Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А.Кислицын. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.Стр 1 из 25Следующая ⇒
ПРАВИТЕЛИ РОССИИ
История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А.Кислицын. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последнее время в исторической литературе появилось огромное количество исследований биографий выдающихся политических деятелей нашей страны. В частности ростовское издательство «Феникс» предложило в рамках серии «След в истории» целый цикл биографий, которые представляют заметное явление в историографии. Изучение таких работ очень полезно, так как, во-первых, читатель удовлетворяет свой интерес к деятелям прошлого, во-вторых, изучает историю Отечества, в-третьих, получает примеры различного политического поведения в обществе, необходимые ему и для выработки политической и исторической позиции, и в личном плане. Исследование личностного фактора в политике и в истории Отечества имеет чрезвычайно давнюю традицию. Сам по себе взгляд на историю как результат действий вождей, правителей, полководцев столь же древен, как сама историография. Естественно, что в древние и средние века такой подход абсолютизировался, чему способствовало влияние христианской религии. Однако уже в XVIII в. усилиями французских просветителей стали развиваться идеи о роли народных масс. Французские историки периода Реставрации О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье доказывали, что история не является изложением биографий монархов. Гегель считал выдающиеся личности доверенными лицами мирового духа, реализующего себя в истории через них, великие люди выражают потребности исторического развития. Эти положения Гегеля развил и переосмыслил К. Маркс, создавший свою теорию роли личности в историческом процессе как прямого или опосредствованного выразителя интересов классов. Учение Маркса зачастую истолковывалось как пренебрежение личностным фактором, хотя на самом деле Маркс не пренебрегал, а сосредоточивал внимание на роли народных масс в истории, важнейшем элементе в структуре политического процесса, определяемого особенностями социально-политической системы. Но все это, конечно, не может означать отсутствия других, хотя и менее значимых, механизмов формирования института лидерства. Исследования Фрейда и Юнга показали, что имеются подсознательные, в том числе сексуальные компоненты. Западные теоретики Г. Лассоуэл, Э. Эриксон, Р. Холмс, М. Шериф, опираясь на данные разработки, сформировали представление о доминирующей психологической составляющей феномена лидерства. В целом, под лидерством традиционно понимается особое положение человека по отношению к большинству, предполагающее прерогативы одной личности на руководство, управление, планирование деятельности большинства.
Феномен лидерства заключается в сложном сочетании объективных и субъективных факторов, которые нельзя абсолютизировать в отдельности друг от друга. Объективные условия определяют русло исторического процесса, его глобальную направленность, и в определенной степени обусловливают общий ход событий, темпы осуществления потребностей эпохи. Специфика и особенности, временное возвратное и зигзагообразное развитие зависит зачастую от таких субъективных вещей, как личное мировоззрение и честолюбие лидера, его темперамент, воинственность, нравственность, сексуальная неудовлетворенность. Движение общества вперед всегда связано с конкретной деятельностью великих личностей, но эта деятельность никогда не бывает чисто случайной. Если бы великая личность не осмыслила реальную потребность общества, она не только бы ее не реализовала, но и не стала великой. С другой стороны, если бы личность не обладала определенными выдающимися личностными характеристиками – волей, талантом, честолюбием, она не справилась бы с объективно стоящими задачами, и их решение, со всеми вытекающими последствиями для общества, легло позже на другие плечи. Психические явления, безусловно, являются случайными по отношению к закономерностям исторического процесса, но их нельзя игнорировать, ибо они тоже являются выражением биологической составляющей человеческой природы, без которой нет ни человека, ни общества. Черты характера политического лидера находятся не только в соответствии с нуждами эпохи, класса или социальной группы, его выдвинувших, но и окружения, семьи и т. д. В силу вышеперечисленных обстоятельств нельзя сводить историю исключительно к сумме личных биографий политических лидеров. Жизнеописания только тогда становятся историей, когда человек показывается как средоточие социально-политических отношений при корректирующем влиянии его личностных психологических особенностей. Именно такой подход мы пытались реализовать в обзоре биографий политических лидеров России.
Рассматривая политические биографии, важно использовать, без абсолютизации наблюдения политологов. Так, например, теория «черт лидеров» обращает внимание на то, что в рамках различных эпох и этапов истории реально существуют определенные наборы лидерских черт, которые, конечно, не срабатывают автоматически, делая человека лидером, но, безусловно, предрасполагают к этому. С другой стороны, выполнение человеком роли лидера способствует развитию таких качеств. Человек, волею судьбы выполняющий функцию правителя, интериоризирует свою роль, привыкает к ней, формирует черты, необходимые для выполнения данной роли. Это властность, уверенность, и в результате то, что было его социальной ролью, становится частью его личности. Лидерство может быть функцией ситуации и следствием определенной оценки лидера группы членами данной общности. Т. Хейман указывал, что элементами такой ситуации могут быть структура интерперсональных отношений в группе, характеристика группы, культура, в рамках которой существует группа, физические условия, представление ее членов о своей группе. Но безусловно, что лидер не всегда бывает инструментом ситуации, он может активно на нее влиять и изменять. Ряд исследователей подчеркивают, что особую роль играют в появлении лидера его последователи, управляемая толпа, которая делает своего героя. Если лидер хочет руководить толпой, он должен отвечать ее ожиданиям. Известный историк Б. Ф. Поршнев писал, что лидер и авторитеты – сами рабы социального коллектива, их выдвинувшего, так как их личная воля и свобода подавляются требованиями системы традиций и обычаев, ожиданиями масс. Классик политологии Макс Вебер выделил три типа лидерства, что имеет для нас методологическое значение. Это: 1) традиционное лидерство доиндустриального общества, основанное на вере в святость традиций; 2) харизматическое лидерство, связанное с верой в исключительность вождя-личности; 3) рациональное–легальное, бюрократическое лидерство, базирующееся на вере в законность порядка. Р. Такер создает иную типологию лидеров: лидер-реформатор, лидер-революционер, лидер-консерватор, лидер-либерал. (Перу Такера принадлежит одно из лучших исследований историко-политологического характера «Сталин. Путь к власти»). По мнению советских политологов Ф. Бурлацкого и А. Галкина существуют также лидеры-бюрократы, технократы, демагоги. Польский социолог Е. Вятр дополняет список типов категориями: 1) по отношению к идеологии выделяется лидер-идеолог или лидер-прагматик; 2) по отношениям со своими сторонниками характеризуются лидер-харизматик и лидер-представитель; 3) по отношению к противникам – лидер-соглашатель и лидер-фанатик; 4) по оценкам действительности различают лидера-догматика и «открытого» лидера. М. Херман в своей типологии лидеров выделяет «знаменосца», т. е. создателя – пророка идеи; «коммивояжера» – обладающего способностью убеждать, «продавать» идеи массам; «марионетку» – служащего интересам приверженцев; и «пожарника», ориентирующегося на решение самых актуальных вопросов. Очень любопытную типологию дает Ж. Блондель, который считает, что сохранением существующего положения озабочены «спасатели» (Черчилль, де Голль), «успокоитель» (Эйзенхауэр). Умеренными изменениями занимаются патерналисты-популисты (Бисмарк, Сталин) и «пересмотрщики» (Рейган, Тэтчер), наконец, широкомасштабные изменения проводят «идеологи» (Мао, Гитлер) и «реформаторы» (Рузвельт).
Эти и другие разнообразные типологии отражают широкий круг задач, решаемых политическими лидерами. Однако социальные функции лидеров в литературе сводятся в основном к шести общим моментам: 1) интеграция общества вокруг мировоззренческих ценностей; 2) поиск оптимальных путей решения общественных задач; 3.) социальная защита трудящихся, что отвечает потребности массового сознания верить в «хорошего царя»; 4) предотвращение отчуждения граждан от политического руководства; 5) мобилизация масс на реализацию политических целей; 6) легитимация власти в исключительных обстоятельствах на основе появления харизматических лидеров. Краткий популярный обзор проблемы политического лидерства в теории показывает, что, несмотря на значительный объем литературы, еще многое предстоит сделать для ее дальнейшего осмысления. Представляется, что нельзя ограничивать изучение проблем исключительно современностью. История России, с одной стороны, дает богатейший материал для исследования лидерства, с другой – теория лидерства позволяет с новых позиций взглянуть на традиционную историю нашей Родины, систематизировать наши представления о роли великих и невеликих вождей, князей, царей, генсеков, президентов и других реальных политических лидеров страны.
РАННИЕ РЮРИКОВИЧИ
Первые известные политические лидеры-правители древних славян – легендарные Кий, Щек и Хорив, имевшие сестру Лыбедь. Они» по преданию, основали город Киев, который стал центром приднепровских территорий. Киев обрел широкую известность во времена правления Аскольда и Дира, бывших, по одним источникам, славянами, по другим – норманнами. Эти властители совершили по меньшей мере 4 набега на Царьград (Константинополь). В Новгороде с 862 е правил знаменитый князь Рюрик. Одни историки считают его Рериком Датским, другие – вождем славянского племени «русь», жившего на правом берегу Немана и имевшего однотипную славянскую культуру, веру и традиции. Пришелец Рюрик и стал, судя по летописи, искренне принятым первым на Руси монархом – единовластным правителем, но он так и не решился совершить поход на южные славянские земли. Это осуществил родственник Рюрика, старший в роду Рюриковичей князь Олег (879–912). Спустя три года он начал знаменитый поход на юг, по пути присоединяя земли и племена. Подойдя к Киеву, он убил местных правителей Аскольда и Дира, овладел Киевом и перенес сюда столицу из Новгорода. Действуя типичными для тех времен методами – силой, коварством и хитростью, Олег создал Киевское варяжское государство, которое Ключевский назвал «зеркалом того союза славянских и соседних финских племен, который можно признать первоначальной формой русского государства». Сам Олег получил прозвище Вещего, т. е. мудрого и хитрого.
Дальнейшая деятельность Олега носила характер военной экспансии на юг, где доминировала Византия. Олегу удалось совершить успешные походы на Царьград (Константинополь), заложив систему сложных мирно-военных отношений с Византией. Таким образом, в 882 г., после завоевания Киева легендарным князем Олегом, объединились два ведущих центра славянской государственности – Новгород и Киев. Возникшая вдоль пути «из варяг в греки» с центром на территории племени полян Киевская Русь постепенно включила в зону своего влияния окружающие славянские общности древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей, образовав тем самым своеобразную федерацию местных полугосударственных образований. Так на Руси начала функционировать раннефеодальная монархия, отличавшаяся относительным единством и централизмом. Киевская Русь в Восточной Европе была аналогом империи Карла Великого в Западной. После смерти Олега престол занял Игорь Рюрикович (912– 945), который за 33 года своего правления сумел укрепить Русь и после военных походов на Царьград заключил выгодные договоры с Византией. Однако он получил известность не благодаря своим политическим действиям, а в силу трагической гибели. Он был разорван пополам древлянами после неудачной попытки вторично собрать дань с этого племени. Его наследницей стала княгиня Ольга (945–957) –хитрая и жестокая правительница. По законам язычества она должна была добровольно уйти из жизни вслед за мужем, но она поменяла религию – крестилась и получила моральное право на жизнь. Более того – она закрепилась на престоле, совершив фактически переворот. Однако в своем правлении Ольга проявила себя с лучшей стороны: стала первым полноценным правителем государства, который не воевал, а управлял. Академик Б. Рыбаков отмечал, что она заложила правовую основу сбора податей, построила сеть становищ и погостов, ставших основой для развития городов и крепостей.
При ней фактически подошел к концу 100-летний период варяжского политического господства. Несколько выбился из политической линии Ольги ее сын – язычник Святослав. По утверждению Татищева, сыну Ольги Святославу в момент смерти отца было более 20 лет (по другим источникам – 10 лет) и не имел в таком случае все возможности править Русской землей. Естественно, что язычник Святослав мог не согласиться; желанием Ольги не только отказаться разделить судьбу мужа, но и стать его правопреемницей. Это, вероятно, обусловило наивность Ольги в вопросах вероисповедания, в частности, поездку в Константинополь, посольство к германскому императору Отгону I. В исторической литературе вопрос о крещении Ольги считается дискуссионным, однако логика событий свидетельствует о том, что Ольга не только приняла христианство, но и пыталась распространить его на Руси. Святослав решительно отказывался от крещения, сохраняя верность язычеству и, видимо, испытывая неприязнь к поступку матери. Католический Запад попытался воспользоваться заминкой в распространении православия на Руси и, используя посольство епископа Адальберта, внедрить католическое вероисповедание. Методы этой акции не устраивали славян, посольство было изгнано из Киева и, вероятно, именно в ходе этих событий Святослав устранил наконец от власти свою мать, став правителем Руси. Однако летописи сообщают, что он по-прежнему относился к ней с большим почтением. ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1015-1054)
Сыновья Владимира Святого начали междоусобную борьбу, верх в которой одержал хромой князь Ярослав, прозванный Мудрым. Согласно пословице – «не было бы счастья да несчастье помогло» – князь был вынужден увлекаться не традиционными воинскими забавами, а книгами, за что в конечном счете и получил свое прозвище, с котором он вошел в историю мировой цивилизации. Личные качества его были соответствующими – он был миролюбив, осторожен, хитер. Самым серьезным противником Ярослава, осевшего в Новгороде, был Святополк Окаянный, который еще при жизни Владимира проявил себя коварным и жестоким. Он успел поучаствовать в заговоре против отца, но был им прощен. Святополк убил братьев князей Борисам Глеба, впоследствии канонизированных церковью в качестве святых, и с помощью тестя – польского короля Болеслава I Храброго он захватил Киев, но затем поднял мятеж против него. Внешнеполитическая ориентация на Польшу, призвание к себе католического епископа, игнорирование древнерусских политических традиций позволяет назвать Святополка первым русским «западником» (Л. Н. Гумилев) Ярослав с новгородским войском разбил Святополка, который бежал и впоследствии сошел с ума в Богемии. Правда, Ярослав не сразу утвердился на престоле и был разбит своим братом – тмутараканским князем Мстиславом Удалым, однако победитель не стал искать единовластия и 10 лет правил Русью вдвоем с Ярославом. После смерти бездетного Мстислава Малого Ярослав стал единовластным властителем Русской земли. Хотя он не любил войны и не обладал талантами полководца, Ярослав разбил печенегов, подчинил литовцев, мазовшан и заставил их платить дань. После похода на Византию его сын Всеволод женился на дочери императора Византии Константина X Мономаха. Большую известность получили дочери Ярослава Мудрого, которые стали женами королей Венгрии, Норвегии, Дании, Франции. Все династические браки свидетельствовали об огромном авторите Руси и ее общей ориентации на Запад при сохранении православия. Киевская Русь этого периода, безусловно, была в основном европейским государством, равным во всех отношениях другим странам континента. К числу достижений Ярослава Мудрого следует отнести строительство городов, укрепление православной церкви, в том числе назначение первого русского митрополита Иллариона; введение писаного закона – судебника «Русская Правда», открытие первой библиотеки и первого народного училища на 300 детей. Можно много перечислять деяний великого князя, но главным было одно – Киевская Русь стала полноценной раннефеодальной монархией, в рамках которой сформировалась единая древнерусская народность. Киевская Русь достигла расцвета в политическом отношении при Ярославе Мудром в 1019–1054 гг., когда централизация древнерусского государства была максимальной. Традиционный древнеславянский федерализм был ликвидирован. Созданный в это время знаменитый свод правовых обычаев – «Суд Ярослава Владимировича» лег в основу знаменитой «Русской Правды», являвшейся вплоть до конца XV в. основным источником права на Руси. Наследники Ярослава Мудрого закономерно рассчитывали продолжить дело отца и деда, в частности они пытались действовать совместно по важнейшим общегосударственным делам и даже составили продолжение кодекса – «Правду Ярославичей». Однако единство было непродолжительным и Ярославичи начали междоусобную борьбу, осложненную конфликтами с половцами. Великокняжеский политический режим стал уступать место удельной раздробленности и множественности политических режимов в рамках трех основных групп княжений: Галицко-Волынской, Новгородско-Псковской и Владимиро-Суздальской. Таким образом, первым политическим режимом в рамках раннефеодальной монархии можно считать правление ранних Рюриковичей – Олега, Игоря, Святослава, в какой-то мере Владимира Святославовича, для которых были характерны: автономия местных княжений, сохранение вечевых военно-демократических традиций, языческая религиозность, военная экспансия. Норманнский политический режим был кратковременный, но сыграл существенную роль в стимуляции государственнических отношений на Руси. Сами князья-норманны ассимилировались в славянской среде. Археологические лингвистические и другие исследования показали наличие в древнерусских землях собственной материальной и духовной культуры при отсутствии норманского влияния. Стало исторической аксиомой считать, что возникновение государственности на Руси вызвано внутренними причинами, однотипными для всей европейской цивилизации. Но если в Западной Европе появление варварских государств шло ускоренными темпами при опоре на традиции поздней античности, то на Руси сложился более медленный темп формирования государственности. Необходимость постоянного отражения набегов кочевых народов, Хазарского каганата, наконец возможность организации собственных набегов и торговых экспедиций в Византию объективно требовали огосударствления власти племенных вождей-князей. Варяжские пришельцы сыграли роль катализатора или фермента, ускорив объективный процесс становления государства. В этот период сформировалось правило наследования великокняжеского престола в Киеве старшим в княжеском роде, что сыграло серьезную роль в политическом развитии раннефеодальной монархии на Руси, сложившейся во время правления Ярослава Мудрого. БОРИС ФЕДОРОВИЧ ГОДУНОВ (1598-1605)
По общему мнению, этот правитель был властителем реформаторского типа, но не сумевшим довести до конца свои замыслы и вошедшим в историю как якобы царь-убийца царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. Когда после смерти Ивана Грозного царем стал слабоумный Федор Иванович (царевич Дмитрий был слишком молод), управление должно было перейти к регентскому совету в составе бояр Мстиславского, Шуйского, Вельского. Однако фактическим правителем удалось стать шурину царя – Борису Годунову. Через свою сестру Ирину – жену царя он получил решающее влияние на власть. Он отличался умом, красноречием, расчетливостью. К недостаткам относились его себялюбие и лживость, недостаточная широта образования. Однако достоинства и недостатки составили именно тот комплекс, который позволил Борису стать некоронованным властителем. Правительство Годунова проводило довольно удачную политику. Ему удалось добиться давно ожидаемого учреждения патриаршества в Москве, что укрепило престиж Русской Православной Церкви. Удачные войны со Швецией позволили вернуть часть ранее потерянных русских территорий. При Годунове удалось отстоять Москву при набеге крымского хана. Однако несмотря на все успехи Годунов не пользовался популярностью ни в народе, ни в боярской элите. От него постоянно ждали каверзы, обиды. Особенно тяжело сказалось на авторитете Бориса трагическая гибель в Угличе царевича Дмитрия в 1591 г. Следственная комиссия сделала вывод, что царевич упал во время припадка на торчащий из земли нож и нечаянно погиб. Однако в общественном мнении утвердилась бездоказательная версия о том, что это было организованное Годуновым убийство, так как он был заинтересован в смерти царевича. Когда в 1598 г. умер Федор Иванович, патриарх Иов, ставший высшим архиереем благодаря Борису, предложил его кандидатуру. Начало царствования было ознаменовано неслыханными послаблениями и амнистиями. Однако и впоследствии Борис постоянно поил и кормил народ. Он предполагал построить университет, развернул строительство в Москве и других городах, задумал ряд реформ. Но не судьба Борису стать великим самодержцем, вторая половина его царствования омрачена была мором, голодом, недородом, массовым разбоем, восстаниями. По мнению народа, это была кара Господня за гибель царевича. А вскоре в возбужденном народе пронеслась весть о появлении чудесно спасшегося сына Грозного – царевича Дмитрия. Борис Годунов был потрясен и впал в неистовство. Патриарх объявил, что сына {розного нет в живых и что под сто именем явился самозванец Гришка Отрепьев. В момент наступления на Москву польско-казацкого войска Лжедмитрия жизнь Бориса Годунова неожиданно и таинственно обрывается, а вскоре его вдова и сын были насильственно лишены жизни. ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ (1606-1608)
Царевич Дмитрий, или авантюрист Гришка Отрепьев, вошел в историю под именем Лжедмитрия I, проявившего себя стремлением к власти, а во власти – определенного рода реформатором-«пересмотрщиком». Если Борис Годунов взошел на престол благодаря, в основном, своим личным качествам и благоприятной для него ситуации, то Лжедмитрий проявил незаурядные качества именно политического лидера в полном смысле этого слова. Согласно традиционной версии, беглый монах-расстрига Гришка Отрепьев объявился в польских землях, где выяснилось его царское происхождение. Польский магнат Вишневецкий проверил рассказ Гришки с помощью свидетелей н поверил ему: «Царевича» обратили в католичество, обручили с Мариной Мнишек и представили королю Сигизмунду Ему удалось получить скрытую помощь короля и прямую польских магнатов и он во главе 4-тысячного отряда двинулся к Москве. Во время похода часть русского населения приветствовала «царевича», другая оказана сопротивление. С победами и поражениями он шел к столице в течение 1605 г. и наконец вошел 20 июня в Москву. К этому времени ему удалось развернуть общественное мнение простого народа в свою сторону Мать царевича Дмитрия Марфа признала в прибывшем претенденте на престол своего сына. Вскоре Дмитрия венчал на царство патриарх Игнатий. Новый царь возвел Филарета Романова в митрополиты, простил Шуйских и Годуновых. Положение крестьян было облегчено, сняты ограничения в перемещениях внутри государства, разрешена свободная торговля. Дмитрий проявил неожиданное умение и способность заниматься правительственными вопросами, чем в значительной мере озадачил не веривших в его царское происхождение. Но когда в Москву прибыла Марина Мнишек с огромной свитой, в Москве началось разгульное веселье, которое расходилось с традициями нации. Особенное раздражение вызвало пренебрежение Мнишек православием. В Москве составился заговор во главе с Василием Шуйским, который увенчался успехом. Дмитрий был убит, над его телом надругались, а позднее труп вырыли из могилы, сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в сторону Запада. Главный заговорщик Василий Шуйский немедленно принял царский венец от Боярской Думы на спешно созванном Земском Соборе. Однако народ несмотря на это называл его полуцарем. В это время разрастается мятежное движение во главе с Иваном Болотниковым, которое с большим трудом разгромил крупный полководец М. В. Скопин-Шуйский Однако на эхом острая проблема легитимности власти не разрешилась. В Стародубе-Северском неожиданно снова объявился чудесно спасшийся второй раз царевич Дмитрий Иванович, известный в истории как Лжедмитрием II. Его признали жена Марина Мнишек, польские магнаты и русские казаки. Со своими польско-казачьими войсками Дмитрий идет на Москву. «Царевич» разбил войска Василия Шуйского, обосновался в подмосковном селе Тушине и оттуда установил власть более чем над двумя десятками северных русских городов. 30-тысячыое войско Яма Сапеги осадило Троице-Сергиев монастырь. Однако успехи «царевича» окончились, когда М. В. Скопин-Шуйский с помощью шведов разбил ряд формирований Дмитрия. Когда польский король Сигизмунд начал поход на Москву Дмитрии бежал в Калугу, где и был убит. История царевича Лжедмитрия I вызывает особый интерес. В первую очередь неясно: откуда взялся царевич, откуда у монаха управленческие таланты, светские манеры, образованность, каковы причины вторичного признания Мариной Мнишек «царевича» и др. Не исключено,, что монах Гришка был действительно уцелевшим царевичем, воспитанным на всякий случай в боярской семье, но постриженным монахом в монастырь, так как пострижение лишало его прав на престол. Узнав о своих правах, он бежал в Польшу. В Москве он был призван матерью и проявил очевидные для всех способности к правлению. Во время мятежа Шуйского он, возможно, уцелел, а вместо него был убит кто-то другой, труп которого и предали огню, чтобы замести следы. Новый Лжедмитрий был тем же самым царевичем Дмитрием, которого, естественно, быстро признала жена. Эта версия также не имеет доку ментальных доказательств, но, на наш взгляд, слишком логична, чтобы о ней просто забыть. Вряд ли польские магнаты, донские казаки и даже простые русские люди эпохи средневековья с такой готовностью кидались в омут невероятных авантюр самозванцев, объявлявших себя с легкостью царевичами.
ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ (1676–1682) Алексея Михайловича сменил его сын Федор Алексеевич. Он был весьма просвещенным человеком, увлекался польской литературой, подготовил создание Славяно-Латинской академии, много сделал для развития государственного аппарата, в частности ликвидировал местничество. Болезненный царь Федор Алексеевич умер 22 лет отроду
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ (1682-1696) СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (1682-1689)
Когда встал вопрос о престолонаследии,.имелось две кандидатуры – слабоумный Иван Алексеевич и малолетний Петр Алексеевич. Земский Собор избрал Петра, но под нажимом царевны Софьи Алексеевны и в результате бунта стрельцов в мае 1682 г. первым царем был провозглашен слабоумный Иван, а регентшей при обоих царях стала Софья Алексеевна. Таким образом, первая женщина из рода Романовых стала фактически царицей. Софья Алексеевна (1657–1704) с помощью дворянского войска подавляет стрельцов, которые привели ее к власти, и в течение 7 лет управляет государством. Эта женщина была, как писали современники, умна, мужественна, проницательна, властолюбива, дерзка, подозрительна. Как женщина скорее некрасива, отличалась тучностью, грубостью черт лица, некоторой неуклюжестью. При всем этом она была способна любить и приблизила к трону своего любовника князя Василия Голицына, выдающегося государственного деятеля и одного из самых образованных людей России, главы Посольского приказа. Ключевский отмечал, что в Голицыне видны черты либерального и несколько мечтательного екатерининского вельможи. Ум, богатство, образование, веротерпимость, европейский лоск делали князя Голицына уникальным явлением в окружении Софьи Алексеевны. Как типичный западник, фаворит Софьи склонял царицу к союзу с европейскими державами. Под руководством Голицына состоялось два похода против турок в Крым, которые закончились неудачно. Однако несмотря на это правление Софьи было полезно для страны. Голицын заключил «вечный мир» с Польшей, активно занимался подготовкой реформ, развивал образование, ремесла, торговлю, но всему этому сопротивлялись консервативные силы, во главе которых встал патриарх Иоаким. В противовес Софье он активно поддерживал подраставшего Петра Алексеевича. В августе 1689 г. Петр сверг Софью и отправил ее в Новодевичий монастырь. Голицын был лишен имущества, сослан на север и не смог применить свои незаурядные политические таланты в эпоху, для которой он был рожден.
ЕКАТЕРИНА I (1725–1727) Екатерина I стала императрицей благодаря позиции гвардии, заявившей, что в ином случае начнет уничтожение бояр. Это был латентный переворот, открывший эру дворцовых переворотов в России. Фактическим правителем империи при безграмотной, постоянно подвыпившей, любвеобильной императрице стал Меншиков, сформировавший Верховный Тайный Совет. Меншиков пытался организовать завещание императрицы в пользу Петра Алексеевича – сына царевича Алексея. После этого Екатерина немедленно умирает, вероятно, отравленная светлейшим князем.
ПЕТР II (1727-1730) После ожесточенных дебатов в правящей элите императором становится двенадцатилетний Петр II, который возвел Меншикова в чин генералиссимуса и по его настоянию обручился с его дочерью Марией. Возвышение Меншикова вызвало раздражение гвардии, и всесильный временщик вместе с семьей был сослан в Сибирь, Петра II обручили с дочерью очередного временщика, князя Долгорукого, но до свадьбы дело не дошло – император умер от оспы.
АННА ИОАННОВНА (1730-1740) ИВАН VI АНТОНОВИЧ (1740-1741) Верховный Тайный Совет предложил престол Анне Иоанновне, дочери брата соправителя Петра I, которая проживала в Курляндии. Ей были предъявлены определенные требования – «Кондиции», заключавшиеся в том, чтобы власть оставалась у «верховников». Однако принявшая «Кондиции» Анна Иоанновна после коронации разорвала свои обязательства и отправила «верховников» в Сибирь или на эшафот. Всю государственную власть императрица отдала в руки немецкой группы во главе с ее фаворитом Бироном. В нее входили Миних, Остерман, Шемберг, Шумахер, братья Левенвольде. При дворе господствовало лютеранство, хотя церковными делами заправлял петровский соратник Феофан Прокопович. В этот период все русское третировалось, была создана норманнская теория происхождения государства в России. В 1740 г. Анна Иоанновна скончалась, оставив престол Ивану VI Антоновичу при регенте Бироне. Этот царедворец в своем высокомерии перешел всякие границы и был арестован фельдмаршалом Минихом. Правительницей России стала Анна Леопольдовна – племянница Анны Иоанновны. При ее правлении ничего не изменилось ни в политике страны, ни в немецком окружении императрицы. Пронемецкое засилье стало раздражать гвардию, кроме того, Франция также была заинтересована в сокращении влияния немцев в России и через своего посла Лестока содействовала новому перевороту в пользу дочери Петра I Елизаветы Петровны.
СОВЕТСКИЕ ПРАВИТЕЛИ XX ВЕКА
Октябрьский переворот в Петрограде положил начало великой социальной революции, которая фактически растянулась по меньшей мере на несколько лет. Государственный кризис принял цивилизационный характер. Низвержение Николая II означало не просто смену заурядного неудачливого монарха, страдающего алкоголизмом, а ликвидацию всей системы абсолютизма, которая была на протяжении всей тысячелетней истории Руси-России стержневой цивилизационной основой нации. Существовала достаточно реальная опасность установления всеобщей анархии и бунта всех против всех. В этих условиях было совершенно недостаточно наличия каких-то радикальных партий и решительных лидеров, чтобы спасти страну от хаоса и беспредела. На помощь пришла сама история российской цивилизации, предложившая политикам возможность использования традиционных для русского народа соборных форм соучастия во власти: соборы, круги, общины, собрания, вече, сходки, советы и др. Зародившиеся в июле 1905 г. стихийным образом Советы были не чем иным, как проявлением соборной традиции русского народа искать сообща выход из тяжелой ситуации. Большевики первоначально отнеслись весьма настороженно к органам управления в форме советов депутатов трудящихся, считая их своими возможными конкурентами, но В.И. Ленин своим политическим чутьем первым оценил возможности Советов для организации новой системы власти под началом большевизма. Кроме того, Ленин увидел в Советах прообраз того общественного устройства, которое будет не государством, а средством объединения трудящихся в грядущем бесклассовом обществе. Жизнь показала, что второй аспект оказался преждевременным и утопическим, как и вся концепция мировой революции, которой придерживался тогда лидер большевизма. Зародившаяся советская система власти была изначально подлинно народной, исторически обоснованной и логичной, продолжением соборной традиции, неслучайно Советы возникли во всех городах страны с различными схемами выборов. Закономерно, что на первых порах Советы были многопартийными органами, куда входили все организации, ориентировавшиеся на защиту интересов широких масс трудящихся – социал-демократы, эсеры, анархисты и т.д. Большевики во главе с В.И. Лениным взяли лозунг «Вся власть Советам» на вооружение и не просчитались. Октябрьский переворот в Петрограде, провозгласивший передачу власти Съезду Советов рабочих депутатов, в сочетании с сотнями и тысячами переворотов в провинциях положил начало коренному преобразованию российского общества, т. е. настоящей Революции на социалистических началах. Однако лидеры большевизма не смогли до конца осмыслить исторические корни советов как формы соборности и искусственно свели ее к государственной форме диктатуры пролетариата – формулы власти, предложенной классиками марксизма для западноевропейских стран. Хотя в России пролетариат не только не был большинством нации, но даже не являлся значительным по удельному весу в социальной структуре общества, тем не менее его диктатура была поставлена в повестку дня первым номером. Большевики всеми силами обеспечивали большинство в советах пролетариям и членам своей партии, как самой пролетарской, и в результате советская власть начала приобретать черты однопартийной диктатуры. Главным орудием строительства новой государственности был Совет народных комиссаров во главе с В. И. Лениным, который с самого начала освободился от контроля Советов и начал формирование специфического большевистского политического режима власти. ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ (1917-1924)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.065 с.) |