Анализ апробации курса орксэ в 2009-2011 годах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ апробации курса орксэ в 2009-2011 годах



Организационно-управленческие условия апробации

В субъектах РФ создан кадровый, содержательный и технологический ресурсы для введения комплексного учебного курса ОРКСЭ в штатный режим.

Сформирована сеть ОУ, участвующих в апробации комплексного учебного курса.

Во всех муниципальных образованиях проведены совещания с участием директоров, заместителей директоров школ, специалистов информационно-методических центров с целью обсуждения организационно-содержательных вопросов по апробации курса.

Создана система управления введения комплексного учебного курса.

Созданы региональные координационные советы и методические объединения учителей-участников апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Организовано проведение мониторинга хода апробации курса, социологического опроса, общественного контроля.

Осуществляется регулярный контроль за процессом апробации через руководителей муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования.

Организационно-педагогические условия апробации

100% педагогических работников общеобразовательных учреждений своевременно прошли курсы повышения квалификации учителей, апробирующих курс ОРКСЭ.

Созданы банки лучшего педагогического опыта.

Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса

Большинство участников образовательного процесса обеспечены необходимыми учебно-методическими пособиями.

Осуществляется методическое сопровождение организации и преподавания курса в общеобразовательных учреждениях.

МТБ в ОУ для преподавания курса

Свободный доступ к компьютерной и иной технике имеют 70% ОУ – участников апробации, доступ по предварительной договоренности возможен в 28% ОУ. 2% - доступ сильно ограничен.

Информационное сопровождение хода апробации осуществляется че рез сайты органов управления образованием и региональных институтов ДППО.

Механизмы выбора модуля учащимися

Отработаны процедуры и механизмы взаимодействия участников образовательного процесса для обеспечения добровольного выбора учебного модуля курса учащимися и родителями (законными представителями).

Работа с родителями

В регионах были организованы родительские собрания по выбору модулей курса, встречи родителей с представителями муниципальных органов управления образованием, круглые столы с родителями по апробации комплексного учебного курса на базе школ.

Работа с общественностью

Проводится информационно-разъяснительная, консультативная работа с населением и родителями обучающихся.

В большинстве регионов разработан и реализуется специальный медиа-план по освещению в средствах массовой информации хода апробации курса ОРКСЭ.

Для организации общественного контроля привлекались представители региональных и муниципальных родительских советов.

Во всех регионах проводился мониторинг результатов апробации курса,в форме анкетирования, интервьюирования учителей, родителей (законных представителей), обучающихся, с целью выявление проблем при проведении апробации курса, удовлетворённости учителей, детей, их родителей.

Результаты самоанализа общеобразовательных учреждений по итогам апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ свидетельствуют о том, что в регионах создан комплекс необходимых условий для эффективной реализации курса.

По мнению большинства учителей, введение курса ОРКСЭ в содержание обучения и воспитания повышает эффективность воспитательного процесса. Через предмет создаются условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания детей в школе. Курс помогает учащимся стать образованными, толерантными людьми, развивает их творческие способности. Под влиянием курса у детей формируются нравственные установки на поведение в определенных ситуациях.

Одним из положительных моментов введения курса ОРКСЭ является то, что изучение мировых религиозных культур привело к усилению интереса школьников к прошлому своей страны, её культуре, традициям своей семьи. Особый интерес представляет тесная взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета, работа с родителями, семьей ребенка.

Сильной стороной курса является использование современных интерактивных методик, которые в свою очередь повышают эффективность внедрения курса в учебный процесс и его результативность.

Подавляющее число педагогов отмечает, что курс нравится учащимся. Ребята заинтересованно относятся к преподаваемому предмету, серьезно воспринимают материал, предлагаемый учителями. Дети обсуждают услышанное на уроках с родителями. В ходе изучения курса изменились отношения между детьми. Дети стали добрее, вежливее, любознательнее, более терпимо стали относиться друг к другу, к окружающим:

- 87% педагогов Новосибирской области считают, введение курса ОРКСЭ повышает эф­фективность воспи­тательного процесса;

- более 99% педагогов Костромской области, преподающих курс ОРКСЭ, отмечают, что введение данного предмета является положительным явлением;

- 52,8 % учителей ЕАО считает, что освоение школьниками дан­ного курса идет хо­рошо; 73,9 % педаго­гов считает, что предмет несет до­полнительную на­грузку на школьни­ков; 9,2% - вырабатывает казенное отношение к религии и вере;

- 3% учителей Томской области не видят толка в данном предмете, а 6% не готовы оценить значимость курса;

- от 81 до 95% педагогов всех регионов отмечают положительное восприятие курса учащимися;

- от 53,7% учителей в Чувашской Республике до 91% в Вологодской области считают, что дети проявляют интерес к курсу;

- около 5,7% педагогов Чувашской Республики указывают на неоднозначное восприятие курса учениками;

- около 40% педагогов отмечают, что дети активны на уроках.

Некоторые трудности в усвоении учебного материала испытывают учащиеся в школах, где преподавание ведется на родном (не русском) языке: 7,1% педагогов Чувашской Республики и 20% педагогов Чеченской Республики говорят о трудностях восприятия, от 3% до 21% педагогов – затрудняются дать ответ на вопрос о наличии у учащихся проблем при изучении курса ОРКСЭ.

Введение комплексного учебного курса нашло поддержку у большинства родителей обучающихся. Содержание курса позволяет укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения заданий, предусмотренных программой.

Подавляющая часть родителей отмечает, что школа никаким образом не оказывала давление на них при выборе конкретного модуля для изучения: ни указывая предметы, какие нужно именно выбрать, ни отмечая те, которые выбирать не следует. Однако около 3% родителей утверждают, что представители общеобразовательного учреждения вмешивались в их выбор.

В целом от 57% до 100% (в различных школах) родителей считают, что курс детям нравится.

- 90% родителей Костромской области положительно относятся к новому курсу, но отмечают определенные риски в виде дополнительной нагрузки на школьников и отмечают перенасыщенность учебных пособий религиоведческим содержанием в ущерб культурологическому;

- 86% родителей Тамбовской области отметили, что их детям нравится изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики»;

- 15% родителей Ставропольского края оценивают впечатления своих детей от уроков как неоднозначные;

- 54% родителей Тамбовской области считают, что данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребёнка;

- 70% родителей Свердловской области считают необходимым изучение курса;

- в Томской области 4% родителей не видят толка в данном предмете; 15% не готовы оценить значимость курса, 1% считают, что дисциплина может оказать вред; 

- 12,3% родителей ЕАО и 3% родителей Тамбовской области ответили, что изучаемый курс де­тям не нравится;

- 78,8% родителей Вологодской области обсуждают со своим ребенком темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса;

- 24% родителей Чеченской Республики отмечают сложности в восприятии детьми предмета;

- по мнению родителей Республики Калмыкия введение курса в 4 четверти нецелесообразно в виду накопившейся к концу года усталости детей к восприятию такого сложного и малознакомого материала;

- 91% родителей Новосибирской области изучали ма­териал, помещенный в книге для родите­лей.

Принципиальное нежелание участвовать в апробации высказали около 2% родителей Ярославской области, 28 родителей в Томской области, 15 человек в Чувашской Республике. Одна семья в Удмуртской республике и 40 семей Курганской области отказалась от изучения всех модулей курса ОРКСЭ из-за религиозных взглядов, семьи являются членами религиозной организации «Свидетели Иеговы», по религиозным убеждениям также есть 13 случаев отказа в Свердловской области, все это менее 1% от всех учащихся, участвующих в апробации.

Вологодская область

 

I. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса

Все участники образовательного процесса обеспечены необходимыми учебно-методическими пособиями. В регионе осуществляется методическое сопровождение организации и преподавания курса в общеобразовательных учреждениях.

 

Работа с общественностью

В регионе проводится разъяснительная работа в средствах массовой информации. Разработан и действует медиа-план по информированию населения о реализации проекта.

 

Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса

В Еврейской автономной области созданы необходимые условия для реализации учебного курса: 100% степень обеспечения курса необходимым учебно-методическим материалом (учебными пособиями для учащихся, книгой для учителя, пособием для родителей, учебными пособиями – демо-версией электронных изданий по каждому учебному модулю).

 

Работа с общественностью

Заключены Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с представителями религиозных конфессий с Биробиджанской Епархией Русской Православной Церкви, Биробиджанской Еврейской религиозной общиной «Фрейд» и с мусульманской религиозной организацией «Махалля Ахли Тарикат». 

 

Калининградская область

I. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса

На первом этапе апробации комлексного учебного курса ОРКСЭ все образовательные учреждения были обеспечены учебно-методическим комплектом. Было передано 26700 учебников по модулям ОРКСЭ, из них «Книга для родителей» - 7900 штук, «Книга для учителя. Справочные материалы» - 200 штук.

На втором этапе апробации курса ОРКСЭ в 2010/2011 учебном году потребность в УМК оказалась больше, нежели имелось в наличии в связи со сменой выбранных модулей. Учебно-методические комплекты дозаказывались за счёт средств образовательных учреждений (2450 шт).

Учителя курса ОРКСЭ имели возможность использовать передовой педагогический опыт своих коллег, представляемый на семинарах и мастер-классах, проводимых Калининградским областным ИРО.

В целом, можно констатировать, что все учебные заведения обеспечены УМК в полном объёме.

 

Работа с общественностью

На данном этапе апробации курса ОРКСЭ в большинстве образовательных учреждений налажено сотрудничество или установлены контакты с представителями Калининградской епархии Русской Православной Церкви и других конфессий.

 

Камчатский край

I. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса

В первом полугодии 2010/2011 учебного года обеспеченность учебными пособиями для учащихся составляла: «Основы православной культуры» - 94 %; «Основы мировых религиозных культур» - 81%; «Основы светской этики» - 87%, демо-версиями электронных изданий по каждому учебному модулю – 100%. Все педагоги были обеспечены книгой для учителя, родители - книгой для родителей.

Во втором полугодии 2010/2011 учебного года недостаток учебных пособий оставался лишь по модулю «Основы мировых религиозных культур», обеспеченность всеми остальными пособиями составила 100%.

В целях оказания методической помощи, выявления и распространения положительного опыта работы педагогов, координации деятельности районных (городских), школьных методических служб, выявления и решения проблем, возникающих в процессе преподавании курса, на базе КГОУ ДОВ «Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров» создано краевое методическое объединение учителей – участников апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Для учителей из отдаленных районов края установлено сопровождение педагогов-тренеров, методистов института. Для всех учителей организована консультативная методическая помощь на региональном и муниципальном уровнях.

 

Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса

Степень обеспечения курса необходимым учебно-методическим материалом (учебные пособия для учащихся, книга для учителя, пособие для родителей, учебные пособия – демо-версии электронных изданий по каждому учебному модулю)

 

Модули Муниципальный уровень Школьный уровень
Основы мировых религий 57% 95% (республиканские разработки)
Основы светской этики 69% 60%
Основы исламской религии 100% 70%
Основы православной культуры 100% 95% (республиканские разработки)

 

Костромская область

 

I. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса

Все 366 общеобразовательных школ области обеспечены учебно-методическими комплектами по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

В рамках методического сопровождения апробации в области проводятся ежемесячные консультирования учителей, преподающих курс ОРКСЭ.Обобщение и распространение передового педагогического опыта осуществляется через веб-узел «Духовно-нравственное образование Костромской области». Создано региональное сетевое методическое объединение учителей, ведущих учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», проведятся регулярные он-лайн совещания и консультации по проблемам преподавания 4 раза в течение года.

Открыта и успешно действует региональная опорная площадка по теме: «Апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях в рамках федерального эксперимента». В работе опорной площадки принимают участие 4 общеобразовательных учреждения: МОУ лицей № 17 г. Костромы, МОУ ООШ №4 г. Галича, МОУ Адищевская СОШ Островского муниципального района Костромской области, МОУ лицей №7 г. Мантурово.

В регионе издано методическое пособие с электронным приложением «Основы религиозных культур и светской этики» для учителей, ведущих комплексный учебный курс ОРКСЭ (2010).Разработаны и изданы учителями региона Быковой Е. С. (г. Галич, 2011), Негановой Г.Н.(г. Мантурово)(модуль «Основы православной культуры»), Карповой Т.С. (г. Кострома) (модуль «Основы светской этики») рабочие тетради для учащихся 4 и 5 классов по курсу ОРКСЭ.

 

Работа с общественностью

Сложилась определенная система работы с родителями и родительской общественностью в рамках внедрения нового курса: тематические заседания школьного управляющего совета, тематические родительские собрания, родители активно участвуют в подготовке домашних заданий по предмету, в организации и проведении экскурсий, внеурочных мероприятий.

Спецификой работы с родителями в рамках курса ОРКСЭ является активное вовлечение в учебный и воспитательный процесс.

В Костромской области работа с родителями велась в нескольких направлениях:

- Ознакомление родителей с курсом ОРКСЭ и активное разъяснение психолого-педагогических особенностей духовно-нравственного развития младшего подростка. В результате, все родители согласились с необходимостью изучения курса.

- Вовлечение родителей в учебный процесс через выполнение домашних и творческих занятий, активное вовлечение родителей во внеклассную работу по тематике курса. В результате, большинство родителей знают основные темы курса, изучаемые детьми, а также активно наблюдают за нравственным развитием детей. Родители отмечают, что дети стали ответственнее, добрее, трудолюбивее и так далее.

- С родителями ведется работа и через портал «Духовно-нравственное образование Костромской области», где размещен материал по курсу ОРКСЭ, необходимый для родителей, а также есть возможность задавать интересующие вопросы, на которые отвечают сотрудники лаборатории проблем духовно-нравственного воспитания КОИРО и тьюторы ОРКСЭ.

 

Красноярский край

 

I. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса

Учителя, учащиеся, родители обеспечены программами, учебными изданиями и электронными пособиями по курсу в полном объеме.

 

Работа с общественностью

В регионе получен опыт обсуждения проблематики апробации курса и содержания религиозного образования между учеными, учителями, представителями конфессий в рамках:

- краевого Гражданского Форума (декабрь 2009, 2010 г.). Проведена экспертная конференция «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание» с участием 300 учителей курса и руководителей муниципальных методических объединений учителей курса;

- научно-практической конференции «Гражданское образование в информационный век» (декабрь 2010 г.). Проведена секция «Апробация курса ОРКСЭ» и круглый стол по апробации с участием 40 учителей курса и руководителей муниципальных методических объединений учителей курса;

- X, XI Красноярских краевых образовательных Рождественских чтений (январь 2010, 2011 гг.) проведена секция «Церковь и образование» и круглый стол «Церковь и образование: вызовы эпохи» с участием 300 учителей курса.

В большинстве территорий проведены муниципальные мероприятия с участием родительской общественности и представителей религиозных конфессий (творческие выставки по курсу, праздники «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», открытые уроки, конференции и т.д.).

 

Курганская область

 

I. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса

Степень обеспечения апробации курса в Курганской области необходимым учебно-методическим материалом учебными пособиями для учащихся и учебным пособием демо-версией электронных изданий по каждому модулю составляет 92% (причина - смена модуля), книгой для учителя и пособием для родителей – 100%.

В области разработаны методические рекомендации для руководителей, педагогов общеобразовательных школ по проблеме: «Организация внутришкольного контроля над преподаванием предметов духовно-нравственной направленности» (1 и 2 части). Пособие составлено на основе компетентностного подхода и содержит контрольно-измерительные материалы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (4-5 классы) по всем модулям.

Работниками ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий» Н.Н. Ушаковой, к.п.н, профессором, и Останиной Н.В., к.п.н., доцентом кафедры гуманитарно-эстетического образования, разработаны методические рекомендации по проблеме: «Организация внутришкольного контроля за преподаванием предметов духовно-нравственной направленности» (1 и 2 части). Пособие представляет методические рекомендации на основе компетентностного подхода и содержит контрольно-измерительные материалы по курсу ОРКСЭ (4-5 классы) по всем модулям (пособию присвоен гриф «Допущено Главным управлением образования Курганской области», протокол РЭС №3 от 12.11.2010). 

В области ведётся накопление банка методических разработок, иллюстративного, аудио и видео материала, формируется база Интернет–ресурсов в помощь преподавателю ОРКСЭ.

Опыт педагогов размещается на сайте сетевого сообщества, организуются выступления на заседаниях МО, на Рождественских чтениях, на курсах повышения квалификации, семинарах и других методических мероприятиях, публикуются статьи, издаются сборники методических разработок.

 

Работа с общественностью

В области происходит включение представителей общественности, религиозных организаций и СМИ в общественные комиссии по контролю за ходом апробации курса, в результате – у представителей общественности и СМИ отношение к курсу стало более позитивным. Возрастает активность сотрудничества представителей церкви с органами управления в образовании и образовательными учреждениями – количество договоров о сотрудничестве представителей церкви с официальными органами и учреждениями увеличилось в 2 раза. Благодаря согласованной совместной работе Главного управления образования Курганской области, ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий», муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений и религиозных организаций сложилось позитивное отношение к преподаванию нового курса.

 

Новосибирская область

I. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса

Образовательные учреждения области полностью обеспечены УМК по ОРКСЭ по тем модулям, которые были выбраны для изучения. В январе 2011 г. по заявкам от сентября 2010 г. Министерство образования и науки Российской федерации дополнительно обеспечило Новосибирскую область учебно-методическим комплектом по курсу ОРКСЭ.

       В библиотеках ОУ и ИМЦ подобрана справочно-информационная, научно-популярная, художественная литература. Во многих классах педагоги оформили информационный стенд для родителей.

Координация деятельности и профессиональная помощь педагогам оказывается через созданные МО, творческие группы. Методическая поддержка учителей НСО и г. Новосибирска в формате апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» организуется тренерами-преподавателями на местах с дистанционным и консалтинговым сопровождением Центра культурологического и религиоведческого образования НИПКиПРО, средствами организации и проведения проблемных семинаров в течение всей апробации. Были проведены семинары-практикумы в рамках заседания РМО учителей начальных классов.   

Центром культурологического и религиоведческого образования НИПКиПРО создана специальная информационно-методическая среда процесса апробации курса ОРКСЭ.

Цель – оказание консультационной и информационной поддержки преподавателям-тренерам и учителям, включившимся в экспериментальную апробацию этого курса, обмен методическими ресурсами, которые создаются в ходе апробации курса всеми его участниками.

Взаимодействие участников регионального методического объединения и техническая поддержка осуществляется в формате электронной переписки в системе on-lain Skyp: orkse-24, в режиме форума: www.orkse.jetforum.ru. Педагогам также предоставлен консалтинговый сервис – дистантное консультирование в формате телефонной связи.

Необходимо отметить и методическую помощь, оказанную Новосибирским Епархиальным управлением РПЦ. Все учителя первого (март-1286 человек) и второго потока (декабрь-214 человек) получили учебно-методическое пособие «Основы православной культуры», разработанный авторским коллективом под руководством директора Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского, к.э.н., доцент НГУ Л.П.Талышевой г. Новосибирск.

 

Работа с общественностью

Осуществляется работа «Горячей линии» для родителей, учителей, администрации, представителей общественности Новосибирской области.

Благодаря деятельности Министерства образования, науки и инновационной политики, координационного совета, ГБОУ ДПО НСО НИПКиПРО в ходе апробации сложилось конструктивное сотрудничество с различными слоями населения, органами исполнительной власти, общественными организациями и религиозными конфессиями.

Особо хочется отметить инновационную форму информирования родителей – районные родительские собрания. Главной целью собрания является определение перспектив работы в новом учебном году. Это обусловлено тем, что традиционно об этом говорится на августовских конференциях с педагогами, но родители также являются полноправными участниками образовательного процесса, поэтому необходимость в такой информации для родителей очень назрела. На собраниях присутствует администрация муниципального образования, аппарат управления образования, органы социальной защиты, опеки и попечительства, пенсионный фонд, представители системы профилактики, здравоохранения и представители Новосибирского епархиального управления РПЦ.

Например, в Тогучинском районе выступления иерея Виктора Гужвы и священника Валериана Давыдова «О духовных основах семьи» и о преподавании курса ОРКСЭ слушались с большим вниманием. Отзывы родителей о собраниях позитивные. В целом такие встречи оцениваются как способ формирования большего доверия к школе, организации работы с родителями на основе диалога.

В формате работы выставки «Учсиб – 2010» была проведена конференция «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в поликультурном мире», в которой приняли участие диаспоры национально-культурных автономий, представители конфессий. Основные вопросы были связаны с апробацией и внедрением курса ОРКСЭ. Были получены положительные отзывы педагогической общественности.

 

Пензенская область

I. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

В общеобразовательных учреждениях Пензенской области созданы условия, необходимые для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики».

 

Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса

Школы на 100% обеспечены методическими пособиями по выбранным модулям.

 

Республика Калмыкия

I. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях республики созданы оптимальные условия для дальнейшего внедрения в учебно-воспитательный процесс курса «Основы религиозных культур и светской этики», обеспечивающие следующие направления:

- организационно-правовое обеспечение;

- кадровое обеспечение;

- информационное обеспечение;

- учебно-методическое обеспечение.

 

Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса

В рамках апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ Республика Калмыкия обеспечена учебно-методическими пособиями на 100%.

 

Работа с общественностью

Для оперативной связи с общественностью по вопросам апробации курса ОРКСЭ при министерстве открыт и продолжает действовать телефон «горячей линии».

 

Республика Марий Эл

I. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса

Для реализации курса ОРКСЭ все образовательные учреждения республики, включенные в эксперимент, обеспечены учебно-методическими комплектами курса.

Степень обеспечения курса необходимым учебно-методическим материалом (учебными пособиями для учащихся, пособием для родителей, учебными пособиями – демо-версиями электронных изданий по каждому учебному модулю) в республике составляет 100%. Книга для учителя предоставлена по 1 комплекту на образовательное учреждение, участвующее в апробации. Каждый обучающийся 4 класса получил учебник и электронноеприложениепо выбранному им (его родителями) модулю.

Для педагогов, прошедших курс обучения при ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», был сформирован диск с методическим сопровождением. Диск содержит:

- электронный вариант учебников с мультимедийным сопровождением к каждому из шести модулей;

- методические пособия, разработанные в пилотных регионах и адаптированные для педагогов Республики Марий Эл;

- выпускные проектныеработыучителей-тренеровпо отдельным урокам ОРКСЭ;

- практические материалы к урокам, разработанные и апробированные коллегами из Чувашии;

- нормативные документы по курсу ОРКСЭ.

 

Свердловская область

I. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса

До начала учебных занятий проведен анализ имеющихся в школах области учебно-методических пособий по курсу ОРКСЭ, при необходимости осуществлено перераспределение пособий среди ОУ в рамках муниципальных образований, подготовлены дополнительные заявки. Обеспеченность образовательных учреждений учебными пособиями и учебно-методическими материалами в соответствии с реализуемыми модулями, книгами для родителей составляет 100 %.

С целью обеспечения методической поддержки учителей, преподающих курс, обобщения опыта работы в территориях области проводятся: «круглые» столы, совещания завучей начальных классов, рабочих и творческих групп педагогов, преподающих курс ОРКСЭ, плановые и индивидуальные консультации учителей, в том числе Интернет-консультации (использование на уроках CD – приложения к учебнику; творческие домашние задания; ценностный и знаниевый подходы в преподавании курса; организационные вопросы введения предмета и др.), семинары, педагогические конференции (в том числе Интерне-конференции) и педагогические чтения.

 

Работа с общественностью

В ходе реализации курса было организовано взаимодействие с представителями различных религиозных конфессий, которые оказывали преподавателям курса информационную и организационно-содержательную поддержку (например, проводили экскурсии для детей по православному храму, мечети, знакомили с колокольным звоном). Педагогам, преподающим курс ОРКСЭ, была предоставлена возможность познакомиться с культовыми местами разных конфессий, находящимся на территории Свердловской области, посетить Ганину яму, место паломничества православных христиан, где были сброшены в шахту тела семьи последнего императора Николая II.

Благодаря реализации курса расширилось число социальных партнеров образовательных учреждений. В проведении открытых мероприятий участвовали представители городских и сельских Администраций, предприятий, общественных организаций (Совет ветеранов, Городской родительский комитет и др.), учреждений культуры, религиозных конфессий.

 

Ставропольский край

I. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края созданы необходимые условия для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса

Распространение положительного опыта преподавания курса в регионе осуществляется через работу краевого методического совета, через сайт СКИПКРО      . Разработано методическое пособие по реализации курса «Основы православной культуры». Разработаны рабочие тетради по предметным модулям «Основ православной культуры» и «Светской этики».

 

Работа с общественностью

Развивается социальное партнёрство и межведомственное взаимодействие:

– с РПЦ паломнические поездки, совместное проведение внеклассных мероприятий, проведение олимпиады по Основам православно культуры, беседы и встречи со священнослужителями;

– с ГУК «краеведческий музей» совместно проведены две выставки декоративно-прикладного творчества учащихся и учителей «Учение мудрого – источник жизни» и «Пасхальная радость»;

– с ГУК «Детская музыкальная школа» проведены фестивали детского творчества «Свет Вифлеемской звезды» и «Пасхальная радость»;

– организуются встречи с представителями религиозных организаций города, района, представителями СМИ.

 

Тамбовская область

I. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса

Все образовательные учреждения были обеспечены необходимыми учебно-методическими комплектами по выбранным модулям.

На базе Института повышения квалификации работников образования создана лаборатория духовно-нравственного просвещения и воспитания, обеспечивающая научно-методическое сопровождение апробации курса.

 

Работа с общественностью

К апробации курса привлекались представители различных религиозных организаций:

– представители православной, исламской, иудейской конфессий привлекались в рамках заседания Межведомственного совета;

– священнослужители – представители Тамбовской епархии РПЦ привлекались в рамках заседаний муниципальных методических объединений и школьных методических объединений с целью консультирования педагогов, преподающих модуль «Основы православной культуры».

 

Тверская область

 

I. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Учебно-методическое и методическое обеспечение реализации курса

В регионе нет дефицита по обеспечению шк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.143 с.)