Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Высшая нервная деятельность и ее нарушения.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 38 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Расстройства гнозиса (агнозии) Гнозис (греч. gnosis - знание) - сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик. Нарушения гнозиса называются агнозиями. Чаще всего расстройства гнозиса затрагивают одну анализаторную систему, но может быть тотальной – когда наблюдается полная дезориентировка больного человека. В соответствии с видами органов чувств человека различают зрительные, слуховые, тактильные (сомато-сенсорные), обонятельные, вкусовые агнозии. Самостоятельную область составляют речевые агнозии. Гнозис — функция, формирующаяся в процессе обучения и поэтому наиболее ранимая в детском возрасте. Комплексное распознавание осуществляется в третичных зонах. Зрительные агнозии возникают при поражении затылочной доли мозга; такое поражение приводит к выраженной «корковой слепоте», при которой зрение, как таковое, остается сохранным, но полностью утрачивается зрительная ориентировка. Вся окружающая обстановка кажется больному чуждой и непонятной, в связи с чем он становится совершенно беспомощным. Например, больной может описать словами, как выглядела его рубашка, но не может ее узнать, вообще не понимает, что это такое. В некоторых случаях больной способен узнавать и отличать отдельные характеристики предметов: величину, форму, характер поверхности. Но не знает предмета в целом. Например, при предъявлении расчески он может сказать, что это продолговатый, плоский предмет «с зубчиками», но что это такое - он не знает. При поражении затылочной доли правого полушария больной не узнает лиц родственников, знакомых, известных писателей и т.д. Слуховые агнозии (или душевная глухота) возникают при поражении височной доли мозга. Во время исследования слухового гнозиса предъявляют различные знакомые звуки: шелест бумаги, звон колокольчика, звяканье монет и т.д. При слуховой агнозии больной слышит звуки, даже может отличить один от другого, но не узнает их источника. При правополушарной слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых мелодий (амузия). Кроме того, плохо различаются мужские и женские голоса, голоса знакомых, речевые интонации. Тактильная, сенситивная (или соматосенсорная) агнозия возникает при поражении теменной доли мозга сзади от задней центральной извилины. Существуют несколько вариантов тактильной агнозии.
Астереогноз - неспособность узнавать предметы на ощупь при сохранном узнавании их при помощи зрения. Расстройство схемы тела - неспособность показать части своего тела (нос, глаза, уши, правую руку и т.д.). Характерно, что при нанесении болевого раздражения на данную область больной легко ее обнаруживает и даже может назвать. Анозогнозия - неузнавание своего дефекта. Обычно наблюдается при поражении правого полушария. Например, больной с параличом правой руки и ноги отрицает наличие у него двигательных расстройств. Важно учесть, что при поражении лобных долей больные нередко пребывают в благодушном или апатичном состоянии и игнорируют свой дефект, хотя осознают его наличие. При слабоумии имеет место недооценка или полное непонимание своего дефекта. Эти состояния следует отличать от агнозии в строгом неврологическом понимании. Обонятельная и вкусовая агнозия заключаются соответственно в неузнавании запахов и вкусовых раздражителей. Эти виды агнозий не имеют существенного практического значения. Расстройства праксиса (апраксии) Праксис (греч. pragma - действие) - сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на организацию целостного двигательного акта. Праксис - это автоматизированное выполнение заученных движений. Для выполнения таких движений «на едином дыхании» необходимы достаточная зрительно-пространственная ориентировка и постоянное поступление информации о ходе выполняемых действий. Расстройства праксиса называются апраксиями. Апраксии - своеобразные нарушения движений, при которых не наблюдается параличей. Различают три основных типа апраксии: моторную (эфферентную), идеаторную, конструктивная (зрительно-пространственную) и кинестетическую (афферентную). При моторной (эфферентной) апраксии больной утрачивает способность совершать привычные, ставшие автоматизированными действия. К таким действиям относятся причесывание, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, еда с помощью ложки, чистка зубов и множество других. У больного с моторной апраксией отсутствуют параличи, сохранены произвольные движения. Но он словно забывает, как надо причесываться, как пользоваться ложкой, как надевать рубашку и т.д. Моторная апраксия наблюдается при поражении нижнетеменных отделов коры мозга. Разновидность моторной апраксии – моторная афазия Брока, речевая апраксия).
Конструктивная (зрительно-пространственная) апраксия заключается в нарушении целенаправленных действий, невозможность сложить целое из частей вследствие дефекта зрительно-пространственной ориентировки. (например, нарисовать лицо человека, изобразить циферблат часов с определенным положением стрелок, сложить из спичек квадрат или треугольник). Конструктивная апраксия наблюдается при поражении теменно-височно-затылочной области. Идеаторная апраксия: больной не может выполнитьдействия по заданию (застегнуть пуговицу), но может это сделать автоматически. Кинестетическая (афферентная) апраксия заключается в неспособности управлять движениями вследствие утраты контроля за положением исполнительных органов. Главный дефект - неумение придать произвольно определенную позу кисти, руке, языку, губам. Кинестетическая апраксия носит название «апраксии позы». Кинестетическая апраксия наблюдается при поражении теменной доли мозга. . Вопросы для самоконтроля: 1. Как реализуется социальная детерминированность сознания? Приведите пример. 2.Дайте характеристику нейрофизиологической основе сознания. 3. Какие структуры ЦНС осуществляют сознание? 4. Охарактеризуйте нейрофизиологические механизмы сознания и подсознания. 5. Почему подсознание энергетически выгоднее для ЦНС? 6. Охарактеризуйте термин «корковая слепота». Какой вид агнозии он включает? 7. Дайте характеристику моторной апраксии и ее характерным признакам. КИМы
Задания тестового характера для контроля качества усвоения знаний по дисциплине «Основы нейрофизиологии и ВНД» Вариант№1. № 1. Центральный и периферический отделы нервной системы человека развиваются из: 1. эктодермы 2. мезодермы 3. эндодермы 4. интерстиция № 2. Сделайте множественный выбор. Какие виды регуляции функций нашего организма вы знаете?
№2. Миелинизация спинальных нервов завершается: 1. в эмбриогенезе 2. к 2-3 годам жизни 3. к 1 году постнатальной жизни 4. после 1-го месяца жизни № 3. Сделайте множественный выбор. Какие функции выполняет нервная система? 1. организует приспособление (адаптацию) организма к окружающей среде 2. регулирует гомеостаз 3. участвует в накоплении, хранении и воспроизведении памяти 4. регулирует детородную функцию (рождаемость) 5.участвует в передаче наследственной информации №4. По характеру выполняемой функции нервные клетки различают: 1. афферентные, эфферентные и вставочные; 2. эфферентные и афферентные; 3. эфферентные и вставочные; 4. афферентные и вставочные. № 5. Сделайте множественный выбор. Клеточная мембрана нейрона имеет: 1. отрицательный заряд вне клетки 2. положительный заряд внутри клетки 3. отрицательный заряд внутри клетки 4. положительный заряд вне клетки 5. не имеет заряда № 6. Возбудимость – это: 1. способность ткани и клетки проводить возбуждение 2. свойство нейрона генерировать потенциал действия на раздражение
3. общее свойство живой материи активно изменять характер своей жизнедеятельности при действии раздражителя 4. способность клетки воспринимать раздражение № 7. Структура, обеспечивающая передачу возбуждающих или тормозных влияний между двумя возбудимыми клетками называется: 1. нейрон 2. синапс 3. нервный центр 4. рефлекторная дуга № 8. Укажите правильное соответствие:
№ 9. Закончите определение. Доминанта – это:
4. совокупность условных и безусловных рефлексов № 10. Упорядоченный список: укажите этапность проведения нервного импульса по нейрону:
№ 11.От чего зависит скорость проведения нервного импульса по нервному волокну?
№ 12. Укажите правильное соответствие:
№13. Закончите определение. Специфическая нервная система связана с работой:
№ 14.В передних рогах спинного мозга заложены:
№ 15. Сделайте одиночный выбор: белое вещество спинного мозга состоит из:
№ 16. Укажите, сколько утолщений имеет спинной мозг:
№ 17. Укажите, где локализуются афферентные нейроны:
№ 18. Укажите, как поступает эфферентная информация в спинной мозг:
№ 19. Принцип регуляции одной и той функции сначала низшими центрами, затем более высокими называется:
№ 20. В каких процессах участвует лимбическая система? 1. памяти и обучения 2. сна и сновидения 3. эмоций 4. движения № 21. Упорядоченный список: укажите этапность проведения нервного импульса по рефлекторной дуге:
5 эфферентный нейрон № 22. Сделайте множественный выбор. Какие их перечисленных структур образуют ствол мозга:
№ 23. Сделайте множественный выбор. Какие из функций выполняет продолговатый мозг?
№ 24. Первичные слуховые центры находятся:
№ 25. Пирамидные клетки Беца дают начало:
№ 26. Серое вещество коры головного мозга содержит:
№ 27. Найдите правильное соответствие:
№ 28. Особенности строения и функционального значения коры головного мозга позволяют выделить отдельные корковые поля. Вторичные корковые поля - это:
№ 29. Корковая глухота и слепота развивается при недоразвитии или поражении:
№ 30. Неспособность овладеть речью и простейшими двигательными навыками развивается при недоразвитии или поражении:
№ 31. Все процессы, происходящие в спинном мозге координируются корой головного мозга через:
Вариант№2. № 1.Где раньше всего происходит морфологическое и функциональное созревание (из перечисленных отделов):
1. в продолговатом и спинном мозге 2. в ганглиях ствола головного мозга 3. в мозжечке 4. в коре больших полушарий № 2. Сделайте множественный выбор. Какие отделы нервной системы относятся к вегетативной нервной системе?
№ 3. Сделайте множественный выбор. Перечислите функции гематоэнцефалического барьера:
№ 4. Миелинизация черепных нервов завершается: 1. в эмбриогенезе 2. к 2-3 годам жизни 3. к 1 году - 1 г 3 мес. постнатальной жизни 4. к 5 годам жизни № 5. Структурно-функциональной единицей нервной ткани является: 1. синапс 2. нейрон 3. нервный центр 4. сегмент спинного мозга № 6. Сделайте множественный выбор. Перечислите функции клеточной мембраны нейрона: 1. барьерная (защитная) 2. транспортная 3. передача сигналов от одной клетки к другой 4. инактивация медиатора 5. способность принимать раздражения № 7. Сделайте множественный выбор. Структурную основу клеточной мембраны составляют: 1. фосфолипиды 2. углеводы 3. белки 4.соединительная ткань № 8. Укажите правильное соответствие:
№ 9. К основным свойствам нервной клетки относят: 1. возбудимость и проводимость 2. возбудимость и торможение 3. проводимость и торможение 4. раздражимость, возбудимость, проводимость № 10. По способу передачи сигнала синапсы делятся на: 1. химические, электрические и смешанные; 2. химические, электрические и метаболические; 3. электрические и метаболические; 4. химические и метаболические. № 11. Продолжите определение. Гомеостаз – это:
№ 12. Автором учения о доминанте является:
№ 13. Упорядоченный список: укажите этапность проведения нервного импульса по рефлекторной дуге:
№ 14. Закончите определение. Неспецифическая нервная система связана с работой:
№ 15. В задних рогах спинного мозга заложены:
№ 16. Сделайте множественный выбор: серое вещество спинного мозга состоит из:
№ 17. Сделайте множественный выбор. Проводниковая функция спинного мозга осуществляется за счет: 1. восходящих путей спинного мозга 2. чувствительных волокон спинного мозга 3. двигательных волокон спинного мозга 4. нисходящих путей спинного мозга № 18. Укажите, как поступает афферентная информация в спинной мозг: 1. через передние корешки спинного мозга 2. через задние корешки спинного мозга 3. через боковые корешки спинного мозга № 19. На что указывает латерализация функций головного мозга?
№ 20. Какую функцию выполняет наружный слой коры полушарий большого мозга?
№ 21. Укажите основную функцию гипоталамуса:
№ 22. Найдите правильное соответствие:
№ 23. Первичные зрительные центры находятся:
№ 24. Сделайте множественный выбор. Какие из перечисленных симптомов не характеризуют поражения мозжечка:
№ 25. В каком слое коры головного заложены основные двигательные клетки?
№ 26. Клетки серого вещества коры головного мозга, дающие начало основному двигательному пути называются:
№ 27. Благодаря извилинам и бороздам площадь коры головного мозга составляет:
№ 28. Особенности строения и функционального значения коры головного мозга позволяют выделить отдельные корковые поля. Первичные корковые поля - это:
№ 29. Особенности строения и функционального значения коры головного мозга позволяют выделить отдельные корковые поля. Третичные корковые поля - это:
№ 30. Непонимание и неузнавание речи, звуков и зрительной информации развивается при недоразвитии или поражении:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.244 (0.013 с.) |