Лжедмитрий I (царь дмитрий) (1605-1606) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лжедмитрий I (царь дмитрий) (1605-1606)



ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ (1606-1608)

 

Царевич Дмитрий, или авантюрист Гришка Отрепьев, во­шел в историю под именем Лжедмитрия I, проявившего себя стремлением к власти, а во власти – определенного рода реформатором-«пересмотрщиком». Если Борис Годунов взошел на престол благодаря, в основном, своим личным качествам и благоприятной для него ситуации, то Лжедмитрий проявил незаурядные качества именно политического лидера в полном смысле этого слова. Согласно традиционной версии, беглый монах-расстрига Гришка Отрепьев объявился в польских зем­лях, где выяснилось его царское происхождение. Польский магнат Вишневецкий проверил рассказ Гришки с помощью свидетелей н поверил ему: «Царевича» обратили в католиче­ство, обручили с Мариной Мнишек и представили королю Сигизмунду Ему удалось получить скрытую помощь короля и прямую польских магнатов и он во главе 4-тысячного отря­да двинулся к Москве. Во время похода часть русского насе­ления приветствовала «царевича», другая оказана сопротивле­ние. С победами и поражениями он шел к столице в течение 1605 г. и наконец вошел 20 июня в Москву. К этому времени ему удалось развернуть общественное мнение простого наро­да в свою сторону Мать царевича Дмитрия Марфа признала в прибывшем претенденте на престол своего сына. Вскоре Дмит­рия венчал на царство патриарх Игнатий. Новый царь возвел Филарета Романова в митрополиты, простил Шуйских и Го­дуновых. Положение крестьян было облегчено, сняты ограни­чения в перемещениях внутри государства, разрешена свобод­ная торговля. Дмитрий проявил неожиданное умение и способность заниматься правительственными вопросами, чем в значительной мере озадачил не веривших в его царское про­исхождение. Но когда в Москву прибыла Марина Мнишек с огромной свитой, в Москве началось разгульное веселье, которое расходилось с традициями нации. Особенное раздра­жение вызвало пренебрежение Мнишек православием. В Москве составился заговор во главе с Василием Шуйским, ко­торый увенчался успехом. Дмитрий был убит, над его телом надругались, а позднее труп вырыли из могилы, сожгли и, сме­шав пепел с порохом, выстрелили из пушки в сторону Запада.

Главный заговорщик Василий Шуйский немедленно при­нял царский венец от Боярской Думы на спешно созванном Земском Соборе. Однако народ несмотря на это называл его полуцарем. В это время разрастается мятежное движение во главе с Иваном Болотниковым, которое с большим трудом разгромил крупный полководец М. В. Скопин-Шуйский

Однако на эхом острая проблема легитимности власти не разрешилась. В Стародубе-Северском неожиданно снова объ­явился чудесно спасшийся второй раз царевич Дмитрий Ива­нович, известный в истории как Лжедмитрием II. Его призна­ли жена Марина Мнишек, польские магнаты и русские казаки. Со своими польско-казачьими войсками Дмитрий идет на Москву. «Царевич» разбил войска Василия Шуйского, обо­сновался в подмосковном селе Тушине и оттуда установил власть более чем над двумя десятками северных русских горо­дов. 30-тысячыое войско Яма Сапеги осадило Троице-Сергиев монастырь. Однако успехи «царевича» окончились, когда М. В. Скопин-Шуйский с помощью шведов разбил ряд фор­мирований Дмитрия. Когда польский король Сигизмунд на­чал поход на Москву Дмитрии бежал в Калугу, где и был убит.

История царевича Лжедмитрия I вызывает особый интерес. В первую очередь неясно: откуда взялся царевич, откуда у монаха управленческие таланты, светские манеры, образованность, каковы причины вторичного признания Мариной Мнишек «царевича» и др. Не исключено,, что монах Гришка был действительно уцелевшим царевичем, воспитанным на всякий случай в боярской семье, но постриженным монахом в монастырь, так как пострижение лишало его прав на пре­стол. Узнав о своих правах, он бежал в Польшу. В Москве он был призван матерью и проявил очевидные для всех способ­ности к правлению. Во время мятежа Шуйского он, возможно, уцелел, а вместо него был убит кто-то другой, труп которого и предали огню, чтобы замести следы. Новый Лжедмитрий был тем же самым царевичем Дмитрием, которого, естественно, быстро признала жена. Эта версия также не имеет доку ментальных доказательств, но, на наш взгляд, слишком логична, чтобы о ней просто забыть. Вряд ли польские магнаты, дон­ские казаки и даже простые русские люди эпохи средневеко­вья с такой готовностью кидались в омут невероятных аван­тюр самозванцев, объявлявших себя с легкостью царевичами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.005 с.)