Божественная Литургия. Литургия верных. Ее символический смысл 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Божественная Литургия. Литургия верных. Ее символический смысл



1) Содержание Литургии верных

2) Схема Литургии верных

3) Символическое значение Литургии верных

1) Содержание Литургии верных

Третья часть Литургии называется Литургией верных, потому что при совершении ее в древности могли присутствовать только верные, то есть лица, обратившиеся ко Христу и крестившиеся. На Литургии верных совершаются самые важные священные действия, приготовлением к которым служат не только две первые части Литургии, но и все другие церковные службы. Во-первых, таинственное Пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя, и во-вторых – приобщение верующих Тела и Крови Господа, вводящее в единение со Спасителем, согласно Его словам: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин.6:56). Постепенно и последовательно в ряде действий и молитв открывается смысл и значение этих двух литургийных моментов.

Когда оканчивается Литургия оглашенных, и непросвещенные, еще не крестившиеся, оставляют храм (как то было в древности), диакон произносит сокращенную великую ектению. Священник же тайно читает молитву с прошением к Господу очистить молящихся от духовной нечистоты, чтобы достойно предстоять перед Престолом и неосужденно причаститься Святых Тайн для получения Царства Небесного. В конце священник громко произносит: «Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».

Этим возгласом священник выражает, что только под руководством, под управлением Державного Господа мы можем сохранить свое духовное существо от зла и греха. Затем открываются Царские врата, чтобы через них пронести приготовленное вещество для Святой Евхаристии с жертвенника на Престол. Перенос приготовленного для совершения Таинства вещества с жертвенника на Престол называется «Великим входом» в отличие от «Малого входа».

Глубокое таинственное значение Великого входа, все те думы и чувства, которые он должен возбуждать в сердцах молящихся, изображаются следующей молитвой, называемой «Херувимской песнью»: «Иже херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подъимем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». Слово «попечение» (по-гречески «μέριμνα») – это печаль, забота, пристрастие к земным благам, «попечение о них». Слова «Царя всех подымем» переводят так: чтобы принять в Дарах Царя всех, переносимого с жертвенника на Престол. «Дориносима» погречески происходит от слов «копье» и «носить», то есть копьеносима. Такой перевод напоминает древний обычай воинов поднимать на щитах копьями своего полководца. Оно значит также «сопровождаемого в качестве почетной стражи». Вся фраза имеет смысл, что ангелы невидимо сопровождают Христа во время великого входа в качестве почетной стражи. Хотя Херувимская песнь разделяется Великим входом на две части, на самом же деле она представляет одну стройную, связную молитву. Святая Церковь этой песнью делает как бы такое воззвание: «Мы, которые в момент перенесения Святых Даров таинственно напоминаем херувимов и вместе с ними поем Трисвятую песнь Святой Троице, в эти минуты оставим все земные заботы, всякое житейское, греховное попечение, – обновимся, очистимся душою, чтобы нам поднять Царя славы, Которого в настоящие минуты поднимают невидимо Ангельские воинства (подобно тому, как в древности воины поднимали на щитах своего царя) и песнословят, а затем благоговейно принять, причаститься».

Во время пения певцами первой части Херувимской песни священник тайно читает молитву, в которой просит Господа сподобить его достойно совершить Святую Евхаристию. В этой молитве высказывается мысль, что Иисус Христос есть одновременно и приносимое Существо, как Святой Агнец, и приносящий Совершитель жертвы, как Небесный Первосвященник. Прочитав затем трижды с простертыми крестообразно руками (в знак усиленного моления) молитву «Иже херувимы», священник вместе с диаконом переходит к жертвеннику. Здесь, покадив Святые Дары, священник полагает на левое плечо диакона воздух - специальную пелену, покрывавшую дискос и Потир, а на главу – дискос; сам же берет Святую Чашу, и оба вместе выходят северными дверями, в преднесении подсвечника. Остановясь на солее лицом к народу, они молятся за патриархов, митрополитов, архиепископов, за правящего архиерея, за священство, монашество, за создателей храма, за присутствующих православных христиан: «да помянет их Господь Бог во Царствии Своем». Затем священник с диаконом возвращаются в алтарь через Царские врата. Певчие начинают петь вторую часть Херувимской песни: «Яко да Царя». Войдя в алтарь, священник поставляет Святую Чашу и дискос на Престол. Затем Царские врата закрываются, и завеса задергивается. Во время Великого входа христиане стоят с преклоненными главами, выражая уважение к переносимым Дарам и просьбу, чтобы и их помянул Господь в Царствии Своем.

После перенесения Святых Даров начинается приготовление священнослужителей к достойному освящению Святых Даров силою Святого Духа, а верующих – к достойному присутствию при этом освящении. Сначала читается просительная ектения, в которой, кроме обычных молений, прибавляется прошение: «О предложенных Честных Дарех, Господу помолимся». Во время 1-й просительной ектении священник тайно читает молитву, в которой просит Господа удостоить его принести Святые Дары, жертву духовную за наши грехи неведения, и «вселить Духа благодати в нас и в предлежащие Дары сии». Оканчивается молитва возгласом: «Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с ним же благословен еси, со Пресвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков». Словами этого возгласа Святая Церковь выражает ту мысль, что надеяться на получение благодати Святого Духа для освящения священнослужителей, молящихся и представленных Честных Даров можно в силу «щедрот», т.е. милосердия Господа нашего Иисуса Христа.

После просительной ектении и возгласа, священник указывает на необходимое условие для получения благодати словами «мир всем»; присутствующие отвечают: «и духови твоему», а диакон продолжает: «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Значит, необходимые условия для приобщения к Телу и Крови Христовым и для получения Святого Духа это мир и любовь друг к другу. Затем певчие поют: «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». Эти слова являются продолжением возгласа диакона и ответом на вопрос, кого же мы будем единодушно исповедовать. Внешним доказательством взаимной любви верующих в древней христианской Церкви был обычай при этих словах лобызания (целования) друг с другом. Мужчины лобызались с мужчинами, женщины с женщинами. Ныне этот обычай сохранился только в алтаре между священнослужителями; перед этим они трижды поклоняются пред крестом и целуют дискос, Потир и Престол.

Перед следующим затем моментом – исповеданием Символа Веры – диакон возглашает:

«Двери, двери, премудростью вонмем». Возглас «двери, двери» в раннехристианской Церкви относился к преддверникам храма, чтобы они тщательнее наблюдали за дверьми, дабы в это время не вошел кто-нибудь из оглашенных или кающихся, или вообще из лиц, не имевших права присутствовать при совершении Таинства Причащения. А слова «премудростью вонмем» относились к стоящим в храме, чтобы они заградили бы двери своей души от житейских греховных мыслей. Символ веры поется, чтобы засвидетельствовать перед Богом и Церковью, что все стоящие в храме суть верные, имеющие право присутствовать на Литургии и приступить к Причащению. Во время пения Символа Веры открывается завеса Царских врат в знак того, что под условием веры может быть для нас открыт Престол благодати, откуда мы приемлем Святые Таинства. Во время пения Символа Веры священник берет воздух и колеблет им воздух над Святыми Дарами, т.е. опускает и подымает покровец над ними. Это веяние воздуха означает приосенение Святых Даров силою и благодатью Святого Духа.

Затем Церковь приводит молящихся к молитвенному созерцанию самого Таинства. Начинается главнейший момент Литургии – освящение Святых Даров. Еще раз убеждая верующих стоять в храме с полным благоговением, диакон говорит: «Станем добрее, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити», т.е. будем стоять хорошо, чинно, с благоговением и вниманием, чтобы в спокойствии духа приносить святое возношение. Верующие отвечают: «Милость мира, жертву хваления», т.е. мы будем приносить то святое возношение, ту бескровную жертву, которая со стороны Господа есть милость, есть дар Его милосердия, данный нам, людям, в знак примирения Господа с нами, а со стороны нас есть хвалебная жертва Господу Богу за все Его благодеяния. С этого момента начинается евхаристический канон, во время которого возгласы священника чередуются с пением хора, и который представляет одно неразрывное целое вплоть до пения хвалебной молитвы в честь Божией Матери («Достойно есть, яко воистину»).

Выслушав готовность верующих обратиться к Господу, священник благословляет их именем Пресвятой Троицы: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (т.е. общение) Святого Духа буди со всеми вами». Певчие, выражая священнику те же чувства, отвечают: «И со духом твоим». Священник продолжает: «Горе имеим сердца» (устремим наши сердца наверх, на небо, к Господу). Певчие от лица молящихся отвечают: «Имамы ко Господу», т.е. мы действительно вознесли сердца ко Господу и приготовились к Великому Таинству.

Приготовив себя и верующих к достойному предстоянию при совершении Святого Таинства, священник приступает к самому совершению его. По примеру Иисуса Христа, возблагодарившего Бога Отца перед преломлением хлеба на Тайной Вечере, священник приглашает всех верующих к благодарению Господа возгласом: «Благодарим Господа». Певчие начинают петь «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Священник читает во время пения евхаристическую тайносовершительную молитву, которая условно состоит из трех частей. В первой части Евхаристической молитвы вспоминаются все благодеяния Божии, явленные людям, например: сотворение мира и людей, и восстановление их через Иисуса Христа и другие благодеяния. Как особенное благодеяние указывается служба Литургии вообще и совершающаяся служба в частности, которую Господь соблаговолил принимать, несмотря на то, что в эту минуту Ему на небесах предстоят архангелы и тьмы ангелов, поющих и вопиющих, взывающих и глаголющих победную песнь: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». В это время священник приступает к чтению второйчасти Евхаристической молитвы, в которой после восхваления всех лиц Святой Троицы и отдельно Сына Божия – Искупителя, вспоминается, как Господь Иисус

Христос установил Таинство Причащения. В то время, как последние слова Евхаристической молитвы («Тебе поем…») поются певчими на клиросе, священник читает третью часть этой молитвы: «Еще приносим Ти словесную сию и бескровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святого на ны, и на предлежащия Дары сия». Затем священник произносит трижды молитву к Пресвятому Духу и далее слова: «И сотвори убо хлеб сей, Честное Тело Христа Твоего». «Аминь». «А еже в чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего». «Аминь». «Преложив Духом Твоим Святым. Аминь, Аминь, Аминь». Итак, молитва евхаристическая разделяется на три части: благодарственную, историческую и просительную.

Вот главнейший и святейший момент Литургии. В это время хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Спасителя. Священнослужители и все присутствующие в храме в благоговейном почтении творят перед Святыми Дарами земной поклон.

Евхаристия есть благодарственная жертва Богу за живых и умерших, и священник после освящения Святых Даров поминает тех, за кого принесена эта жертва, и прежде всего святых, потому что в лице святых и через святых Церковь осуществляет заветное свое желание – Царство Небесное. Но из сонма или ряда (изрядно) всех святых выделяется Матерь Божия; а потому и слышится возглас: «Изрядно о Пречистей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Верующие на это отвечают хвалебной песнью в Честь Божией Матери: «Достойно есть… блажити Тя Богородицу». Священнослужитель продолжает тайно молиться за всех усопших и за живых – епископов, пресвитеров, диаконов и за всех православных христиан, за установленные власти и воинство, за Архиерея, на что верующие отвечают: «И всех и вся», т.е. просят Господа помянуть всех верующих. Затем священник молится за град наш и живущих в нем. Вспомянувши Церковь небесную, единодушно прославившую Бога, он внушает единодушие и мир также и земной Церкви, возглашая: «И даждь нам едиными усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». Затем после благословения верующих словами: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами», начинается приготовление верующих к Причащению: читается вторая просительная ектения, к которой прибавляются прошения: «О принесенных и освященных Честных Дарех, Господу помолимся».

Во время 2-й просительной ектении священник в тайной молитве просит Господа удостоить нас причаститься Святых Таин для оставления согрешений и в наследие Царства Небесного. За ектенией после возгласа священника: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, небеснаго Бога Отца, и глаголати», следует пение молитвы Господней. В это время диакон, стоя перед Царскими вратами, опоясывается крестообразно орарем для того, чтобы беспрепятственно, не опасаясь ниспадения ораря, служить священнику во время Причащения, и чтобы выразить свое благоговение перед Святыми Дарами подражанием Серафимам, которые, окружая Престол Божий, закрывали лица свои крыльями (Ис.6:2-3).

Затем священник вновь преподает мир верующим и, когда они, по зову диакона, преклоняют свои главы, тайно молит Господа освятить их и сподобить их неосужденно причаститься Святых Таин. После этого священник, подняв с благоговением над дискосом Святой Агнец, возглашает: «Святая Святым». Смысл тот, что Святые Дары могут быть преподаны только святым. Верующие, сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, со смирением отвечают: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу (к славе) Бога Отца. Аминь». Кроме того, этими словами выражается мысль об общем единении всех верующих через Иисуса Христа. Затем совершается Причащение священнослужителей, которые приобщаются Тела и Крови отдельно, подражая Святым Апостолам и первенствующим христианам. Во время причащения священнослужителей для духовного назидания верующих поются молитвы, называемые «причастными стихами».

По причащении священнослужителей открываются Царские врата для Причащения мирян. Открытие Царских врат знаменует открытие гроба Спасителя, а вынос Святых Даров – явление Иисуса Христа после воскресения. После возгласа диакона: «Со страхом Божиим и верою приступите», и пения стиха «Благословен, грядый во имя Господне», «Бог Господь и явися нам» священник читает молитву святителя Иоанна Златоуста перед святым причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз…». И люди молятся, внимая смиренной молитве святителя Иоанна, осознавая свое недостоинство и преклоняясь пред величием преподаваемой святыни. Используя лжицу, священник приобщает мирян Тела и Крови Спасителя. Во время причащения поется стих: «Тело Христово приимите,

Источника безсмертнаго вкусите».

После Причащения священник полагает вынутые частицы (из просфор) в Потир, напояет их Святой Кровью, что означает очищение их страданиями Иисуса Христа от грехов, а затем благословляет всех, говоря: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». В этих словах люди называются достоянием и собственностью Иисуса Христа, как приобретенные Его Кровью и Страданиями (1Пет.2:9). Певчие за народ отвечают: «Видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть». В это время священник тайно читает стих «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя», указывающий на то, что перенесение Святых Даров на жертвенник знаменует Вознесение Господне. Диакон переносит на главе Дискос на жертвенник, священник же, произнося тайно «Благословен Бог наш», благословляет Святой Чашей молящихся и произносит вслух: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». Видя Спасителя возносящимся, Апостолы поклонились Ему и восхвалили Господа. То же делают и христиане, воспевая во время перенесения Даров следующую песнь: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам: Соблюди нас во твоей Святыни, весь день поучатися правде Твоей, аллилуиа (3 р.)».

При перенесении Святых Даров на жертвенник диакон кадит, обозначая фимиамом светлое облако, которое скрыло возносившегося Христа от взора учеников (Деян. 1:9). Те же благодарственные мысли и чувства возглашаются и в последующей ектении, читающейся так: «Прости, приимше (т.е. прямыми, с благоговением принявши) Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих Страшных Христовых

Таин, достойно благодарим Господа». Священник во время этой ектении свертывает Антиминс и, изобразивши Святым Евангелием крест над Антиминсом, говорит: «Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Перенесением Святых Даров на жертвенник и ектенией оканчивается Божественная Литургия. Тогда священник, обращаясь к верующим, говорит: «С миром изыдем», т.е. мирно, в мире со всеми выйдем из храма. Верующие отвечают: «О имени Господни», (т.е. помня об имени Господа) «Господи помилуй».

Священник выходит из алтаря и, сойдя с амвона туда, где стоит народ, читает молитву, называемую заамвонной. В этой молитве священник еще раз просит Создателя спасти людей Своих и благословить достояние Свое, освятить любящих благолепие (красоту) храма, даровать мир миру, церквам, священникам, воинству и всем людям. Заамвонная молитва по своему содержанию представляет сокращение всех ектений, которые читались верующими во время Божественной Литургии. По окончании заамвонной молитвы верующие предают себя воле Божией словами: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», а также читается благодарственный 33 псалом: «Благословлю Господа на всякое время», (при этом иногда раздается присутствующим «антидор» или остатки просфоры, из которой был вынут Агнец, для того, чтобы и не приступавшие к Причащению вкусили бы от крупиц, оставшихся от Таинственной трапезы).

После 33 псалма священник последний раз благословляет народ, говоря: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков». Наконец, обратясь лицом к народу, священник делает отпуст, в котором просит Господа, чтобы Он, как благой и человеколюбивый, по ходатайству Пречистой Своей Матери и всех Святых, спас и помиловал нас. Хор поет «многолетие». Все молящиеся целуют святой крест, который дает им священник. После литургии обычно читаются благодарственные молитвы по святом причащении. Если они не читаются в храме, все причастившиеся читают их, вернувшись домой.

2) Схема Литургии верных

Литургия верных состоит из следующих частей:

• Сокращенная великая ектения.

• Пение 1-й части «Херувимской песни» и чтение священником «молитвы Великого входа».

• Великий вход и перенос Святых Даров.

• Пение 2-й части «Херувимской песни» и поставление Священных Сосудов на Престол.

• 1-я просительная ектения (о «предложенных, честных Дарах»): приготовление молящихся к освящению Даров.

• Внушение диаконом мира, любви и единомыслия.

• Пение Символа Веры. («Двери, двери премудр. вонмем»).

• Новое приглашение молящихся к достойному стоянию. («Станем добре…»).

• Евхаристическая молитва. (Три части).

• Освящение Святых Даров (во время пения: «Тебе поем…»).

• Прославление Божией Матери («Достойно есть…»).

• Поминовение живых и умерших («и всех, и вся…»).

• Внушение священником мира, любви и единомыслия.

• 2-я просительная ектения (об освященных честных Дарах): приготовление молящихся к причащению.

• Пение молитвы Господней.

• Возношение Святых Даров. («Святая Святым…»).

• Причащение священнослужителей и причастный стих.

• Предпоследнее явление Святых Даров и Причащение мирян.

• Возглас «Спаси, Боже, люди твоя» и «Видехом Свет Истинный».

• Последнее явление Святых Даров и «Да исполнятся уста наша».

• Благодарственная ектения за Причащение.

• Заамвонная молитва.

• «Буди имя Господне» и 33-й псалом.

• Последнее благословение священника.

3) Символическое значение Литургии верных

Сокращенная великая ектения читается в знак того, что начинается новая часть Литургии. В первой части Херувимской песни молящиеся побуждаются оставить все житейское попечение, чтобы достойно встретить Царя всех. Великий вход знаменует шествие Иисуса Христа на вольные страдания. Постановление Священных Сосудов на Престол означает снятие тела Господня со креста и погребение. Престол в этот момент символизирует Гефсиманский сад; антиминс – гроб Христов; покровцы – погребальную плащаницу; священник и диакон – Иосифа и Никодима, погребавших пречистое тело Спасителя. Каждение и фимиам – напоминают благоухание смирны, мира и алоя, которыми было помазано Тело Христа. Оставление звездицы над дискосом – означает печать на гроб Христа. Закрытие же Царских врат и задергивание завесы, после перенесения Святых. Даров, означает приставление стражи и камня ко Гробу. Внушение диаконом «мира и любви» напоминает, что они суть необходимые условия для принятия Тела и Крови Христовых, подобно тому, как за внутренний мир и самоотверженную любовь ко Христу Святые жены-мироносицы удостоились первыми лицезрения Иисуса Христа после воскресения. Возглас: «двери, двери, премудростию вонмем» напоминает, что молящиеся должны закрыть двери своей души для житейских помыслов и приготовиться к духовному созерцанию того, что происходит в Алтаре за Царскими вратами.

Следующее за тем открытие завесы пред пением Символа веры означает открытие гроба, а колебание священником воздуха обозначает землетрясение, бывшее в момент воскресения Иисуса Христа. Пение Символа веры является выражением веры Вселенской Церкви в Воскресение Иисуса Христа; а благовест – знак торжества проповеди о воскресении и в то же время средство напомнить отсутствующим о приближении момента Освящения Святых Даров. Матерь Божия торжественно прославляется Первой после освящения Святых Даров, потому что Она послужила Тайне воплощения и есть первая ходатаица наша для получения благ Евхаристии. Пение молитвы Господней есть знак исполнения обетов о даровании хлеба насущного для души и тела, подаваемых в Таинстве причащения. Возношение Святого Агнца есть видимый знак действительности воскресения Христова и явления Его Апостолам. Вливание теплоты в Святую Чашу перед причащением священнослужителей знаменует жизненность и действительность воскресшего Иисуса Христа, ибо теплота – необходимое Свойство живого и животворного тела и крови. Предпоследнее явление Святых Даров при пении стиха: «Благословен, грядый во имя Господне» изображает явление Спасителя после своего воскресения. Последнее явление Святых Даров означает вознесение Иисуса Христа. Фимиам каждения знаменует светлое облако вознесения. Престол знаменует Престол Бога Отца, жертвенник – является местом сидения Сына Божия одесную Бога Отца.

Таким образом, Литургия оглашенных означает годы учения Иисуса Христа, а Литургия верных – дни страданий, воскресения и последующее пребывание Спасителя на земле до вознесения и самое вознесение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.038 с.)