II . Характеристика сонорных звуков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Характеристика сонорных звуков.



Звук [j]: всегда мягкий, звонкий, согласный. Относится к группе щелевых (фрикативных) – средняя часть спинки языка образует щель с твёрдым нёбом.

Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.

Звук [Р]: твёрдый, звонкий, согласный. Относится к группе дрожащих (вибрантов) – кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется – вибрирует в проходящей воздушной струе.

Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом.

Звук [Р’]: мягкий, звонкий, согласный. Относится к группе дрожащих (вибрантов).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.

Звук [Л]: твёрдый, звонкий, согласный. Относится к группе смычно-проходных (кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идёт по бокам языка, между языком и щекой).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом.

Звук [Л’]: мягкий, звонкий, согласный. Относится к группе смычно-проходных..

Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.

Звук [М]: твёрдый, звонкийй, согласный. Относится к группе носовых, смычно-проходных; смычку образуют губы, воздушная струя идёт через нос.

Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом.

Звук [ M ’]: мягкий, звонкий, согласный. Относится к группе носовых, смычно-проходных.

Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.

Звук [Н]: твёрдый, звонкий, согласный. Относится к группе носовых, смычно-проходных (передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идёт через нос).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом.

Звук [Н’]: мягкий, звонкий, согласный. Относится к группе носовых, смычно-проходных.

Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.

 


III. Артикуляционная гимнастика для [Л] [Л’] звуков.

Наказать непослушный язык.

Цел ь: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5–10.

Вкусное варенье.

Цель: укреплять мышцы язьиса, развивать подвижность языка, вырабатывать подъём широкой передней части языка.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.

Качели.

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Описание: рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.

Пароход гудит.

Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук [Ы].

Индюк.

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не открывать язык от губы - как бы поглаживать её. Сначала

производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится "бл–бл".

Пощёлкать кончиком языка.

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Беззвучно пощёлкать кончиком языка.

Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребёнку определить место языка при произнесении звука [Л].

Описание: ребёнок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Фокус.

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Описание: рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут, боковые края и кончика подняты, средняя часть спинки языка прогибается к низу. Удерживая язык в таком положении, сдуть ватку с кончика носа.

Методические указания: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

III. Артикуляционная гимнастика для [Р] [ P ’] звуков.

Чьи зубы чище?

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Маляр.

Цель: отработать движения языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языка вперёд – назад.

Качели.

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Описание: рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.

Грибок.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движения языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Описание: рот открыть, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей полости к нёбу и удерживать в таком положении под счёт.

Гармошка.

Цель: укреплять мьшщы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Описание: рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу и не опуская языка раскрывать и закрывать рот.

Вкусное варенье.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъём широкой передней части языка.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.

Фокус.

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Описание: рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут, боковые края и кончика подняты, средняя часть спинки языка прогибается к низу. Удерживая язык в таком положении, сдуть ватку с кончика носа.

Загнать мяч в ворота.

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания: 1. Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик, на одном выдохе не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Автомат.

Цель: развивать вибрацию кончика языка.

Описание: широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали.

Методические указания: следить, чтобы губы не напрягались, щёки не раздувались, язык зубами не зажимался.

10. Автомат2.

Цель: вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Описание: рот открыт, губы в улыбке. Напряжённым кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «т-т-т» - сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Барабан.

Цель: вырабатывать подъём языка, умение делать кончик языка напряжённым, развивать его подвижность.

Описание: а) рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «д-д-д». Сначала звук [Д]произносить медленно, постепенно темп убыстрять;

б) рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо слоги «да–ды». При произнесении слога «да» язык отводится к центру нёба, при произнесении «ды» –перемещается к бугоркам за верхними зубами.

Методические указания: сначала выполнять медленно, затем темп убыстрять.

Лошадки.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот и пощёлкать кончиком языка, как щёлкает лошадка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.011 с.)