Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Церковно-религиозный стиль в аспекте жанроведения
О сложном и относительно высокоразвитом культурном уровне развития жанров церковно-религиозного стиля писал М. М. Бахтин в своей работе «Проблемы речевых жанров». По замечанию литературоведа, жанры церковно-религиозного стиля подразделяются на первичные (простые) и вторичные (сложные), где, вторые, в свою очередь, формируясь, «вбирают в себя и перерабатывают различные первичные (простые) жанры, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения» [Бахтин, 1996: 158]. Следует заметить, что нагляднее всего иерархическая система жанров церковно-религиозного стиля представляют в виде поля (с ядром и периферийными сферами разной степени удаленности) либо пирамиды – с вершиной и нижними слоями (так, в частности, описывает жанры древнеславянской письменности Н. И. Толстой [Толстой, 2002: 86]. Так, Т. В. Ицкович определяет ядро жанрового поля как совокупность церковнославянских текстов, которые в свою очередь являются на сегодняшний день исключительного богослужебными, а «формируемая в настоящее время периферия стиля включает жанры, не выполняющие собственно богослужебных функций, и пересекается с другими функциональными стилями» [Ицкович, 2016: 81] – с публицистических, художественным или официально-деловым. Важно учесть, что при этом следует говорить о двуязычии религиозного дискурса, тогда структура жанрового поля будет являться строго диглоссийной. Религиозный дискурс является образованием со сложной и интересной жанровой структурой. Нетрудно заметить, что выделение жанров на уровне коммуникации внутри института церкви вызывает некоторые сложности. Сложность выделения жанров в церковно-религиозном стиле, по замечанию Е. В. Бобыревой, определяется и за счет: а) сложного характера коммуникации, в рамках которой высказывание перерастает свои границы и становится событием; б) сложного характера иллокутивного потенциала, совокупности интенций, обнаруживающих довольно сложные конфигурации [Бобырева, 2007: 19]. Более детализированными представляются модели жанровых полей, центр и периферия которых рассматривается строго на функциональной основе. К такой точке зрения обращается Е. С. Худякова, выстраивая общую модель жанров церковно-религиозного стиля и учитывая наличие в нем двух «подсфер, в соответствии с которыми выделяются институциональные жанры (устав, послание, жанры научного [богословского] творчества) и жанры личностно ориентированные (молитва, исповедь)» [Худякова, 2009: 17]. Ядро поля образуют «личностно ориентированные жанры молитвы и исповеди, а также непродуктивные (воспроизводимые) жанры богослужения» (т. е. церковнославянские тексты); к периферии отнесены жанры «институциональной подсферы церковно-религиозного дискурса: жанры церковного права (правоустанавливающие жанры, например, устав, протокол, отчет, решение, распоряжение и др.), жанры богословия (жанры утверждения вероучения и выработки его категорий, например, статья, монография, лекция и др.), жанры публичной сферы (учительные жанры)…» [Худякова, 2009: 12].
Как мы уже отметили, современную жанровую систему церковно-религиозного стиля можно представить как понятийное поле, где существует ядро и периферия. По Ицкович Т. В. ядро каждой жанровой системы составляют жанры, которые близки к протожанру в формально содержательном отношении [Ицкович, 2016: 88]. Протожанром мы называем «канонизированные инвариантные жанровые модели, представленные в совокупном прототексте Евангелия» [Там же: 88]. Из этого следует, что на функциональном уровне при обращении к богослужебной сфере сохраняется основание для классификации жанров. Так, одним из таких оснований служит категория адресата. Исследователями отмечается двунаправленность религиозной коммуникации, когда в диалоге участвует Бог и человек [Прохватилова, 1999: 6]. Так, на основании данного утверждения выделяются следующие типы религиозной коммуникации: человек обращается к Богу; Бог обращается к человеку; человек обращается к человеку [Ицкович, 2016: 88]. Остановимся на сказанном подробнее. Согласно типам религиозной коммуникации образуется достаточно разветвленная система жанров. Каждому из типов соответствует определенная цель: просьба, благодарность или хвала Господу. И, как отмечает Т. В. Ицкович, «анализ различных жанров показывает, что в каждом из них присутствуют все три цели, но доминирование одной из них или характер их сочетания формирует определенный жанр» [Там же: 89].
Так, к типу коммуникации «человек – Бог» относятся жанры, которые развились из протожанра молитвы: собственно молитва, канон, кодак, акафист, величание, тропарь и др. [Там же: 89]. Данная жанровая подсистема характеризуется потребностью профанных участников религиозной коммуникации в диалоге с Богом. Важно отметить, что ядро данной системы остается открытым, так как современная ситуация в церковно-религиозной сфере требует создания новых богослужебных молитвенных текстов. В таких текстах не усилено личностное начало, они не являются индивидуальной интерпретацией прототекста [Там же: 90], поэтому имеют более глубокие интенции. Следующий тип коммуникации – «Бог – человек». Эти жанры имеют генетически стабильную основу – прототекст. Прототекстом для жанров данного типа является проповедь. Целью же в рассматриваемой подсистеме является распространение вероучительных истин. Итак, к типу коммуникации «Бог–человек» принадлежит проповедь, послание, беседа, которые составляют ядро подсистемы. В прицерию же входят повести, рассказы и статьи, посвященные изъяснению христианского мировоззрения [Там же: 90]. Жанры подсистемы «человек–человек» произошли из протожанра жития. Для данного типа коммуникации характерно существование двух участников в профанном мире. Подразумеается, что Бог незримо присутствует среди земных участников. Интенция данного типа коммуникации заключается в подаче читателю образца поведения, пути спасения души. К данном подсистеме относятся следующие жанры: житие, биография, автобиография, роман, повесть, очерк, травелог [Там же: 90]. В ходе исследований жанроведческих основ церковно-религиозного стиля многие исследователи прибегают к установлению жанрового статуса изучаемых текстов, их тематической и идейной характеристики. Однако при рассмотрении определяющих параметров может возникать проблема описания жанров церковно-религиозного стиля. Так, Е. В. Бобырева, рассматривая псалмы, отмечает: «в содержательном и языковом плане псалмы представляют настолько разноплановое явление, что, оказывается, трудно выделить общие закономерности и провести их полный и завершенный анализ» [Бобырева, 2007: 20]. В нашей работе мы рассматриваем травелог, как «речь <…> путешествия, история, рассказанная <…> поездкой, где роль автора велика, однако наравне с ним выступает и другой рассказчик — сам мир, который автор-путешественник открывает» [Аксенова, 2018, с. 173]. Основное свойство жанра, как подчеркивают исследователи, заключается в связи сюжетообразующего и смыслообразующего элементов путешествия. Отмечается также присутствие в тесте образа путешественника, который является и наблюдателем; определенная неизменность героя на протяжении повествования; антитеза «своего» и «чужого» мира [Аксенова,2018: 171]. На еще одно важное свойство жанра травелог указывает А. А. Майга: чередование описательного и повествовательного начала [Майга, 2014: 256–257]. Главным принципом травелога является сбор информации во время передвижения по чужой земле, где живут народы с другими обычаями [Там же: 257]. Многие авторы к важным чертам травелога относят установку на достоверность. Так, Н. В. Константинова, анализируя тексты военного писателя XIX века В. Б. Броневского, пишет: «очевидное стремление к подлинности, документальности, объективности, намеренно подробное описание событий», сочетающиеся «с субъективностью, стремлением выразить свои собственные переживания, мысли и чувства, угодить читателям и “выразить себя”» [Константинова, 2016, с. 82]. Важно отметить, что неотъемлемой частью травелога, как замечает М. В. Аксенова, является рефлексия автора. Она, «неизбежно возникающая при встрече с “другим”», помогает автору «понять свою собственную идентичность» [Аксенова,2018: 174]. На синтетическую природу травелога как жанра указывает А. Е. Козлов. Ученый подчеркивает, что травелог совмещает в себе «автобиографизм, психологизм, метаописание и авторефлексию, предстаёт в бесконечном множестве вариантов» [Козлов, 2015: 518]. А. А. Майга, ссылаясь на мнение исследователя Р. Л. Унена, в качестве отличительной черты травелога выделяет хронологичность [Майга, 2014, с. 257].
Функционирование травелога на уровне церковно-религиозного стиля подразумевает обладание им всех особенностей, названных выше. Однако в тематическом, идейном и языковом плане рассматриваемый нами жанр существенно отличается. Так, А. Н. Смолина указывает на то, что отечественный травелог в рамках монашеской словесноти создается в основном монахами-миссионерами, что определяет его основную идею: спасение души, любовь к Богу и ближним, проповедь веры и ее утверждение среди иноверных народов [Смолина, 2019: 76]. Нельзя не отметить основные жанрообразующие элементы травелога в рамках церковно-религиозного стиля. К таким элементам относятся духовно-религиозные интенции, важнейшие из которых: проповедование Евангелия; разъяснение учения Иисуса Христа; утверждение в христианской вере и благочестии; помощь христианам в деле спасения души; воспитание в христианском духе; побуждение к духовному деланию; воцерковление [Там же: 77]. Таким образом, жанровая система церковно-религиозного стиля имеет сложную структуру. Названные жанровые типы сохраняют центральное местоположение в жанровой системе церковно-религиозного стиля. Наряду с этим активно формируется ядро и периферия стиля, образуемая жанрами, которые прошли определенный процесс развития на протожанровой основе. В нашей работе мы рассматриваем жанр травелога, функционирующего в религиозной коммуникации. Это оригинальное жанровое явление с присущими ему интенциями, идейными и языковыми особенностями. О его принадлежности к путевой литературе говорят повествовательное и описательное начало, а также сюжетообразующие и смыслообразующие элементы. В тексте присутствует герой-наблюдатель, который сопоставляет «свой» и «чужой» миры. О соотнесенности травелога с духовным писанием свидетельствует непосредственно его тематика, связанная с миссионерской деятельностью автора; духовно-религиозные интенции; духовные цели.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.007 с.) |