Основные подходы к изучению текстов с позиции теолингвистики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к изучению текстов с позиции теолингвистики.



Теолингвистика в современном гуманитарном познании рассматривается в широком культурном контексте, где является необходимым элементом развития духовной жизни современного общества. Теолингвистика – достаточно молодая дисциплина, которая находится на стыке богословия, религиозной антропологии и лингвистики; она направлена на «изучение взаимосвязи и взаимодействия (интеракции) языка и религии» [Постовалова, 2012: 55].  Здесь же В. И. Постовалова отмечает, что термин «теолингвистика» воспринимается как тесно связанный с западноевропейской культурной традицией, хотя в отечественной традиции термин «богословие» более распространен. Однако университетская дисциплина оставляет за собой выбор термина «теология» «в силу его большего “терминологического соответствия и созвучия традиционным университетским наукам”» [Постовалова цит. по Назарову, 2012: 56].

Важно понимать, что трансляция теологического знания в культуру отсылает гуманитарное познание к истокам религии с ее мировоззрением и идеями. На религиозные корни в науке о языке обращает внимание А. К. Гадомский. В работах ученого читаем: «языкознание возникло как теоязыкознание (теолингвистика) и только с веками приобрело светский характер» [Гадомский, 2007, с. 288)]. Изначально же оно «в первую очередь служило потребностям Церкви и занималось исследованием религиозного языка» [Там же: 288]. Очевидным становится то, что при конструировании теолингвистики как дисциплины синтетического плана в ее концептуальное пространство войдут только такие теологические и языковые представления, которые являются релевантными для определения связующего материала языка и религии.

Отметим также важность понимания предмета и задачи изучения в теолингвистике. Чтобы установить это обратимся к уже существующим дефинициям данной синтетической дисциплины. По А. К. Гадомскому, мы будем понимать «теолингвистику» как «раздел языкознания, который занимается исследованием религиозного языка в узком и широком понимании этого термина» [Гадомский, 2007: 290]. Следовательно, можно заметить, что основная задача, которая усматривается в рамках изучения текстов с позиции теолингвистики – это осмысление функционирования языка в разных религиозных контекстах, а также изучение самого религиозного языка. В качестве предмета изучения теолингвистики В. И. Постовалова избирает религиозную коммуникацию [Постовалова, 2012: 60]. Ученый подчеркивает особую сакральность и глубинность данной коммуникации, отождествляет феномен бытия и общения [Там же: 60], которые не могут существовать отдельно, так как их тождество «являет в Себе Самой Святая Троица – “Триединый Бог”, который есть “общение” и откровение подлинной личности» [Там же цит. по митр. Иоанн Зизиулас: 61]. Сакральность мы понимаем как уникальную категорию, изучение которой не ограничено какой-либо одной научной сферой знания [Сазонова, 2018: 70]. Сакральное – понятие абстрактное. Так, в понимании М. Элиаде сакральное тесно связано с профанным миром. Все это ярко проявляется в теолингвистике как самостоятельной дисциплине, подчеркивает ее уникальный характер. О билатеральности теолингвистики скажем подробнее.

Как мы уже отметили выше, теолингвистика становится светской наукой, наукой наднациональной и надконфессиональной. Так, отметим, что наука о языке с позиции теолингвистики помимо традиционный внутренних проблем затрагивает и внешние. К числу таких проблем относятся следующие: воздействие социальных, этнических и культурных факторов на механизм употребления языка [Гадомский, 2010: 108]. По этому поводу в работах А. К. Гадомского читаем: светской наукой теолингвистику можно назвать только «в том случае, если речь идет о преподавании теолингвистики в светской аудитории» [Там же: 114].

Предметом исследования теолингвистики, по А. К. Гадомскому, являются проявления религии, закрепленные и отраженные в языке, а также сам язык как форма религии, как то, что может передать и сохранить религиозное содержание [Там же]. Цель теолингвистики А. К. Гадомский определяет как изучение упомянутых проявлений религии [Там же]. Достижение поставленной цели предполагает решение задач, связанных с:

– выбором материала из соответствующих источников: текстов, речи и др.

– дифференциацией, интеграцией, систематизацией полученного материала и обработкой его с использованием теолингвистических методов и методов смежных наук [Гадомский, 2018: 19].

Считаем нужным заметить, что любой раздел языкознания располагает собственным набором лингвистических единиц. Выделение данной единицы следует считать эпистемологическим элементом. Под эпистемологическим элементом мы понимаем инструмент лингвистического описания (Гадомский). Рассматриваемую единицу А. К. Гадомский называет «теонемой» [Гадомский, 2010: 115].

Рассмотрение отдельных вопросов в языкознании с позиции теолингвистики предполагает отнесение каждого из них к определенному языковому материалу. На основе выделения различных проблем и сосредоточения их на определенных аспектах религиозного дискурса следует делить теолингвистику на общую и частную. Общая теолингвистика формирует знание о базовых понятиях, таких как религиозны язык, религиозный стиль и др. Частная же сосредоточена на проявлении конкретных конфессий и их отражения в конкретных языках [Гадомский, 2018: 18-19].

На теоретическом уровне теолингвистика существует в наличие диссертационных работ, поэтому особого разъяснения теоретический характер теолингвистики не требует. Однако отметим важность прикладного направления теолингвистики. Трансляцией прикладного знания являются различные словари религиозной лексики, разработка методик и курсов преподавания теолингвистики на любых уровнях восприятия: светском или духовном.

Теолингвистика развивается как синхроническая и диахроническая [Гадомский, 2018: 19]. Подход к изучению текстов с позиции синхронической теолингвистики можно считать наиболее рентабельным для современности. Синхроническая теолингвистика изучает процессы, происходящие в религиозном языке на определенном историческом отрезке современного этапа. При синхроническом подходе объектом исследования становятся самые актуальные проблемы религиозного мира и всего, что с ним связано. Следует отметить, что сегодня происходят активные изменения, связанные с языком религии и профанным языком. Так, многочисленные метафоры, связанные с духовными образами, все чаще употребляются в разговорной речи.

Диахроническая теолингвистика посвящена изучению динамики религиозного языка во времени. Данный подход к изучению тестов предполагает исследования в области старославянского/церковнославянского языков, их истории, развитии в области этимологии.

Не ограничиваясь описанием научных задач отметим, что теолингвистика призвана решать и прагматические проблемы. Мы уже говорили о светском характере данной дисциплины, добавим замечание о достаточно свободном ее характере с точки зрения взгляда на различного свойства проблемы человеческого общества. Язык – базовая составляющая любой религии, именно через эту составляющую происходит познание тех или иных феноменов. Феномен теолингвистики призван воспитать образованного и терпимого человека новой эры. Язык – авторитетный источник для решения и понимания многих вопросов, связанных с религией. По мнению А. Новицкого, с языком в свое время не спорили даже атеисты, утверждая, что Бог существует только в языке [Nowicki, 1964; цит. по: Makuchowska, 1998, s. 14].

По нашему мнению важно отметить несколько современных исследований, которые ведутся на протяжении ряда лет в поисках ответа на поставленные задачи. Одной из таких задач является заполнение терминологических «пропусков» в области теолингвистики. Так, учеными ведется работа по подготовке «Учебного библиографического словаря русско-польской терминологии теолингвистики». Подчеркнем, что именно польская теолингвистика стала объединяющим звеном западной и славянской теолингвистики [Гадомский, 2018: 21]. Издание такого словаря должно положительно повлиять на развитие различных направлений теолингвистики.

Таким образом, теолингвистика рассматривается нами в широком культурном контексте. Как самостоятельная дисциплина языкознания она тоже имеет эпистемологический элемент – лингвистическую единицу «теонему». С точки зрения происходящих процессов теолингвистика развивается в двух направлениях: синхроническом и диахроническом. Как и любая наука, теолингвистика имеет цель и задачу. Одной из задач теолингвистики на современном этапе является терминологическое описание лексических единиц, которые заполнят словарное пространство и помогут в дальнейшем развитии исследований в области теолингвистики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.007 с.)