Понятие профессиограммы. Порядок ее составления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие профессиограммы. Порядок ее составления.



Профессиограмма – это документ, содержащий описание содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества).
Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.
Составление профессиограммы
В настоящее время профессиограмма разрабатывается специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Прежде всего, разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей.
Высокая трудоемкость и необходимость использования технических средств позволяют отнести профессиограмму к числу дорогих методов описания работы и требований к исполнителю.
Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов.
1. Сведения о профессии 2. Доминирующие виды деятельности. 3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности), 4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности. 5. Области применения профессиональных знаний.
6. Классификационная карточка профессий.

В одной и той же проблемной ситуации один человек будет перебирать различные способы выхода из ситуации, другой – искать причины и анализировать возможные последствия. Следовательно, привычные для человека способы мышления, наиболее характерные стратегии выхода из таких сложных ситуаций проявляются и в обычных житейских, и в профессиональных обстоятельствах. Если профессия постоянно требует от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не сможет добиться успеха в данной деятельности.
58.Профессиограммы основных юридических специальностей

Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.

1. Социальная деятельность. Она охватывает политический аспект в деятельности следователя, прокурора, оперативного работника, воспитателя ИТУ и т. д. как организаторов борьбы с преступностью на Порученном им участке. Деятельность эта включает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для возвращения его к социальной норме поведения.

2. Поисковая деятельность заключается в собирании исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя, оперативного работника, судьи.

3. Реконструктивная деятельность. Это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование работы есть также результат реконструктивной деятельности.

4. Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения. Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов. оперативных работников, воспитателей ИТУ.

5. Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном решении профессиональной задачи.

6. Удостоверительная деятельность — приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т. д.).

В различных юридических профессиях с разной интенсивностью проявляются те или иные стороны деятельности. У каждой конкретной личности, занятой юридическим трудом, та или иная сторона может доминировать на базе развития личностных качеств.

59. Психологические требования к субъекту юридической деятельности.

Проведенный профессиографический анализ правоохранительной деятельности прокурорско-следственных, судебных работников позволил сформулировать пять основных факторов профессиональной пригод­ности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств. Рассмотрим эти факторы на приме­ре прокурорско-следственных работников.
^ 1 фактор — высокий уровень социализации личности юриста.
Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе в сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. Поэтому его следует рассматривать в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности работников право­охранительных органов.

^ II фактор — эмоционально-волевая устойчивость личности юриста. Комплекс психических свойств, обеспечивающих эмоциональ­но-волевую устойчивость, включает:
высокую работоспособность, выносливость в ситуациях длитель­ных, интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целеустремленность и продуктивность деятельности в этих условиях;

умение выдерживать стресс-факторы, высокий уровень самокон­троля над эмоциями и поведением, самообладание, способность сдержи­вать спонтанно возникающие импульсивные реакции;

развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравнове­шенность, подвижность, активность, динамичность нервных процессов).

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, избыточная эмоциональная напряжен­ность; агрессивность, импульсивность поступков; невротические симп­томы, быстрая истощаемость нервных процессов.
^ III фактор — познавательные способности юриста, высокий уровень интеллектуального развития, Центральным звеном в данной группе свойств является эвристичность мышления, его ярко выраженный творческий характер.
^ IV фактор — коммуникативная компетентность юриста.

Качествами, существенно затрудняющими коммуникативное взаимодействие, снижающим его результативность, являются: замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, пережи­ваниях; легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликт­ность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.
^ V фактор — организаторские способности. Организаторские способности позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения.
Качествами, существенно снижающими организаторские возмож­ности юриста, эффективность его воздействия на других лиц, являются: повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, пассив­ность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежи­тельное отношение к людям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.006 с.)