I . Уклад органов артикуляции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Уклад органов артикуляции.



При произнесении звука [С] органы артикуляционного аппарата располагаются следующим образом (см. рис. 1):

– губы растянуты в улыбку; – зубы сближены на расстояние около 1мм.; – кончик языка упирается в нижние резцы; – спинка языка выгнута, и посередине её образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам; – боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов; – нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки так, что образуется препятствие для выхода воздуха через нос; Рис. 1. Артикуляция звуков с, с’; з, з’. ____ с, з; __.__.__ с’, з’

– голосовые складки разомкнуты, голос не образуется.

 

При произнесении звука [С]:

– спинка языка более выгнута по направлению к твёрдому нёбу и весь язык напряжён;

– кончик языка сильнее упирается в резцы;

 

При произнесении звуков [З’], [З’]:

– артикуляционный уклад тот же, что и при произнесении звуков [С], [С]; – спинка языка поднята несколько выше; – голосовые складки сомкнуты и вибрируют; – выдох менее напряжён, чем при звуке С.   При произнесении звука [Ц] (см. рис. 2): – в первый момент кончик языка упирается в нижние резцы, как при звуке [С];       Рис. 1. Артикуляция звуков ц ___ момент смычки__.__.__щель

– спинка языка круто вогнута и передней своей частью образует смычку у шеек верхних резцов;

– во второй момент кончик языка остается в том же положении, а передняя часть спинки после разрыва смычки отскакивает в положение звука [С] и в середине её образуется узкий канал для прохода воздуха;

– мягкое нёбо поднято;

– голосовые складки разомкнуты;

– выдох умеренный.


II. Характеристика свистящих звуков.

 


Звук [С]: твердый, глухой, согласный. Относится к группе язычно-зубных звуков (кончик языка у нижних резцов).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом.

Звук [С’]: мягкий, глухой, согласный. Относится к группе язычно-зубных звуков (кончик языка у нижних резцов).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.

Звук [З]: твердый, звонкий, согласный. Относится к группе язычно-зубных звуков (кончик языка у нижних резцов).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом.

Звук [З’]: мягкий, звонкий, согласный. Оnносится к группе язычно-зубных звуков (кончик языка у нижних резцов).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.

Звук [Ц] всегда твёрдый, глухой, согласный. Относится к группе аффрикатов (составных звуков).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом.

 

III. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.

 

Загнать мяч в ворота.

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания: 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик, на одном выдохе не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык.

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя..». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5–10.

Методические указания: 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Сделать язык широким.

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 – до 5–10.

Методические указания: 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Кто дальше загонит мяч?

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания: 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук [Ф], а не звук [X], т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы.

Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

 

ЗВУК [С]

IV. Постановка свистящих обычно начинается с глухого твердого [С]. При его постановки логопед опирается на тот или другой базовый звук в зависимости от того, какой из звуков уже сформирован (см. рис. 1):

 

Рис.

 

1. По подражанию.

Чтобы ребенок правильно подражал, для этого нужно: обязательно обнажать все зубки, иначе струя, которая четко идет на передние зубы, будет

искажаться и звук будет смазанный. Точно упираться языком в верхнюю часть нижних зубов.

Кроме зрительного, слухового анализаторов подключаем и тактильный: когда произносим звук [С], даем ребенку почувствовать прохождение струи на зубки, дуя на тыльную сторону его ладошки. Почаще его просите изобразить, как поет птичка, одновременно с фигуркой. Следите за правильным положением губ, зубов, языка: при необходимости поправляйте ребенка. При этом звуке надо получить правильную воздушную струю точно посередине и положение языка в верхней части нижних зубов, в которые он упирается.

б) Звук [С] сравнивается со свистом ветра и показывается правильная артикуляция звука после предварительной отработки отдельных элементов артикуляции. Обращается внимание на узкую холодную струю воздуха, которая ощущается тыльной стороной ладони.

в) При межзубной сигматизме нужно произносить слог «са» со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном [А] отпустить челюсть.

С механической помощью.


а) Открыть рот. Распластать язык и напряженным кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку или логопедический зонд № 1 (рис. 3) так, чтобы он прижимал только переднюю часть языка.

Зонд № 1                            Рис. 3

 

Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет зонд. С силой равномерно выдумать воздух, контролируя ладонью руки. Слышится длительный звук [С].

б) Постановка [С] от [Т]


Ребенок произносит многократно слог «та-та-та», логопед вводит зонд № 2 (рис. 4) между альвеолами и кончиком, (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.

Рис. 4

в) Постановка [С] от [Ф]

1) Ребенку предлагается улыбнуться, произнести звук [Ф] и просунуть язык между зубами – получится межзубное произношение звука [С], а затем переводят язык в зазубное положение;

2) Во время произнесения языка [Ф] шпателем или пальцем оттягивать нижнюю губу вниз от зубов.

г) При шипящем сигматизме спица или зонд № 1 кладется горизонтально зубам, а язык должен уходить вниз спицы. Из такого положения ребенку предлагается произнести звук [С].

 


Смешанный.

Постановка [С] от [И].

Ребенка просят улыбнуться произнося звук [И], одновременно оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы видны зубы и дуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для [С].

 

ЗВУК [С’]

 

1. По подражанию.

а) При постановке звука [С’] исходим из правильной артикуляции (для чего следует очень тщательно отработать гимнастику губ, языка, воздушной струи).

б) Звук [С’] усваивается в то время, когда при закреплении артикуляции звука [С] используются слоги, в которых свистящий согласный стоит перед гласными звуками [Е], [И]: «са – ся», объясняя, что при мягких согласных спинка языка шире и выше, чем при твёрдых /используем все виды контроля).

 

2. С механической помощью.

Постановка [С’] от [С].

Ребёнок произносит твёрдый звук [С], одновременно, логопед большим пальцем нажимает снаружи на нижнюю часть рта – звук смягчается.

 


ЗВУК [З]

 

1. По подражанию.

Постановка [3] отзвука [С].

а) Показывается правильная артикуляция звука [С], ребёнку предлагается повторить упражнение и добавить голос – «включить музыку».

б) Постановка [3] от [Э] или [Ы].

Свистящий звук [3] целесообразнее стимулировать, пользуясь межзубным гласным звуком [Э] или [Ы]. Для этого на фоне непрерывного голосового звучания звуков [Э] или [Ы] предлагаем ребёнку многократно выдвигать кончик языка вперёд, слегка касаясь им краёв верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог свободно проходить через межзубное пространство. Главное, чтобы звучание не прерывалось, губы при артикуляции должны быть чуть раздвинуты в стороны.

в) Постановка [З] от [В].

Ребёнку предлагается улыбнуться, произнести звук В и просунуть язык между зубами – получится межзубное произношение звука 3, затем переводят язык в зазубное положение.

г) Теперь с ребёнком изобразим кистью руки комарика и будем подражать, как он звенит. (см. рис. 1)

Для правильного подражания нужно: обнажить все зубки в «улыбке", расстояние между зубов примерно 2 мм, кончик языка упирается в верхнюю часть нижних зубов, выдыхаемая струя идёт точно посередине передних резцов на кончик языка, при этом участвует голос. Можно сначала начать от [И] плюс [С], а затем включить голос – «исзз».

 

С механической помощью.


Открыть рот и распластать язык, напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить логопедический зонд №-1 (см. рис. 2) так, чтобы он прижимал только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбке. Сомкнуты зубы, насколько позволяет зонд. С силой равномерно выдувать воздух с добавлением голоса.

                                 Зонд № 1                        Рис. 2

 

 

ЗВУК [З’]

1. По подражанию.

а) При этом звуке зубы обнажены в «улыбке», почти сомкнуты. Язык упирается в шейки нижних зубов (в нижние дёсны) и напряжён. Струя воздуха направлена на передние зубы через кончик языка. Складки сомкнуты, вибрируют: есть голос.

б) Постановка [З’] от [С’].

Звук [З’] легко воспроизводится на основе простого присоединения голоса к фонеме [С’]. Особое внимание уделяется зрительному и слуховому контролю.

 

2. С механической помощью.

Постановка [З’] от [З].

Ребёнка просят произнести твёрдый звук [З], в момент произнесения логопед большим пальцем нажимает снаружи на нижнюю часть рта – звук смягчается.


ЗВУК [Ц]

 

1. По подражанию.

а) Обратить внимание на профиль артикуляции и объяснить правильную артикуляцию с показом перед зеркалом. Указать на ошибки ребёнка.

б) Теперь сделаем фигурку – «Шарик», (см. рис. 1)

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками, как на рисунке. В этом положении дуем на них («шарик» сложен). Постепенно пальчики принимают форму шара (см. рисунок). В таком положении двигаем руками в разные стороны – «шарик» летает. Но вот он летал, летал и лопнул. Воздух «выходит» и пальчики принимают исходное положение («шарик» сложен).

Теперь пробуем с ребёнком подражать «лопнувшему» шарику: «Т – сссс». Звук [Ц] состоит из двух: [Т] плюс [С]. Если ребёнок произносит эти звуки правильно и легко, то затруднений это не вызовет. Необходимо обязательно следить за «улыбкой» – зубки обнажать и верхние, и нижние. Кончик упирается в нижние зубки. Учим ребёнка быстро производить смычку. Можно пользоваться термином «постреляй» – «тс-тс».

в) Постановка [Ц] от [Т], [С].

Звук [Ц] может быть легко получен с помощью указания на то, что звук [С] должен быть предпослан звуку [Т] (тс_, тс_; атс_, атс_; тс_а, тс_а). Следует обратить внимание на то, что в этом случае звук [Т] произносится при опущенном к нижним резцам кончике языка. Это необходимо для получения слитного звучания взрывного и фрикативного компонентов фонемы [Ц].

 

2. С механической помощью.

а) В тех случаях, когда ребёнку трудно удержать кончик языка у нижних резцов шпателем или зондом № 2 (рис. 2) или помещает зонд между передней частью спинки языка и зубами и просит ребёнка произносить с сильным выдохом слог «та». В момент произнесения ребёнком взрывного элемента слога логопед слегка нажимает на язык. Слышится шум, присоединяющийся к взрывному шуму, в результате слышится звук [Ц].

 

Рис. 2

 

б) Постановка [Ц] от [Т].

Ребёнку предлагается произносить звук [Т] с опущенным кончиком языка, при этом сильно подуть на спинку языка, одновременно отодвигая язык назад шпателем.


ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.038 с.)