I . Уклад органов артикуляции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Уклад органов артикуляции.



 

При произнесении звука [Ш] органы артикуляционного аппарата

Артикуляция звуков ш, ж, щ. _______ ш, щ; ___.___.___ щ

располагаются следующим образом (см. рис. 1):

– губы округлены и слегка вытянуты вперёд;

– зубы сближены, но не соприкасаются;

– язык: широкий кончик языка поднят к альвеолам или к передней части твёрдого нёба, и образует с ним щель;

– передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами, но не касается нёба, а образует с ним щель;

– средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу;

– задняя часть языка поднимается по направлению к мягкому нёбу и оттягивается назад;

– боковые края прижаты к верхним коренным зубам;

– мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

– голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется;

– воздушная струя сильная, широкая, тёплая.

При произнесении звука [Ж]:

– артикуляция та же, что и при образовании звука [Ш];

– она дополняется работой сомкнутых и колеблющихся голосовых складок, производящих голос;

– выдыхаемая струя воздуха несколько слабее, а щель между кончиком языка и твёрдым нёбом меньше, чем при образовании звука [Ш].

При произнесении звука [Щ]

– губы округлены и выдвинуты вперёд;

– язык «чашечкой» поднят к альвеолам, но не прижимается к ним;

– боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

– воздушная струя плавная, тёплая, проходит посередине языка;

– голосовые складки не работают.

Артикуляция звука ч.

При произнесении звука [Ч] (см. рис. 2):

– губы округлены и слегка выдвинуты вперёд;

– зубы сближены;

– кончик языка поднят к передней части нёба (альвеолам);

– боковые края языка подняты к верхним коренным зубам;

– при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края расслабляются;

– мягкое нёбо поднято, закрывает вход в нос;

– воздушная струя тёплая, идёт через рот толчком;

– голосовые складки не работают.

 

II Характеристика шипящих звуков.

Звук [Щ]: всегда твёрдый, глухой, согласный. Относится к группе язычно-передненёбных звуков (кончик языка за верхними альвеолами).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом.

Звук [Ж]: всегда твердый, звонкий, согласный. Относится к группе язычно-передненёбных звуков (кончик языка за верхними альвеолами).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом.

Звук [Ч]: всегда мягкий, глухой, согласный. Относится к группе аффрикатов (составных звуков).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.

Звук [Щ]: всегда мягкий, глухой, согласный. Огносится к группе щелевых (кончик языка образует щель с твёрдым нёбом).

Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.

 

III. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.

Лопатка.

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5–10.

Чашечка.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём боковых краёв и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.

Описание: рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживать язык под счёт от 1 до 5–10.

Качели.

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Описание: рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Широкий язык прикасается к верхним зубам, а затем к нижним.

Грибок.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Описание: рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей полостью к нёбу и удержать в таком положении под счёт.

Методические указания: следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу, чтобы губы не натягивались на зубы.

Вкусное варенье.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъём широкой передней части языка.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

Гармошка.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Описание: рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.

Методические указания: следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

Фокус.

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Описание: рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.

Методические указания: следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

Кто дальше загонит мяч?

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.009 с.)