Понятие о крестном знамении, поклонах, священническом благословении и других обрядах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о крестном знамении, поклонах, священническом благословении и других обрядах



Понятие о богослужении

 

Богослужением вообще называется Богопочитание или угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами, т. е. исполнение воли Божией.

Богослужение началось на земле со времени сотворения первых людей - в раю. Богослужение первых людей в раю состояло в свободном прославлении Бога, Его премудрости, благости, всемогущества и других Божиих совершенств, явленных в сотворении мира и в промысле о нем.

После же своего грехопадения люди должны были еще больше молиться Богу, умоляя Его о своем спасении. В Богослужении людей, после грехопадения, кроме молитв Господь установил жертвоприношения. Жертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божие. Соединение молитв с жертвоприношениями должно было, вместе с этим, и напоминать людям, что, Бог принимает их молитвы ради той жертвы, которую впоследствии принес за всех людей пришедший на землю Сын Божий, Спаситель мира.

Сначала Богослужения совершались свободно на открытых местах. Не было ни святых храмов, ни священных лиц. Люди приносили жертву Богу, где хотели, и молились такими словами (молитвами), какие подсказывало им собственное чувство и настроение.

По повелению Божию, во времена пророка Моисея, была устроена скиния (первый ветхозаветный храм Единому, Истинному Богу), были избраны священные лица (первосвященник, священники и левиты), были определены жертвы на разные случаи и были установлены праздники (Пасха, Пятидесятница, Новый год, день очищения и др.).

Пришедший на землю Господь Иисус Христос, уча поклоняться небесному Отцу на всяком месте, тем не менее часто посещал ветхозаветный иерусалимский храм, как место особенного, благодатного, присутствия Божия, заботился о порядке в храме и проповедовал в нем. Так же поступали и святые апостолы Его, пока не было воздвигнуто открытое гонение на христиан со стороны иудеев.

Во времена апостолов, как видно из книги Деяний Апостольских, были особенные места для собраний верующих и для совершения таинства Причащения, называвшиеся церквами, где богослужение совершалось поставленными на то через рукоположение (в таинстве священства) епископами, пресвитерами (священниками) и диаконами.

Окончательное устройство христианского Богослужения совершено было преемниками апостольскими, под руководством Духа Святого и по данной им от апостолов заповеди: " все должно быть благопристойно и чинно " (1 Кор. 14, 40). Этот установленный порядок Богослужения строго сохраняется в нашей святой Православной Церкви Христовой.

Православным церковным Богослужением называется служение или служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия и священнодействий (обрядов), совершаемых по определенному чину, т. е. порядку, во главе со священнослужителем (епископом или священником).

От домашней молитвы церковное Богослужение отличается тем, что оно совершается священнослужителями, законно поставленными для этого через таинство священства святою Православною Церковью, и совершается преимущественно в храме.

Церковное православно-общественное Богослужение имеет целью для назидания верующих в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово и расположить их к молитве и к покаянию, а в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, как до Рождества Христова, так и после Рождества Христова. При этом имеется в виду возбудить в молящихся благодарность к Богу за все полученные благодеяния, усилить молитву о дальнейших милостях к нам от Него, и получить успокоение нашей душе.

А главное, через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, через совершение таинств при Богослужении, а особенно таинства Св. Причащения, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Понятие о богослужении

Богослужение – это определяемый церковным уставом особый порядок действий священнослужителей, церковнослужителей и народа, имеющих целью единение верующих друг с другом и с Богом. Действия, из которых состоит богослужение, заключаются главным образом в произнесении (пении и чтении) молитвословий, совершении поклонов с крестным знамением, торжественных шествиях, каждении, окроплении святой водой, помазании освященным маслом, различного рода благословениях и освящении предметов. А во время Божественной литургии происходит также освящение Святых Даров и причащение ими.

Богослужение занимает важное место в усвоении христианами плодов спасения. Оно помогает христианам достичь подлинного единения друг с другом и с Богом. В богослужении человек имеет возможность получить особую освятительную божественную силу – благодать Божию. Посредством богослужения происходит общение человека с Богом, осуществляемое через молитву, личное обращение к Личному Богу.

В богослужении христиане участвуют в процессе богопознания. Этому способствуют и богослужебные тексты, и подаваемая в богослужении божественная благодать, и религиозные переживания, проистекающие от благодати и осмысления богослужебных текстов. В древних языках встречается несколько слов, передающих различные оттенки человеческого знания. В церковнославянском языке – это слова «знание» и «ведение», относящиеся к знанию теоретическому и знанию, полученному на основе личного опыта. В богослужении верующий человек имеет возможность получать оба вида знания о Боге. Богослужебные тексты дают возможность теоретического познания в области богословия, несут знание для ума. Молитвенное богопознание, происходящее во время богослужения, есть опытное познание, вступление в личное отношение с Богом, несущее знание сердца.

Архимандрит Киприан (Керн) выделяет три важных богословских аспекта православного богослужения. Во-первых, богослужение является внешним выражением внутренней веры, манифестацией, демонстрацией веры, религиозных переживаний, что само по себе способствует укреплению веры. Во-вторых, богослужение приобщает верующего человека к искупительному подвигу Иисуса Христа, является средством освящения. В-третьих, богослужение имеет важное дидактическое, поучительное значение, учит вере и нравственности. Богослужебные книги сами по себе являются поэтическим учебником по церковному вероучению и нравоучению.

 

 

Внутреннее устройство храма

Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

Сам храм предназначался непосредственно для молитвы верных, то есть крещенных и не находящихся под епитимьей христиан.

Алтарь – место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.

Схема алтаря

Алта́рь

Слово алтарь, которым обозначается важнейшее, недоступное мирянам место храма, имеет давнюю историю. Уже в Древней Греции в местах общественных собраний существовало особое возвышение, предназначенное для выступлений ораторов, философов, вынесения приговоров судьями, оглашения царских указов. Называлось оно «би́ма», и означало это слово то же, что и латинское alta ara – возвышенное место, возвышение. Присвоенное важнейшей части храма название показывает, что с самых первых веков христианства алтарь сооружался на возвышенной по отношению к другим частям храма площадке. А символически это означает, что место, обозначаемое словом «алтарь» имеет чрезвычайно высокое духовное значение. В христианском храме – это место сугубого пребывания Царя Славы, Господа Иисуса Христа. Алтари в православных храмах по древней традиции устраиваются с восточной стороны. Алтарное помещение представляет собой абсиду, как бы пристроенную к восточной стене храма. Иногда бывает, что алтарь в храме находится не с восточной стороны, связано это с различными причинами, большей частью историческими.

Хотя православные храмы строятся алтарем на восток, в ту сторону, где восходит солнце – поклонение оказывается не тварному астрономическому началу, а Самому Христу, Которому в церковных молитвах усваиваются такие имена, как «Солнце Правды», «Восток свыше», «Восток имя Ему». Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами. Существуют и двухэтажные храмы, на каждом этаже которых может быть по несколько приделов.

В алтаре находятся Престо́л, на котором совершается Таинство Евхаристии и же́ртвенник, на котором происходит приготовление хлеба и вина для этого Таинства (проскоми́дия). За Престолом расположено Го́рнее место. Кроме того, принадлежностью алтаря является сосудохрани́лище и ри́зница, где до и после Литургии находятся священные сосуды, используемые для совершения Таинства и богослужебные облачения священнослужителей. Названия Престол и жертвенник достаточно поздние, поэтому в богослужебных книгах в соответствии с древней традицией жертвенник называется предложением, а Престол носит также название Трапезы, так как на нем находятся и с него преподаются духовенству и верующим Тело и Кровь Христовы.

Престол

Престол представляет собой деревянный (иногда мраморный или металлический) стол, утвержденный на четырех «столпах» (т. е. ножках, высота которых – 98 сантиметров, а со столешницей – 1 метр). Он расположен напротив Царских врат (ворот, расположенных в центре иконостаса) и является самым святым местом храма, местом где Христос действительно особым образом присутствует в Святых Дарах.

Престол

Неотъемлемыми принадлежностями Престола являются следующие священные предметы:

 

 

Же́ртвенник

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола (если смотреть из храма), у стены находится жертвенник. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен Престолу (это не касается священных предметов, на нем помещаемым). В первую очередь это относится к размерам жертвенника, которые бывают или одинаковы с размерами Престола или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте Престола. Все те одежды, которые присутствуют на Престоле есть и на жертвеннике: срачица, индития, покрывало. Название жертвенник это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для совершения Таинства Бескровной Жертвы.

 

Жертвенник

В приходских храмах, где нет сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся богослужебные священные сосуды, покрываемые пеленами. На жертвеннике обязательно ставится лампада и Крест с Распятием, иногда они совмещаются в одном предмете. В храмах, где существуют несколько приделов (т. е. храмов, пристроенных к главному храму и составляющих с ним единое целое) есть соответственно их количеству несколько Престолов и жертвенников.

Жертвенник имеет меньшее, чем Престол значение, поэтому во время освящения храма, он в отличии от Престола, только окропляется святой водой. Однако поскольку на нем совершается проскомидия и имеются священные сосуды, жертвенник является священным местом, к которому не позволено прикасаться никому, кроме священнослужителей. Очередность каждения в алтаре следующая: сначала Престолу, затем Горнему месту и только после этого жертвеннику. Но когда на жертвеннике стоят приготовленные на проскомидии для последующего священнодействия хлеб и вино, то после каждения Престола кадится жертвенник, а затем Горнее место. Возле жертвенника обычно ставится стол для просфор, поданных верующими, и записок для поминания о здравии и о упокоении.

Жертвеннику усваиваются множество символических значений, причем каждое из последующих «сменяет» предыдущее в определенный момент службы. Так на проскомидии жертвенник символизирует пещеру и те ясли, где находился новорожденный Христос. Но поскольку уже в Своем Рождестве Господь приготовлялся к крестным страданиям, то жертвенник знаменует собой и Голгофу, место крестного подвига Спасителя. А когда в конце Литургии Святые Дары переносятся с Престола на жертвенник, то он приобретает значение Небесного Престола, куда вознесся Господь Иисус Христос после Своего Воскресения. Многозначность в символике – одно из интересных явлений совокупности духовных значений одного и того же священного предмета.

 

Богослужебные сосуды

ДИСКОС (греч. – круглое блю­до) – богослужебный сосуд, на котором полагается Агнец, т.е. та часть просфоры, которая на литургии по призывании Св. Духа претворяется в истинное тело Христово. В древности дискосы не имели ножки или подставки и, дейст­вительно, полностью соответствовали своему названию. Сегодня дискос имеет немного более сложную конструкцию. Он представ­ляет собой небольшое металлическое блюдо с плоским широким краем, окружающим мелкое плоское дно. Блюдо укреплено на не­высокой ножке с утолщением в середине, расширяющейся книзу в широкую круглую подставку почти такого же размера, что и верх­няя часть.

Во время проскомидии, при изъятии Агнца из просфоры и положении его на дискос, воспоминается рождество Господа, и дискос знаменует собой ясли, в которые был положен младенец Иисус. По перенесении даров с жертвенника на престол, воспоминается страдания Господа на кресте, Его смерть, положение во гроб, и дискос знаменует собой Голгофу и гроб Спасителя.

Дискос напоминает нам о том блюде, с которого во время Тай­ной Вечери Господь раздавал Своим ученикам хлеб, претворен­ный в Тело Свое. Дискос круглый, а круг является символом веч­ности – он не имеет ни начала, ни конца. Это означает вечность Церкви Христовой.

Часто на дне дискоса выгравированы два ангела, стоящих на ко­ленях перед Агнцем, который изображен между ними. Агнец, или ягненок, – это животное, которое в древности приносили в жерт­ву за грехи людей. Таким Агнцем стал для всего человечества Гос­подь Иисус Христос, принявший смерть на кресте за грехи всего мира. Поэтому по краю дискоса часто делают надпись: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира». Эти слова сказал о Христе Иоанн Креститель.

Подставка, на которой укрепляется верхнее блюдо дискоса, име­ет символическое значение духовной высоты.

ПОТИР (греч. – сосуд для питья). Это металлическая чаша, укрепленная на высокой подставке и имеющая круглое широкое и устойчивое основание. В середине подставка обычно имеет утолщение. Часто потир называется просто чашей.

В потире во время литургии совершается претворение в истинную Кровь Христову. В потир опускаются час­тицы Агнца, претворенного в Тело Христово, и затем он выносит­ся в храм для причащения верующих. Чаша означает таинственно Пресвятую Деву Марию, в Которой помещался Невместимый Бог до Своего Рождества. Потир, или чаша, – символ литургии или Евхаристии.

Потир напоминает нам и о той чаше, которую дал Своим учени­кам Христос на Тайной вечере. Итак, и дискос, и потир напоминают нам о Тайной вечере.

На потирах обычно изображается образ Христа Спасителя (на той стороне, которой во время богослужения потир повернут к свя­щеннику), слева – образ Матери Божией, справа – Иоанна Пред­течи, а с противоположной от священника стороны – крест.

В середине XVII в., церковными распоряжениями было установлено делать дискосы и потиры из золота или серебра, или, в крайних случаях, из олова, но не из дерева (впитывает часть Крови Христовой, невозможно оттереть дочиста) и меди (окисляется). Драгоценные металлы, камни и украшения – это только сим­волы добродетелей, которых ждет от нас Бог.

ЗВЕЗДИЦА состоит из двух металлических широких дуг, соеди­ненных в верхней точке так, что они могут свободно двигаться от­носительно друг друга. Во время богослужения священник или складывает их вместе, или раскрывает в виде креста. Тогда звездицу ставят на дискос, на котором в это время находится приготов­ленный Агнец. Звездица при этом означает таинственную звезду, которая привела волхвов к пещере, где родился Христос, и оста­новилась над ней. Звездицу стал использовать во время богослу­жения свт. Иоанн Златоуст, до этого знали только потир и дискос.

Звездица имеет и практическое значение. Она предохраняет Агнца и частицы, расположенные на дискосе, от смещения, когда дискос накрывается покровами. Но главное – это ее символиче­ское значение: Вифлеемская звезда, а также Крест, когда звездица раскрыта; когда сложена – божественное и человеческое естество во Христе, которые в Нем не слитны и не раздельны.

КОПИЕ – плоский нож в виде треугольного наконечника ко­пья, вставленного в деревянную или костяную ручку. Им выреза­ют из большой богослужебной просфоры Агнец, а также вынима­ют частицы из других просфор. Оно напоминает нам о том копье, которым один из римских воинов пронзил ребра Спасителя, же­лая удостовериться в Его смерти на кресте. Копием священник пронзает с правой стороны вырезанного Агнца во время богослужения.

Копие имеет и еще одно назначение. В Требнике есть последование, которое совершает священник над копием, омывая его во­дой с особой молитвой. Эта вода дается больному.

ЛЖИЦА – небольшая ложечка с крестом в конце длинной руч­ки. Лжицей причащают из чаши мирян. Так же, как дискос, потир, звездица, она делается из драгоценных металлов или из металлов, не дающих окислов.

Лжица, как и звездица, была введена в употребление свт. Иоанном Златоустом. Причащение с помощью лжицы духов­но означает, что верующие соединяются с Богом через Церковь, питающую их духовной пищей.

ТАРЕЛОЧКИ, которые употребляются при богослужении, не имеют подставок. На одной из них изображен Крест, на другой – образ Богоматери с Младенцем. На тарелочке с Крестом из служебной просфоры обычно вырезают Аг­нец. На второй, с образом Богоматери, вынимают частички из про­сфор в честь Богородицы, святых, а также о здравии и о упокоении членов Церкви. На тарелочке с Крестом есть надпись: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», а на тарелочке с образом Богоро­дицы: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу». На тарелочке с Крестом после освящения Даров Тело Христо­во раздробляется, разрезается на более мелкие частицы для при­чащения мирян.

При богослужении употребляются обычно еще несколько не­глубоких тарелочек с теми же изображениями и надписями, но большего размера. На них кладут просфоры, а также части боль­шой служебной просфоры, оставшиеся после вырезания из нее Агнца. Эти части называются антидором и даются после литургии тем, кто еще не ел в этот день.

КОВШИКИ с ручкой особой формы также используются при богослужении. Из них во время приготовления Даров наливается в чашу вода и вино, а после освящения Даров и соединения Тела Христова с Кровью в чаше, туда из ковшика добавляется теплая вода, означающая благодать Святого Духа. Теплая вода символи­зирует также и теплоту веры церковного народа, соединяющегося с Господом в Святом Причащении. Ручка ковшика делается в виде царской короны с крестом на вершине. Часто ковшик имеет надпись: «Теплота веры исполнь Духа Святаго». По окончании литургии горячей водой из ковшика омывается Святая чаша.

ГУБА (губка) используется для собирания мелких частиц Свя­того Агнца с дискоса и тарелки. Другая губка, которой отирают Свя­тую Чашу, находится постоянно на жертвеннике. Она напоминает нам губку, намоченную в уксусе с желчью, которую поднял воин на копье к губам страдающего от жажды Спасителя на Голгофе. Сегодня вместо губки для отирания чаши часто используется плат из красной материи.

Малые ПОКРОВЦЫ и общий ПОКРОВ (ВОЗДУ́Х). Малые покровцы (воздухи) используются для прикрытия чаши и дискоса с поставленной на нем звездицей. Общий покров (воздух) покрыва­ет оба сосуда вместе поверх малых покровцов.

Покровы и воздух напоминают нам о времени рождения в мир Спасителя, уложенного в ясли и спеленутого, как обычный младе­нец. Покровы – это символические младенческие пелены Богомладенца. Но одновременно покровы – это и великолепные одежды сла­вы Христа Вседержителя, поэтому они делаются обычно из парчи и украшаются шитьем.

Малые покровцы похожи по форме на кресты. Их плотной не­гнущейся серединой накрывается верх чаши (первым покровцом) и звездица на дискосе (вторым). Четыре конца мягко спадают вниз, таким образом покрывая сосуды с четырех сторон.

Большой покров – воздух – делается мягким. Он прямоуголь­ной формы и больше малых покровцов, потому что должен накры­вать оба сосуда, стоящие рядом.

На концах малых покровцов вышиваются херувимы. Херуви­мы также есть и на углах воздуха. В середине покровцов и воздуха изображены равносторонние четырехконечные кресты.

КАДИ́ЛО – это сосуд для воскурения благовонного дыма – фимиама. Кадило древней формы представляло сосуд, укрепляемый на стержне, с рукоятью для ношения, которая, впрочем, не всегда являлась обязательной. Отличия его от кадила современной формы проявляются IV века, современное употреблялось уже в X-XI вв. Оно состоит из двух половин. Нижняя часть кадила, в которую кладут угли, подвешивается на цепочках к ручке. Верхняя половина кадила изображает кровлю храма с куполом. Кадило делают из серебра, золота, бронзы, латуни.

В кадило кладутся разожженные древесные угли, на них – ку­сочки ладана, который, сгорая, распространяет благоуханный дым (фимиам). Фимиамом кадят престолу, Горнему месту, жертвеннику, ико­нам, другим святыням и людям (священнослужителям и миря­нам).

Воскурение Богу благовоний было известно в глубокой древно­сти, задолго до появления христианства. Еще в Библии указан со­став благовонного вещества, которое употребляли для воскурения Богу. В состав этого вещества входил ливан – ароматическая смо­ла, которая собиралась с деревьев и кустарников в странах Восто­ка, в том числе и в Ливане. Видимо, поэтому вещество стали назы­вать ливаном, а затем в России это слово переиначили в ладан.

Благовонный дым ладана, курящийся из кадила, возносит наши молитвы к Богу, а к нам возвращается как знак благодати Святого Духа.

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА – находящийся на престоле сосуд, в котором хранятся Св. Дары пря приобщения больных и Св. Агнцы для Преждеосвященной Литургии. Она знаменует собой гроб Христов и напоминает ветхозаветную стамну с манной, хранившуюся в ковчеге завета.

СОСУД ДЛЯ ОСВЯЩЕНИЯ ХЛЕБОВ, ПШЕНИЦЫ, ВИНА И ЕЛЕЯ на литии (ЛИТИЙНЫЙ ПРИБОР) – это металлическое блюдо, которое соединяется с круглым основани­ем высокой ножкой. На блюдо кладутся во время литии пять хле­бов. На основании укреплены стаканчики с пшеницей, вином и елеем.

Пять хлебов, которые лежат на блюде выше всего остального, напоминают нам о чуде, которое сотворил Христос, накор­мив пятью хлебами пять тысяч человек. Это – область Не­бесной жизни. Ниже находятся сосуды с пшеницей, вином и елеем – плодами трудов человека на земле. Это – об­ласть жизни земной. Хлеб, пшеница, вино и елей – это своеобразная жертва Богу в благодарность за Его дары и благодеяния, за то, что Он дает нам пищу. Священник просит их благословить и умножить в нашей стране и во всем мире, а также освятить всех тех, кто употребляет их в пищу.

С той стороны сосуда, которой он во время литии обра­щен к алтарю, прикреплен подсвечник для трех свечей в форме ветви с тремя листьями. Трехсвечник в виде ветви символизирует дерево жизни, а форма круга, которую имеет прибор, напоминает о веч­ности даров Божией благодати. Три свечи сияют в знак Святой Троицы.

ЧАША (СОСУД) ДЛЯ ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ. Это большая чаша на низ­кой круглой подставке. Она ставится на стол. С противоположной от священника стороны чаши, обращенной во время молебна к ал­тарю, обычно делаются подсвечники для трех свечей. Иногда, если таких подсвечников нет на сосуде, свечи прилепляются на край. Три горящих свечи означают огонь благодати Святой Троицы. Святая вода, которая освящается в этом сосуде, укрепляет ду­шевные и телесные силы. Как сосуд и вместилище Божией благодати, водосвятная чаша приближается в своем символическом значении к евхаристической чаше – потиру и знаменует то же самое. Круглое основание чаши есть знамение круга земной Церкви, круглая чаша знаменует Церковь Небесную, и всё вместе есть символ Богоматери, как чистейшего сосуда Божией благодати, как чаши, челплющей радость.

КУПЕЛЬ ДЛЯ КРЕЩЕНИЯ обладает теми же символическими значениями. Этот сосуд также делается в виде чаши, только значительно бо́льших размеров, чем водосвятная, и на высокой подставке.

КОВЧЕЖЕЦ для совершения таинства Крещения – прямоугольный ящичек для хранения в нем сосудов с Миром и елеем, помазков в виде стержней с кис­точкой или шариком на одном конце и с крестом на другом, губки для отирания святого Мира с тела крещеного и ножниц для по­стрижения волос на главе крещаемого. Самый ковчежец для хра­нения этих принадлежностей знаменует собою и ясли Богомладенца, и гроб Спасителя, из коих проистекли для всего мира благо­датные возможности приобщения людей и к жизни, и к смерти, и к Воскресению Господа Иисуса Христа, к Самой Его Личности, к наследию в Нем и с Ним богообщения и жизни вечной в Царстве Небесном. Сосуды с елеем и Миром содержат в себе благодатные силы и дары Духа Святого, возрождающие крещаемых людей для жизни в Боге. Помазки знаменуют собою посредство Церкви в деле обращения и спасения людей. Губка знаменует то же, что и губки в антиминсе и на жертвеннике. Ножницы означают ду­ховные орудия отсечения мирских соблазнов и страстей для совершенного посвящения человека Богу.

 

Иконостас

Иконоста́с (ср.-греч. εἰκονοστάσιον) — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая в византийском обряде алтарь от остального храмового помещения.


Иконоста́с
(от греч. εἰκονοστάσιον (иконостасион) (от εἰκών — образ, изображение, и στάσις — место стояния)) — перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Представляет собой стенку с расположенными по ярусам иконами, отображающими историю попечения Бога о человеке. Обычно число ярусов бывает от трех до пяти. Их можно рассматривать, начиная от верхнего яруса к нижнему, ибо такая схема последовательности указывает на историческую последовательность обозначаемых этими иконами событий.

– Пятый, верхний ярус содержит икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.).
– Четвертый снизу – икону Богородицы «Знамение» и иконы предстоящих пророков.
– Третий ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников.
– Второй ярус – иконы Деисиса.
– В середине нижнего яруса находятся Царские врата, справа (на южной стороне) от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которому посвящен храм. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.

Иконостас непременно венчается Крестом, как вершиной Божественной любви к падшему миру, отдавшей Сына Божия в жертву за грехи человечества.

 

 

Символика иконостаса

Местный ряд

В нем располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырех евангелистов. Иногда изображается только Благовещение.

Справа от царских врат - икона Спасителя, слева — икона Богоматери. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона.

 

Деисусный ряд

«Деисус»(греч.)-«моление». В центре всегда икона Христа. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматерь, справа — Иоанн Предтеча, далее архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Изображенные на иконах святые повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

 

Праздничный ряд

Иконы основных событий Евангельской истории (12 праздников). Праздничный ряд содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. Заканчивается ряд иконой Успения.

 

Пророческий ряд

Иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств, цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение или Богоматерь с Младенцем на престоле.

 

Праотеческий чин

Иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей — Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда — «Отечество» или «Троица Новозаветная». В некоторых современных иконостасах центральным образом праотеческого ряда сделана икона «Троица Ветхозаветная», то есть изображение явления трех Ангелов Аврааму

 

Завершается иконостас

крестом или иконой Распятия. Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены- мироносицы и сотник Лонгин (согласно преданию, римский центурион, пронзивший копьём распятого Христа).

 

Символика иконостаса

Изображения на царских вратах и в местном ряду - путь к спасению. Деисусный чин - момент второго пришествия Христа и Страшного суда, когда Церковь молит Христа-Судью за человечество. Праздничный чин - важнейшие моменты пришествия Спасителя в мир и совершенного Им искупления. Пророческий чин - тема ветхозаветных пророчеств и предзнаменований о Спасителе, Который должен прийти в мир. Праотеческий чин - древнейшие праведники от самого Адама, знавшие единого Бога.

 

 

Богослужебные облачения

Эти одеяния, имеющие общее наименование "ризы", используются священнослужителями в ходе совершения богослужений. Делятся они на три категории: диаконские, иерейские и архиерейские (одеяния церковнослужителей, не принадлежащих к числу духовенства, в эти категории не попадают). Интересной особенностью является тот факт, что каждая последующая степень священства имеет все богослужебные одеяния предыдущей и плюс к этому те одеяния, которые являются принадлежностью их степени. То есть священник имеет все диаконские одеяния и сверх того присущие его сану; епископ имеет все священнические одеяния (кроме фелони, которая заменяется саккосом) и сверх того – присвоенные его архиерейскому сану.

Диакон в богослужебном облачении

Иерей в богослужебном облачении

Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебными облачениями являются:

1. Для диаконаподрясник, поручи, стихарь, орарь;

2. Для священникаподрясник, ряса (во время Литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест;

3. Для архиереяподрясник, ряса (на Литургии вместо рясы – подризник ), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь ), омофор, панагия, крест, митра.

Церковнослужители прислуживают в стихаре.

Некоторые богослужения священник может совершать без фелони, а архиерей без саккоса. В качестве награды священникам дается право ношения скуфии, камилавки или митры, а также набедренника, палицы, креста с украшениями.

Стиха́рь – богослужебное облачение священно- и церковнослужителей. Различаются стихари церковнослужителя, диакона, священника и архиерея. Отличие богослужебных одежд низшего чина священнослужителей – диаконов – составляет то, что они служат в подряснике, поверх которого надевается стихарь. Стихарь диакона (и церковнослужителя – алтарника, пономаря) – это длинная одежда, состоящая как бы из двух половин, с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленная пуговицами. Стихарь символизирует одежду спасения. Священнический и архиерейский стихарь представляют из себя облачение, именуемое подризник.

Стихарь

Подри́зник – богослужебное облачение священника и архиерея – длинная до пят шелковая (реже из иных материалов) одежда, в талию, с узкими рукавами, белого или желтого цвета. Архиерейский подризник имеет так называемые гамматы, или источники – ленты, стягивающие рукав у запястья. Гамматы символизируют ток крови из прободенных рук Спасителя. Как уже говорилось, подризник заменяет архиерею либо священнику рясу при совершении Литургии.

Подризник

По́ручи – часть богослужебного облачения духовенства, представляющие собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней их стороне, обшитые по краям лентой, имеющей иной, чем сами поручи, оттенок. Другое название поручей – нарукавники, означает то, что фиксируется эта часть богослужебного облачения на запястье, на рукаве подрясника. Поручь стягивается шнуром, продеваемым в металлические петли на боковых его краях, а шнур плотно обматывается вокруг руки и прочно на ней держится. Поручи символизируют собой Божью силу, крепость и мудрость, даруемую священнослужителям для совершения Божественных Таинств.

Ора́рь – часть богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная узкая лента, носимая ими на левом плече, причем один конец спускается на грудь, другой – на спину. Орарь является принадлежностью только диаконов и название свое получил от греческого глагола «оро», что значит смотрю, стерегу, наблюдаю. Впрочем, в латинском языке существует глагол абсолютно идентичный по написанию (лат. глагол " oro «), но имеющий значение «молиться». Другое значение слова орарь – полотенце, лентион (от лат. orarium).

Орарь

Архидиакон и протодиакон имеют двойной орарь, который представляет собой два соединенных ораря: один надет аналогично диаконскому, а второй спускается с левого плеча на правое бедро, где и соединяется концами.

Орарь символизирует те благодатные дарования, которые диакон получает при хиротонии. Иподиакон же надевает орарь крестовидно, в знак того, что он не имеет благодати священнослужителя. По толкованию святого Иоанна Златоуста орарь символизирует собой невещественные ангельские крылья в соответствии с тем образом ангельского служения в Церкви, который олицетворяют диаконы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.122 с.)