I . Уклад органов артикуляции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Уклад органов артикуляции.



При произнесении звука [К] органы артикуляционного аппарата располагаются следующим образом (см. рис. 1):

 

 

Рис. 1. Артикуляция звуков к к’; г г’; х х’.

_______ к’, г’; ________х, ___.____.___ х’

 

– губы находятся в положении следующего гласного;

– расстояние между резцами зависит от следующего гласного;

– кончик языка опущен и значительно отдалён от нижних зубов;

– задняя часть спинки языка смыкается с нёбом;

– в момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь проходящему позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу;

– мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;

– воздушная струя идёт через рот;

– голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произнесении звука [К’]:

– губы в лёгкой улыбке, зубы видны;

– кончик языка продвигается ближе к нижним зубам, но не касается их;

– средняя часть приближается к твёрдому нёбу и весь язык продвигается вперёд, производя смычку с твёрдым нёбом;

– боковые края касаются средне-задней части твёрдого нёба.

Звук [Г] по механизму своего образования отличается от звука [К] лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву.

Мягкие звуки [Г’], [X’] отличаются перемещением смычки или щели, образуемой языком и нёбом, вперёд, к средней части твёрдого нёба.

Особенностью артикуляции звука [X] состоит в том, что спинка язьпса не полностью смыкается с нёбом, оставляя по средней линии щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, присущий звуку[X]


II. Характеристика заднеязычных звуков.

Звук [К]: твёрдый, глухой, согласный. Относится к группе смычно-взрывных звуков (задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом.

Звук [К’]: мягкий, глухой, согласный. Относится к группе смычно-взрывных звуков (задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.

Звук [Г]: твёрдый, звонкий, согласный. Относится к группе смычно-взрывных звуков (задняя часть спинки языка образует смычку с задним краем твёрдого нёба).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом.

Звук [Г’]: мягкий, звонкий, согласный. Относится к группе смычно-взрывных звуков (задняя часть спинки языка образует смычку с задним краем твёрдого нёба).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.

Звук [X]: твёрдый, глухой, согласный. Относится к группе щелевых звуков (задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом.

Звук [Х’]: мягкий, глухой, согласный. Относится к группе щелевых звуков (задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.

III. Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков.

 

Сделаем горку.

Цель: добиваться подъёма задней части спинки языка к нёбу.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка оттянуть от нижних резцов, а заднюю часть языка высоко поднять вверх и прижать её к мягкому нёбу – «крутая горка». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10, затем опустить язык.

Методические указания: 1. Следить, чтобы рот был широко открыт.

2. Кончик языка должен находиться внизу.

Катушка.

Цель: развивать подвижность, точность движений передне-средней части спинки языка.

Описание: выдвинуть переднюю, часть спинки языка вперёд (язык как бы выпадает изо рта), кончик языка зафиксировать у нижних резцов.

Методические указания: 1. Тщательно следить за фиксацией кончика языка у нижних резцов.

Кто сильнее?

Цель: вырабатывать направленную воздушную струю, добиваться подъёма задней части спинки языка к нёбу.

Описание: при широко открытом рте высоко поднять заднюю часть языка, прижать её к нёбу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесённой ко рту.

Методические указания: 1.Упражнение выполняется в умеренном темпе с фиксацией кончика языка у нижних резцов.

Спрячем горку.

Цель: укрепить мышцы языка, развивать подвижность задней части спинки языка.

Описание: поднимание задней части спинки языка с одновременным широким открыванием и закрыванием рта, кончик языка зафиксировать у нижних резцов.

Методические указания: 1. Тщательно следить за фиксацией кончика языка у нижних резцов.

Почмокивание.

Цель: добиваться подъёма спинки языка.

Описание: кончик языка упереть в нижние зубы, "почмокать" спинкой языка несколько раз.

6. Губы сомкнуты – поднимание верхней губы под счёт, губы сомкнуты – опускание нижней губы под счёт.

7. Напряжённое смыкание губ – расслабление под счёт.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.01 с.)