Владимир святославович «креститель» (980-1015) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Владимир святославович «креститель» (980-1015)



 

Легендарный князь Владимир, ставший Святым Крести­телем Руси, был незаконным сыном Святослава и его налож­ницы Малуши – дочери казненного Игорем древлянского кня­зя Мала. В отличие от Святослава он не был воинственным, не отличался удалью, в крайних случаях предпочитал бегство, но при этом любил широко жить, пировать с дружиной, лю­бить многочисленных жен и наложниц. Первоначально Вла­димир установил господство язычества в Русской земле, со­вершил ряд удачных походов на соседние территории и даже нанес поражение византийцам. В 80-х гг. власть его настолько укрепилась, что он перестал нуждаться в поддержке языч­ников, тем более что он убедился, во-первых, в невозможно­сти установить языческий монотеизм, во-вторых, уверился в мировом значении христианства как общепризнанной рели­гии, обнимающей всю цивилизацию Европы. Операцию по принятию православия Владимир провел в лучших традици­ях военного и дипломатического искусства. Несмотря на на­личие 8 жен и нескольких сот наложниц, Владимир задумал породниться с византийскими императорами. Он неожидан­но попросил руки принцессы Анны в награду за помощь ви­зантийским правителям в усмирении восстания Варды Фоки. Вопреки сопротивлению Владимир добился этого, хотя ему пришлось продемонстрировать силу – осадить Херсонес. Именно здесь и произошло первое крещение Владимира.

Прибыв в Киев, Владимир приступил к крещению населе­ния Руси. 1 августа 988 г. на реке Почайне состоялось массо­вое крещение киевлян. Первым митрополитом на Руси стал сириец Михаил Сирин. Поскольку христианину было поло­жено иметь только одну жену, Владимир отпустил своих быв­ших жен и разрешил им снова выйти замуж. Сам князь при­нимает титул Цесарь и изображается на монетах в царской одежде. После неожиданной смерти Анны Владимир вновь женится на внучке немецкого короля Отгона.

Большим достижением князя, помимо крещения Руси, явилось создание четырех оборонительных рубежей на юге страны. Именно эти заставы, оборонявшиеся княжескими во­инами, были зафиксированы народом в былинах о богатырях и князе Владимире Красное Солнышко. Великий князь Вла­димир был, безусловно, крупным правителем европейского масштаба и справедливо считается и Великим и Святым, хотя в буквальном смысле слова до святого ему было весьма далеко.

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1015-1054)

 

Сыновья Владимира Святого начали междоусобную борь­бу, верх в которой одержал хромой князь Ярослав, прозван­ный Мудрым. Согласно пословице – «не было бы счастья да несчастье помогло» – князь был вынужден увлекаться не тра­диционными воинскими забавами, а книгами, за что в конеч­ном счете и получил свое прозвище, с котором он вошел в историю мировой цивилизации. Личные качества его были соответствующими – он был миролюбив, осторожен, хитер. Самым серьезным противником Ярослава, осевшего в Новгороде, был Святополк Окаянный, который еще при жизни Владимира проявил себя коварным и жестоким. Он успел поучаствовать в заговоре против отца, но был им прощен. Святополк убил братьев князей Борисам Глеба, впоследствии канонизированных церковью в качестве святых, и с помощью тестя – польского короля Болеслава I Храброго он захватил Киев, но затем поднял мятеж против него. Внешнеполити­ческая ориентация на Польшу, призвание к себе католичес­кого епископа, игнорирование древнерусских политических традиций позволяет назвать Святополка первым русским «за­падником» (Л. Н. Гумилев)

Ярослав с новгородским войском разбил Святополка, ко­торый бежал и впоследствии сошел с ума в Богемии. Правда, Ярослав не сразу утвердился на престоле и был разбит своим братом – тмутараканским князем Мстиславом Удалым, одна­ко победитель не стал искать единовластия и 10 лет правил Русью вдвоем с Ярославом. После смерти бездетного Мстис­лава Малого Ярослав стал единовластным властителем Русской земли. Хотя он не любил войны и не обладал талантами пол­ководца, Ярослав разбил печенегов, подчинил литовцев, мазовшан и заставил их платить дань. После похода на Византию его сын Всеволод женился на дочери императора Византии Константина X Мономаха. Большую известность получили дочери Ярослава Мудрого, которые стали женами королей Венгрии, Норвегии, Дании, Франции. Все династические бра­ки свидетельствовали об огромном авторите Руси и ее общей ориентации на Запад при сохранении православия. Киевская Русь этого периода, безусловно, была в основном европейским государством, равным во всех отношениях другим странам континента. К числу достижений Ярослава Мудрого следует отнести строительство городов, укрепление православной цер­кви, в том числе назначение первого русского митрополита Иллариона; введение писаного закона – судебника «Русская Правда», открытие первой библиотеки и первого народного училища на 300 детей. Можно много перечислять деяний ве­ликого князя, но главным было одно – Киевская Русь стала полноценной раннефеодальной монархией, в рамках которой сформировалась единая древнерусская народность.

Киевская Русь достигла расцвета в политическом отноше­нии при Ярославе Мудром в 1019–1054 гг., когда централиза­ция древнерусского государства была максимальной. Тради­ционный древнеславянский федерализм был ликвидирован. Созданный в это время знаменитый свод правовых обычаев – «Суд Ярослава Владимировича» лег в основу знаменитой «Русской Правды», являвшейся вплоть до конца XV в. основным источником права на Руси. Наследники Ярослава Мудрого закономерно рассчитывали продолжить дело отца и деда, в частности они пытались действовать совместно по важнейшим общегосударственным делам и даже составили продолжение кодекса – «Правду Ярославичей». Однако единство было непродолжительным и Ярославичи начали междоусобную борьбу, осложненную конфликтами с половцами. Великокняжеский политический режим стал уступать место удельной раздробленности и множественности политических режимов в рамках трех основных групп княжений: Галицко-Волынской, Новгородско-Псковской и Владимиро-Суздальской.

Таким образом, первым политическим режимом в рамках раннефеодальной монархии можно считать правление ранних Рюриковичей – Олега, Игоря, Святослава, в какой-то мере Владимира Святославовича, для которых были характерны: автономия местных княжений, сохранение вечевых военно-демократических традиций, языческая религиозность, военная экспансия. Норманнский политический режим был кратковременный, но сыграл существенную роль в стимуляции государственнических отношений на Руси. Сами князья-норманны ассимилировались в славянской среде. Археологические лингвистические и другие исследования показали наличие в древнерусских землях собственной материальной и духовной культуры при отсутствии норманского влияния. Стало исторической аксиомой считать, что возникновение государственности на Руси вызвано внутренними причинами, однотипными для всей европейской цивилизации. Но если в Западной Европе появление варварских государств шло ускоренными темпами при опоре на традиции поздней античности, то на Руси сложился более медленный темп формирования государственности. Необходимость постоянного отражения набегов кочевых народов, Хазарского каганата, наконец возможность организации собственных набегов и торговых экспедиций в Византию объективно требовали огосударствления власти племенных вождей-князей. Варяжские пришельцы сыграли роль катализатора или фермента, ускорив объективный процесс становления государства.

В этот период сформировалось правило наследования великокняжеского престола в Киеве старшим в княжеском роде, что сыграло серьезную роль в политическом развитии раннефеодальной монархии на Руси, сложившейся во время правления Ярослава Мудрого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.007 с.)