взаимопрони- кающих и обогащающих друг друга: формальном и неформальном. Формальный процесс, как и формальная культура организации, проявляющаяся, прежде всего, в ее структуре, реализуется в орга- низационной культуре, а неформальный процесс как неформальная культура организации, система взращивания внутренних коммуни- каций, реализуется в ее корпоративной культуре. Динамика бизнес-культуры: от идеи до организации Развитие любой культуры характеризуется некими общими фазами ее динамики. В свое время в литературе по психологии менеджмента особое внимание уделялось соотношению формальной и нефор- мальной структуры организации. Иногда они даже противопостав- лялись друг другу. Немало говорилось о нежелательности «нефор- мальных лидеров» в коллективе. Однако в таких трактовках было много поверхностных суждений и ложных стереотипов. «Культуральный» подход открывает новые возможности, выявляя глубокую и принципиальную связь «неформального» и «формаль- ного» в менеджменте. Конкретизировать представление о механизмах формирования и закрепления социальных значений в практической деятельности можно с помощью понятия нормативно-ценностных систем деятельности как подсистем социальной практики1. Нормативно-ценностные системы (НЦС) определяются: • ценностным компонентом, который складывается из предмета, целей и средств деятельности; • нормативным компонентом (правилами, регулирующими осуществление деятельности); • способом организации коллективной деятельности (поскольку речь идет о системах социальной практической деятельности). В процессе жизнедеятельности человек участвует в самых различных НЦС: практически вся социально-практическая деятель- 1 См. Тульчинский Г. Л. Свобода и смысл. Lampeter, 2002. 186 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 187 ность может быть представлена как совокупность НЦС в сфере производства, быта, отдыха, науки и т. д. Но приобщение к НЦС нельзя сводить к простому приобретению определенных навыков: это существенный фактор развития форм поведения человека вплоть до развития мышления, памяти и воли. Понятие НЦС позволяет преодолеть «дилеммы» формального и неформального аспектов организации трудовой деятельности, психологического и функционального подходов. НЦС социальной практики развились из единой системы духовно- практической деятельности, синкретично совмещающей различные функции (от магических до хозяйственных). НЦС ремесел, науки, искусства и т. д. дифференцировались и специализировались посте- пенно, по мере развития цивилизации и специализации видов деятельности. Это выражалось в выделении отдельных функций в самостоятельные виды деятельности, профессиональном закреп- лении их за отдельными людьми, в соответствующих изменениях в системе образования и воспитания. Таким образом, возникают мотивированные изнутри, а не санкционированные извне стили поведения. Этот процесс десакрализации привел к становлению науки, которая не только выстояла в единоборстве с религией, но и превратилась в действенное средство рациональной регуляции в обществе. На определенном этапе в самостоятельную НЦС выде- лился и бизнес. Особый интерес представляет рассмотрение социальной органи- зации НЦС как общностей людей. Они могут иметь формальную (т. е. определенную закрепленными функциями и связями, правами и обязанностями, инструкциями, отношениями координации и субординации, средствами контроля и стимулирования) и нефор- мальную (основанную на межличностных взаимоотношениях) орга- низационную сторону деятельности. При рассмотрении НЦС под этим углом зрения выявляется дина- мика развития форм организации НЦС, каждая из которых проходит путь от нерегулярной случайной общности людей («тусовки») до формирования социальных институтов, являющихся наиболее развитой формой организации НЦС. Характерными чертами соци- альных институтов являются: • то, что они возникают на стадии дифференцированной обще- ственной практики, когда на основе разделения труда выде- ляются НЦС, связанные с достижением социально-значимых целей; • то, что в этих НЦС доминирует формальная сторона органи- зации, закрепленная в специальных положениях, уставах и т. д., регламентирующих функционирование систем; • то, что функционирование таких систем обусловлено сложив- шимися экономическими, правовыми и социальными отноше- ниями. Первопричина динамики и дифференциации НЦС социальной практики — разделение и специализация этой практики, обуслов- ленные развитием цивилизации. В этом отношении организационная и корпоративная культуры являются разными уровнями (стадиями) формирования и станов- ления самой фирмы как социального института (юридического лица). Они не противостоят друг другу, а дополняют и взаимопред- полагают друг друга в органическом единстве. Будучи целевыми общностями, НЦС объединяют людей в формальные и нефор- мальные организации в целях некоторой практической деятель- ности. Предпосылка и условие ее успеха — относительно единый, общий способ осмысления действительности всеми участниками деятельности. Этот ценностно-смысловой аспект НЦС выража- ется в некотором нормативном понимании, которое определяет не только общность цели, но и общность восприятия предмета деятель- ности, его анализа и т. п. Общее понимание (осмысление) наличествует в любой НЦС. Различия заключаются лишь в форме и степени его выраженности. Это может быть и простая общность психологической установки, и невербализуемое «цеховое» знание, и формальная экспликация в виде учебников, манифестов, положений, программ. Общее понимание задается общностью целей, предмета и правил деятельности. Этим 188 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 189 способам осмысления действительности соответствуют «сгущения» людей, занятых ее освоением в данном виде деятельности. Поэтому организация деятельности в каждый момент времени соответствует достигнутому опыту, характеризует степень разделения и специали- зации. Взятая как процесс, в единстве смыслового и социально-органи- зационного аспектов, динамика их институционализации предстает осуществляемой в несколько стадий. 1. Стадия выработки нового осмысления. Характеризуется мини- мальной степенью организации. Коммуникация участников носит спорадически случайный и во многом личностно-дове- рительный характер. 2. Стадия выработки общего понимания (коалиция). Характери- зуется большей устойчивостью связей и отношений между специалистами, которые начинают выделять себя как группу единомышленников. Подобная избирательность в общении «уплотняет» коммуникацию, хотя само общение носит слабо регламентированный характер («тусовка»). 3. Стадия парадигмы. Общение начинает носить системати- ческий характер семинаров, переписки, обмена материалами на ранних стадиях (рукописи, препринты, заявки). Делаются попытки выработать программные материалы, прорваться в СМИ. Выдвигаются лидеры мнений. 4. Стадия сплоченной группы (ассоциации). На этой стадии общее понимание уже фиксируется участниками деятельности в явной форме программного заявления. Коммуникация стано- вится все более ограниченной рамками группы, где выделяются признанные лидеры, между которыми может существовать разделение сфер влияния. Лидер выступает центром, вокруг него формируется группа. Именно он обычно выступает с програм- мным заявлением, обеспечивает селекцию и интерпретацию информации. Важный момент на этой стадии — успех и соци- альное признание. Они свидетельствуют о развитии группы и обеспечивают социальный престиж (имидж) ее деятельности, а значит и постоянный приток сторонников и учеников. Привлечение учеников достигается обычно с помощью пропагандистской и популяризаторской деятельности, public relations, осуществляемых обычно либо самим лидером, либо под его контролем. Этой цели могут служить СМИ, периоди- ческие издания, постоянные семинары, конференции. Нередко создаются специальные центры (школы, курсы) подготовки специалистов в данной области. Явным становится отличие деятельности данной группы от материнской НЦС: группа становится либо элитарной, ведущей в материнской НЦС, либо «мятежной», отвергающей ортодоксальные установки. Причем во втором случае деятельность группы может оказаться либо тупиковой, либо положить начало новой традиции. По некоторым оценкам для «прорыва» старой традиции необхо- дима группа около 20 человек, а для создания новой — от 500 до 1000 человек. 5. Стадия профессионализации. На этой стадии в НЦС фиксиру- ется формальная организационная структура. НЦС становится специальностью (профессией) и обеспечивает не только подго- товку учеников, но и их трудоустройство посредством открытия новых должностей или переориентации старых, создания трудовых коллективов. На этой стадии нередко образуется расслоение лидерства на формальное (по должности) и нефор- мальное. Институционализация НЦС как профессии опреде- ляется следующими главными особенностями: (1) профессио- нальной ответственностью за производство, хранение, передачу и использование соответствующих социальных значений; (2) автономностью профессии в деле привлечения новых членов, их подготовки, повышения квалификации, контроля за их деятельностью; (3) установлением между данной НЦС и ее социальным окружением таких отношений, которые обеспечи- вали бы ей поддержку и охрану от непрофессионального вмеша- тельства; важной становится роль известных (широкой обще- ственности) личностей, представляющих свою сферу в глазах 190 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 191 публики и общественного мнения, СМИ; (4) стимулирование деятельности профессионалов на основе оценки качества их работы с точки зрения других специалистов-экспертов. Стадия профессионализации характеризуется полной органи- зационной вооруженностью НЦС вплоть до создания кодекса поведения (устава, положения, должностных инструкций), статуса юридического лица (счет, финансирование и т. п.), высокой степенью упорядочения координационных и субор- динационных отношений (самостоятельное юридическое лицо или подразделение, отдел или лаборатория в существовавшей структуре). Все прогрессирующая рутинизация деятельности зачастую приводит к формированию в ее недрах нового смыс- лового сдвига, развитие которого может привести к дальнейшей дивергенции системы. Аналогичные стадии развитие НЦС проходит не только в бизнесе, но и в науке, политике, искусстве, религии. Совсем не обязательно, чтобы каждая НЦС проходила все указанные этапы институцио- нализации. Возможна остановка на каждой из указанных стадий. Далеко не каждой НЦС удается развиться даже в стадию сплоченной группы, не говоря уже о наиболее развитой стадии профессионали- зации. На рис. 5.1 представлен процесс институционализации соот- ветствующих НЦС в виде схемы. Роль ценностно-смыслового и социально-организационного аспектов институционализации в их динамике различна. На первых этапах ведущую роль играет смысловой аспект, на поздних — соци- альный. Разумеется, возможна ситуация, когда развитый организа- ционный аппарат объединяет людей, не имеющих единого осмыс- ления, но это лишь свидетельствует о том, что у истоков такой социальной организации некогда стояло когерентное осмысление «отцов-основателей». Вокруг смыслового ядра НЦС выстраиваются структуры соци- альной институционализации, которые могут быть ранжированы от простейших межличностных отношений до развитых социальных институтов данного общества. Собственно смысловой аспект инсти- туционализации может рассматриваться как зародыш социально- организационной институционализации, как ее начальная стадия. Рис. 5.1. Динамика нормативно-ценностных систем культуры Смысловой и социально-организационный аспекты инсти- туционализации НЦС выражают различные стадии зрелости и становления деятельности, реализующие все смысловые уровни социального опыта. Поэтому институционализированные формы осмысления, рутинизированные в некоторые профессии, специаль- ности и дисциплины, представляют собой отлившиеся в институци- 192 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 193 онные формы социальной организации виды осмысления. С этой точки зрения каждая идея, понятие — это зародыш бизнес-струк- туры, НИИ или лаборатории, а последние — суть институционали- зированные идеи. Развитие бизнеса предстает динамикой НЦС от идей на уровне личностного смысла (или личностных смыслов — на уровне общего понимания) до полной формальной институционализации программы социальной деятельности, лежащей в ее основе. Корпоративная культура и личность: преодоление отчуждения Работа в организации, система ценностей которой неприемлема для данного человека или приемлема лишь отчасти, обрекает его на неудовлетворенность и низкое качество работы. Культура организации (предприятия, фирмы, компании) непос- редственно связана с ее социальной системой, характеризующей нормы поведения, чувства, отношения, ценности людей, работающих в ней. Она оказывает определенное влияние на повседневное взаи- модействие всех сотрудников и руководителей и предъявляет к ним соответствующие требования, которые формируют поведение. Центральной проблемой гуманитарной культуры, начиная с IХ века, считалась проблема справедливой организации общества и преодо- ления отчуждения человека. Речь идет о восприятии человеком окружающей действитель- ности (социальных порядков, отношения руководства, условий труда и вознаграждения) как глубоко несправедливой, чуждой и даже враждебной ему, в результате чего у него возникает ощущение собственной ненужности, никчемности, угнетенности, обиды, беспомощности, страха, агрессии, необходимости себя защитить. Отчуждение в менеджменте порождается рядом факторов. • Отстранение рядового работника от управленческого процесса, когда он вынужден слепо исполнять чужие команды, которые не всегда приемлет и даже не всегда понимает. Поскольку человек принужден исполнять их, он чувствует себя униженным «бессло- весным орудием» в чужих руках, механическим винтиком бездушной производственной машины. Отсюда дискомфорт и стрессы со всеми последствиями. • Несправедливая система распределения материальных и духовных благ, ведущая к нарушению оптимальной организации распре- деления по труду. Эта причина — наиболее весомая, поскольку несправедливость — обстоятельство самое травматичное по своим нравственным последствиям. • Чрезмерно жесткий график и ритм работы, когда человек даже в случае крайней необходимости не может отлучиться с рабо- чего места, не прибегая к обману, «прогулу» или унизительным просьбам. Помимо трудовых обязательств, у человека немало других жизненных функций и форм ответственности: жены или мужа, отца или матери семейства, друга, общественного деятеля и т. д. Иногда какая-то из этих функций может оказаться важнее, чем трудовая. Если человек лишен возможности такой самореализации, не имея возможности уйти для этого с работы, наступает разлад в душе и отчуждение. • Узкая специализация, при которой сотрудник вечно занят испол- нением одной однообразной и монотонной рабочей операции, которая надоедает и не кажется ему важной. Именно поэтому он не может считать конечное изделие технологического процесса делом своих рук и ума, радоваться ему, ощущать заслуженную гордость и удовлетворенность творца. • Система статусных привилегий, к которым не могут иметь доступ низшие по чину и /или рядовые работники. Эта причина отчуждения тесно связана с другой, которую мы сформулиро- вали как несправедливую систему распределения власти, мате- риальных и духовных благ, ибо только неверное использование форм власти приводит к появлению в коллективе системы статусных привилегий. Г. Форд говорил, что его работники не 194 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 195 заглядывают ему в карман, чтобы выяснить, сколько он полу- чает, т. к. система социальных благ такова, что у людей нет ощущения, что руководство о них не заботится. Первая причина успешно преодолевается широким распростра- нением в ХХ веке кооперативных и акционерных предприятий (производственных кооперативов, хозяйственных товариществ и обществ), в которых многие или все работники являются владель- цами части средств производства. А. Смит считал, что только 6 % работоспособной части нации могут заниматься успешным пред- принимательством, поэтому они и должны быть «по праву» хозя- евами средств производства. Однако последующее развитие новых форм кооперации общественного труда и предпринимательства прямо или косвенно (через владение ценными бумагами) привело к увеличению числа частных собственников средств производства до 35–40 % нации. Разумеется, далеко не все работающие в развитых капиталистических странах — собственники. Многие и не желают взваливать на себя ношу предпринимательства, ибо, чтобы нести ее, как отмечал А. Смит, нужен особого рода талант, как, впрочем, и в любом другом деле. Однако и наемные работники бывают вполне удовлетворены своим трудом, если общественно-политическая система и организация фирмы, где они работают, не генерируют прочих причин отчуждения. Вторая причина отчуждения устраняется широким вовлечением рядовых сотрудников в управленческий процесс путем демокра- тизации управления, и в первую очередь — через делегирование полномочий. Так, во многих западных и особенно японских фирмах к выработке управленческих решений привлекаются чуть ли не все работники, которые будут потом их исполнять. Существуют четко разработанные методы, правила и процедуры демократизации управления. Если сотрудник участвует в выработке управленческого решения, у него не остается его непонимания или неприятия. Третья причина — «несправедливая система распределения власти и иных благ» — также вполне успешно преодолевается. Ныне во многих фирмах соответствие управленческого аппарата своему назначению определяется по росту благосостояния работников, а не по повышению производительности труда или прибыли (произ- водственно-трудовые цели, выступающие в качестве всего лишь инструмента достижения главной цели). В акционерных предпри- ятиях, например, вопросы найма и увольнения членов высшей адми- нистрации по закону решает общее собрание акционеров, уровень же зарплаты работников оговаривается в коллективном договоре между администрацией и профсоюзами. Так, например, в концерне Volkswagen 39 членов завкома. Все они — освобожденные работники и содержатся за счет бюджета предприятия. Каждому из них выдается служебная машина и обеспечивается «парламентский» иммунитет, защищающий от посягательств администрации. Их задача — пред- ставлять и защищать интересы всех рабочих, а не только членов профсоюза. Завком вникает во все стороны жизни завода, и ни одно решение администрации, затрагивающее интересы работников, не может быть принято без его согласия. На Volkswagen трудится около четверти миллиона работников. Здесь хорошо сознают, что благосо- стояние людей зависит от качества выпускаемой продукции. А это, в свою очередь, зависит от качества подготовленности кадров, поэтому на систему их подготовки расходуется около 150 миллионов евро в год, почти четверть из них — на повышение квалификации, которой охватывается 25 тысяч работников и более 5 тысяч представителей руководящего персонала. Обеспечивают эту систему 600 постоянно работающих специалистов. На текущие нужды заводского здравоох- ранения расходуется также около четверти миллионов евро. Много это или мало? На заводах бывшего СССР эта сумма в расчете на одного человека была в 70 раз меньше. В ежедневном меню — 200 наиме- нований блюд, которые развозятся по 20 цеховым столовым. Цены, установленные заводом, такие, что можно полноценно пообедать за 1 евро (при средней зарплате около 2000 евро в месяц). Четвертая причина — «чрезмерно жесткий график и ритм работы» — решается через повсеместный отказ от ручных конвейеров, задающих жесткий ритм, а также через внедрение гибких графиков работ. Во многих фирмах рабочие самостоятельно устанавливают 196 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 197 ритм и часы начала и конца работы. Среди результатов использо- вания гибких графиков работ исследователи называют: улучшение производственной атмосферы и распределения производственных заданий, уменьшение суммы выплат отсутствующим по разным уважительным причинам, снижение оплаты сверхурочных работ, повышение индивидуальной производительности труда, более качественный набор кадров, наконец, разгрузка транспортных магистралей, ведущих к местам работы в часы «пик». На Volkswagen любой человек может три дня не выходить на работу без каких-либо объяснений. Заболел ли, устал или имеет еще какую-либо причину — это его дело. Однако прогулов здесь не бывает. Почему же рабочие не пользуются прекрасной возмож- ностью «посачковать»? Они знают: в компании человека ценят выше любого дорогостоящего станка, относятся к нему как к уважа- емой личности. В такой атмосфере человек и сам начинает ценить и уважать себя, и не позволит себе унизиться до подобного недостой- ного поступка. Как гласит японская пословица, «приличная одежда побуждает человека к достойному поведению». В целях преодоления пятой причины отчуждения (узкая специ- ализация и монотонность труда) используются самые разные орга- низационные приемы и новации по обогащению содержания труда, смене функциональных нагрузок и т. д. На предприятиях компании Phillips производство телевизоров стали вести не на конвейерах, а отдельными бригадами рабочих, отвечающих за выполнение целых циклов операций и самостоятельно распределяющих функции между собой. В компании Volvo также вместо раздельных функций стали поручать рабочим организацию собственных рабочих мест и комплекс операций. Их продукция имеет индивидуальные знаки. В результате улучшились все производственные показатели. В Нор- вегии, на заводе Nobe, рабочих распределяют на автономные группы, которые сами планируют работу на три месяца, самостоятельно подбирают кадры и контролируют готовую продукцию. Рабочие получают общую (групповую) оплату, контролируют и сменяют друг друга на различных трудовых операциях. Аналогичные методы сложной оптимизации труда применяют в компаниях Olivetti (Италия), Bell System (США) и многих других фирмах Европы, Америки и Азии. Решение проблем, вызванных шестой причиной (существо- вание статусных привилегий) оказалось наиболее трудным делом, за исключением японских фирм. Руководители на всех уровнях управленческой иерархии, особенно низшего звена, никак не хотели отказаться от своих привилегий. Разница между администра- цией и рядовыми работниками в американских фирмах была очень заметной вплоть до середины 80-х годов. Специальные стоянки машин, отдельные залы для обеда, ковры, люстры, настенные часы в кабинетах, оклады вместо почасовых ставок, различные дополни- тельные льготы, свободный график вместо фиксированных пере- рывов… Все это говорило о том, что руководители — особый класс, привилегированная каста, а все остальные — не более чем наемные работники, «черная кость». За последние годы большинство фирм отказалось от выде- ления специальных мест для машин руководителей. Работники всех компаний стали носить защитные каски одного цвета, ибо «признание должно зависеть от способностей руководителя, а не от цвета каски». Высшие руководители многих японских фирм уже давно и довольно часто ходят в рабочих спецовках весь день: солдаты любят, когда генералы носят полевую форму. В автомобильной фирме Nummi все сотрудники, включая президента, обедают в одной столовой, всем служащим предлагаются клубные билеты, здесь нет специальных стоянок для машин. Хотя эти меры сами по себе и не обеспечивают фирме безусловного успеха, но они отражают принятую философию, которая в целом способна снять отчуждение работников и привести к процветанию. В «американском вызове» европейцам, которые более консервативны, чем американцы, гово- рится: не может быть прогресса без отказа от привилегий. Наивысших результатов по борьбе с проблемой отчуждения работников достигла Япония. В западных странах, как, впрочем, и в России, широко распространен миф о культурной уникаль- 198 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 199 ности Японии, которая считается причиной японского «экономи- ческого чуда»: будто бы японские методы производства и управ- ления настолько древние и настолько зависят от их уникальной культуры, что другие страны не могут перенять их и пользоваться ими. Однако аргумент культурно-исторической обусловленности успеха Японии совершенно не выдерживает критики. Вплоть до 60-х годов ХХ века Япония была бедной, экономически и техноло- гически отсталой страной. Трудовые отношения в ней были очень далеки от идеалов высокой этики. Напротив, они были одними из наихудших и наиболее жестоких в мире. Двухвековая самоизоляция феодальной Японии, закончившаяся лишь во второй половине XIX века, оказала ей очень плохую услугу. До середины ХХ века марка «сделано в Японии» означала для покупателей всего мира низкое качество, а степень отчуждения японских рабочих едва ли не была самой высокой. Именно поэтому быстрый, почти внезапный экономический успех Японии выглядит как чудо. В чем же дело? Япония — страна с бедными природными ресурсами. Японская интеллектуальная элита хорошо осознавала: для того чтобы жить не хуже других народов, богатых ресурсами, японцы обязаны трудиться больше и лучше их. Но осознания данного обстоятельства еще недо- статочно. Чтобы подвигнуть массы народа к упорному и добросовес- тному труду, необходимо заинтересовать людей, создать у них соот- ветствующую мотивацию. В 1955 году был организован «Японский центр производительности», нацеленный на широкую пропаганду идей, внедрение которых создаст социально-экономическую базу для высокой трудовой мотивации. Основные идеи этого центра, ныне крупнейшего в мире, сводятся к следующим трем общим принципам японского менеджмента. • Принцип классовой солидарности: все меры, все управленческие решения по повышению производительности труда должны выра- батываться руководством компаний и профсоюзами совместно. Реализация этого принципа позволяет повысить степень внут- рифирменной солидарности и снять классовое противостояние между рабочими и предпринимателями, вовлечь всех сотруд- ников в процесс поиска оптимальных управленческих решений (демократизация процесса управления), что, в свою очередь, снимает отчуждение наемных работников и в определенной мере пробуждает коллективное творчество, направленное на совершенствование всех сторон организации компании. • Принцип справедливого распределения плодов производитель- ности — плоды повышения производительности должны быть справедливо распределены между руководством, трудящимися и потребителями. Реализация данного принципа — наиболее мощный фактор для снятия отчуждения не только у работников данной фирмы, но и во всем обществе. Ведь результаты усерд- ного труда достаются не только предпринимателям и рабочим, но и потребителям, и здесь нет ошибки. Высокая производи- тельность позволяет снизить цены на товары, и тем самым ее плоды пожинают все покупатели, т. е. все члены общества. • Принцип ограниченного пожизненного найма. Реализация этого принципа снимает страх перед безработицей, вселяет чувство уверенности, социальной защищенности и высокой солидар- ности. В течение десяти лет большинство японских фирм радикально перестроили свою идеологию в соответствии с данными принци- пами. В результате возникли те следствия, совокупность которых стали называть во всем мире «японским чудом». На базе трех приве- денных идеологических принципов, позднее, в 70–80-х годах, были выработаны и более конкретные принципы, отражающие органи- зационное своеобразие японского менеджмента: принцип коллек- тивизма, или групповой солидарности; принцип поощрения твор- ческой инициативы и совмещения профессий; принцип «единой семьи» (все члены фирмы связаны между собой сетью взаимных обязательств и ответственности всех за благополучие каждого); принцип повышения зарплаты по старшинству. Воплощение обсуждаемых принципов на практике сделало Японию страной с наиболее справедливой системой распределения 200 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 201 доходов в мире. Она сумела занять лидирующее положение в мире в обеспечении грамотности, социальной солидарности, качества и продолжительности жизни. В 1986 году Япония была признана самой конкурентоспособной страной в мире. Творческий подход к любому делу приобрел в Японии массовый, всенародный характер. Японцы искренне стремятся к непрерывному усовершенствованию всего и вся, снижению затрат, хорошему обслуживанию, высокой произво- дительности и высшему качеству. В стране царит культ усердного труда. Большинство людей, посетивших Японию, уезжают домой под сильным впечатлением от того, как рабочие буквально «набра- сываются» на возникшие проблемы, с каким вниманием они отно- сятся к малейшим деталям в работе, готовы «нагнуться за последним рисовым зернышком» и «еще раз выжать сухое полотенце». Когда заканчивается обеденный перерыв, они не идут, а бегут к своим рабочим местам. Многие из них, не используя до конца отпуск, просятся обратно на работу. Д. Кирс, председатель компании Xerox, говорит: «Каждый раз после поездки в Японию я возвращаюсь подавленным и напуганным». Действительно, как тут надеяться на победу в конкуренции с японцами? Всякий наблюдатель уже через несколько дней понимает, в чем заключается истинная причина японской конкурентоспособности — они просто любят труд и работают больше своих конкурентов (цель, достигнутая «Японским центром производительности»). Необходимость конкуренции с японскими товарами вынудила американцев, как, впрочем, и европейцев, спешно перенимать япон- ский опыт, не считаясь с чувством национальной гордости. В последние десятилетия в США возникли такие организации, как «Национальный центр качества трудовой жизни», «Институт труда Америки», «Огай- ский центр трудовой жизни» и другие, нацеленные на разработку мер, методов и критериев высокого качества трудовой жизни, на удовлет- ворение интересов и потребностей рядовых работников. Меры по повышению качества жизни на работе включают в себя любые измерения организационных параметров фирмы, положи- тельно влияющих на людей: (1) децентрализация; (2) вовлечение сотрудников в процессы производства; (3) обучение руководящих кадров; (4) программы продвижения по службе; (5) обучение работ- ников методам эффективности общения в коллективе, (6) расши- рение объема и обогащение содержания труда. Объем работы — это мера количества и повторяемости выполняемых рабочих операций. Объем называется узким, если человек производит лишь несколько операций и часто их повторяет, а если работник выполняет много различных операций, которые повторяются сравнительно редко, — широким. Богатство содержания работы — это мера сложности выполняемых функций, самостоятельности в планировании и выполнении своей работы, а также участия в выработке управлен- ческих решений. Критерии высокого качества трудовой жизни таковы: (1) инте- ресная работа; (2) справедливое вознаграждение; (3) соответствие рабочей среды санитарно-гигиеническим нормам и стандартам техники безопасности труда; (4) надзор со стороны руководства — минимальный, лишь в меру необходимости; (5) работники участвуют в выработке решений, затрагивающих их деятельность; (6) наличие гарантии работы; (7) в коллективе дружеские взаимоотношения; (8) обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания. Специалисты вышеназванных центров разработали ряд рекомен- даций, направленных на улучшение трудовой этики и снижение уровня отчуждения работников. • Увязывайте вознаграждение непосредственно с той конкретной деятельностью, которая приводит к улучшению производитель- ности и эффективности работы фирмы в целом. • Выражайте публичное и ощутимое признание тем людям, чьи усилия и результаты труда превосходят средние показатели. • Соблюдайте принцип, согласно которому каждый работник должен получить свою долю от увеличения производитель- ности и прибыли фирмы в целом. • Привлекайте сотрудников к разработке критериев оценки результатов труда. 202 Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд Глава 5. Выращивание бизнес-культуры 203 • Не вводите организационные и технические изменения, пока не убедитесь, что они не снизят удовлетворенность работников (например, в связи со снижением безопасности труда или сверхурочной работой). • Не повышайте стандарты качества до тех пор, пока не сможете полностью оплатить связанные с этим изде
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.112 (0.02 с.) |