Алексей михайлович романов «тишайший» (1645-1676) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алексей михайлович романов «тишайший» (1645-1676)



Алексей Михайлович вошел в русскую историю как устроитель и успокоитель государства. В отличии от своего отца он был гораздо более жестким: и тверд, деспотичен и одновремен­но лукав, притворно смирен. Знаменосцем-идеологом он не был, но дело свое функционально знал и пытался укрепить государство. Учитывая его деятельность можно назвать Алек­сея Михайловича лидером-«предтечей» петровских реформ.

С укреплением самодержавной власти и стабилизацией общества деятельность земских соборов замирает ж оживля­ется только в отдельные периоды развития острых социальных конфликтов и войн.

В 1648–1650 гг. соборы разбирали ситуацию в связи с мяте­жами в Москве и Пскове, а в 1651–1653 гг. обсуждали вопрос о взаимоотношениях с Польшей и воссоединении с Украиной. Далее созывались неполные совещания представителей сосло­вий, заменившие соборы. Земские Соборы принципиально отличались от подобных учреждений на Западе, где они были местом поиска правового компромисса между субъектами вла­сти – королем, дворянством и буржуазией. В России земские соборы были связаны клятвой верности и имущественном ответственностью. Цари учитывали пожелания и рекоменда­ции соборов, выраженные в форме челобитных посланий, до тех пор пока сами не обрели достаточной силы дога подчине­ния всего общества государственному аппарату. Государство было единственным гарантом национальной независимости в условиях непрекращающейся внешних агрессий, а вопрос о правах граждан и сословий не вставал. Сословия имели толь­ко обязанности перед государством, а царь, рассматривая государство как свою вотчину.

Аналогичная ситуация сложилась в отношении Боярской Думы, также являвшейся совещательным органом. Если недалекий в умственном отношении Михаил Романов шага не мог сделать без боярского совета, то Алексей Михайлович обхо­дился без этого института.

Важнейшим компонентом политического режима являлась ведомственно-приказная система, в состав которой входило более 40 приказов. Такое большое количество ведомств при­водило к дублированию функций и переплетению их деятель­ности, но в целом система обеспечивала государственные по­требности. Большую роль в политической жизни стали играть провинциальные воеводы, ведавшие городом и уездом и под­чинявшегося приказу, в ведении которого находился город. Воеводское управление становилось проводником правитель­ственной политики и способствовало укреплению централи­зованного самодержавного государства.

Важным звеном в развитии политической системы и ре­жима явилось укрепление законодательной базы. Еще в 1497 г. был принят общегосударственный судебник, отличавшийся архаичностью и консерватизмом. Судебник Грозного 1550 г. уже значительно улучшил законодательство в духе реформ этого периода, а Соборное Уложение 1649 г., принятое при Алексее Михайловиче, стало подлинной кодификацией зако­нодательства. Вместе с тем Уложение содержало нормы, адек­ватные средневековой эпохе. По Уложению, выступление про­тив царской власти и церкви наказывалось сожжением на костре, система судопроизводства предусматривала пытки. Был введен новый «Приказ тайных дел» – средневековая рус­ская тайная полиция.

Важным компонентом политики Алексея Михайловича было развитое православие, которое стало идейно-политичес­кой и мировоззренческой основой государства, что было за­креплено концепцией «Москва–третий Рим». Московская Русь проводила изоляционистскую политику, направленную на противоборство не только с европейским католицизмом и протестантизмом, но и «испорченным» греческим православи­ем. Если патриарх Иосиф активно не поддерживал идеи о все­ленской миссии Москвы, то новый патриарх Никон (монах из крестьян Никита Минов) стал ее ярым проводником. Он отличался огромной физической силой, высоким ростом, гру­бым голосом, резкими чертами лица, чрезвычайной энергично­стью и целеустремленностью, жесткостью и неуступчивостью, неограниченным честолюбием, при этом был малообразован и невежествен. Все эти качества следует иметь в виду, так как Никон вознесся до того, что получил титул великого госуда­ря и право в отсутствие царя управлять страной. Честолюби­вый Никон немедленно задумал подчинить царскую светскую власть церковной, поставив «священство выше царства». Сна­чала Никон провел знаменитую реформу, направленную на унификацию богослужения в России в соответствии с обря­дами других православных церквей. Это было связано с необ­ходимостью включения православных присоединенной Укра­ины в орбиту Русской Православной Церкви и укреплению связей Украины с Москвой. Противники реформы во главе с протопопом Аввакумом составили старообрядческую оппози­цию, которая вступила в открытый конфликт с Русской Пра­вославной Церковью. Алексей Михайлович поддержал Нико­на, исходя из геополитических интересов и доверяя ему как пастырю. Однако когда Никон замахнулся на самодержавие, терпению Алексея Михайловича пришел конец. Церковный собор 1666 г. осудил попытку духовенства во главе с патриар­хом Никоном встать над светским государством и воспрепят­ствовать политике самодержавия по укреплению абсолютиз­ма. Никон был лишен сана патриарха и отправлен в заточение в дальний монастырь. Бесспорно, патриарх Никон является уникальным явлением русской истории: так, он открыто по­пытался стать не только духовным, но и политическим ли­дером государства. Церковная реформа повлекла за собой фактическую гражданскую войну между новобранцами и ста­рообрядцами с элементами социально-классового противобор­ства. При всех негативных явлениях, традиционалистско-консервативный режим первых Романовых дал возможность восстановить государственную власть, укрепить правовую ос­нову, постепенно вернуть ряд потерянных территорий.

Конец XVII в. в литературе характеризуется как канун Петровских преобразований. Во-первых, к этому времени ши­роко распространились идеи рационализма, утверждавшие по­стулат о государстве не как богоданном явлении, а как об ин­струменте решения актуальных проблем жизни общества. Эти идеи достигли России, где трансформировались в идеологию абсолютной регулярно-полицейской монархии евроазиатского толка. Во-вторых, все Петровские реформы были начаты уже тогда, в конце XVII в. – централизация управления, отмена местничества, использование западного опыта в военном деле, в образовании, и т. д. Петр I фактически поставил все нача­тые преобразования на принципиально новую основу – сис­тему методов форсирования и принуждения и довел их до логического конца – создания абсолютистской Российской империй.

 

ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ (1676–1682)

Алексея Михайловича сменил его сын Федор Алексеевич. Он был весьма просвещенным человеком, увле­кался польской литературой, подготовил создание Славяно-Латинской академии, много сделал для развития государ­ственного аппарата, в частности ликвидировал местничество. Болезненный царь Федор Алексеевич умер 22 лет отроду

 

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ (1682-1696)

СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (1682-1689)

 

Когда встал вопрос о престолонаследии,.имелось две кан­дидатуры – слабоумный Иван Алексеевич и малолетний Петр Алексеевич. Земский Собор избрал Петра, но под нажимом царевны Софьи Алексеевны и в результате бунта стрельцов в мае 1682 г. первым царем был провозглашен слабоумный Иван, а регентшей при обоих царях стала Софья Алексеевна. Таким образом, первая женщина из рода Романовых стала фактичес­ки царицей.

Софья Алексеевна (1657–1704) с помощью дворянского войска подавляет стрельцов, которые привели ее к власти, и в течение 7 лет управляет государством. Эта женщина была, как писали современники, умна, мужественна, проницательна, властолюбива, дерзка, подозрительна. Как женщина скорее некрасива, отличалась тучностью, грубостью черт лица, неко­торой неуклюжестью. При всем этом она была способна лю­бить и приблизила к трону своего любовника князя Василия Голицына, выдающегося государственного деятеля и одного из самых образованных людей России, главы Посольского при­каза. Ключевский отмечал, что в Голицыне видны черты ли­берального и несколько мечтательного екатерининского вельможи. Ум, богатство, образование, веротерпимость, евро­пейский лоск делали князя Голицына уникальным явлением в окружении Софьи Алексеевны. Как типичный западник, фаворит Софьи склонял царицу к союзу с европейскими дер­жавами. Под руководством Голицына состоялось два похода против турок в Крым, которые закончились неудачно. Однако несмотря на это правление Софьи было полезно для страны. Голицын заключил «вечный мир» с Польшей, активно зани­мался подготовкой реформ, развивал образование, ремесла, торговлю, но всему этому сопротивлялись консервативные силы, во главе которых встал патриарх Иоаким. В противовес Софье он активно поддерживал подраставшего Петра Алексе­евича. В августе 1689 г. Петр сверг Софью и отправил ее в Но­водевичий монастырь. Голицын был лишен имущества, сослан на север и не смог применить свои незаурядные политичес­кие таланты в эпоху, для которой он был рожден.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.006 с.)