Общий очерк Литургии Преждеосвященных Даров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общий очерк Литургии Преждеосвященных Даров



В состав Литургии Преждеосвященных Даров (как первая часть) входит Вечерня, которая,

начинаясь литургийным возгласом: «Благословенно Царство…», продолжается до

вечернего (малого) входа и молитвы: «Свете тихий…» обычным порядком, т.е. бывает

предначинательный псалом, великая ектения, кафизмы, малая ектения, «Господи воззвах»,

стихиры на «Господи воззвах», вечерний вход. Во время чтения кафизм священник

вынимает из стоящего на Престоле ковчега Преждеосвященные Дары, полагает их на

Дискосе (на развернутом Антиминсе) и, окадив Престол троекратно, переносит дискос с

Преждеосвященными Дарами на жертвенник. Здесь священник вливает в Потир вино (без

чтения проскомидийных молитв) и покрывает Святые Дары покровами.

Вход совершается или с кадилом, или с Евангелием, если на Литургии полагается читать

Евангелие. После входа произносится прокимен. Затем читаются две паремии. Первая

паремия заимствуется из книги Бытия или Исхода, а вторая – из Притчей Соломоновых

или книги Иова. Перед второй паремией Царские врата открываются, и диакон

возглашает: «Повелите». Священник, держа в руках горящую свечу и кадило, произносит

перед Престолом: «Премудрость, прости». Затем, обратясь лицом к народу, произносит:

«Свет Христов просвещает всех». Некоторые ученые указывают на этот возглас, как на

доказательство того, что Литургия Преждеосвященных Даров и причащение ими

молящихся в древности совершалось вечером, за вечерним богослужением. Слова этого

возгласа соответствовали моменту освещения храма светильниками по случаю

наступавшей темноты. Возгласом указывается, что Божественный свет светил уже в

ветхозаветных пророчествах и прообразованиях и приготовлял их к Иисусу Христу.

Предстоящие при этом падают ниц, т.е. преклоняются до земли, выражая свое смирение

перед Вечным Светом, Господом Иисусом Христом. После второй паремии для большего

возбуждения чувства покаяния поются (тремя певцами) с особенным умилением стихи

140 псалма: «Да исправится молитва моя…», «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» и,

сверх того, другие стихи: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о

устах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех». (Порусски: «Не уклони, Господи, сердце мое в лукавые помыслы, чтобы мне измышлять себе

извинения (оправдания) в своих грехах»). По окончании каждого из этих стихов хор поет:

«Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва

вечерняя». Молящиеся слушают пение, стоя на коленях.

Во время пения этих стихов священник, стоя в алтаре перед Престолом, кадит, а по

окончании последнего стиха отдает кадило диакону, и сам становится на колени; диакон

же, стоя перед жертвенником, кадит до конца пения: «Да исправится…». После этих

стихов следует молитва святого Ефрема Сирина, а затем начинается собственно Литургия.

Перед молящимися проходят те же моменты, что и на Литургии святого Иоанна Златоуста

после чтения Евангелия, а именно: сугубая ектения, ектения об оглашенных, повеление

оглашенным удалиться из храма и две кратких ектении, которыми начинается Литургия

верных. Затем совершается Великий вход, т.е. перенесение Освященных Даров с

жертвенника на Престол, но вместо обычной «Херувимской песни» поется другая песнь,

как более приличествующая Святым Дарам: «Ныне силы небесныя с нами невидимо

служат: се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершенна дориносится. Верою и

любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (трижды)». Слова

этой песни «Жертва тайная, совершенна дориносится» ясно указывают на то, что на

Литургии Преосвященных Даров хлеб и вино бывают освящены раньше. В знак глубокого

благоговения перед Святыми Дарами – Великой Тайны Тела и Крови Христовых –

верующие среди глубокой тишины падают ниц, т.е. преклоняются до земли. По

перенесении Святых Даров Царские врата закрываются, а церковная завеса задергивается

до половины. Затем Литургия продолжается обычным порядком, но Символ Веры,

«Милость мира…» и Евхаристическая молитва пропускаются. Таким образом, после

Великого входа начинается приготовление верующих к Причащению. Затем следует

Причащение верующих и благодарение за Причащение, как на Литургии святого Иоанна

Златоуста. Отличия состоят в следующем: Вместо «Святая Святым» священник говорит:

«Преждеосвященная Святая Святым»; вместо «Благословен грядый во имя

Господне» (после явления Святых Даров) поется песнь: «Благословлю Господа на всякое

время…». Вместо обыкновенной заамвонной молитвы («Благословляяй благословящия»)

читается другая молитва («Владыко Вседержителю»), в которой священник от лица

верующих просит Бога, введшего их в пречестные дни поста для очищения души и тела,

помочь им течение поста совершить в подвиге добром, сокрушить невидимых змиев и

неосужденно достигнуть поклонения Воскресению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.006 с.)