Храм и его устройство (Алтарь. Престол и жертвенник) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Храм и его устройство (Алтарь. Престол и жертвенник)



 

Внутреннее устройство храма

Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

Сам храм предназначался непосредственно для молитвы верных, то есть крещенных и не находящихся под епитимьей христиан.

Алтарь – место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.

Схема алтаря

Алта́рь

Слово алтарь, которым обозначается важнейшее, недоступное мирянам место храма, имеет давнюю историю. Уже в Древней Греции в местах общественных собраний существовало особое возвышение, предназначенное для выступлений ораторов, философов, вынесения приговоров судьями, оглашения царских указов. Называлось оно «би́ма», и означало это слово то же, что и латинское alta ara – возвышенное место, возвышение. Присвоенное важнейшей части храма название показывает, что с самых первых веков христианства алтарь сооружался на возвышенной по отношению к другим частям храма площадке. А символически это означает, что место, обозначаемое словом «алтарь» имеет чрезвычайно высокое духовное значение. В христианском храме – это место сугубого пребывания Царя Славы, Господа Иисуса Христа. Алтари в православных храмах по древней традиции устраиваются с восточной стороны. Алтарное помещение представляет собой абсиду, как бы пристроенную к восточной стене храма. Иногда бывает, что алтарь в храме находится не с восточной стороны, связано это с различными причинами, большей частью историческими.

Хотя православные храмы строятся алтарем на восток, в ту сторону, где восходит солнце – поклонение оказывается не тварному астрономическому началу, а Самому Христу, Которому в церковных молитвах усваиваются такие имена, как «Солнце Правды», «Восток свыше», «Восток имя Ему». Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами. Существуют и двухэтажные храмы, на каждом этаже которых может быть по несколько приделов.

В алтаре находятся Престо́л, на котором совершается Таинство Евхаристии и же́ртвенник, на котором происходит приготовление хлеба и вина для этого Таинства (проскоми́дия). За Престолом расположено Го́рнее место. Кроме того, принадлежностью алтаря является сосудохрани́лище и ри́зница, где до и после Литургии находятся священные сосуды, используемые для совершения Таинства и богослужебные облачения священнослужителей. Названия Престол и жертвенник достаточно поздние, поэтому в богослужебных книгах в соответствии с древней традицией жертвенник называется предложением, а Престол носит также название Трапезы, так как на нем находятся и с него преподаются духовенству и верующим Тело и Кровь Христовы.

Престол

Престол представляет собой деревянный (иногда мраморный или металлический) стол, утвержденный на четырех «столпах» (т. е. ножках, высота которых – 98 сантиметров, а со столешницей – 1 метр). Он расположен напротив Царских врат (ворот, расположенных в центре иконостаса) и является самым святым местом храма, местом где Христос действительно особым образом присутствует в Святых Дарах.

Престол

Неотъемлемыми принадлежностями Престола являются следующие священные предметы:

 

 

Же́ртвенник

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола (если смотреть из храма), у стены находится жертвенник. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен Престолу (это не касается священных предметов, на нем помещаемым). В первую очередь это относится к размерам жертвенника, которые бывают или одинаковы с размерами Престола или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте Престола. Все те одежды, которые присутствуют на Престоле есть и на жертвеннике: срачица, индития, покрывало. Название жертвенник это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для совершения Таинства Бескровной Жертвы.

 

Жертвенник

В приходских храмах, где нет сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся богослужебные священные сосуды, покрываемые пеленами. На жертвеннике обязательно ставится лампада и Крест с Распятием, иногда они совмещаются в одном предмете. В храмах, где существуют несколько приделов (т. е. храмов, пристроенных к главному храму и составляющих с ним единое целое) есть соответственно их количеству несколько Престолов и жертвенников.

Жертвенник имеет меньшее, чем Престол значение, поэтому во время освящения храма, он в отличии от Престола, только окропляется святой водой. Однако поскольку на нем совершается проскомидия и имеются священные сосуды, жертвенник является священным местом, к которому не позволено прикасаться никому, кроме священнослужителей. Очередность каждения в алтаре следующая: сначала Престолу, затем Горнему месту и только после этого жертвеннику. Но когда на жертвеннике стоят приготовленные на проскомидии для последующего священнодействия хлеб и вино, то после каждения Престола кадится жертвенник, а затем Горнее место. Возле жертвенника обычно ставится стол для просфор, поданных верующими, и записок для поминания о здравии и о упокоении.

Жертвеннику усваиваются множество символических значений, причем каждое из последующих «сменяет» предыдущее в определенный момент службы. Так на проскомидии жертвенник символизирует пещеру и те ясли, где находился новорожденный Христос. Но поскольку уже в Своем Рождестве Господь приготовлялся к крестным страданиям, то жертвенник знаменует собой и Голгофу, место крестного подвига Спасителя. А когда в конце Литургии Святые Дары переносятся с Престола на жертвенник, то он приобретает значение Небесного Престола, куда вознесся Господь Иисус Христос после Своего Воскресения. Многозначность в символике – одно из интересных явлений совокупности духовных значений одного и того же священного предмета.

 

Богослужебные сосуды

ДИСКОС (греч. – круглое блю­до) – богослужебный сосуд, на котором полагается Агнец, т.е. та часть просфоры, которая на литургии по призывании Св. Духа претворяется в истинное тело Христово. В древности дискосы не имели ножки или подставки и, дейст­вительно, полностью соответствовали своему названию. Сегодня дискос имеет немного более сложную конструкцию. Он представ­ляет собой небольшое металлическое блюдо с плоским широким краем, окружающим мелкое плоское дно. Блюдо укреплено на не­высокой ножке с утолщением в середине, расширяющейся книзу в широкую круглую подставку почти такого же размера, что и верх­няя часть.

Во время проскомидии, при изъятии Агнца из просфоры и положении его на дискос, воспоминается рождество Господа, и дискос знаменует собой ясли, в которые был положен младенец Иисус. По перенесении даров с жертвенника на престол, воспоминается страдания Господа на кресте, Его смерть, положение во гроб, и дискос знаменует собой Голгофу и гроб Спасителя.

Дискос напоминает нам о том блюде, с которого во время Тай­ной Вечери Господь раздавал Своим ученикам хлеб, претворен­ный в Тело Свое. Дискос круглый, а круг является символом веч­ности – он не имеет ни начала, ни конца. Это означает вечность Церкви Христовой.

Часто на дне дискоса выгравированы два ангела, стоящих на ко­ленях перед Агнцем, который изображен между ними. Агнец, или ягненок, – это животное, которое в древности приносили в жерт­ву за грехи людей. Таким Агнцем стал для всего человечества Гос­подь Иисус Христос, принявший смерть на кресте за грехи всего мира. Поэтому по краю дискоса часто делают надпись: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира». Эти слова сказал о Христе Иоанн Креститель.

Подставка, на которой укрепляется верхнее блюдо дискоса, име­ет символическое значение духовной высоты.

ПОТИР (греч. – сосуд для питья). Это металлическая чаша, укрепленная на высокой подставке и имеющая круглое широкое и устойчивое основание. В середине подставка обычно имеет утолщение. Часто потир называется просто чашей.

В потире во время литургии совершается претворение в истинную Кровь Христову. В потир опускаются час­тицы Агнца, претворенного в Тело Христово, и затем он выносит­ся в храм для причащения верующих. Чаша означает таинственно Пресвятую Деву Марию, в Которой помещался Невместимый Бог до Своего Рождества. Потир, или чаша, – символ литургии или Евхаристии.

Потир напоминает нам и о той чаше, которую дал Своим учени­кам Христос на Тайной вечере. Итак, и дискос, и потир напоминают нам о Тайной вечере.

На потирах обычно изображается образ Христа Спасителя (на той стороне, которой во время богослужения потир повернут к свя­щеннику), слева – образ Матери Божией, справа – Иоанна Пред­течи, а с противоположной от священника стороны – крест.

В середине XVII в., церковными распоряжениями было установлено делать дискосы и потиры из золота или серебра, или, в крайних случаях, из олова, но не из дерева (впитывает часть Крови Христовой, невозможно оттереть дочиста) и меди (окисляется). Драгоценные металлы, камни и украшения – это только сим­волы добродетелей, которых ждет от нас Бог.

ЗВЕЗДИЦА состоит из двух металлических широких дуг, соеди­ненных в верхней точке так, что они могут свободно двигаться от­носительно друг друга. Во время богослужения священник или складывает их вместе, или раскрывает в виде креста. Тогда звездицу ставят на дискос, на котором в это время находится приготов­ленный Агнец. Звездица при этом означает таинственную звезду, которая привела волхвов к пещере, где родился Христос, и оста­новилась над ней. Звездицу стал использовать во время богослу­жения свт. Иоанн Златоуст, до этого знали только потир и дискос.

Звездица имеет и практическое значение. Она предохраняет Агнца и частицы, расположенные на дискосе, от смещения, когда дискос накрывается покровами. Но главное – это ее символиче­ское значение: Вифлеемская звезда, а также Крест, когда звездица раскрыта; когда сложена – божественное и человеческое естество во Христе, которые в Нем не слитны и не раздельны.

КОПИЕ – плоский нож в виде треугольного наконечника ко­пья, вставленного в деревянную или костяную ручку. Им выреза­ют из большой богослужебной просфоры Агнец, а также вынима­ют частицы из других просфор. Оно напоминает нам о том копье, которым один из римских воинов пронзил ребра Спасителя, же­лая удостовериться в Его смерти на кресте. Копием священник пронзает с правой стороны вырезанного Агнца во время богослужения.

Копие имеет и еще одно назначение. В Требнике есть последование, которое совершает священник над копием, омывая его во­дой с особой молитвой. Эта вода дается больному.

ЛЖИЦА – небольшая ложечка с крестом в конце длинной руч­ки. Лжицей причащают из чаши мирян. Так же, как дискос, потир, звездица, она делается из драгоценных металлов или из металлов, не дающих окислов.

Лжица, как и звездица, была введена в употребление свт. Иоанном Златоустом. Причащение с помощью лжицы духов­но означает, что верующие соединяются с Богом через Церковь, питающую их духовной пищей.

ТАРЕЛОЧКИ, которые употребляются при богослужении, не имеют подставок. На одной из них изображен Крест, на другой – образ Богоматери с Младенцем. На тарелочке с Крестом из служебной просфоры обычно вырезают Аг­нец. На второй, с образом Богоматери, вынимают частички из про­сфор в честь Богородицы, святых, а также о здравии и о упокоении членов Церкви. На тарелочке с Крестом есть надпись: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», а на тарелочке с образом Богоро­дицы: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу». На тарелочке с Крестом после освящения Даров Тело Христо­во раздробляется, разрезается на более мелкие частицы для при­чащения мирян.

При богослужении употребляются обычно еще несколько не­глубоких тарелочек с теми же изображениями и надписями, но большего размера. На них кладут просфоры, а также части боль­шой служебной просфоры, оставшиеся после вырезания из нее Агнца. Эти части называются антидором и даются после литургии тем, кто еще не ел в этот день.

КОВШИКИ с ручкой особой формы также используются при богослужении. Из них во время приготовления Даров наливается в чашу вода и вино, а после освящения Даров и соединения Тела Христова с Кровью в чаше, туда из ковшика добавляется теплая вода, означающая благодать Святого Духа. Теплая вода символи­зирует также и теплоту веры церковного народа, соединяющегося с Господом в Святом Причащении. Ручка ковшика делается в виде царской короны с крестом на вершине. Часто ковшик имеет надпись: «Теплота веры исполнь Духа Святаго». По окончании литургии горячей водой из ковшика омывается Святая чаша.

ГУБА (губка) используется для собирания мелких частиц Свя­того Агнца с дискоса и тарелки. Другая губка, которой отирают Свя­тую Чашу, находится постоянно на жертвеннике. Она напоминает нам губку, намоченную в уксусе с желчью, которую поднял воин на копье к губам страдающего от жажды Спасителя на Голгофе. Сегодня вместо губки для отирания чаши часто используется плат из красной материи.

Малые ПОКРОВЦЫ и общий ПОКРОВ (ВОЗДУ́Х). Малые покровцы (воздухи) используются для прикрытия чаши и дискоса с поставленной на нем звездицей. Общий покров (воздух) покрыва­ет оба сосуда вместе поверх малых покровцов.

Покровы и воздух напоминают нам о времени рождения в мир Спасителя, уложенного в ясли и спеленутого, как обычный младе­нец. Покровы – это символические младенческие пелены Богомладенца. Но одновременно покровы – это и великолепные одежды сла­вы Христа Вседержителя, поэтому они делаются обычно из парчи и украшаются шитьем.

Малые покровцы похожи по форме на кресты. Их плотной не­гнущейся серединой накрывается верх чаши (первым покровцом) и звездица на дискосе (вторым). Четыре конца мягко спадают вниз, таким образом покрывая сосуды с четырех сторон.

Большой покров – воздух – делается мягким. Он прямоуголь­ной формы и больше малых покровцов, потому что должен накры­вать оба сосуда, стоящие рядом.

На концах малых покровцов вышиваются херувимы. Херуви­мы также есть и на углах воздуха. В середине покровцов и воздуха изображены равносторонние четырехконечные кресты.

КАДИ́ЛО – это сосуд для воскурения благовонного дыма – фимиама. Кадило древней формы представляло сосуд, укрепляемый на стержне, с рукоятью для ношения, которая, впрочем, не всегда являлась обязательной. Отличия его от кадила современной формы проявляются IV века, современное употреблялось уже в X-XI вв. Оно состоит из двух половин. Нижняя часть кадила, в которую кладут угли, подвешивается на цепочках к ручке. Верхняя половина кадила изображает кровлю храма с куполом. Кадило делают из серебра, золота, бронзы, латуни.

В кадило кладутся разожженные древесные угли, на них – ку­сочки ладана, который, сгорая, распространяет благоуханный дым (фимиам). Фимиамом кадят престолу, Горнему месту, жертвеннику, ико­нам, другим святыням и людям (священнослужителям и миря­нам).

Воскурение Богу благовоний было известно в глубокой древно­сти, задолго до появления христианства. Еще в Библии указан со­став благовонного вещества, которое употребляли для воскурения Богу. В состав этого вещества входил ливан – ароматическая смо­ла, которая собиралась с деревьев и кустарников в странах Восто­ка, в том числе и в Ливане. Видимо, поэтому вещество стали назы­вать ливаном, а затем в России это слово переиначили в ладан.

Благовонный дым ладана, курящийся из кадила, возносит наши молитвы к Богу, а к нам возвращается как знак благодати Святого Духа.

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА – находящийся на престоле сосуд, в котором хранятся Св. Дары пря приобщения больных и Св. Агнцы для Преждеосвященной Литургии. Она знаменует собой гроб Христов и напоминает ветхозаветную стамну с манной, хранившуюся в ковчеге завета.

СОСУД ДЛЯ ОСВЯЩЕНИЯ ХЛЕБОВ, ПШЕНИЦЫ, ВИНА И ЕЛЕЯ на литии (ЛИТИЙНЫЙ ПРИБОР) – это металлическое блюдо, которое соединяется с круглым основани­ем высокой ножкой. На блюдо кладутся во время литии пять хле­бов. На основании укреплены стаканчики с пшеницей, вином и елеем.

Пять хлебов, которые лежат на блюде выше всего остального, напоминают нам о чуде, которое сотворил Христос, накор­мив пятью хлебами пять тысяч человек. Это – область Не­бесной жизни. Ниже находятся сосуды с пшеницей, вином и елеем – плодами трудов человека на земле. Это – об­ласть жизни земной. Хлеб, пшеница, вино и елей – это своеобразная жертва Богу в благодарность за Его дары и благодеяния, за то, что Он дает нам пищу. Священник просит их благословить и умножить в нашей стране и во всем мире, а также освятить всех тех, кто употребляет их в пищу.

С той стороны сосуда, которой он во время литии обра­щен к алтарю, прикреплен подсвечник для трех свечей в форме ветви с тремя листьями. Трехсвечник в виде ветви символизирует дерево жизни, а форма круга, которую имеет прибор, напоминает о веч­ности даров Божией благодати. Три свечи сияют в знак Святой Троицы.

ЧАША (СОСУД) ДЛЯ ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ. Это большая чаша на низ­кой круглой подставке. Она ставится на стол. С противоположной от священника стороны чаши, обращенной во время молебна к ал­тарю, обычно делаются подсвечники для трех свечей. Иногда, если таких подсвечников нет на сосуде, свечи прилепляются на край. Три горящих свечи означают огонь благодати Святой Троицы. Святая вода, которая освящается в этом сосуде, укрепляет ду­шевные и телесные силы. Как сосуд и вместилище Божией благодати, водосвятная чаша приближается в своем символическом значении к евхаристической чаше – потиру и знаменует то же самое. Круглое основание чаши есть знамение круга земной Церкви, круглая чаша знаменует Церковь Небесную, и всё вместе есть символ Богоматери, как чистейшего сосуда Божией благодати, как чаши, челплющей радость.

КУПЕЛЬ ДЛЯ КРЕЩЕНИЯ обладает теми же символическими значениями. Этот сосуд также делается в виде чаши, только значительно бо́льших размеров, чем водосвятная, и на высокой подставке.

КОВЧЕЖЕЦ для совершения таинства Крещения – прямоугольный ящичек для хранения в нем сосудов с Миром и елеем, помазков в виде стержней с кис­точкой или шариком на одном конце и с крестом на другом, губки для отирания святого Мира с тела крещеного и ножниц для по­стрижения волос на главе крещаемого. Самый ковчежец для хра­нения этих принадлежностей знаменует собою и ясли Богомладенца, и гроб Спасителя, из коих проистекли для всего мира благо­датные возможности приобщения людей и к жизни, и к смерти, и к Воскресению Господа Иисуса Христа, к Самой Его Личности, к наследию в Нем и с Ним богообщения и жизни вечной в Царстве Небесном. Сосуды с елеем и Миром содержат в себе благодатные силы и дары Духа Святого, возрождающие крещаемых людей для жизни в Боге. Помазки знаменуют собою посредство Церкви в деле обращения и спасения людей. Губка знаменует то же, что и губки в антиминсе и на жертвеннике. Ножницы означают ду­ховные орудия отсечения мирских соблазнов и страстей для совершенного посвящения человека Богу.

 

Иконостас

Иконоста́с (ср.-греч. εἰκονοστάσιον) — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая в византийском обряде алтарь от остального храмового помещения.


Иконоста́с
(от греч. εἰκονοστάσιον (иконостасион) (от εἰκών — образ, изображение, и στάσις — место стояния)) — перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Представляет собой стенку с расположенными по ярусам иконами, отображающими историю попечения Бога о человеке. Обычно число ярусов бывает от трех до пяти. Их можно рассматривать, начиная от верхнего яруса к нижнему, ибо такая схема последовательности указывает на историческую последовательность обозначаемых этими иконами событий.

– Пятый, верхний ярус содержит икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.).
– Четвертый снизу – икону Богородицы «Знамение» и иконы предстоящих пророков.
– Третий ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников.
– Второй ярус – иконы Деисиса.
– В середине нижнего яруса находятся Царские врата, справа (на южной стороне) от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которому посвящен храм. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.

Иконостас непременно венчается Крестом, как вершиной Божественной любви к падшему миру, отдавшей Сына Божия в жертву за грехи человечества.

 

 

Символика иконостаса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.122 (0.048 с.)