Организация текущего и промежуточного контроля знаний: контрольные работы и тестирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация текущего и промежуточного контроля знаний: контрольные работы и тестирование



Тестирование

Тематика Сроки проведения
Строение и функционирование ЦНС 10-я неделя
Высшая нервная  и психическая деятельность 18-я неделя

Паспорт учебной дисциплины

 

1. Название учебной дисциплины: «Физиология ВНД и сенсорных систем»

2. Кафедра: логопедии и медицинских основ дефектологии

3. Ведущие преподаватели: Власова В. П., Кудашкина Е. А. 

4. Факультет: психологии и дефектологии

5. Направление: 030300.62 «Психология»

6. Семестр: 3.

7. Курс, группа: ДДБ-110.

8. Объем курса: 126 (54 аудиторных, 72 СРС)

9. Вид семестровой аттестации: экзамен

10. Техническое средство реализации учета результатов балльно -рейтинговой системы оценки студентов – электронные таблицы книги в редакторе Microsoft Excel/

11. Объем и структура оценки: в соответствии с требованиями Положения о балльно-рейтинговой системе контроля знаний студентов в каждом семестре 2011-12 учебного года по дисциплине «Физиология ВНД и сенсорных систем» максимальная сумма (100 баллов), набираемая студентом I или II курсов факультета психологии и дефектологии, включает две составляющие:

I ‑ оценка преподавателем в течение семестра учебной деятельности студента по изучению дисциплины, завершающейся экзаменом (в сумме не более, чем 85 баллов),

II ‑ оценка знаний студента на экзамене (в сумме не более, чем 15 баллов), в том числе:

 

Показатели оценки

Дисциплина завершается экзаменом

Шкала оценки Относительный объем
Текущие оценки 5 25
Посещение учебных занятий 3 10
Тестирование, контрольные работы 100 25
Самостоятельная работа 5 25
Итоговый контроль 5 15

 

 Шкала оценки различных видов текущего контроля

 

№ п/п Виды учебной работы Относительный объем Сроки выполнения Шкала оценки (в электронной таблице количественный балл автоматически переводится в относительный балл)
1. Текущие оценки 25 баллов За весь семестр 5 баллов, в том числе: «5 баллов» - правильное и полное выполнение задания; «4 балла» - в основном правильное выполнение задания, допущены незначительные неточности; «3 балла» - более половины задания выполнено правильно, при выполнении остальной части задания допущены ошибки; «2 балла» - менее половины задания выполнено правильно, при выполнении остальной части задания допущены ошибки; «1 балл» - задание в основном выполнено с ошибками или не выполнено
2. Посещение учебных (лекционных, семинарских, лабораторно-практических) занятий 10 баллов За весь семестр 3 балла, в том числе: присутствие -3, опоздание – 2, отсутствие по уважительной причине – 1, отсутствие без уважительной причины – 0
3. Тестирование 25 баллов Промежуточный контроль в соответствии с графиком контролирующих мероприятий 100 баллов, в том числе: от 80 до 100 баллов - выполнено верно большинство заданий (равноценно отметке «5» при пятибалльной шкале); от 60 до 80 баллов - выполнено верно более половины заданий (равноценно отметке «4» при пятибалльной шкале); от 40 до 60 баллов - выполнено верно примерно половина заданий (равноценно отметке «3» при пятибалльной шкале); от 20 до 40 баллов – для положительной отметки выполнено верно недостаточное количество заданий (равноценно отметке «2» при пятибалльной шкале); от 0 до 20 баллов – все задания или наибольшее их количество выполнено не верно (равноценно отметке «1» при пятибалльной шкале)
4. Самостоятельная работа 25 баллов     За весь семестр 5 баллов, в том числе: «5 баллов» - правильное и полное выполнение задания; «4 балла» - в основном правильное выполнение задания, допущены незначительные неточности; «3 балла» - более половины задания выполнено правильно, при выполнении остальной части задания допущены ошибки; «2 балла» - менее половины задания выполнено правильно, при выполнении остальной части задания допущены ошибки; «1 балл» - задание в основном выполнено с ошибками или не выполнено
5. Сдача экзамена 15 баллов В конце семестра Если набранное количество баллов по итогам оценки преподавателем в течение семестра учебной деятельности студента по изучению дисциплины составляет 40 баллов или ниже, студент не допускается к экзамену до устранения задолженностей по конкретным видам учебной деятельности

Итого

100 баллов За весь семестр  

 

 

 

Организация текущего и промежуточного контроля знаний:

Задания тестового характера для контроля качества усвоения знаний по дисциплине «Физиология ВНД и сенсорных систем»

Вариант№1.

№1. Центральный и периферический отделы нервной системы человека развиваются из:

1. эктодермы

2. мезодермы

3. эндодермы

4. интерстиция

№2. Сделайте множественный выбор. Какие виды регуляции функций нашего организма вы знаете?

  1. белковый
  2. нервный
  3. гуморальный
  4. тканевой
  5. жировой

№2. Миелинизация спинальных нервов завершается:

1. в эмбриогенезе

2. к 2-3 годам жизни

3. к 1 году постнатальной жизни

4. после 1-го месяца жизни

№3. Сделайте множественный выбор. Какие функции выполняет нервная система?

1. организует приспособление (адаптацию) организма к окружающей среде

2. регулирует гомеостаз

3. участвует в накоплении, хранении и воспроизведении памяти

4. регулирует детородную функцию (рождаемость)

5.участвует в передаче наследственной информации

№4. По характеру выполняемой функции нервные клетки различают:

1. афферентные, эфферентные и вставочные;

2. эфферентные и афферентные;

3. эфферентные и вставочные;

4. афферентные и вставочные.

№5. Сделайте множественный выбор. Клеточная мембрана нейрона имеет:

1. отрицательный заряд вне клетки

2. положительный заряд внутри клетки

3. отрицательный заряд внутри клетки

4. положительный заряд вне клетки

5. не имеет заряда

№6. Возбудимость – это:

1. способность ткани и клетки проводить возбуждение

2. свойство нейрона генерировать потенциал действия на раздражение

3. общее свойство живой материи активно изменять характер своей жизнедеятельности при действии раздражителя

4. способность клетки воспринимать раздражение

№7. Структура, обеспечивающая передачу возбуждающих или тормозных влияний между двумя возбудимыми клетками называется:

1. нейрон

2. синапс

3. нервный центр

4. рефлекторная дуга

№8. Укажите правильное соответствие:

1. К механизмам активного (первичного) транспорта веществ через клетку относят 1. Фагоцитоз
  2. Пиноцитоз
  3. Эндоцитоз
2. К механизмам пассивного (вторичного) транспорта веществ через клетку относят 4. Работа ионных помп (насосов)
  5. Диффузия
  6. Осмос

№9. Закончите определение. Доминанта – это:

  1. врожденная наследственно передающаяся реакция
  2. очаг возбуждения в головном мозге, определяющий текущую деятельность организма
  3. восприятие раздражений внешней и внутренней среды

4. совокупность условных и безусловных рефлексов

№10. Упорядоченный список: укажите этапность проведения нервного импульса по нейрону:

  1. аксон, тело клетки, дендрит
  2. дендрит, аксон, тело клетки
  3. тело клетки, аксон, дендрит
  4. дендрит, тело клетки, аксон

№11.От чего зависит скорость проведения нервного импульса по нервному волокну?

  1. от длины аксона
  2. от диаметра аксона
  3. от степени миелинизации аксона
  4. от количества аксонов в нервном стволе

№12. Укажите правильное соответствие:

1. Дендрит: 1. центральный отросток нейрона
  2. периферический отросток нейрона
2. Аксон: 3. их множество
  4. всегда один
   

№13. Закончите определение. Специфическая нервная система связана с работой:

  1. всех нервных путей и нервных центров
  2. ретикулярной формации
  3. только спинного мозга
  4. только головного мозга

№14.В передних рогах спинного мозга заложены:

  1. клетки вегетативной системы
  2. клетки двигательной системы
  3. волокна чувствительных клеток
  4. вставочные нейроны

№15. Сделайте одиночный выбор: белое вещество спинного мозга

состоит из:

  1. скопления тел нейронов
  2. двигательных корешков
  3. проводящих путей
  4. чувствительных корешков

№16. Укажите, сколько утолщений имеет спинной мозг:

  1. одно (шейное)
  2. два (шейное, грудное)
  3. два (шейное, поясничное)
  4. три (шейное, грудное, поясничное)

№17. Укажите, где локализуются афферентные нейроны:

  1. в передних рогах спинного мозга
  2. в задних рогах спинного мозга
  3. в спинальных ганглиях
  4. в боковых рогах спинного мозга

№18. Укажите, как поступает эфферентная информация в спинной мозг:

  1. через передние корешки спинного мозга
  2. через задние корешки спинного мозга
  3. через боковые корешки спинного мозга

№19. Принцип регуляции одной и той функции сначала низшими центрами, затем более высокими называется:

  1.  динамической локализацией психических функций
  2. латерализацией функций головного мозга
  3. иерархичностью нервной системы
  4. проводниковой функцией спинного мозга

№20. В каких процессах участвует лимбическая система?

1. памяти и обучения

2. сна и сновидения

3. эмоций

4. движения

 

Вариант№2.

№1.Где раньше всего происходит морфологическое и функциональное созревание (из перечисленных отделов):

1. в продолговатом и спинном мозге

2. в ганглиях ствола головного мозга

3. в мозжечке

4. в коре больших полушарий

№2. Сделайте множественный выбор. Какие отделы нервной системы относятся к вегетативной нервной системе?

  1. головной мозг
  2. симпатический
  3. спинной мозг
  4. парасимпатический
  5. черепно-мозговые нервы

 

№3. Сделайте множественный выбор. Перечислите функции гематоэнцефалического барьера:

  1. барьерная
  2. защитная
  3. двигательная
  4. чувствительная
  5. трофическая (питательная)

№4. Миелинизация черепных нервов завершается:

1. в эмбриогенезе

2. к 2-3 годам жизни

3. к 1 году - 1 г 3 мес. постнатальной жизни

4. к 5 годам жизни

№5. Структурно-функциональной единицей нервной ткани является:

1. синапс

2. нейрон

3. нервный центр

4. сегмент спинного мозга

№6. Сделайте множественный выбор. Перечислите функции клеточной мембраны нейрона:

1. барьерная (защитная)

2. транспортная

3. передача сигналов от одной клетки к другой

4. инактивация медиатора

5. способность принимать раздражения

№7. Сделайте множественный выбор. Структурную основу клеточной мембраны составляют:

1. фосфолипиды

2. углеводы

3. белки

4.соединительная ткань

№8.  Укажите правильное соответствие:

1. В результате работы какого механизма транспорта веществ через клеточную мембрану поддерживается постоянная разность различных ионов внутри и вне клетки? 1. Фагоцитоз
  2. Пиноцитоз
  3. Эндоцитоз
2. В результате какого механизма происходит усвоение жидких питательных веществ мембраной клетки? 4. Работа ионных помп (насосов)
  5. Диффузия
  6. Осмос

 

 

№9. К основным свойствам нервной клетки относят:

1. возбудимость и проводимость

2. возбудимость и торможение

3. проводимость и торможение

4. раздражимость, возбудимость, проводимость

№10. По способу передачи сигнала синапсы делятся на:

1. химические, электрические и смешанные;

2. химические, электрические и метаболические;

3. электрические и метаболические;

4. химические и метаболические.

№11. Продолжите определение. Гомеостаз – это:

  1. поддержание постоянства атмосферного давления
  2. поддержание постоянства внешней среды
  3. поддержание постоянства внутренней среды
  4. поддержание постоянства тонуса мышц

№12. Автором учения о доминанте является:

  1. П.К.Анохин
  2. А.А.Ухтомский
  3. И.М.Сеченов
  4. И.П.Павлов

№13. Упорядоченный список: укажите этапность проведения нервного импульса по рефлекторной дуге:

  1. эффектор, рецептор, афферентный нейрон, вставочный нейрон, эфферентный нейрон
  2. рецептор, афферентный нейрон, вставочный нейрон, афферентный нейрон, эффектор
  3. рецептор, афферентный нейрон, вставочный нейрон, эфферентный нейрон, эффектор
  4. афферентный нейрон, вставочный нейрон, рецептор, эффектор, эфферентный нейрон

№14. Закончите определение. Неспецифическая нервная система связана с работой:

  1. всех нервных путей и нервных центров
  2. ретикулярной формации
  3. только спинного мозга
  4. только головного мозга

№15. В задних рогах спинного мозга заложены:

  1. клетки вегетативной системы
  2. клетки двигательной системы
  3. волокна чувствительных клеток
  4. вставочные нейроны

№16. Сделайте множественный выбор: серое вещество спинного мозга

состоит из:

  1. скопления тел нейронов
  2. восходящих проводящих путей
  3. нисходящих проводящих путей
  4. чувствительных корешков

№17. Сделайте множественный выбор. Проводниковая функция спинного мозга осуществляется за счет:

1. восходящих путей спинного мозга

2. чувствительных волокон спинного мозга

3. двигательных волокон спинного мозга

4. нисходящих путей спинного мозга

№18. Укажите, как поступает афферентная информация в спинной мозг:

  1. через передние корешки спинного мозга
  2. через задние корешки спинного мозга
  3. через боковые корешки спинного мозга

№19. На что указывает латерализация головного мозга?

  1. на иерархию нервной системы
  2. на функциональную ассиметрию головного мозга
  3. на проводниковую функцию
  4. на динамическую локализацию психических функций

№20. Какую функцию выполняет наружный слой коры полушарий большого мозга?

1. отвечает за память

2. отвечает за мыслительную деятельность

3. обеспечивает межполушарные и внутриполушарные связи

4. отвечает за двигательную функцию

 

6. Методические рекомендации преподавателю.

Наиболее рациональными по данной дисциплине являются следующие формы лекций: лекция-информация, лекция-визуализация, проблемная лекция.

Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации по курсу «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», подлежащей осмыслению и запоминанию.

Лекция - визуализация является результатом использования принципа наглядности. Изменение учебной информации по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых сложных нейрофизиологических явлений. Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Необходимо использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли - бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний по изучаемой дисциплине.

При изучении материала по высшей нервной деятельности возможно проведение проблемной лекции, когда новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов происходит в сотрудничестве и диалоге с преподавателем. На лекционных занятиях изложение информации можно сочетать с построением опорного конспекта студентами, включая, таким образом субъектов обучения в исследовательский процесс.

 

 

Работа с ресурсами Internet

Основная информация по дисциплине расположена на сайтах:

http://www.bibliotekar.ru/100otkr/83.htm - информация о физиологии нервной системы;

http://histopathology.narod.ru/ - экспериментальная нейрофизиология

- http://dic.academic.ru/ - справочная информация по дисциплине;

- http://nervopatologia.ru/ - патология нервной системы

http://meduniver.com/ - анатомия и физиология нервной системы

http://www.medkursor.ru/ - информация об анатомии нервной системы

     http:// window. edu. ru / window - научная информация по дисциплине.

 

   8.Материальное обеспечение дисциплины: компьютерный и мультимедийный класс на факультете.

 

9.Методическое обеспечение дисциплины.

Литература

9.1 Основная:

1 Бадалян, Л. О. Невропатология: учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Л. О. Бадалян. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

2 Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Смирнов – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с.

Дополнительная

1. Батуев, А. С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов / А. С. Батуев – М.: Высшая школа, 1991. – 256 с.

2. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник /
Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.

3. Каминский, Ю. Г. СТРЕСС (вся и др. правда о стрессе…): учеб. для студ. мед. вузов / Ю. Г. Каминский, Е. А. Косенко; под общ. ред. А. Ю. Буданцева [Электронный ресурс]: – Пущино: Электронное издательство «Аналитическая микроскопия», 2004. –
71 с. – № гос. рег. 6072. – Режим доступа: http://window.edu.ru

4. Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие /
Ю. В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

5. Столяренко, А. М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник / А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

6. Филимонов, В. И. Руководство по общей и клинической физиологии. – М.: Медицинское информационное агентство, 2002.– 958 с.

7. Филипьевич, О. А. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учеб. для студ. высш. учеб. завед. / О. А. Филипьевич, С. П. Ступина. – Высшее образование, 2006. – 320 с.

8. Шульговский, В. В. Основы нейрофизиологии: учебное пособие для студентов вузов./ В. В. Шульговский. М.: Аспект Пресс, 2001. - 277 с.

 

Глоссарий

Агнозия - утрата знаний. Неспособность субъекта вспомнить о предшествующем событии. Ретроградная агнозия - забывание событий, предшествующих данному моменту времени.

Акинезия - снижение объема движений. Один из симптомов нарушения двигательной функции, например при болезни Паркинсона.

Аксон - отросток нейрона, по которому возбуждение (потенциал действия) проводится от данного нейрона к другой клетке (другому нейрону, мышечной или железистой клетке).

Активная зона - специализированные места цитоплазматической мембраны пресинаптической терминали, в которых происходит освобождение медиатора, упакованного в пузырьки.

Амигдала см. Миндалина.

Асинергия – нарушение содружественных движений. Один из симптомов нарушения двигательной функции, например, повреждении мозжечка.

Ассоциативные области коры - в коре больших полушарий выделяют три ассоциативные зоны: теменно-височную, префронтальную и лимбическую.

Атаксия - расстройства походки и равновесия при повреждении, например, мозжечка или задних столбов спинного мозга.

Афазия - нарушение речи. Моторная афазия возникает при повреждении зоны Брока, сенсорная афазия - при повреждении зоны Вернике, проводниковая афазия - при повреждении крючковидного пучка, соединяющего зоны Брока и Вернике.

Афферент - нейрон, или путь, который передает сигналы к центральной нервной системе. Например, слуховые афференты, вестибулярные афференты и т.д.

Ацетилхолин - медиатор, выделяющийся в нервно-мышечных синапсах и некоторых центральных синапсах.

Ацетилхолинэстераза - фермент, расщепляющий ацетилхолин на холин и уксусную кислоту.

Базальные ганглии, или Стриатум - ядра больших полушарий мозга. Включают бледный шар, хвостатое ядро и скорлупу. Проводящими путями тесно связаны с черной субстанцией, субталамическим ядром (телом Люиса).

Биогенные амины - группа медиаторов, включающая серотонин, дофамин, адреналин и норадреналин.

Большие полушария - парные структуры головного мозга, особенно хорошо развитые у человека и высших обезьян, связаны между собой мозолистым телом.

Брока зона - область лобной коры, критически задействованная в экспрессивной речи.

Вентральные корешки спинного мозга - образованы аксонами мотонейронов передних рогов серого вещества спинного мозга, а также аксонами нейронов (симпатических) боковых рогов серого вещества спинного мозга грудных сегментов.

Вернике зона - область коры на стыке височной и теменной долей, критически задействованной в сенсорном анализе речи.

Возбуждающий постсинаптический потенциал (ВПСП) - возникает как сдвиг мембранного потенциала нейрона в сторону деполяризации при одновременном возбуждении большого числа синапсов. При достижении ВПСП пороговой величины в нейроне появляется потенциал действия. Ионный механизм состоит в суммации многочисленных ионных токов, возникающих при срабатывании одиночных синапсов.

Возбуждение нейрона - возникновение потенциала действия.

Волокно мышечное - возникает в процессе развития при слиянии нескольких сотен клеток, поэтому по сути является синцитием. В организме в составе целой мышцы функционирует как одна клетка.

Ганглий - скопление нейронов и глиальных клеток по ходу периферических нервов. Например, межпозвоночные ганглии (узлы) являются скоплением псевдоуниполярных нейронов: один отросток аксона идет на периферию и образует периферические нервы, а другой - в составе заднего корешка входит в серое вещество спинного мозга.

Гематоэнцефалический барьер - состоит из стенок сосудов, выстилок мозговых желудочков и клеток глии. Защищает головной мозг от проникновения инфекций.

Гиперполяризация - увеличение поляризации мембраны нейрона. В покое мембрана клетки поляризована в среднем до -70 мВ (отрицательность в цитоплазме).

Гипоталамус - нижняя часть промежуточного мозга, составляет стенки III желудочка мозга. Входит в состав лимбической системы мозга. Является главной структурой мозга, обеспечивающей биологические мотивации (потребление пищи, половое поведение, поддержание водно-солевого баланса организма и многое другое).

Гиппокамп - структура старой коры на медиальной стороне височных долей. Повреждение гиппокампа приводит к синдрому Корсакова. Он тесно связан с гипоталамусом волокнами свода (fornix).

Гипофиз - нижняя мозговая железа, один из основных эндокринных органов мозга. Имеет в своем составе три доли: переднюю, или аденогипофиз, заднюю, или нейрогипофиз, и промежуточную. Гипофиз связан с гипоталамусом гипоталамо-гипофизарным трактом.

Глия - клетки, входящие в состав нервной ткани. Обычно выделяют астроциты (преимущественно находятся в сером веществе мозга), олигоциты (преимущественно находятся в белом веществе мозга) и микроглию, участвующую в образовании мозговых оболочек.

Гормон - биологически активное вещество, выделяющееся из желез внутренней секреции.

Дендрит - от греч. «дерево». Разветвленный отросток нейрона, на котором оканчиваются синапсами многочисленные аксоны других нейронов.

Деполяризация - уменьшение поляризации мембраны нейрона. В покое мембрана клетки поляризована в среднем до - 70 мВ (отрицательность в цитоплазме).

Децеребрационная ригидность - активация мышц-разгибателей (антигравитационной мускулатуры) при удалении больших полушарий мозга (хирургический разрез на межколликулярном уровне) или мозжечка. Различают два вида ригидности: альфа-ригидность, возникающую при возбуждении мотонейронов передних рогов спинного мозга, и гамма-ригидность, появляющуюся при активации гамма-мотонейронов передних рогов спинного мозга.

Дисметрия - нарушение размерности движения. Например, при повреждении мозжечка человек с закрытыми глазами не может указательным пальцем точно дотронуться до кончика собственного носа.

Дорсальные корешки спинного мозга - составлены центральными отростками псевдоуниполярных нейронов межпозвоночных ганглиев. Занимают задний (дорсальный) канатик спинного мозга.

     Канал ионный- белковая молекула, занимающая место в мембране; при определенных условиях способен пропускать определенный тип ионов. Различают натриевый, калиевый, кальциевый, хлорный и некоторые другие каналы.

Комиссура - группа аксонов, соединяющих отдельные структуры мозга. Например, самая большая комиссура-мозолистое тело, которое соединяет большие полушария.

Кора больших полушарий, или Плащ (palium) - покрывает большие полушария преимущественно (95%) новой корой (имеет в своем составе 6 слоев), но также старой (трехслойная кора) - около 2,5% и древней корой (слои нейронов выражены неясно).

Лимбическая система - группа структур мозга, связанных между собой тесными связями. Участвует в обеспечении мотивационно-эмоциональной деятельности организма. Одной из главных структур лимбической системы является гипоталамус, которым большинство структур объединены в целостную систему, регулирующую мотивационно -эмоциональные реакции человека и животных на внешние стимулы.

Миндалина - группа ядер, локализованных в глубине переднего полюса височной доли мозга. Имеет тесные связи с гипоталамусом, гиппокампом, таламусом, с обонятельной системой. Является частью лимбической системы мозга. Координирует эндокринные ответы и реакции автономной нервной вегетативной системы, связанные с эмоциями.

Модальность - близкая группа ощущений. Например, зрительная модальность объединяет ощущение света, темноты, цвета и другие характеристики зрительного стимула. Термин «модальность» часто употребляют для обозначения стимула; например, слуховая модальность - стимулы, адресованные слуховому анализатору.

Мозг спинной - самая каудальная (задняя) часть центральной нервной системы. Имеет сегментарное строение. Обеспечивает двустороннюю связь туловища и ЦНС; способен к автономной деятельности по рефлекторному принципу, например способен осуществлять многие двигательные (коленный, сухожильный и ряд других) и вегетативные (просвет периферических кровеносных сосудов, потоотделение и ряд других) рефлексы.

Мозговой ствол - включает продолговатый мозг, мост и средний мозг. Содержит в своем составе ядра черепных нервов, ретикулярную формацию.

Мозжечок - (лат. Cerebellar - малый мозг) - находится над мостом; состоит из двух полушарий и червя между ними, в глубине полушарий находится четыре пары ядер (ядра шатра, округлое, пробковидное и зубчатое). Мозжечок участвует в управлении движениями.

Мозолистое тело - многочисленные нервные волокна, соединяющие между собой симметричные точки коры больших полушарий.

Мышечное веретено – является собственным (проприорецептором) рецептором мышцы. Состоит из группы очень тонких мышечных волокон (интрафузальных волокон), собранных в структуру, напоминающую веретено. Мышечное веретено получает два типа волокон: сенсорные волокна, по которым информация о состоянии веретена передается в спинной мозг, и моторные волокна (аксоны гамма-мотонейронов), возбуждение по которым управляет длиной мышечного веретена.

Насосный канал - белковая молекула, обеспечивающая специальным механизмом перекачку ионов между цитоплазмой и межклеточной средой.

Нейрон - главная клетка нервной ткани. Состоит из тела (сомы) и двух отростков: многочисленных дендритов и одного аксона. Способен возбуждаться и по аксону проводить возбуждение к другим клеткам организма.

Нервное волокно - аксон нейрона, который находится в составе периферического нерва.

Перехват Ранвье - регулярные (для периферических волокон в среднем через 1,5 мм) места аксона, не покрытые миелином. Это связано с тем, что миелиновый чехол образуется обворачиванием вокруг аксона отдельных глиальных клеток. На стыке между отдельными клетками и образуется перехват Ранвье.

Порог абсолютный - наименьшая сила стимула, вызывающая реакцию. Порог дифференциальный (разностный) - минимальное приращение стимула, изменяющее реакцию.

Потенциал действия - электрический потенциал амплитудой примерно 120 мВ, который возникает в нейроне и распространяется по аксону по принципу «все или ничего». Потенциал действия и возбуждение часто используют как синонимы.

Пропазогнозия - неспособность распознавания лиц.

Ретикулярная формация - (от лат. reticulo - сетчатый) - скопление диффузно расположенных нейронов в сердцевине мозгового ствола и медиальных частях таламуса.

Рецептор сухожильный - (Гольджи) - находится в сухожилии, которым мышца прикрепляется к кости. При сокращении мышцы сухожильный рецептор возбуждается пропорционально возникшей силе, т. е. является измерителем силы.

Рефлекс - реакция организма на воздействие. Характеризуется порогом (наименьшей силой стимула, которая способна вызвать данный рефлекс), рецептивным полем (полем тех рецепторов, стимуляция которых пороговым стимулом вызывает рефлекс) и латентным периодом (временем от стимула до начала рефлекса).

Саккада - (от франц. «хлопок паруса») - быстрое скачкообразное движение глазного яблока.

Синапс - контакт аксона с мембраной другой клетки (нейрона, мышечной, железистой и др.).

Сухожильный рецептор - (Гольджи) - находится в сухожилии, которым мышца прикрепляется к кости. При сокращении мышцы сухожильный рецептор возбуждается пропорционально возникшей силе, т. е. является измерителем силы.

Таламус - дорсальная (верхняя) часть промежуточного мозга. Содержит ядра (скопления нейронов), в которых возбуждение переключается на кору. Образно говоря, таламус является коллектором (собирателем и распределителем) импульсации, поступающей к коре больших полушарий.

Томография - неинвазивный (без проникновения) метод исследования структур головного мозга. Наиболее распространены рентгеновский, позитрон-эмиссионный и магнитно-резонансный методы томографии.

Центральная нервная система - (ЦНС) - включает в свой состав спинной и головной мозг. Противопоставляется нервной периферической системе.

Центральный нейрон - нейрон ЦНС.

Эндокринный орган - (железа), или Железа внутренней секреции - выделяет секреты в среду организма; специальные протоки отсутствуют.

 

Примерные темы для подготовки рефератов

 

1. Онтогенез нервной системы.

2. Научная деятельность И.П. Павлова.

3. Методы исследования высшей нервной деятельности.

4. Процессы торможения и их виды.

5. Характеристика различных условных рефлексов.

6. Функциональная мозаика коры.

7. Гематоэнцефалический барьер.

8. Системный принцип регуляции. Функциональные системы по П.К. Анохину.

9. Функции клеточной мембраны нейрона. Механизмы транспорта веществ.

10. Гомеостаз организма.

11. Ассоциативные временные связи и их роль в процессе коркового синтеза.

12. Условные рефлексы на комплексные раздражители.

13. Специфические особенности ВНД человека.

14. Особенности иррадиации и взаимной индукции нервных процессов человека

15. Типы ВНД.

16. Сон и гипноз.

17. Изменения ВНД при умственной работе.

18. Патологические изменения ВНД.

19. Влияние условий питания на ВНД.

20. Изменения ВНД при воздействии фармакологических средств

21. Влияние кровоснабжения мозга на ВНД.

22. Нейрофизиологические механизмы памяти.

23. Первая и вторая сигнальные системы.

24. Физиологические основы мышления.

25. Центральная и периферическая организация речевой деятельности.

Вопросы к экзамену

1. Физиология ВНД как наука.

2. Методы исследования ВНД. Метод условных рефлексов.

3. Общие принципы организации сенсорных систем.

4. Функциональная организация мозга. Три функциональных блока мозга.

5. Общие принципы работы анализаторов. Структура и функция анализатора.

6. Кодирование информации в сенсорных системах.

8. Сущность рецепции. Виды рецепторов. Свойства рецепторов.

9. Рецептивное поле. Топическая организация сенсорных систем.

10. Нейрон и его свойства.

11. Зрительная сенсорная система.

12. Слуховая сенсорная система.

13. Вестибулярная сенсорная система.

14. Вкусовая сенсорная система.

15. Обонятельная сенсорная система.

16. Соматосенсорная система.

17. Кожный анализатор. Рецепторные образования кожи.

18. Двигательный анализатор. Мышечное веретено.

19. Болевая (ноцицептивная)система

20. История изучения рефлекса (учение о рефлексе Декарта и Бехтерева).

21. Учение о доминанте Ухтомского

22. Основные положения рефлекторной теории Сеченова-Павлова.

23. Рефлекторная дуга. Принцип обратной связи и его значение.

24. Безусловные и условные рефлексы. Сходство и различия.

25. Правила образования условных рефлексов. Временная связь.

26. Свойства и признаки условных рефлексов.

27. Механизмы образования условных рефлексов.

28. Классификации условных рефлексов.

29. Внешнее торможение условных рефлексов и его характеристики.

30. Внутреннее торможение условных рефлексов и его характеристики.

31. Формы биологической памяти.

32. Механизмы кратковременной и промежуточной памяти.

33. Механизмы долговременной памяти. Консолидация памяти.

34. Нейромедиаторные системы и память.

35. Формы научения. Роль памяти в механизмах научения.

36. Гуморальные теории темперамента.

37. Конституциональные теории темперамента.

38. Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.

39. Свойства нервной системы. Динамика нервных процессов.

40. Место темперамента в структуре индивидуальности

41. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах.

42. Речь и ее функции. Слово как сигнал сигнала.

43. Развитие речи в онтогенезе.

44. Речевые функции полушарий. Латерализация функций.

45. Мозг и мышление

46. Мозг и сознание

47. Сон

48. Стресс

49. Физиологические механизмы потребностей

50. Биологические мотивации

51. Нейроанатомия и нейрохимия мотиваций

51. Общие свойства мотиваций



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.171.246 (0.226 с.)