Подключиться – и отключиться 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подключиться – и отключиться



 

Пляжный ресторан гудел. Звенели стаканы, звучала музыка, люди подкладывали друг другу еду, рассказывали истории, смеялись. По крайней мере, взрослые. Я взглянула на группу подростков в конце стола. Они смотрели куда-то вниз. Ни разговоров, ни взглядов друг на друга. Шесть голов склонились, пальцы порхали над клавишами, лихорадочно фиксируя глубокие, без сомнения, мысли – такие, к примеру, как «’sup»[11] или «L8r»[12].

Увы, такое поведение сегодня никого не удивляет. И хотя подросткам необходимо осваивать навыки общения – умение устанавливать визуальный контакт, читать выражения лиц и разбираться в интонациях, – они предпочитают с головой уходить в свой собственный мир. Между собой и теми, кто рядом, они воздвигают виртуальную стену. Это, безусловно, невежливо, – но еще хуже то, что это ведет к изоляции.

К сожалению, не только дети сегодня не видят вокруг ничего, кроме своих гаджетов. Нередко можно наблюдать, как целая семья – пять человек – сидит за столом, не отрывая глаз от сотового телефона или игровой приставки, и никто даже не думает пообщаться с родными. Эта современная разновидность вечера в кругу семьи вымывает главное – ощущение близости. Зачем детям пытаться поговорить с родителями по душам, если те явно заняты своими делами? Психотерапевт Дебра Грин, специализирующаяся на проблемах привязанности, предупреждает, что подобная отключенность от детей несет с собой целый ряд эмоциональных рисков: «Чтобы привязанность сформировалась, мы должны быть внимательны к детям и откликаться на их нужды. Если же вы постоянно смотрите в другую сторону, боюсь, это повлияет на вашу взаимную привязанность не лучшим образом».

Как я неоднократно говорила, связь с родителями необходима для социального и эмоционального развития ребенка. Ребенок чувствует свою нужность и ощущает себя в безопасности, если взрослый, который заботится о нем, добр, отзывчив и доступен. Но современные родители быстрее откликаются на звонки мобильных телефонов, чем на потребности своих детей.

Подумайте, как нас, взрослых, раздражают постоянные отвлекающие факторы, вынуждающие нас отрываться от дел! А теперь представьте себя ребенком, полным энтузиазма и мечтающим полностью и безраздельно завладеть родительским вниманием. Никто не захочет оказаться менее значимым, чем очередная эсэмэска, – особенно ребенок.

Шестилетняя Шарлотта со все возрастающим нетерпением наблюдала за тем, как за семейным столом в День благодарения ее папа-брокер без конца решал по телефону какие-то деловые вопросы. Наконец она встала из-за стола, пошла в соседнюю комнату и позвонила оттуда – ему. «Пап, как тебе индейка?»

 

Вместо того, чтобы поздороваться с ребенком, севшим в машину, мы продолжаем говорить по сотовому телефону… Не отвечайте на телефонный звонок – лучше ответьте на зов души вашего ребенка, который хочет ощутить, что вы любите и цените его, и он занимает важное место в вашей жизни.

Бет Экре, обладатель звания «Учитель года» в штате Северная Дакота

 

Одним словом, не променивайте ценнейшие мгновения вашей жизни на общение с цифровыми устройствами!

Однажды в кафе я наблюдала за малышкой, совершавшей свои маленькие открытия. Она исследовала окружающий мир и устанавливала контакт с окружающими посредством слов. Вытягивая палец, она сообщала: «Дерево. Дерево. Деревья – как брокколи!» Ее мать едва отрывалась от отправки текстовых сообщений, чтоб пробормотать: «Да, конечно». Ребенок продолжал жизнерадостно лопотать, но когда это не помогло привлечь внимание мамы, девочка, прикрыв руками глаза, громко крикнула: «Буу!» Я с облегчением увидела, что мать наконец-то подняла глаза и поинтересовалась: «Хочешь поиграть в прятки?» Я была уверена, что теперь она отвлечется от мобильника, чтобы поиграть с дочерью. Но мое сердце упало, когда она извлекла из сумки планшет и протянула его дочке со словами: «Ну, давай, сыграй в прятки!» Девочка оттолкнула электронную игрушку. Она изучала мир во всех его трех измерениях – а мать попыталась приковать ее внимание к плоскому одномерному экрану. Малышка всего лишь хотела, чтобы мама разделила ее радость. Ну а мать мечтала сбыть ее с рук, отправив играть в электронные прятки. Почему мы так стремимся заменить себя неживыми объектами? И почему мы хотим сделать малышей заложниками технологий, зависимость от которых так огорчает нас в подростках и взрослых?

Как бы то ни было, именно так действует большинство. Одна мамочка была счастлива узнать, что компьютер может сам читать книжки ее четырехлетнему сыну. «Иногда к вечеру я слишком устаю или занята делами и не могу читать. Так что пускай компьютер почитает за меня!»

Ничего себе заявление! Но ведь процесс укладывания ребенка спать – это не только чтение. Когда вы, обнявшись, читаете книжку, вы дарите ребенку свое тепло – то есть дарите себя. Наслаждайтесь этими бесценными мгновениями близости! Компьютер никогда не заменит родного человека – ни для малыша, который укладывается спать, ни для подростка, который ищет общения в Интернете.

 

Антисоциальные сети

 

Однажды в кафе я услышала, как девочка-подросток жалуется: «Сегодня я потеряла семь читателей». Что ж, психотерапевт мог бы потратить целый день, разбираясь в одной этой фразе. Подростки, стеснительные по своей природе, сегодня оценивают себя по увеличению или, наоборот, сокращению числа подписчиков в социальных сетях, со многими из которых они даже не знакомы. Неважно, насколько Twitter, Facebook и им подобные сети способны удовлетворить эту тревожащую жажду массового одобрения. Истинное самоуважение не зависит от того, что думают о вас подписчики, – оно основано исключительно на вашем собственном представлении о себе. Изобилие читателей может поднять самооценку – но это приятное ощущение будет мимолетным и потребует регулярных подкреплений.

Одна старшеклассница рассказала мне о том, сколько усилий требуется, чтобы получать регулярные «поглаживания» своего эго, которых так жаждут подростки. «Когда я хочу запостить новое фото в Facebook, я жду до пяти часов вечера пятницы, – призналась она. – В это время все мои друзья уже приходят из школы, и таким образом я могу собрать максимум лайков». «И что же ты постишь?» – спросила я, чувствуя себя безнадежно устаревшей. «Свои фотки!» – ответила она, рассмеявшись над моей наивностью по части цифровых технологий.

Нет, она не делилась идеями, не приводила вдохновляющих цитат. Она постила собственные удачные фотографии. Она показала мне, что пишут в ответ ее друзья: «Ты такая симпатичная!», «Потрясно!», «Люблю», «Обожаю», «Совершенство», «Шикарно!», «Люблю», «Люблю», «Ты просто красавица».

«Мне очень нравится, – призналась она, – когда мои друзья пишут такие комментарии. Я чувствую, что меня любят и ценят».

Как психотерапевт, я прекрасно понимала, чего на самом деле добивалась эта девочка. Она хотела чувствовать, что ею восторгаются, ее обожают. Чтобы посмотреть на жизнь по-новому и понять, что ее истинная ценность не зависит от количества «лайков» в Facebook и от восторгов по поводу ее внешности, ей необходима была помощь родителей.

 

Сегодня дети выходят на улицу в поисках возможностей сделать удачную фотографию. Они хотят выглядеть круто. Их меньше волнует возможность хорошо провести время – гораздо важнее выглядеть так, будто они хорошо проводят время.

Грэхем, младшекурсник колледжа

 

Другими словами, подростки так озабочены тем, чтобы вовремя зафиксировать мгновения своей жизни, что забывают проживать их. Время, которое они тратят на создание образа своей жизни в Интернете, они отрывают от реальной жизни. Постоянная обработка в фотошопе собственных фотоснимков и регулярная отправка их в Сеть лишь подрывает самооценку, не говоря уже о том, насколько она способствует тотальной погруженности в себя. И здесь просто необходимо родительское вмешательство. Именно родители должны убедить детей оторваться от мониторов и взглянуть, наконец, на реальную жизнь. Дети должны понять, что их жизнь станет гораздо ярче, если вместо хитрых тактических уловок в Интернете они потратят время на поиск небольшого числа настоящих, преданных друзей. Правда, тому, кто в принципе не приучен к социальным взаимодействиям, будет трудно построить дружеские отношения. В своей выдающейся книге «Эмоциональный интеллект»[13] Дэниел Гоулмен заметил, что способности к установлению эмоциональных и социальных контактов чрезвычайно облегчают достижение успеха в жизни. По его мнению, эмоциональный интеллект значит больше, чем привычный для нас IQ. Критично важный период для развития этих способностей – время от младенчества до обучения в колледже, когда формирующийся мозг обладает максимальной пластичностью. Постарайтесь убедиться в том, что ваши дети овладели этим искусством, научившись понимать эмоциональные нюансы социальных взаимодействий – такие как выражение лица и тон собеседника, – не хуже, чем обрывочный кодированный язык электронных сообщений. В наше время это трудная задача.

 

Мне не раз приходилось наблюдать, как мои дочери пытаются справиться с неприятными ситуациями с помощью текстовых сообщений. Иногда я предлагала им: «Возьми трубку и позвони – ведь это проще!» Но они всегда отвечали: «Нет!» – делая при этом раздраженное лицо, выражение которого не способен передать ни один «смайлик».

Фрэн Ласкер, психотерапевт

 

Общение – непростая задача. Даже взрослые не всегда в состоянии разобраться со всеми нюансами. Детям просто необходима практика взаимодействия с людьми, но, к сожалению, найти подобную возможность сегодня становится все сложнее.

 

Когда я росла, кабельного телевидения еще не существовало. По телевизору шли новости и несколько развлекательных передач. У нас не было DVD-дисков, Netflix, компьютеров, электронной почты, эсэмэс-сообщений. Нам ничего не оставалось, кроме как просто болтать и проводить время вместе. И я счастлива, что так получилось.

Педагог

 

 

Следите за содержанием!

 

Я пришла в кинотеатр на «Голодные игры», не прочитав предварительно ни книги, ни рецензий на фильм. В креслах передо мной сидели отец с маленьким сыном. До начала фильма они поедали сладости и перебрасывались шутками. Когда мальчик уронил коробку с мятными конфетами, я наклонилась, чтобы достать ее из-под сиденья и передать хозяину.

– Сколько тебе лет? – спросила я.

– Семь, – улыбнулся мальчик.

Начался фильм, и вскоре я поняла, что его герои – подростки, убивающие друг друга где-то в лесу. Выжить должен был только один. У меня екнуло сердце. Получалось, что все мы, включая семилетнего мальчика, сидевшего впереди меня, будем два с лишним часа наблюдать за тем, как герои фильма ведут друг на друга охоту и убивают один другого. Ерзая в кресле, я все время возвращалась мыслями к этому малышу. Зловещие картины того, как одни дети убивают других детей, были для меня мучительны. Я не могла даже представить себе, в какой ужас они должны были привести ребенка, который еще с трудом отличает правду от вымысла! Я уверена, что более сложные идеи авторов фильма мальчик не сумел уловить – но с такой же уверенностью могу утверждать, что он вполне осознал жестокость происходящего.

Наконец, в зале зажегся свет. Растерянность и страх, которые я увидела на лице мальчика, привели меня в ужас. Когда они встали, он крепко вцепился в руку отца. И он был не единственным ребенком в толпе. «Зачем?» – подумала я. Зачем окунать детей в эту бездну насилия? Зачем населять их души этими жестокими образами? Я попыталась представить себе, какие кошмары эти дети увидят ночью.

Родители должны защищать детей. Мы можем сказать себе: «Это всего лишь кино», – но это не отменяет необходимости оберегать наших чад. Исследование, проведенное экспертом по массовой информации, доктором философии Джоан Кантор из Висконсина, показало, что «страхи, вызванные просмотром фильмов и телепрограмм, могут быть чрезвычайно устойчивыми, от них очень трудно избавиться». Фильм «Челюсти» вышел на экраны около 40 лет назад, а многие люди до сих пор не могут заставить себя зайти в воду. С тех пор, благодаря развитию визуальных эффектов, кошмарные образы стали более реалистичными, а значит, и более пугающими. И даже если какие-то образы вы пытаетесь блокировать, другие вполне способны просочиться сквозь вашу защиту.

 

Мне приходилось закрывать рукой глаза моему шестилетнему ребенку, когда по телевизору во время трансляции Олимпийских игр шли рекламные ролики. Я просто в ярости: почему реклама фильмов категории R (фильмы категории restricted – «детям до 17 лет – только в сопровождении взрослых». – Прим. пер.) лезет буквально изо всех щелей? Неужели такого понятия, как программа для семейного просмотра, на телевидении больше не существует?

Встревоженная мать

 

Телевизионные новости тоже способны чрезмерно взволновать ребенка. Одна мать решила оградить детей от новостей о перестрелке в школе. Она даже записала на кассету футбольный матч, который хотел посмотреть ее сын, чтобы он не увидел анонсов новостей в рекламных паузах. Но оказалось, что этих предосторожностей недостаточно: почти в самом начале матча внизу экрана появилась «бегущая строка» со списком детей, погибших в ходе этой трагедии. В итоге матери пришлось объяснять сыну, что девятилетних детей – таких как он, – иногда убивают. Она знала: вне зависимости от того, как ей удастся преподнести эту информацию, сын будет напуган.

Сегодня риск случайно получить не подходящую по возрасту информацию для ребенка очень велик. При этом, постоянно наблюдая на экране жестокость и насилие, дети рискуют своим эмоциональным благополучием. Вспомните, как угнетающе действуют на вас самих репортажи о любых случаях бессмысленной жестокости. Беспомощность и безнадежность – это симптомы депрессии, которые мы отнюдь не хотели бы наблюдать у наших детей. Мы хотим, чтобы они росли оптимистичными и способными к состраданию. Но регулярные столкновения с человеческими трагедиями могут приглушить в ребенке способность к сочувствию, что, в свою очередь, грозит пугающими последствиями.

Как рассказывается в письме, опубликованном в 2007 г. в журнале Pediatrics, Центр по изучению влияния средств массовой коммуникации на детское здоровье изучил «956 научных публикаций, практически единодушно свидетельствующих, что регулярные столкновения в СМИ с сюжетами о насилии приводят к повышению уровня страха и тревожности, проблемам со сном, нечувствительности к людским страданиям, а также более агрессивным мыслям и поведению».

Мы растим детей, стараясь, чтобы они с оптимизмом глядели в будущее и сочувствовали чужим несчастьям. Но для этого нам придется следить за тем, что они видят на экранах, где слишком много цинизма, насилия и сексуальности.

 

Детский разум пока не может обрабатывать большие объемы информации, особенно если она касается вопросов, лежащих за пределами опыта и знаний ребенка. Избыток информации не готовит детей к жизни в нашем сложном мире, а напротив, парализует их.

Ким Пейн. Быть родителем – это просто (Simplicity Parenting)

 

 

В нашу цифровую эпоху практически невозможно избежать столкновения с порнографией в Интернете. Дети любопытны, и «порно» сегодня – пятый по популярности запрос, с которым обращаются к поисковикам ребятишки от шести лет и старше.

Джеймс Стейлер. Споры о Facebook (Talking Back to Facebook)

 

Шестилетние дети все еще продолжают верить в Зубную фею. Интеллектуально, физически, эмоционально они еще не готовы иметь дело с наглядной информацией, которую получают. Мы, родители, должны хранить и оберегать детскую невинность – столь ценную и столь быстро исчезающую. Мы не можем надеяться на то, что за нас это сделает индустрия развлечений. Один голливудский магнат как-то рассказал, насколько различаются стандарты, которыми он руководствуется в бизнесе и в воспитании собственных детей: «Я сам отец и не полагаюсь на рейтинги, оценивая детские шоу. Мы (в индустрии) всегда лоббируем рейтинги, которые позволят нам привлечь максимально широкую аудиторию и, соответственно, получить максимальный доход. А занимаясь лоббированием, мы не думаем о том, что на самом деле подходит детям».

Так что мы сами обязаны быть хранителями душ наших детей в это важнейший период, когда формируется их личность.

 

Хранители

 

Защищать детей от непрошеных вторжений, нежелательных идей и картинок намного проще, пока они еще маленькие. В это время мы обладаем максимальными возможностями для контроля, и в наших силах ограничивать количество и качество поступающей к ним информации. Чем дольше мы сможем откладывать погружение ребенка в электронный мир, тем надежнее сумеем защитить детскую невинность и продлить радость детства. А это воистину стоит защищать!

Понемногу знакомя ребенка с миром массовой информации, внимательно следите за тем, чтобы соблюдать баланс. Делайте упор на позитивную информацию, минимизируйте количество негатива. К примеру, в одном из последних выпусков шоу Опры Уинфри главной темой стали стипендии, которые ведущая щедро раздала 415 потенциальным студентам для обучения в колледже Морхауз[14]. Один за другим эти люди, стоя на фоне обветшалых зданий в своих родных, явно не самых престижных районах, рассказывали о том, какую уникальную возможность предоставила им Опра своим щедрым даром и как это в корне изменило их жизнь. Сегодня все они – образованные люди, готовые, в свою очередь, помогать другим добиваться успеха. Пока в адрес Опры звучала ария «Узнав тебя, мы изменились к лучшему», стипендиаты заходили на темный стадион, и их лица были освещены лишь свечами, которые они держали в руках. Этот эпизод заставил многих людей плакать. Они были искренне тронуты, и, свою очередь, почувствовали желание делать добро. Одарять людей добром полезно для тела, разума и души – это доказало исследование, проведенное в Гарвардском университете. Ученые назвали это явление «эффект матери Терезы»: когда в ходе эксперимента студенты смотрели видеозаписи о добрых делах, совершенных матерью Терезой, их иммунные функции повышались. Совершение добрых дел и даже наблюдение за ними повышает уровень серотонина, который обеспечивает нам спокойствие и хорошее настроение. Действия, наполненные добротой и участием, – это природный антидепрессант. Поэтому внимательно следите за тем, какие средства массовой информации попадают в поле зрения ваших детей. И убедитесь в том, что их видеодиета состоит не только из заманчивых, но вредных десертов, но и из здоровой «информационной пищи», несущей позитивный настрой. Учите их вовремя включать здравый смысл, помнить о том, что для них по-настоящему ценно, и судить об увиденном своим умом, стараясь делать правильный выбор. И обсудите с ними границы дозволенного.

 

Хорошая новость заключается в том, что подобного рода родительское участие оказывает позитивное влияние. Исследования показали, что именно оно в значительной мере влияет на количество медийной информации, поглощаемой ребенком. Это существенно, поскольку исследования также доказывают, что чем меньше времени проводят дети в общении со СМИ и социальными сетями, тем выше их успеваемость в школе и уровень удовлетворенности своей жизнью в целом.

Джеймс Стейлер. Споры о Facebook

 

Избыточная увлеченность социальными и прочими медиа – не единственный повод для беспокойства. Дети должны понимать, что понятие приватности сегодня становится все более условным, – а ведь оно очень важно. Невозможно поверить в то, с какой скоростью и как далеко может распространиться информация в ту же минуту, когда вы нажимаете кнопку «Отправить». Помогите детям осознать, что все, чем они «хотят только поделиться с приятелем», будет вечно существовать в электронном виде и может попасться на глаза кому угодно. Даже текст, написанный «не для всех», может за секунду облететь весь мир. Научите детей спрашивать себя: «Приятно ли мне будет, если этот текст или фото увидит множество людей? А что, если их увидят учителя или родители? Не пожалею ли я о них, если лет через пять на них наткнется человек, который будет проводить собеседование со мной при приеме на работу?» Молодым людям полезно задумываться над подобными вещами. Лобные доли мозга, ответственные за понимание и оценочные суждения, продолжают развиваться и после 20 лет. Детям и подросткам стоит научиться понимать, какие позитивные или негативные последствия влечет за собой тот или иной их шаг. Обсудите это с ними, помогите им наработать практические навыки и развить соответствующие умения, а если вы увидите, что они сбились с курса, мягко предложите свою помощь. В подобных случаях так легко сразу впасть в ярость: «Что? Ты выложил ЭТО в сеть?» – но все же постарайтесь сдержать себя. Если вы хотите научить детей действовать ответственно и при необходимости сдерживать себя, главное – говорить с ними об этом и ясно дать им понять, что, если возникнут проблемы, вы будете для них помощником, а не безжалостным судьей. Если вы зафиксируете правила информационной безопасности в письменном виде, это станет дополнительным и очень ценным уроком ответственного поведения. Этот прием окажется особенно действенным, если дети получат дополнительные права. Перед тем, как выдать ребенку сотовый телефон или ключи от машины, заключите с ним контракт. Если вы четко обозначите свои ожидания, ребенок будет точно знать, как он должен действовать, чтобы сохранить свои привилегии, и из-за каких поступков может утратить их.

Я знаю мать, которая составила для своих детей Соглашение о пользовании сотовым телефоном, и знаю отца, который заключил с сыном Контракт на право вождения автомобиля. Тексты этих документов я привожу в конце главы: они помогут вам сориентироваться, когда вы будете обсуждать с детьми вопросы ответственности.

 

Информационная диета

 

Разумеется, лучший способ приучить детей к информационной диете – соблюдать ее самому. Большинство родителей даже не осознают, сколько времени они посвящают общению с электронными гаджетами. Так, когда один мальчик устал от вечных папиных замечаний о том, что нельзя целый день играть на видеоприставке, он нанес ответный удар: «А ты себя-то со стороны видел, пап? Да ты фразу не можешь закончить, не взглянув на свой мобильник!»

К счастью, слова сына возымели эффект. Отец с мальчиком вместе разработали план: каждый раз, когда отец посмотрит на экран своего телефона в машине или во время ужина, его сын получает доллар, который может потратить на любую благотворительную цель по своему усмотрению. По мере того, как стопка долларовых счетов росла, папа осознавал масштабы проблемы.

«Я был поражен, насколько моя привычка к эсэмэс-сообщениям мешала мне общаться с семьей. Я этого совершенно не понимал. Когда сын указал мне на мои проблемы, я понял, что пора что-то менять… В итоге сын стал счастливее, а после того, как утихла моя первоначальная тревога, я и сам почувствовал, что жизнь изменилась к лучшему».

Да, перерыв в постоянном цифровом общении – отличное тонизирующее средство!

 

У моего отца была очень напряженная работа, но, приходя домой, он полностью отключался от дел и общался с нами. Я тоже много и тяжело работаю, но при этом, возвращаясь домой, отвечаю на электронные письма по работе и перезваниваю коллегам. Жена сказала мне, что, даже когда я дома, я, по сути, все еще остаюсь на работе. Я понял, что она права. Я перестал проверять электронную почту до того, как дети улягутся спать. Теперь мы наслаждаемся настоящими семейными ужинами и вечерами, в которые нас ничто не отвлекает. Я стал похож на отца, и таким я себе нравлюсь больше».

Отец двоих детей

 

Научившись справляться с собственной тягой к электронным устройствам, вы сможете научить этому своих детей. Я общалась с матерью, которая, устав наблюдать за тем, как ее дочь-подросток и ее друзья сидят, уткнувшись каждый в свой смартфон, установила новое правило. Вот как она его описывает: «Друзья моих детей знают: входя в наш дом, они должны снять обувь, оставив ее у дверей, и выложить мобильные телефоны, оставив их в корзине рядом. Первое помогает сохранять дом в чистоте, а второе – дружить».

Простое выключение электронных устройств может стать символической духовной перезагрузкой для всей семьи.

«Я просто устала от постоянных просьб разрешить посмотреть телевизор или поиграть в видеоигры, – призналась мне как-то одна мать. – Я всегда была против этой экранной зависимости. И вот однажды мне приснилось, как я обрезаю все шнуры, которые есть в доме… Но потом я проснулась. А проснувшись, решила действительно выдернуть вилку из розетки. Я объявила, что им на неделю придется отказаться от телевизора и компьютера. Мои дети, которым в тот момент было от 9 до 12 лет, заявили, что я это говорю не серьезно и что им будет совершенно нечем заняться всю неделю». Но столь дружные жалобы лишь укрепили ее решимость отключить семейство от электронного мира. «Я поразилась тому, как быстро отказ от телевизора и компьютера восстановил гармонию в семье, – призналась она. – Кроме того, я заметила, что и я сама активнее включилась в реальную жизнь».

Еще одна мать решилась на неделю запретить использование электронных устройств для всей семьи – и взрослых, и детей.

«Атмосфера в доме разительно изменилась, – рассказывала она. – Все казалось более умиротворяющим. Не было постоянного раздражающего шума работающего телевизора. Настольные игры, пылившиеся на полке, некоторые еще в заводской упаковке, наконец-то нашли применение. Дети строили крепости, изобретали новые игры и действительно играли вместе».

Эти семьи служат для всех нас напоминанием: есть много способов отлично провести время, не утыкаясь носом в экран. Многие часы наедине с электронными устройствами – это время, которое мы не сумели потратить на общение друг с другом. В конце жизни наверняка с радостью вспоминаются не те долгие часы, которые были проведены за работой. И, точно так же, в лучших воспоминаниях детства вряд ли кто-то увидит себя наедине с видеоприставкой.

 

Если бы мне пришлось заново прожить жизнь, я бы меньше плакала и смеялась, глядя в телевизор, и больше – наблюдая за жизнью вокруг.

Эрма Бомбек, писательница

 

 

Заметки психотерапевта

Домашняя цензура

 

1. Подавайте пример того, как не стать рабом цифровых технологий. Пользуйтесь ими, но не ныряйте в них с головой.

2. Электронное устройство – это не пустышка. Если ребенок чем-то расстроен, научите его справляться с этим чувством.

3. Регулируйте знакомство с электронными и социальными медиа, чтобы они не украли у ваших детей детство. Контролируйте, как ими пользуются дети помладше, а старших приучите самостоятельно контролировать себя.

4. Гаджеты, игры, видео вызывают зависимость. Приучите детей к умеренности в подобных занятиях.

5. Организм не видит разницы между виртуальной реальностью и настоящей жизнью. Любой стресс тело воспринимает как вполне реальный.

6. Вы ведь не хотите, чтобы ваши дети разучились сочувствовать жертвам насилия или вовсе утратили способность к состраданию? Старайтесь научить их развивающийся разум сопереживанию и участию.

7. Помните о том, что негативные образы надолго подавляют душу ребенка.

8. Позитивные образы рождают добрые чувства и запускают благотворные нейрохимические процессы.

9. Убедитесь, что погружаетесь в реальную жизнь чаще и активнее, чем в виртуальную реальность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.064 с.)