Божественная Литургия. Литургия оглашенных. Ее символический смысл 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Божественная Литургия. Литургия оглашенных. Ее символический смысл



 

1) Цель Литургии оглашенных

2) Содержание Литургии оглашенных

3) Схема Литургии оглашенных

4) Символическое значение Литургии оглашенных

1) Цель Литургии оглашенных

Вслед за совершением проскомидии Святая Церковь приготовляет верующих к достойному присутствию при совершении Таинства Причащения. Приготовить верующих, напомнить им о жизни и страдании Иисуса Христа, разъяснить, как и почему были и могут быть спасительны жизнь и страдания Спасителя – составляет цель и главный предмет содержания второй части Литургии – Литургии оглашенных. Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных потому, что при совершении ее в древности присутствовали и оглашенные («наставляемые»), т.е. готовящиеся к принятию Святого Крещения. В древности люди, чтобы принять святое крещение, проходили весьма длительную подготовку. Они изучали основы веры, ходили в церковь, но молиться на литургии они могли только до определенного момента службы. Перед перенесением даров с жертвенника на престол оглашенные, а также кающиеся, отлученные за тяжелые грехи от причастия, должны были выйти в притвор храма.

Как же достигается эта цель Литургии? Чтобы понять последующий ответ на этот вопрос, необходимо твердо запомнить, что главный предмет раскрывается на Литургии тремя способами, друг друга дополняющими: вслух читаемыми и поемыми молитвами; наблюдаемыми действиями и священными процессиями и тайными, недоступными для внешнего наблюдения молитвами священника. И там и здесь, и вслух произносимых, и в тайных молитвах напоминается верующим о свойстве христианской молитвы, о различных благодеяниях Божьих к людям и о главнейшем из них – явлении Спасителя; затем напоминается о качествах, которыми должны отличаться верующие в Иисуса Христа, и испрашиваются благодатные милости к храму и молящимся в нем. Здесь же, на Литургии оглашенных, верующие приглашаются особенно усердно помолиться за умерших ближних, а также за лиц, еще не обратившихся в христианство.

С началом Литургии мы входим во время Господне, в котором нет ни прошедшего, ни будущего – а только время настоящее. Как Христос на Тайной Вечере, еще до того, как Кровь Его была пролита на Голгофе, уже даровал Ее ученикам, так и мы, участвуя в Евхаристии, входим в Сионскую горницу на единственную Тайную Вечерю. Время Господне превозмогает время земное.

2) Содержание Литургии оглашенных

Совершивши проскомидию, священник с распростертыми руками молится Господу о ниспослании на священнослужителей Святого Духа; чтобы Святой Дух «сошел и вселился в него», и чтобы Господь отверз уста их возвестить хвалу Ему.

Диакон, получив от священника благословение, выходит из алтаря, становится на амвон и громко произносит: «Благослови, владыко». Это значит: «благослови, владыко, начать службу и собравшимся в храме людям участвовать в молитвенном прославлении Бога». В ответ на возглас диакона, священник, творя над Престолом Евангелием образ креста, возглашает: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Вот первое проявление хвалы Господу, выливающееся из уст священника.

Затем диакон произносит великую ектению, в которой подробно перечисляются христианские нужды и лица, за которые мы молимся, и перечисляются наши прошения к Господу. Не безучастным к общей молитве остается и священник в алтаре. Он тайно молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нам людей, и исполнил бы их щедрот своих и богатой милости. оканчивается эта молитва возгласом: «Яко подобает Тебе всякая слава…».

Сразу после великой ектении поются антифоны. Согласно установленным правилам в храме должно существовать два клироса – правый и левый, и пение должно быть антифонным, то есть попеременным, двухклиросным. Чтобы усилить благоговейное упование на Господа, сообщаемое молящимся великой ектенией, Святая Церковь пользуется 102 и 145 псалмами пророка Давида, в которых художественными, поэтическими чертами изображены благодеяния Господа народу еврейскому. Устами и словами святого пророка Давида Церковь приглашает сердце христианина благословить Господа («благослови, душе моя, Господа…»), очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, исполняющего благие и полезные наши желания, избавляющего от истления живот (жизнь) наш, указавшего путь сынам еврейским в момент выхода их из Египта. В этих псалмах Господь называется «щедрым, милостивым, долготерпеливым и многомилостивым», «хранящим истину в век, творящим суд обидимым, дающим пищу алчущим, любящим праведников, приемлющим сирот и вдов, и погубляющим путь грешных». Так как эти два псалма изображают благодеяния Божии роду человеческому, то потому (отчасти) они и называются «изобразительными». В двунадесятые праздники изобразительные антифоны не поются, а вместо них поются особые «новозаветные стихи», в которых изображаются благодеяния роду человеческому не в Ветхом, а в Новом Завете. К каждому стиху праздничных антифонов прибавляется припев, смотря по характеру праздника: в день Рождества Христова припев: «Спаси ны, Сыне Божий, от Девы рождейся, поющие Ти: Аллилуйя». В праздники Богородичные поется припев: «Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы поющие Ти: Аллилуйя». Какая бы ни была Литургия, т.е. с пением «изобразительных антифонов» или «праздничных», к ним всегда присоединяется пение следующего торжественного гимна, в котором напоминается о главнейшем благодеянии Господа к людям: о ниспослании на землю Сына Своего Единородного (Ин. 3:16), воплотившегося от Пресвятой Богородицы и Своею Смертью Победившего смерть. Это известная молитва: «Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от

Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертью смерть поправый, Един сын Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас».

Изобразительные псалмы и антифоны разделяются между собой малой ектенией; малая ектения произносится также и после молитвы «Единородный Сыне». Священник же в течение обеих малых ектений читает молитвы об исполнении Господом полезных прошений присутствующих в храме.

Через пение изобразительных псалмов и в особенности торжественно величественного гимна «Единородный Сыне» религиозное чувство молящихся достигает еще большей степени воодушевления, еще больше обращается к созерцанию Божественной Премудрости и Всемогущества.

Но истинно христианская жизнь состоит не в одних только чувствах и неопределенных порывах, а должна выражаться в добрых делах и поступках (Мф. 8:21). Поэтому Святая Церковь предлагает вниманию молящихся Евангельские блаженства. Здесь рисуется и практический идеал истинного христианина; указывается на то, что христианин, испрашивая милостей у Бога, сам должен быть «смиренным духом, сокрушающимся и даже плачущим о своих грехах, кротким, поступающим по правде, чистым сердцем, милосердным к ближнему и терпеливым во всех испытаниях и даже готовым умереть за Христа». Вслед за пением Евангельских блаженств полагается петь особые тропари, называемые «тропарями блаженными» в различном количестве, судя по празднику, и вместе с Евангельскими стихами именуемые третьим антифоном на литургии.

Во время чтения или пения Евангельских блаженств царские врата отворяются, священник берет с престола Евангелие, вручает его диакону и выходит с диаконом из алтаря. Этот выход священнослужителей называется «малым входом» и означает собою явление Спасителя на проповедь. В настоящее время этот выход имеет символическое значение, но в первые времена христианства он был необходим. В первенствующей церкви Евангелие хранилось не в алтаре на престоле, как теперь, а около алтаря, в боковом помещении, которое называлось или «диаконицей», или «сосудохранительницей». Когда наступало время чтения Евангелия, священнослужители переносили его торжественно в алтарь.

При приближении к северным дверям диакон словами: «Господу помолимся» приглашает всех помолиться Господу, грядущему к нам. Священник тайно читает молитву, с прошением, чтобы Господь их вход сделал входом Святых, благоволил бы послать для достойного служения Ему Ангелов, и таким образом устроил бы и здесь как бы небесное служение. Вот почему далее, благословляя вход, священник говорит: «Благословен вход Святых Твоих», а диакон, подняв Евангелие, возглашает: «Премудрость, прости». В переводе с греческого «прости» (σοφίά όρθοί) – значит «прямо». Это говорится, как напоминание нам о том, что нужно быть внимательными в молитве, стоять прямо. Также здесь говорится о той премудрости, которую несет нам Божественное Евангелие и проповедь Господа. Верующие же, взирая на Евангелие, как на самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, восклицают: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу. Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых, (или молитвами Богородицы, или во Святых дивен сый), поющие Ти: аллилуиа».

К пению «Приидите поклонимся» присоединяется еще пение дневного тропаря и кондака для изображения воспоминаний на этот день и тех святых, которые, исполняя заповеди Христовы, сами получают блаженство на небеси и служат примером для других.

Войдя в алтарь, священник в тайной молитве просит «Отца Небесного, воспеваемого Херувимами и Серафимами», принять от нас, смиренных и недостойных, трисвятую песнь, простить «грехи вольные и невольные, освятить нас и дать силы непорочно и праведно служить Ему до конца жизни». Окончание этой молитвы: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и святому Духу, ныне и присно», священник произносит громко. Диакон же, стоя перед иконою Спасителя, возглашает: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны». Потом, став посреди Царских врат лицом к народу, возглашает «и во веки веков», т.е. оканчивает возглас священника и при этом орарем показывает на людей. Верующие после этого поют «Трисвятую песнь» – «Святый Боже». Молитва «Святый Боже» должна теперь возбуждать чувства раскаяния в своих грехах и обращение к Богу за помилованием. Невольно в это время должны припомниться слова пророка Исайи, который видел Престол Божий, окруженный Ангелами, впервые воспевшими «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», и воскликнул под впечатлением видения: «Горе мне… я человек с нечистыми устами… и живу среди людей с нечистыми устами» (Ис. 6:3-5). Надо сказать, что в храме не всегда звучит Трисвятая песнь; иногда поются другие песнопения, которые заменяют собой Трисвятое. Это – праздничные дни, в которые поется: «Елицы во Христа крестистеся во Христа облекостеся…» Такие песнопения поются во время Рождества, Крещения, на Пасху и на Троицу. В древней Церкви эти дни были праздниками рождения во Христе новых членов, которые приходили к крещению после долгого периода катехизации, для многих длившегося годами.

По окончании «Трисвятой песни» бывает чтение апостола. Чтению апостола предшествуют возгласы: «Вонмем», «Мир всем», «Премудрость» и прокимен, который прочитывается псаломщиком и поется 2 ½ раза певчими.

Во время чтения Апостола диаконом совершается каждение, означающее благодать Святого Духа, с которою Апостолы проповедовали и которую сообщали всем, слушающим их проповедь; священник же сидит на священническом сидении горнего места, как равный апостолам по благодати учительства. По прочтении Апостола поется «Аллилуиа» (трижды) и читается Евангелие. Перед Евангелием и после него поется «Слава

Тебе, Господи, Слава Тебе», в знак благодарения Господу, даровавшему нам Евангельское учение. Как послания Апостолов, так и Евангелие читаются для разъяснения христианской веры и нравственности.

После Евангелия следуют: сугубая ектения, ектения об оглашенных, и наконец, ектения с повелением оглашенным оставить храм. В ектениях об оглашенных диакон молится от лица всех людей, чтобы Господь просветил оглашенных словом Евангельской истины, удостоил их Крещения и присоединил их к Церкви.

Во время сугубой ектении священник разворачивает на престоле святой антиминс. Это прямоугольный плат с изображением положения во гроб Спасителя. Он всегда находится на престоле и на нем служится Божественная литургия. В антиминс вшиты мощи святых. В древней Церкви первые христиане служили литургию на гробах мучеников, как это было, например, в римских катакомбах, где хоронили казненных мучителями христиан. Одновременно с диаконом и священник читает молитву, в которой просит, чтобы Господь

«на высоких живый» и обращающий внимание на смиренных, призрел бы и на рабов Своих оглашенных, сподобил бы их «бани пакибытия», т.е. Святого Крещения, одежды нетления, и соединил бы Святой Церкви. Затем, как бы продолжая мысли этой молитвы, священник говорит возглас: «Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Несомненно, что моления за оглашенных касаются и крестившихся, потому что мы, крестившиеся, очень часто грешим без раскаяния, недостаточно ясно знаем свою веру православную и присутствуем в храме без должного благоговения. В настоящее время также могут быть и подлинно оглашенные, т.е. готовящиеся ко Святому Крещению из других народов в пределах России, а также и в других государствах. Мы обязаны молиться и за них, так как они нуждаются в Божием милосердии. Также много людей, крещенных когда-то в детстве родителями или бабушками, но совершенно не просвещенных. И о том, чтобы Господь «огласил их словом истины» и привел в ограду церковную, и нужно молиться на этой ектении. По окончании молитвы за оглашенных диакон произносит ектению: «Елицы оглашеннии, изыдите: оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Этими словами оканчивается Литургия оглашенных. Оглашенные, как недостойные присутствовать при совершении Высочайшего Таинства, оставляют храм. При этих словах и мы должны особенно внимательно заглянуть в нашу душу, изгнать из нее все обиды и вражду на наших ближних, а также все житейские пустые помышления, чтобы с полным вниманием и благоговением молиться за литургией верных.

3) Схема Литургии оглашенных

Литургия оглашенных заключает в себе следующие части:

• Начинательные возгласы диакона и священника.

• Великая ектения.

• Псалом первый изобразительный (102) «Благослови, душе моя, Господа» или первый антифон.

• Малая ектения.

• Второй изобразительный псалом (145) «Хвали, душе моя, Господа» или второй антифон.

• Пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий».

• Малая ектения.

• Пение Евангельских блаженств и тропари «блаженны» (третий антифон).

• Малый вход с Евангелием.

• Пение «Приидите Поклонимся».

• Пение тропаря и кондака.

• Возглас дьякона: «Господи, спаси благочестивыя».

• Пение «Трисвятого».

• Пение прокимна.

• Чтение Апостола.

• Чтение Евангелия.

• Сугубая ектения.

• Ектения об оглашенных.

• Ектения с повелением оглашенным оставить храм.

4) Символическое значение Литургии оглашенных

Произносимые тайно священником слова перед начальным возгласом Литургии: «Слава в вышних Богу» обозначают Славу, воспетую Богу ангелами при рождении Спасителя. Начальный возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» свидетельствует о том, что Царствие Небесное уже пришло и выражает хвалу Богу от людей за то, что мы отстали от идолослужения, узнавши с пришествием Иисуса Христа, что есть в мире Истинный, Триипостасный Бог, и Творец всей твари. Мирная ектения и соответствующая ей молитва священника означают, что Литургия есть не только воспоминание Христовых страданий, но и ходатайство за наши грехи, и вместе с тем показывают сущность наших прошений к Богу. Изобразительные антифоны обозначают благодеяния Бога к людям в Ветхом Завете и, в том числе, ожидаемое воплощение Сына Божия, сокрытое от других людей, но предчувствуемое праотцами и пророками. Праздничные антифоны и гимн «Единородный Сыне» напоминают о главнейшем благодеянии Бога – послании на землю Единородного Сына Своего. Пение Евангельских блаженств напоминает о начале проповеди Иисуса Христа и изображает качества истинно-христианской жизни.

Малый вход обозначает выход Спасителя на проповедь и шествование Его по городам и селениям Палестины для возвещения Царства Божия и Правды Его. Предносимый Евангелию светильник обозначает Иоанна Предтечу, который предшествовал Иисусу Христу и был, по словам Спасителя, «Светильник светящий и горящий» (Ин. 6:35). Открытие Царских врат знаменует то, что Святое Святых, т.е. Царство Небесное открыто людям учением и крестными страданиями Иисуса Христа, оживляя в частности слова Спасителя, сказанные Им в начале земного служения: «Истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым…» (Ин.1:51). Пением «Приидите поклонимся» молящиеся приглашаются поклониться грядущему Господу. В тропаре изображаются лица, получившие блаженство за исполнение заповедей Божиих, а также празднуемое событие. Пением «Трисвятой песни» молящиеся располагаются к покаянию и к сознанию своей греховности, необходимых для нравственного роста христианина.

Чтение Апостола и Евангелия подробно излагает жизнь и учение Иисуса Христа о Боге и об отношениях к Богу и ближним, без знания чего невозможно получить спасение. Каждение между чтением Апостола и Евангелия обозначает духовное благоухание, распространившееся на земле после проповеди Христа и Апостолов. Прокимен изображает содержание и силу следуемого за ним чтения. Произносимый перед чтением Апостола и Евангелия возглас «Мир всем» имеет особенное значение, выражая мысль, что «Христос устранил вражду плотью своею и сотворил обоя во едино, небесная и земная» (Еф. 2:14-15). Этот возглас соответствует словам 3 прошения великой ектении («О мире всего мира и соединении всех»).

В сугубой ектении, как и в великой, перечисляются наши просьбы к Господу. В ектении и молитвах за оглашенных Святая Церковь приглашает уже верующих в Иисуса Христа помолиться за некрещенных и напоминает также, что и крещенные своими пороками могут потерять благодать спасения. Три краткие ектении после сугубой ектении до Херувимской песни вместе с молитвами символизируют трехлетнее учение Иисуса Христа на земле.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.022 с.)