Составление профессиограмм и спортограмм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление профессиограмм и спортограмм



Основным методом разработки программы профессио- нальной двигательной подготовки к различным видам тру- да является составление профессиограмм.


     


 

Профессиограмма — это описание параметров, характеризующих ту или иную про- фессию, включая перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией к работнику.

спортограмма — это перечень видов двигательной активности, направленных на со- вершенствование профессионально важных двигательных качеств, психофизиологи- ческих функций, формирование свойств личности специалиста.


В качестве примера приведем упрощенные варианты профессиограммы и спортограммы для строительных и опе- раторских профессий (табл. 3). Строительные профессии предъявляют повышенные требования к силе, особенно мышц плечевого пояса, статической выносливости, вести- булярной устойчивости, способности сохранять равновесие на высоте и ограниченной опоре, устойчивости к неблаго- приятным факторам внешней среды.

Виды двигательной активности, которые наиболее полно решают задачи профессионально-двигательной подготовки, называются профилирующими.


Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания


Таблица 3. профессиограмма и спортограмма для строительных и операторских профессий

 

Профессиограмма

Спортограмма

Строительные профессии Операторские профессии   Профессиональные функции, качества Спортивные игры (баскетбол, волейбол и др.) Легкая атлетика (беговые нагрузки) Гимнастика (атле- тическая, ритми- ческая, стретчинг)
+ + 1. Зрительно-двигательная реакция +    
  + 2. Устойчивость и переключение внимания + +  
  + 3. Быстрота реакции + +  
+ + 4. Общая выносливость   +  
+ + 5. Основные параметры здоровья + + +
+   6. Сила мышц плечевого пояса, туловища, нижних конечностей     +
+   7. Статическая выносливость     +
+   8. Вестибулярная устойчивость     +
+ + 9. Развитие подвижности в лучезапястных суставах +    
+ + 10. Мышление (техническое, логическое, творческое) +    
+ + 11. Решение двигательной задачи в стрессовой ситуации +    

 

47


 

 

Однажды к преподавателям Московского института физической культуры и спорта пришли работники строительных училищ и обратились с просьбой помочь им… в под- готовке молодых строителей-высотников (рис. 19). Гимнасты удивились такой прось- бе. Оказалось, что тысячи юношей — будущих монтажников, кровельщиков, элек- тромонтеров, крановщиков при освоении своей специальности сталкиваются с боль- шими трудностями. Ребята боятся высоты, плохо ориентируются в высотных усло- виях, не справляются с инструментом, а подчас испытывают на высоте сильное го- ловокружение. Подумали преподаватели и рекомендовали включить в подготовку молодых строителей комплекс специальных гимнастических упражнений. С тех пор прошло более 50 лет. К настоящему времени детально разработаны методики для подготовки к подавляющему большинству современных профессий: оператора, во- дителя, специалиста сельского хозяйства, строителя, электрогазосварщика, маши- ниста башенного крана, высотника-монтажника и др.


технологий. В современных условиях компьютер все чаще становится одновременно и средством обучения, и сред- ством профессиональной деятельности.

Работа с компьютером активизирует познавательную де- ятельность; развивает внимание, пространственную ориен- тацию; увеличивает обмен информацией; систематизирует мышление; совершенствует зрительно-двигательную реак- цию. К ее достоинствам следует отнести и возможность уста- новления индивидуального темпа и ритма работы.

Рассматриваемый вид деятельности содержит в концен- трированном виде все нагрузки, каждая из которых вызы- вает умственное и физическое утомление и переутомление человека, влияет на его нервно-эмоциональную сферу (рис. 20). Самые серьезные требования работа с компьюте- ром предъявляет к состоянию ОДА и зрения. Следует так- же отметить неблагоприятные воздействия таких факторов, как электромагнитные и электростатические поля, инфра- красное, ультрафиолетовое и незначительное рентгеновское излучения, компьютерный шум, повышенная температура, пониженная влажность внешней среды.


Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания


 


     


 

На основании социально-педагогических исследований была составлена профессиограмма, представленная в табл. 4. Она включает профессионально важные при работе с ком- пьютером психофизические функции и качества и те виды двигательной активности, которые направлены на их совер- шенствование и здоровьесбережение.

В профессиональной двигательной подготовке буду- щих специалистов в области информационных техноло-


  20                           

Работа

за компьютером может вызвать переутомление человека

 

 

49


Таблица 4. профессиограмма специалиста в области информационных технологий

 

Профессионально важные качества, психофизические функции   Виды двигательной активности и методы ее использования
Качество и количество здоровья Тренировка аэробной выносливости с помощью цикличе- ских видов движений: кросс, лыжи, плавание, фитнес- аэробика, кардиофанк, калланетика, стретчинг, шейпинг, обеспечивающих работу сердечно-сосудистой системы в режиме 130 — 150 уд./мин
Состояние зрения Изучение и индивидуальное использование методов Бейтса, Норбекова, Аветисова, Утехина
Состояние ОДА Общеразвивающие физические упражнения для укрепле- ния мышц ОДА с использованием метода чередования напряжения с расслаблением; растяжение мышц ОДА
Состояние нервно- психической сферы Совершенствование управления движениями, психофи- зическая регуляция, упражнения с чередованием напря- жения и расслабления
Внимание Специальные упражнения на внимание; точностные упражнения, направленные на совершенствование управ- ления движениями; подвижные и спортивные игры; элементы йоги
Мышление Целенаправленные подвижные и спортивные игры; упражнения с постановкой конкретной смысловой задачи; использование информационного, проблемного и интерактивного методов обучения
Зрительно-двигательная реакция Подвижные и спортивные игры с четкой постановкой двигательных задач, элементы спортивных единоборств
Статическое напряжение Упражнения с чередованием напряжения и расслабле- ния, пауэрлифтинг, сквош, бадминтон, штанга
Пространственная ориентация Точностные упражнения на ориентирование в простран- стве, волейбол, баскетбол, футбол, скейтбординг
Дифференцировка проприоцепторов Упражнения мануальной терапии, армрестлинг, бейсбол, настольный теннис, совершенствование сенсомоторики
Умственная утомляемость Активный отдых, циклические упражнения, шейпинг, релаксационные упражнения

 

гий в основном используются информационный, програм- мированный, проблемный и интерактивный методы тре- нировок.

50


3.3. классификация профессий. задачи профессиональной двигательной подготовки, характерные профзаболевания, средства и методы физического воспитания

Профессиограммы позволяют разделить все основные профессии на группы с общими профилирующими видами двигательной активности, характерными профзаболевания- ми, сформулировать для них задачи профессиональной дви- гательной подготовки, предложить средства и методы физи- ческого воспитания с профессиональной направленностью.

1. Профессии сферы обслуживания населения (прода- вец, официант, парикмахер, секретарь и др.).

Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; воспитание стой- кой потребности, благодаря осознанию значения двигатель- ной активности, в систематических занятиях физическими упражнениями; развитие общей

и статической выносливости; обучение само- стоятельному выполнению упражнений вво- дной, производственной, релаксационной гим- настики; овладение приемами массажа и са- момассажа; совершенствование дифференци- ровок (пространственных, временны'х, дина- мических); воспитание доброжелательности, уравновешенности.

Характерные профзаболевания: варикоз- ное расширение вен, остеохондроз позвоноч- ника, артрозы, вегетососудистая дистония, су- хожильные контрактуры кисти, неврозы, на-

рушения обмена веществ.

Рекомендуемые средства физического воспитания: кроссовая и лыжная подготовка, ритмическая и атлетиче- ская гимнастика, стретчинг (рис. 21), упражнения с чере- дованием напряжения и расслабления, дыхательные упраж- нения, массаж и самомассаж.

Методы тренировок: равномерный, идеомоторный, кру- говой.


Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания

 

  21                           

Стретчинг рекомендован для специалистов

сферы обслуживания

 

 

51


Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания


2. Профессии металлообрабатывающей промышленно- сти (токарь, фрезеровщик, долбежник, сверловщик и др.). Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие силы мышц плечевого пояса, туловища, стоп; совершенствова- ние равновесия в вертикальной позе; развитие общей вы- носливости, статической выносливости ног, координации, точности движений рук, кинестезии, зрительно-двигатель- ной функции, концентрации внимания; укрепление нерв- но-эмоциональной сферы; воспитание трудолюбия, настой-

чивости.

Характерные профзаболевания: варикозное расшире- ние вен нижних конечностей, остеохондроз позвоночника, плоскостопие, атеросклероз, нарушения обмена веществ.

Рекомендуемые средства физического воспитания: лег- кая атлетика (ходьба, прыжки), кроссовая подготовка, эле- менты атлетики, стретчинг, баскетбол (рис. 22), ручной мяч, единоборства, массаж и самомассаж.

Методы тренировок: равномерный, переменный, по- вторных нагрузок, комбинированный, круговой.

3. Профессии радиоэлектронной, электротехнической, энергетической, часовой, швейной промышленности и свя- зи (радиомонтажник, сборщик изделий из мелких деталей, чертежник, швейник, часовщик и др.).

Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие общей выносливости, тонкой координации движений пальцев рук, быстроты реакции; укрепление мышц туловища; развитие


     


                        22

Баскетбол

 

 

52


концентрации внимания, воображения; воспитание трудо- любия, упорства, уравновешенности.

Характерные профзаболевания: остеохондроз, миопия (близорукость), астигматизм, болезнь Рейно, вибрационная болезнь, неврозы, варикозное расширение вен нижних ко- нечностей.

Рекомендуемые средства физического воспитания: лег- кая атлетика (бег, прыжки, метание), упражнения с чере- дованием напряжения и расслабления, ритмическая и ат- летическая гимнастика, дыхательная гимнастика, стрет- чинг, элементы волейбола, совершенствование дифферен- цировок, массаж и самомассаж.

Методы тренировок: повторных нагрузок, интерваль- ный, комбинированный.

4. Профессии транспорта (машинист, помощник маши- ниста, тракторист, водитель автомобильного транспорта, строительных и сельскохозяйственных машин и др.).

Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие коор- динации движений, статической и общей выносливости, профессиональных функций: зрительно-двигательной, бы- строты реакции, вестибулярной устойчивости, умения пере-

ключать внимание, способности к прогнозированию; укреп- ление нервно-эмоциональной сферы.

Характерные профзаболевания: остеохондроз, радику- литы, варикозное расширение вен, хронические бронхо- пневмонии, облитерирующий эндартериит.

Рекомендуемые средства физического воспитания: эле- менты атлетической гимнастики; стретчинг; упражнения с чередованием напряжения и расслабления; дыхательная гимнастика; элементы единоборств, ушу; элементы легкой атлетики (челночный бег, бег на короткие дистанции); спор- тивные игры; массаж и самомассаж.

Методы тренировок: идеомоторный, комбинированный, интервальный.

5. Строительные профессии (плотник, каменщик, отде- лочник, штукатур, маляр, монтажник и др.).

Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие силы, особенно мышц плечевого пояса и ног, статической вынос- ливости, вестибулярной устойчивости, ловкости, способно- сти сохранять равновесие на высоте и ограниченной опоре, внимания; формирование прикладных навыков (лазанье


Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания

 

 

53


Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания


по лестницам, канату (рис. 23) и шесту и др.); повышение устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды; воспитание трудолюбия, настойчивости, терпения, смелости. Характерные профзаболевания: остеохондроз, радику- литы, пневмонии, аллергические заболевания (повышенная чувствительность к красителям и химическим агентам), бронхиальная астма, дерматиты, нарушение иммунитета (снижение защитных сил организма на клеточном уровне). Рекомендуемые средства физического воспитания: упражнения в лазанье по вертикальной, наклонной, гори- зонтальной поверхности, канату; легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции); элементы спортивной аэробики, атлетической гимнастики; работа на тренажерах; упражнения гидроаэробики; прыжки в глубину из различ- ных исходных положений; элементы единоборств, спортив-

ных игр; массаж и самомассаж.

Методы тренировок: круговой, комбинированный, ин- тервальный.

6. Профессии конвейерно-поточного производства (сбор- щик часов, сборщик автомобилей, обувщик и др.).

Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие точно- сти и быстроты движений, специальной ловкости и общей выносливости, внимания; совершенствование координации движений, зрительно-двигательной функции, кинестезии, дифференцировок (пространственных, временны'х, мышеч- ных усилий); воспитание трудолюбия, умения признавать свои ошибки.


     


                        23

Лазанье по канату

 

54


Характерные профзаболевания: остеохондроз, радику- литы, пневмонии, аллергические заболевания (повышенная чувствительность к красителям и химическим агентам), бронхиальная астма, дерматиты, нарушение иммунитета.

Рекомендуемые средства физического воспитания: эле- менты легкой атлетики (бег на короткие дистанции, чел- ночный бег); элементы баскетбола, гандбола и других спор- тивных игр, развивающих точность движений; ходьба на лыжах, плавание в качестве активного отдыха; элементы ушу, стретчинга, тренажерной и атлетической гимнастики; массаж и самомассаж.

Методы тренировок: равномерный, повторных нагру- зок, круговой, соревновательный.

7. Профессии текстильного производства (вязальщица, крутильщица, ткач и др.).

Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формиро- вание ЗОЖ; развитие координации, точности и быстроты движений, общей и специальной выносливости, преимущественно мышц ног и спины, подвижности в суставах кистей рук, внимания, зрительно-двигательной функции; совершенствование дифференцировок; ускоре- ние процесса адаптации организма к специфи- ческим условиям; повышение устойчивости к сложным микроклиматическим условиям и работоспособности в них, стрессоустойчиво- сти; воспитание трудолюбия, внимательности, выдержки, настойчивости.

Характерные профзаболевания: неврозы, гипертермия, гипертоническая болезнь, дер- матиты, пневмосклероз, дыхательная недоста-

точность, остеохондроз, варикозное расшире- ние вен, плоскостопие.

Рекомендуемые средства физического вос- питания: общеразвивающие упражнения на согласованность движений с предметами

(скакалки (рис. 24), теннисные и набивные мячи, гимна- стические палки, булавы) и без них; элементы легкой атле- тики (челночный бег, бег на средние и длинные дистанции; метание облегченных легкоатлетических снарядов на задан- ное расстояние в полную силу); элементы лыжной подго- товки; элементы баскетбола: поочередное (правой и левой


Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания

 

 

  24                           

Упражнение со скакалкой

 

55


Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания


рукой) ведение мяча с изменением направления и темпа, скрытые и неожиданные передачи на различные расстоя- ния; эстафеты с преодолением препятствий; элементы ушу; плавание; гидроаэробика; стретчинг; массаж и самомассаж.

Методы тренировок: повторных нагрузок, круговой.

8. Профессии монтажа, накладки и ремонта оборудова- ния (слесарь-монтажник, слесарь-ремонтник, слесарь меха- носборочных работ, слесарь-сборщик и др.).

Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие ручной ловкости и силы, статической и динамической выносливо- сти мышц пальцев и кистей рук и статической выносливо- сти позных мышц (спины, брюшного пресса и разгибателей бедра), силы мышц плечевого пояса, туловища, стоп, рав- новесия в вертикальном положении, выносливости, коор- динации движений рук, памяти, внимания; совершенство- вание дифференцировки мышечных усилий; отработка до- зированных движений; закаливание; воспитание трудолю- бия, упорства, целеустремленности.

Характерные профзаболевания: остеохондроз, миопия, астигматизм, болезнь Рейно, вибрационная болезнь, невро- зы, варикозное расширение вен.

Рекомендуемые средства физического воспитания: гим- настика (упражнения с гантелями (рис. 25), набивными мя- чами, резиновыми амортизаторами, на гимнастической ска- мейке и стенке); атлетическая гимнастика; работа на тре- нажерах; элементы единоборств, ушу; дыхательная гимна- стика; легкая атлетика (разновидности метания, толкание ядра); элементы спортивных игр (на точность и ловкость


     


                        25

Упражнение с гантелями

 

 

56


     


 

движений рук, на внимание и др.); плавание; закаливание организма; массаж и самомассаж; релаксационные упраж- нения.

Методы тренировок: круговой, равномерный, повтор- ных нагрузок, интервальный, идеомоторный.

9. Профессии угольной и горнорудной промышленности (машинист угольного комбайна, электрослесарь шахтного оборудования, машинист шахтных электровозов, проходчик вертикальных слоев, бурильщик и др.).

Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие ловко- сти и общей выносливости, силы мышц плечевого пояса и спины, гибкости, внимания; формирование навыка пере- ползаний; закаливание организма; повышение адаптации

к специфическим условиям труда; воспитание трудолюбия и упорства.

Характерные профзаболевания: травмы позвоночника, остеохондроз, радикулиты, варикозное расширение вен, пневмокониозы.

Рекомендуемые средства физического воспитания: ат- летическая гимнастика, работа на тренажерах (рис. 26), элементы единоборств, легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции, прыжки, метание), лыжный спорт, релаксация и дыхательная гимнастика, плавание, массаж и самомассаж.

Методы тренировок: равномерный, повторных нагру- зок, интервальный.


Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания

 

На тренажерах

  26                           

 

 

57


Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания

 

 

58


10. Операторы пультов управления (оператор, радист- оператор, оператор счетных машин и др.).

Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие быстро- ты отдельных движений, антиципирующих реакций, ста- тической выносливости мышц туловища, игровой ловкости, памяти, мышления, внимания; повышение стрессоустойчи- вости.

Характерные профзаболевания: неврозы, миопия, астигматизм, остеохондроз, деформация грудной клетки, варикозное расширение вен.

Рекомендуемые средства физического воспитания: тре- нировка ускоренных реакций; элементы спортивных игр (волейбола, баскетбола, ручного мяча, настольного тенниса), стретчинг; элементы единоборств, ушу; плавание; упражне- ния с чередованием напряжения и расслабления; массаж и самомассаж.

Методы тренировок: идеомоторный, круговой, интер- вальный.

11. Профессии водного транспорта (матрос 1-го класса, машинист, моторист, судовой радиооператор и др.).

Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; повышение вести- булярной устойчивости; совершенствование навыков лазанья, прыганья, сохранения равновесия; развитие силы мышц ног, брюшного пресса и плечевого пояса, выносливости; трени- ровка памяти; воспитание трудолюбия, внимательности.

Характерные профзаболевания: остеохондроз, радику- литы, варикозное расширение вен, хронические бронхо- пневмонии, облитерирующий эндартериит, болезнь Меньера. Рекомендуемые средства физического воспитания: гимнастика (повороты, наклоны, вращения головой и ту- ловищем; лазанье по канату, шесту, лестнице; передвиже- ния по ограниченной опоре; тренировка равновесия на гим- настической скамейке и бревне; акробатические упражне-

ния); дыхательная гимнастика; плавание (обучение спосо- бам плавания с вращением, различными поворотами в дви- жении и др.); упражнения на тренажерных устройствах (гимнастическое колесо, вращающееся кресло, лопинг, че- тырехшажные и вертикальные качели и т. п.); массаж и са- момассаж.

Методы тренировок: равномерный, интервальный, по- вторных нагрузок.


12. Сельскохозяйственные профессии (фермер, живот- новод, комбайнер, тракторист, оператор машинного доения, специалист кормовой индустрии, механизатор и др.).

Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие общей и статической выносливости, гибкости, силы мышц плече- вого пояса, туловища, нижних конечностей; совершенство- вание зрительно-двигательной функции, концентрации вни-

мания.

Характерные профзаболевания: остеохондроз, радику- литы, артриты, облитерирующий эндартериит, варикозное расширение вен, мышечные контрактуры кистей рук, ал- лергические заболевания, хронические бронхопневмонии, пневмокониозы.

Рекомендуемые средства физического воспитания: кроссовая и лыжная подготовка, атлетическая гимнастика, стретчинг, дыхательные упражнения, единоборства, спор- тивные игры, плавание, массаж и самомассаж, психорегу- лирующие упражнения.

Методы тренировок: повторных нагрузок, круговой, равномерный, интервальный.

13. Профессии, связанные с использованием компьюте- ров и информационных технологий (системный админи- стратор, программист, дизайнер, копирайтер и др.).

Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие аэробной выносливости; усиление мышечного корсета;


Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания


     


  27                           

Бадминтон

 

59


Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания

 

Армрестлинг

                        28

 

 

60


укрепление зрения; совершенствование зрительно-двига- тельных координаций; укрепление нервно-эмоциональной сферы.

Характерные профзаболевания: остеохондроз, наруше- ния зрения, нарушения ОДА, вегетососудистая дистония, гипервозбудимость ЦНС.

Рекомендуемые средства физического воспитания: кроссовая подготовка; лыжи; плавание; методы Бейтса, Норбекова, Аветисова; совершенствование дифференциро- вок (пространственных, временны'х, мышечных усилий); спортивные игры; бадминтон (рис. 27); аэробные виды дви- гательной активности; массаж и самомассаж.

Методы тренировок: равномерный, переменный, ин- формационный, идеомоторный.

14. Профессии медицинского и педагогического профи- лей (кардиолог, невропатолог, офтальмолог, оториноларин- голог, воспитатель, учитель, школьный психолог и др.).

Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; снятие нервно- эмоционального напряжения; воспитание нравственных ка- честв и уважения к человеку.

Характерные профзаболевания: вегетососудистая дис- тония, неврозы, нарушения обмена веществ, гипо- и гипер- возбудимость ЦНС.

Рекомендуемые средства физического воспитания: игровые виды спорта, аэробные нагрузки, кроссовая под- готовка, упражнения с чередованием напряжения и рас- слабления, дыхательные упражнения, массаж

и самомассаж.

Методы тренировок: равномерный и идео- моторный.

15. Профессии художественного профиля (художник миниатюрной живописи, худож- ник росписи по ткани, ювелир, резчик по кам- ню и др.).

Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формиро- вание ЗОЖ; развитие креативного восприя- тия; повышение аэробной выносливости; сня- тие нервно-эмоционального напряжения.

Характерные профзаболевания: вегетососудистая дис- тония, варикозное расширение вен нижних конечностей, деформация сухожилий, гипо- и гипервозбудимость ЦНС.


Рекомендуемые средства физического воспитания: аэ- робные нагрузки, спортивные игры, армрестлинг (рис. 28), стретчинг, упражнения с чередованием напряжения и рас- слабления, ритмическая и атлетическая гимнастика.

Методы тренировок: идеомоторный, равномерный, по- вторных нагрузок.

16. Профессии в сфере бизнеса и торговли (аудитор, эко- номист, финансовый аналитик, менеджер по закупкам, ме- неджер по продажам, дистрибьютор, бренд-

менеджер, мерчендайзер и др.).

Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формиро- вание ЗОЖ; развитие аэробной и силовой вы- носливости; укрепление нервно-эмоциональ- ной сферы; воспитание умения работать в кол- лективе.

Характерные профзаболевания: вегето- сосудистая дистония, неврозы, нарушения ОДА, гипо- и гипервозбудимость ЦНС.

Рекомендуемые средства физического вос- питания: игровые виды спорта, кроссовая

подготовка, фитнес, аэробика, массаж, дыхательные упраж-

нения, плавание, аэробные и силовые нагрузки (рис. 29).

Методы тренировок: равномерный, повторных нагру- зок, интервальный, идеомоторный.

 

воПросы и задания для самоконтроля                    

 

1. Что такое профессиональная двигательная подготовка молодежи к труду?

2. Что такое профессиография?

3. Назовите профессионально важные двигательные качества, со- циальные и психофизиологические функции для вашей специ- альности.

4. Составьте профессиограмму для вашей профессии.


Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания

 

  29                           

На занятии аэробикой


Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
 

 

 


Прочитав эту главу, вы узнаете:

что такое «профессионально-валеологическая двигательная активность»;

какие методы тренировок используются при обучении движениям;

какие факторы способствуют совершенствованию управления движениями.

 

В современных условиях труда возрастает значение ко- ординационного компонента и смыслового содержания дви- жений; усиливается роль центральных нервных механиз- мов, сенсомоторных функций, управления движениями; изменяется характер требований к двигательным способно- стям человека. В связи с этим ставятся новые задачи в сфе- ре физического воспитания молодежи. Эффективность тру- довой и повседневной деятельности человека определяется не только уровнем его общей физической подготовленности, но и умением рационально использовать имеющийся дви- гательный потенциал.

Как показывает практика, нервно-эмоциональные на- пряжения, возникающие в жизненных, в том числе трудо-

62


вых, ситуациях, незамедлительно сказываются на рассогла- совании движений: увеличиваются частота и амплитуда Управление движениями для Укрепления
физиологического тремора, усиливаются тонус мышц, дея- нервно-
тельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем. Име- ются данные, свидетельствующие о характерных наруше- эмоциональной сферы
ниях структуры движений, не наблюдаемых в нейтральных  
условиях.  

Профессионально-валеологическая двигательная активность — это деятельность индивидуума, направленная на совершенствование управления физическими воз- можностями и нервно-эмоциональным состоянием для достижения оптимальной ра- ботоспособности в специфической сфере деятельности.

 

 

О несомненном положительном влиянии целенаправ- ленной двигательной подготовки на эмоциональное состо- яние специалиста в процессе профессиональной деятельно- сти свидетельствуют результаты исследований отечествен- ных и зарубежных ученых. Выявлено, что выполнение упражнений на совершенствование сенсомоторики, ори- ентировки во времени, реакций с направленностью на раз- личные анализаторные системы (зрительную, слуховую, двигательную и др.), управления тонусом мышц (упраж- нения с чередованием напряжения и расслабления), а так- же дыхательных упражнений способствует развитию таких профилирующих для большинства специалистов психофи- зиологических функций, как память, внимание, програм- мирование, предвидение, пространственное воображение; механизмов восприятия и оценки времени; функциональ- ной подвижности нервных процессов, т. е. решению про- фессиональных задач, требующих повышенного нервно- эмоционального напряжения.

При обучении движениям, совершенствовании коорди- национных механизмов используются идеомоторный и ин- формационный методы тренировок.

В основе идеомоторного метода лежит образное представление конкретной двигательной задачи и мышеч- ной группы, участвующей в ее выполнении. Иными слова- ми, это мысленная тренировка.

Информационный метод заключается в коррекции ошибок при сравнении фактического выполненного движе- ния с требуемым.

63


Управление движениями для Укрепления

нервно- эмоциональной

сферы


Использование указанных методов способствует разви- тию ключевых профилирующих функций: произвольного внимания и мышления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 4977; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.114 (0.206 с.)