Высшая нервная деятельность и ее нарушения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высшая нервная деятельность и ее нарушения.



Расстройства гнозиса (агнозии)

Гнозис (греч. gnosis - знание) - сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик. Нарушения гнозиса называются агнозиями. Чаще всего расстройства гнозиса затрагивают одну анализаторную систему, но может быть тотальной – когда наблюдается полная дезориентировка больного человека.

 В соответствии с видами органов чувств человека различают зрительные, слуховые, тактильные (сомато-сенсорные), обонятельные, вкусовые агнозии. Самостоятельную область составляют речевые агнозии. Гнозис — функция, формирующаяся в процессе обучения и поэтому наиболее ранимая в детском возрасте.

Комплексное распознавание осуществляется в третичных зонах.

Зрительные агнозии возникают при поражении затылочной доли мозга; такое поражение приводит к выраженной «корковой сле­поте», при которой зрение, как таковое, остается сохранным, но полностью утрачивается зрительная ориентировка. Вся окружающая обстановка кажется больному чуждой и непонятной, в связи с чем он становится совершенно беспомощным. Например, больной может описать словами, как выглядела его рубашка, но не может ее узнать, вообще не понимает, что это такое.

В некоторых случаях больной способен узнавать и отличать отдельные характеристики предметов: величину, форму, характер поверхности. Но не знает предмета в целом. Например, при предъявлении расчески он может сказать, что это продолговатый, плоский предмет «с зубчиками», но что это такое - он не знает.

При поражении затылочной доли правого полушария больной не узнает лиц родственников, знакомых, известных писателей и т.д.

Слуховые агнозии (или душевная глухота) возникают при по­ражении височной доли мозга. Во время исследования слухового гнозиса предъявляют различные знакомые звуки: шелест бумаги, звон колокольчика, звяканье монет и т.д. При слуховой агнозии больной слышит звуки, даже может отличить один от другого, но не узнает их источника.

При правополушарной слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых мелодий (амузия). Кроме того, плохо различаются муж­ские и женские голоса, голоса знакомых, речевые интонации.

Тактильная, сенситивная (или соматосенсорная) агнозия возникает при по­ражении теменной доли мозга сзади от задней центральной изви­лины. Существуют несколько вариантов тактильной агнозии.

Астереогноз - неспособность узнавать предметы на ощупь при сохранном узнавании их при помощи зрения.

Расстройство схемы тела - неспособность показать части сво­его тела (нос, глаза, уши, правую руку и т.д.). Характерно, что при нанесении болевого раздражения на данную область больной легко ее обнаруживает и даже может назвать.

Анозогнозия - неузнавание своего дефекта. Обычно наблюдает­ся при поражении правого полушария. Например, больной с пара­личом правой руки и ноги отрицает наличие у него двигательных расстройств. Важно учесть, что при поражении лобных долей больные нередко пребывают в благодушном или апатичном со­стоянии и игнорируют свой дефект, хотя осознают его наличие. При слабоумии имеет место недооценка или полное непонимание своего дефекта. Эти состояния следует отличать от агнозии в строгом неврологическом понимании.

Обонятельная и вкусовая агнозия заключаются соответственно в неузнавании запахов и вкусовых раздражителей. Эти виды агно­зий не имеют существенного практического значения.

Расстройства праксиса (апраксии)

Праксис (греч. pragma - действие) - сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на организацию це­лостного двигательного акта. Праксис - это автоматизированное выполнение заученных движений. Для выполнения таких движений «на едином дыхании» необходимы достаточная зрительно-прост­ранственная ориентировка и постоянное поступление информа­ции о ходе выполняемых действий.

Расстройства праксиса называются апраксиями. Апраксии - своеобразные нарушения движений, при которых не наблюдается параличей. Различают три основных типа апраксии: моторную (эфферентную), идеаторную, конструктивная (зрительно-пространственную) и кинестетиче­скую (афферентную).

При моторной (эфферентной) апраксии больной утрачивает способность совершать привычные, ставшие автоматизированны­ми действия. К таким действиям относятся причесывание, застеги­вание пуговиц, завязывание шнурков, еда с помощью ложки, чистка зубов и множество других. У больного с моторной апраксией отсутствуют параличи, сохранены произвольные движе­ния. Но он словно забывает, как надо причесываться, как пользо­ваться ложкой, как надевать рубашку и т.д. Моторная апраксия наблюдается при поражении нижнетемен­ных отделов коры мозга. Разновидность моторной апраксии – моторная афазия Брока, речевая апраксия).

Конструктивная (зрительно-пространственная) апраксия заключается в нарушении целенаправленных действий, невозможность сложить целое из частей вследствие дефекта зрительно-пространст­венной ориентировки. (например, нарисовать лицо человека, изобразить ци­ферблат часов с определенным положением стрелок, сложить из спичек квадрат или треугольник). Конструктивная апраксия наблюдается при по­ражении теменно-височно-затылочной области.

Идеаторная апраксия: больной не может выполнитьдействия по заданию (застегнуть пуговицу), но может это сделать автоматически.

Кинестетическая (афферент­ная) апраксия заключается в не­способности управлять движе­ниями вследствие утраты кон­троля за положением исполни­тельных органов. Главный де­фект - неумение придать произ­вольно определенную позу кис­ти, руке, языку, губам. Кинестетическая апраксия носит название «апраксии позы». Кинестетическая апраксия наблюдается при поражении темен­ной доли мозга.

.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как реализуется социальная детерминированность сознания? Приведите пример.

2.Дайте характеристику нейрофизиологической основе сознания.

3. Какие структуры ЦНС осуществляют сознание?

4. Охарактеризуйте нейрофизиологические механизмы сознания и подсознания.

5. Почему подсознание энергетически выгоднее для ЦНС?

6. Охарактеризуйте термин «корковая слепота». Какой вид агнозии он включает?

7. Дайте характеристику моторной апраксии и ее характерным признакам.

КИМы

 

Задания тестового характера для контроля качества усвоения знаний по дисциплине «Основы нейрофизиологии и ВНД»

Вариант№1.

№ 1. Центральный и периферический отделы нервной системы человека развиваются из:

1. эктодермы

2. мезодермы

3. эндодермы

4. интерстиция

№ 2. Сделайте множественный выбор. Какие виды регуляции функций нашего организма вы знаете?

  1. белковый
  2. нервный
  3. гуморальный
  4. тканевой
  5. жировой

№2. Миелинизация спинальных нервов завершается:

1. в эмбриогенезе

2. к 2-3 годам жизни

3. к 1 году постнатальной жизни

4. после 1-го месяца жизни

№ 3. Сделайте множественный выбор. Какие функции выполняет нервная система?

1. организует приспособление (адаптацию) организма к окружающей среде

2. регулирует гомеостаз

3. участвует в накоплении, хранении и воспроизведении памяти

4. регулирует детородную функцию (рождаемость)

5.участвует в передаче наследственной информации

№4. По характеру выполняемой функции нервные клетки различают:

1. афферентные, эфферентные и вставочные;

2. эфферентные и афферентные;

3. эфферентные и вставочные;

4. афферентные и вставочные.

№ 5. Сделайте множественный выбор. Клеточная мембрана нейрона имеет:

1. отрицательный заряд вне клетки

2. положительный заряд внутри клетки

3. отрицательный заряд внутри клетки

4. положительный заряд вне клетки

5. не имеет заряда

№ 6. Возбудимость – это:

1. способность ткани и клетки проводить возбуждение

2. свойство нейрона генерировать потенциал действия на раздражение

3. общее свойство живой материи активно изменять характер своей жизнедеятельности при действии раздражителя

4. способность клетки воспринимать раздражение

№ 7. Структура, обеспечивающая передачу возбуждающих или тормозных влияний между двумя возбудимыми клетками называется:

1. нейрон

2. синапс

3. нервный центр

4. рефлекторная дуга

№ 8. Укажите правильное соответствие:

1. К механизмам активного (первичного) транспорта веществ через клетку относят 1. Фагоцитоз
  2. Пиноцитоз
  3. Эндоцитоз
2. К механизмам пассивного (вторичного) транспорта веществ через клетку относят 4. Работа ионных помп (насосов)
  5. Диффузия
  6. Осмос

№ 9. Закончите определение. Доминанта – это:

  1. врожденная наследственно передающаяся реакция
  2. очаг возбуждения в головном мозге, определяющий текущую деятельность организма
  3. восприятие раздражений внешней и внутренней среды

4. совокупность условных и безусловных рефлексов

№ 10. Упорядоченный список: укажите этапность проведения нервного импульса по нейрону:

  1. аксон, тело клетки, дендрит
  2. дендрит, аксон, тело клетки
  3. тело клетки, аксон, дендрит
  4. дендрит, тело клетки, аксон

№ 11.От чего зависит скорость проведения нервного импульса по нервному волокну?

  1. от длины аксона
  2. от диаметра аксона
  3. от степени миелинизации аксона
  4. от количества аксонов в нервном стволе

№ 12. Укажите правильное соответствие:

1. Дендрит: 1. центральный отросток нейрона
  2. периферический отросток нейрона
2. Аксон: 3. их множество
  4. всегда один
   

№13. Закончите определение. Специфическая нервная система связана с работой:

  1. всех нервных путей и нервных центров
  2. ретикулярной формации
  3. только спинного мозга
  4. только головного мозга

№ 14.В передних рогах спинного мозга заложены:

  1. клетки вегетативной системы
  2. клетки двигательной системы
  3. волокна чувствительных клеток
  4. вставочные нейроны

№ 15. Сделайте одиночный выбор: белое вещество спинного мозга

состоит из:

  1. скопления тел нейронов
  2. двигательных корешков
  3. проводящих путей
  4. чувствительных корешков

№ 16. Укажите, сколько утолщений имеет спинной мозг:

  1. одно (шейное)
  2. два (шейное, грудное)
  3. два (шейное, поясничное)
  4. три (шейное, грудное, поясничное)

№ 17. Укажите, где локализуются афферентные нейроны:

  1. в передних рогах спинного мозга
  2. в задних рогах спинного мозга
  3. в спинальных ганглиях
  4. в боковых рогах спинного мозга

№ 18. Укажите, как поступает эфферентная информация в спинной мозг:

  1. через передние корешки спинного мозга
  2. через задние корешки спинного мозга
  3. через боковые корешки спинного мозга

№ 19. Принцип регуляции одной и той функции сначала низшими центрами, затем более высокими называется:

  1.  динамической локализацией психических функций
  2. латерализацией функций головного мозга
  3. иерархичностью нервной системы
  4. проводниковой функцией спинного мозга

№ 20. В каких процессах участвует лимбическая система?

1. памяти и обучения

2. сна и сновидения

3. эмоций

4. движения

№ 21. Упорядоченный список: укажите этапность проведения нервного импульса по рефлекторной дуге:

  1. эффектор
  2.  рецептор
  3. афферентный нейрон
  4. вставочный нейрон

5 эфферентный нейрон

№ 22. Сделайте множественный выбор. Какие их перечисленных структур образуют ствол мозга:

  1. мост
  2. продолговатый мозг
  3. зрительный бугор
  4. ножки мозга

№ 23. Сделайте множественный выбор. Какие из функций выполняет продолговатый мозг?

  1. проводит восходящие пути кожно-мышечной чувствительности
  2. участвует в регуляции работы сердечно-сосудистого и дыхательного центров
  3. участвует в регуляции рефлексов поддержания позы тела
  4. участвует в регуляции вегетативных рефлексов

№ 24. Первичные слуховые центры находятся:

  1. в передних буграх четверохолмия
  2. в задних буграх четверохолмия
  3. в продолговатом мозге
  4. в подбугорной области

№ 25. Пирамидные клетки Беца дают начало:

  1. кортико-спинальному двигательному пути
  2. спино-таламическому пути
  3. рубро-спинальному пути
  4. мост-мозжечковому пути

№ 26. Серое вещество коры головного мозга содержит:

  1. 8 -9 млард. нервных клеток
  2. 10-11 млард. нервных клеток
  3. 14-20 млард. нервных клеток
  4. 22-26 млард. нервных клеток

№ 27. Найдите правильное соответствие:

1. Моторная зона коры 1. содержит крупные пирамидные клетки Беца
  2. содержит звездчатые клетки
2. Ассоциативная зона коры 3. находится задней центральной
  4. находится в передней центральной извилине
  5. находится в 1 – молекулярном слое коры
  6. содержит мало клеток и много дендритов

 

№ 28. Особенности строения и функционального значения коры головного мозга позволяют выделить отдельные корковые поля. Вторичные корковые поля - это:

  1. зоны перекрытия анализаторов, где проходит высший анализ и синтез, вырабатываются цели и задачи поведения
  2. ядерные зоны анализаторов, осуществляют анализ отдельных раздражений, связаны с органами чувств и движений
  3. периферические зоны анализаторов, связаны с органами только через первичные поля

№ 29. Корковая глухота и слепота развивается при недоразвитии или поражении:

  1. первичных полей
  2. вторичных полей
  3. третичных полей
  4. всей коры головного мозга

№ 30. Неспособность овладеть речью и простейшими двигательными навыками развивается при недоразвитии или поражении:

  1. первичных полей
  2. вторичных полей
  3. третичных полей
  4. всей коры головного мозга

№ 31. Все процессы, происходящие в спинном мозге координируются корой головного мозга через:

  1. афферентные нейроны спинного мозга
  2. мотонейроны спинного мозга
  3. вставочные нейроны спинного мозга
  4. ассоциативные области коры

 

Вариант№2.

№ 1.Где раньше всего происходит морфологическое и функциональное созревание (из перечисленных отделов):

1. в продолговатом и спинном мозге

2. в ганглиях ствола головного мозга

3. в мозжечке

4. в коре больших полушарий

№ 2. Сделайте множественный выбор. Какие отделы нервной системы относятся к вегетативной нервной системе?

  1. головной мозг
  2. симпатический
  3. спинной мозг
  4. парасимпатический
  5. черепно-мозговые нервы

№ 3. Сделайте множественный выбор. Перечислите функции гематоэнцефалического барьера:

  1. барьерная
  2. защитная
  3. двигательная
  4. чувствительная
  5. трофическая (питательная)

№ 4. Миелинизация черепных нервов завершается:

1. в эмбриогенезе

2. к 2-3 годам жизни

3. к 1 году - 1 г 3 мес. постнатальной жизни

4. к 5 годам жизни

№ 5. Структурно-функциональной единицей нервной ткани является:

1. синапс

2. нейрон

3. нервный центр

4. сегмент спинного мозга

№ 6. Сделайте множественный выбор. Перечислите функции клеточной мембраны нейрона:

1. барьерная (защитная)

2. транспортная

3. передача сигналов от одной клетки к другой

4. инактивация медиатора

5. способность принимать раздражения

№ 7. Сделайте множественный выбор. Структурную основу клеточной мембраны составляют:

1. фосфолипиды

2. углеводы

3. белки

4.соединительная ткань

№ 8.  Укажите правильное соответствие:

1. В результате работы какого механизма транспорта веществ через клеточную мембрану поддерживается постоянная разность различных ионов внутри и вне клетки? 1. Фагоцитоз
  2. Пиноцитоз
  3. Эндоцитоз
2. В результате какого механизма происходит усвоение жидких питательных веществ мембраной клетки? 4. Работа ионных помп (насосов)
  5. Диффузия
  6. Осмос

 

№ 9. К основным свойствам нервной клетки относят:

1. возбудимость и проводимость

2. возбудимость и торможение

3. проводимость и торможение

4. раздражимость, возбудимость, проводимость

№ 10. По способу передачи сигнала синапсы делятся на:

1. химические, электрические и смешанные;

2. химические, электрические и метаболические;

3. электрические и метаболические;

4. химические и метаболические.

№ 11. Продолжите определение. Гомеостаз – это:

  1. поддержание постоянства атмосферного давления
  2. поддержание постоянства внешней среды
  3. поддержание постоянства внутренней среды
  4. поддержание постоянства тонуса мышщ

№ 12. Автором учения о доминанте является:

  1. Анохин
  2. Ухтомский
  3. Сеченов
  4. Павлов

№ 13. Упорядоченный список: укажите этапность проведения нервного импульса по рефлекторной дуге:

  1. эффектор, рецептор, афферентный нейрон, вставочный нейрон, эфферентный нейрон
  2. рецептор, афферентный нейрон, вставочный нейрон, афферентный нейрон, эффектор
  3. рецептор, афферентный нейрон, вставочный нейрон, эфферентный нейрон, эффектор
  4. афферентный нейрон, вставочный нейрон, рецептор, эффектор, эфферентный нейрон

№ 14. Закончите определение. Неспецифическая нервная система связана с работой:

  1. всех нервных путей и нервных центров
  2. ретикулярной формации
  3. только спинного мозга
  4. только головного мозга

№ 15. В задних рогах спинного мозга заложены:

  1. клетки вегетативной системы
  2. клетки двигательной системы
  3. волокна чувствительных клеток
  4. вставочные нейроны

№ 16. Сделайте множественный выбор: серое вещество спинного мозга

состоит из:

  1. скопления тел нейронов
  2. двигательных корешков
  3. проводящих путей
  4. чувствительных корешков

№ 17. Сделайте множественный выбор. Проводниковая функция спинного мозга осуществляется за счет:

1. восходящих путей спинного мозга

2. чувствительных волокон спинного мозга

3. двигательных волокон спинного мозга

4. нисходящих путей спинного мозга

№ 18. Укажите, как поступает афферентная информация в спинной мозг:

1. через передние корешки спинного мозга

2. через задние корешки спинного мозга

3. через боковые корешки спинного мозга

№ 19. На что указывает латерализация функций головного мозга?

  1. на иерархию нервной системы
  2. на функциональную ассиметрию головного мозга
  3. на проводниковую функцию
  4. на динамическую локализацию психических функций

№ 20. Какую функцию выполняет наружный слой коры полушарий большого мозга?

  1. отвечает за память
  2. отвечает за мыслительную деятельность
  3. обеспечивает межполушарные и внутриполушарные связи
  4. обеспечивает двигательные функции

№ 21. Укажите основную функцию гипоталамуса:

  1. проводит восходящие пути кожно-мышечной чувствительности
  2. участвует в регуляции работы сердечно-сосудистого и дыхательного центров
  3. участвует в регуляции рефлексов поддержания позы тела
  4. участвует в регуляции вегетативных рефлексов и желез внутренней секреции

№ 22. Найдите правильное соответствие:

1. В регуляции тонуса мышц и поддержании позы тела принимают участие 1. красные ядра
  2. продолговатый мозг
2. Основную роль в регуляции вегетативных функций играют 3. мозжечок
  4. гипоталямус
  5. подкорковые узлы (полосатое тело и бледное ядро)

№ 23. Первичные зрительные центры находятся:

  1. в передних буграх четверохолмия
  2. в задних буграх четверохолмия
  3. в продолговатом мозге
  4. в подбугорной области

№ 24. Сделайте множественный выбор. Какие из перечисленных симптомов не характеризуют поражения мозжечка:

  1. атония
  2. амнезия
  3. астения
  4. астазия

№ 25. В каком слое коры головного заложены основные двигательные клетки?

  1. в 1-ом
  2. в 3-ем
  3. в 5-ом
  4. в 6-ом

№ 26. Клетки серого вещества коры головного мозга, дающие начало основному двигательному пути называются:

  1. звездчатыми
  2. пирамидными
  3. полиморфными
  4. ромбовидными

№ 27. Благодаря извилинам и бороздам площадь коры головного мозга составляет:

  1. 0,1 м²
  2. 0,2 м²
  3. 0,3 м²
  4. 0,4 м²

№ 28. Особенности строения и функционального значения коры головного мозга позволяют выделить отдельные корковые поля. Первичные корковые поля - это:

  1. зоны перекрытия анализаторов, где проходит высший анализ и синтез, вырабатываются цели и задачи поведения
  2. ядерные зоны анализаторов, осуществляют анализ отдельных раздражений, связаны с органами чувств и движений
  3. периферические зоны анализаторов, связаны с органами только через первичные поля

№ 29. Особенности строения и функционального значения коры головного мозга позволяют выделить отдельные корковые поля. Третичные корковые поля - это:

  1. зоны перекрытия анализаторов, где проходит высший анализ и синтез, вырабатываются цели и задачи поведения
  2. ядерные зоны анализаторов, осуществляют анализ отдельных раздражений, связаны с органами чувств и движений
  3. периферические зоны анализаторов, связаны с органами только через первичные поля

№ 30. Непонимание и неузнавание речи, звуков и зрительной информации развивается при недоразвитии или поражении:

  1. первичных полей
  2. вторичных полей
  3. третичных полей
  4. всей коры головного мозга

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.098 с.)