IV . Постановка шипящих звуков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV . Постановка шипящих звуков.



Сначала ставится звук [Ш], а затем на его основе ставится звук [Ж]. Постановка звука [Ш] осуществляется рядом приёмов (см. рис. 1):

Рис. 1

 

 


ЗВУК [Ш]

 

По подражанию.

а) Ребёнок высовывает язык (язык в виде широкой лопатки), поднимая его передний край к носу. Струя выдыхаемого воздуха заставляет отклоняться поднесённую к носу полоску бумаги. Это положение помогает выработать нужную позицию. А затем детям объясняется правильная артикуляция звука.

При подражании нужно следить за тем, чтобы ребенок точно губами выполнял линию овала, обнажая при этом зубы, между которыми выдерживал расстояние равное 2–5 мм (обязательно). Нужно выдерживать также расстояние между кончиком языка и верхними альвеолами (деснами), через которое проходит выдыхаемый воздух. Если его не будет, т. е. кончик языка упирается в верхние альвеолы, то воздух пойдет по краю языка или по обеим краям. Звук будет искажен.

б) Чаще всего затруднения в постановке звука [Ш] обусловлены неумением ученика придать языку требуемое положение. В таких случаях необходимо прежде всего отказаться от выдвигания губ, т.к. оно мешает видеть положение языка. Показывая положение языка, следует приоткрыть рот, обнажить зубы и слегка запрокинуть голову. Если ученик не может поднять язык к нёбу, придав ему в тот же время необходимую форму, то следует сначала попытаться получить прообраз требуемый артикуляции, при которой язык соприкасается с верхними резцами или альвеолами оставляя посредине плоскую щель. Получив таким образом звук, представляющий собой нечто вроде верхнего [С], ученику можно предложить отодвинуть язык назад до положения, характерно для звука [Ш].

С механической помощью.

а) Постановка [Ш] от [Р].


Предложить ребёнку воспроизвести звук [Р], логопед старается добиться, чтобы ребёнок воспроизвёл этот звук без голоса. Этого легко можно достигнуть путём указания на отсутствие звучания голоса, вибрации горла. Ребёнок произносит слог «ра» и в этот момент логопед прикасается шпателем или логопедическим зондом № 3 (см. рис. 3) к верхней поверхности языка, чтобы затормозить вибрацию.

 

Зонд № 5

Рис. 3

 

б) Постановка [Ш] от [С].

Рис. 4

Логопед предлагает ребёнку произносить звук [С] и в это время, подводя шпатель или логопедический зонд под кончик языка, поднимает его за верхние альвеолы: при таком положении вместо звука [С] слышится звук [Ш]. Чтобы обеспечить необходимое выдвижение губ, логопед слегка нажимает на углы его рта. (см. рис. 4).

Смешанный.

Чтобы ребёнок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» – ля-ля-ля, «молоточек» – д-д-д и «паровозик» – ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладём на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребёнка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребёнок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлить – ч-ч и подольше тянуть [Ч], который должен перейти в [Ш]. Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшшш», одновременно выполняя фигурку.

 

Звук [Ж]

По подражанию.

а) Логопед произносит слог «ша», протягивая звук [Ш]. При этом он прикладывает одну руку ребёнка к своей гортани, а другую подносит к своему рту. Логопед протяжное [Ш] и побуждает ребёнка проделать то же самое одновременно.

При подражании нужно следить за тем, чтобы ребенок выполнял все то, что рекомендовано при звуке.«Ш»; плюс включение голоса. Обращаем внимание на предварительное упражнение «молоточек» – д-д-д, которое выполняется так же, как и «паровозик», только в этом случае замедляем «удары» молоточка при продолжительном выдохе, которые переходят в длительный звук «Ж». Кончик языка удерживаем в верхнем положении, не дотрагиваясь до верхних альвеол: через этот промежуток идёт воздушная струя, которая трется о кончик языка и альвеолы.

 

2. С механической помощью от звука [З].

а) Логопед предлагает ребёнку произносить звук [З] и в это время, подводя шпатель или зонд (см. рис. 2) под кончик языка, поднимает его за верхние альвеолы: при таком положении вместо [З] слышится звук [Ж].

 

Зонд № 5

Рис. 2

 

 

б) Постановка [Ж] от [Р].

Предложить ребёнку произнести раскатистое, протяжное [Р], логопед шпателем прикасается к нижней поверхности его языка и тем самым затормаживает вибрацию языка. Тогда вместо [Р] получается жужжащий звук [Ж], который в дальнейшем при сжатии зубов становится шумным звонким [Ж].

Звук [Ч]

По подражанию.

а) Логопед произносит слог «ач» и подносит руку ребёнка к своему рту, который несколько приоткрыт, чтобы можно было увидеть через щель между резцами положение звука [Ч]. Звук [Ч] произносится с некоторой задержкой на моменте смычки и с удлинением последующую плавную струю тёплого воздуха.

б) Постановка [Ч’] от [Т’],[Щ].

Просим ребёнка произнести звуки [Т’], [Щ]. Сначала произнести отдельно, затем слитно и быстро до получения звука [Ч].

Обязательно следите, чтобы ребенок сохранял постоянно расстояние между зубов, примерно 2–5 мм и обнажал все зубы. Губы – в «улыбке»: даже нечеткое положение губ ведет к искажению звука, не полётности. Струя воздуха точно подается на кончик языка.

С механической помощью.

а) Постановка [Ч] от [Т’].

Используется опорный звук [Т’]. Произносим звук [Т’], а затем переднюю часть спинки языка оттягиваем к альвеолам и одновременно вытягивает губы вперёд.

Произнесёт слог «ать» с некоторыми усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения логопед с помощью шпателя или зонда № 5 (см. рис. 2) слегка отодвигает назад кончик языка (или при введении зонда под язык)

Зонд № 5

Рис. 2

 

б) Постановка [Ч] от [Ц].

Ребёнку показывают, что артикуляция звука [Ч] подобна звуку [Ц] с той разницей, что смычка при звуке [Ч] образуется не спинкой языка а его передним краем, соприкасающимся с альвеолами или несколько дальше с передней частью нёба. Звук [Ч] произносится несколько раз, используем все виды контроля. Звук [Ч] можно получить от звука [Ц], подложив в момент произнесения звука [Ц] под язык зонд № 5.

 

Звук [Щ]

По подражанию.

а) Вспомните, как шипит картошка, когда мама жарит её на кухне.

б) Постановка [Щ] от [Ч].

Дети чётко произносят звук [Ч] с контролем на руке толчкообразной струи воздуха. Просим ребёнка подольше потянуть звук [Ч], чтобы получилось плавная воздушная струя.

Ребенок при этом звуке должен сохранять «улыбку», т. е. обнажать все зубы. Дуть точно на кончик языка: нельзя кончик прижимать к верхним альвеолам. Края языка прижаты к верхним коренным зубам. Если у ребенка есть звук «Ш», то от него можно получить и «Щ»: зубы сделать поближе, язык напряженный, струя воздуха сильнее.

С механической помощью.

а) Постановка [Щ] от [С].

Ребёнок несколько раз произносит слог «си» или «ся» с протяжным свистящим элементом: «ссси, ссси»... Затем логопед вводит шпатель или зонд № 5 под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад, или не поднимая язык вверх, а лишь несколько отодвигая его назад прикосновением шпателя. Губы выдвигаются вперёд и округляются.

Зонд № 5

 

б) Постановка [Щ] от [Ш].

Ребёнка просим произнести звук Ш], одновременно передвигая язык вперёд, ближе к зубам, губы округлены.

 

 


СОНОРНЫЕ ЗВУКИ

Уклад органов артикуляции.

При произнесении звука [Р] органы артикуляционного аппарата располагаются следующим образом (см. рис. 1):

– губы слегка растянуты;

– зубы разомкнуты;

– боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;

– кончик языка, весь передний его край подняты и неплотно прилегают к альвеолам верхних резцов и вибрируют под напором выдыхаемого воздуха;

– мягкое нёбо поднято и закрывает прохождение

струи в нос;

– голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука [Р’]:

– губы растянуты в улыбке больше, чем при звуке [Р];

– язык: дополнительный подъём спинки языка к нёбу и перемещение его вперёд, а так же более низкое положение кончика языка;

– мягкое нёбо поднято и закрывает прохождение струи в нос;

– голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука [Л] (см. рис. 2):

– губы принимают положение в зависимости от следующего гласного;

зубы разомкнуты;

– кончик языка поднимается и прижимается

к основаниям верхних резцов;

– передняя и средняя части спинки

языка опускается, корневая часть приподнимается

и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность;

– боковые края языка опущены и пропускают выходящую воздушную струю;

– воздушная струя слабая;

– мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;

– голосовые связки колеблются, производя голос.

При произнесении звука [Л’]:

– артикуляция отличается тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны;

– переднее-средняя часть спинки языка поднимается по направлению к твёрдому нёбу и несколько продвигается вперёд;

– задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена.

При произнесении звука [М] органы артикуляционного аппарата располагаются следующим образом (см. рис. 3):

– губы сомкнуты без напряжения и размыкаются без взрыва;

– при переходе к следующему гласному происходит главное размыкание, в конце слога (слова) размыкания может и не быть;

– положение языка зависит от следующего звука;

– мягкое нёбо опущено;

– выдыхаемый воздух проходит в нос;

– голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука [М’] органы артикуляционного аппарата располагаются следующим образом:

– губы сомкнуты и не размыкаются;

– выдыхаемый воздух проходит через нос;

– кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута;

– голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

При произнесении звука [Н] органы артикуляционного аппарата располагаются следующим образом (см. рис. 4):

Рис. 4

– положение губ зависит от следующего гласного;

– передний край языка прижат к верхним резцам;

– при переходе к следующему звуку происходит не

взрыв смычки, а размыкание;

– в обратных слогах размыкания может и не быть;

– мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос;

– голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука [Н’] органы артикуляционного аппарата располагаются следующим образом:

– смычка образуется прижатой к альвеолам передней частью спинки языка;

– кончик языка при этом находится либо наверху, за верхними резцами, либо внизу, за нижними резцами;

– мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос;

– голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука [j] органы артикуляционного аппарата располагаются следующим образом:

– губы растянуты в улыбке, приближены к зубам;

– зубы видны и сближены;

– кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой;

– голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.043 с.)