Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II . Характеристика смычных и щелевых звуков
Звук [П]: твёрдый, глухой, согласный. Относится к группе губно-губных звуков (преграда образуется нижней и верхней губой). Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом. Звук [П’]: мягкий, глухой, согласный. Относится к группе губно-губных звуков (преграда образуется нижней и верхней губой). Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом. Звук [Б]: твёрдый, звонкий, согласный. Относится к группе губно-губных звуков (преграда образуется нижней и верхней губой). Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом. Звук [Б’]: мягкий, звонкий, согласный. Относится к группе губно-губных звуков (преграда образуется нижней и верхней губой). Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом. Звук [Ф]: твёрдый, глухой, согласный. Относится к группе губно-зубных звуков (преграда образуется нижней губой и верхними зубами). Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом. Звук [Ф’]: мягкий, глухой, согласный. Относится к группе губно-зубных звуков (преграда образуется нижней губой и верхними зубами). Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом. Звук [В]: твёрдый, звонкий, согласный. Относится к группе губно-зубных звуков (преграда образуется нижней губой и верхними зубами). Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом. Звук [В’]: мягкий, звонкий, согласный. Относится к группе губно-зубных звуков (преграда образуется нижней губой и верхними зубами). Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом. Звук [Т]: твёрдый, глухой, согласный. Относится к группе смычно-взрывных звуков (передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами). Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом. Звук [Т’]: мягкий, глухой, согласный. Относится к группе смычно-взрывных звуков (передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами). Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом. Звук [Д]: твёрдый, звонкий, согласный. Относится к группе щелевых звуков (передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами). Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом. Звук [Д’]: мягкий, звонкий, согласный. Относится к группе щелевых звуков (передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами).
Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом.
III. Артикуляционная гимнастика для смычных и щелевых звуков 1. Оттягивание вниз нижней губы (при этом обнажаются нижние зубы). 2. Поднимание верхней губы. Обнажаются только верхние зубы. К этому же упражнению можно предложить положить счётную палочку на верхнюю губу и удержать. Поднимание и опускание поочерёдно верхней и нижней губы. 4. Губы слегка растянуты в улыбку, а затем одновременно спрятать их вовнутрь и принять исходное положение. 5. Покусать поочерёдно верхними зубами нижнюю губу и наоборот. После каждого упражнения давать возможность расслабиться. Всовывание верхней губы за нижние зубы и наоборот. 7. Широким кончиком языка облизать нижнюю губу и оставить широкий язык на нижней губе в спокойном состоянии (удержать под счёт: 1, 2, 30. 8. Широким кончиком языка «чистить зубы» - слева направо и обратно. 9. Проталкивать язык сквозь сомкнутые зубы; закусить переднюю часть языка, поднимать вверх, опускать (под счёт). 10. Постучать широким кончиком языка за верхними альвеолами, с подключением сильной толчковой ротовой воздушной струи.
IV Постановка смычных и щелевых звуков Смычные и щелевые звуки ставятся по подражанию или с механической помощью от базовых звуков (рис.1): Рис. 1
Звук [Д] По подражанию а) Положив руку ученика к своей гортани, логопед произносит слог «да» и обращает его внимание на вибрацию гортани при звуке [Д]. Этот звук воспроизводится логопедом намеренно с некоторой задержкой на том моменте, когда при наличии язычно-зубной смычки уже звучит голос. Ученик, произносится звук [Д] касается зубами высунутого языка (межзубное произнесение), затем переводит в зазубное положение. б) Постановка [Д] от [Б]. Если ученик усвоил звук [Б], надо попробовать получить требуемый звук «по инерции», произносится слог «да» вслед за рядом слогов со звуком [Б]: «бабабада». Ученик прослушивает этот ряд слогов и старается воспроизвести их. в) Постановка [Д] от [Т]. Ученику предлагается произносить звук [Т] подключить голос. Ощутить работу голосовых складок поможет тыльная сторона ладони.
г) Постановка [Д] от [А]. Ученика просят протянуть «а-а-а», но в середине коснуться зубами высунутого языка. Получается межзубный [Д], который легко переводят в зазубное положение.
С механической помощью. а) Логопед предлагает ученику произнести слоги с усвоенным им звуком [Б]: бабаба... Затем то же упражнение проделывается при просунутом между губами (плоско) языке. Должно получиться межгубное [Д] пальцами приподнять у ученика верхнюю губу. Языка автоматически прижимается к верхними зубами, и получается межзубное [Д], которое в дальнейшем при сжатых зубах, легко превратить в нормальное, зазубное. б) Постановка [Д] от [Н]. Ученик, произнося звук [Н] зажимает нос. Ребёнок слышит и ощущает дрожание и вибрацию голосовых складок и звучание звука [Д].
Звук [Д’]
По подражанию. а) Постановка [Д’] от [Д]. Во время произнесения звука [Д] присоединяем гласный [И], получается слог «ди». Затем выделяем изолированный мягкий [Д’]. б) Постановка [Д’] от [З’]. Предлагаем ученику произнести сочетание «дзя». Мягкие свистящие вынуждают опускать кончик языка и поднимать его спинку. Постепенно свистящие оглушаются до беззвучного произнесения и так переходят к проговариванию прямых слогов. в) Он произносит так же, как и [Т’]. Только при звуке [Д’] струя воздуха, подавливаемая на кончик языка, слабее и слышен голос: работают связки. Обязательно сохраняем улыбку, обнажаем зубки и следим за языком, который упирается в шейки нижних зубов. С механической помощью. а) Во время произнесения нижнего «да» прижимают шпателем кончик языка к низу. Получаем слог «дя». б) Постановка [Д’] от [Н’]. Произносится звук [Н’] зажимаем нос ученика. Ученик слышит и ощущает дрожание и вибрацию голосовых складок и звучание звука [Д’].
Звук [Т] По подражанию. а) Межзубные [Т] легко получить от «поплёвывания». Для этого нужно улыбнуться, чтобы обнажались зубы, и плюнуть, слегка высунув кончик языка. Затем просят ученика воспроизвести этот звук при сомкнутых зубах. б) Постановка [Т] от [П]. Несколько раз подряд повторяют слоги: «па-па-па», положив широкий язык на нижнюю губу. При этом важно следить, чтобы язык полностью смыкался с верхней и нижней губами, не оставляя даже малейшей щели. Затем воспроизводят эти же слоги улыбаясь, чтобы отключить губу от артикуляции. в) Постановка [Т] от [С]. Произносится межзубная фонема [С] при ритмичном смыкании и размыкании резцов, закусывающих язык.
С механической помощью. Во время произнесения межзубного слога ТА слегка приподнять шпателем или пальцами его верхнюю губу. Это обычно приводит к тому, что язык автоматически прижимается к верхним зубам. При отсутствии верхних резцов (при смене зубов) смычка образуется между языком и деснами.
Звук [Т’]
По подражанию. а) Постановка [Т’] от [С]. Логопед предлагает ученику произнести сочетания «тся». Мягкие согласные (свистящие) вынуждают опускать кончик языка и поднимать его спинку. Постепенно свистящие оглушаются до беззвучного произнесения и так переводят к проговариванию прямых слогов. б) Постановка [Т’] от [Т]. Можно получить мягкий [Т’] путем присоединения гласного [И] к звуку [Т].
С механической помощью. Звук [Т] нетрудно получить с механической помощью. Предлагаем ученику произносить многократно слоги «ат», «та» с упором языка в нижние зубы, одновременно слегка нажимает пальцем или шпателем на кончик языка у нижних резцов. Это дает смягчение звука [Т], т.е. слоги «ать», «тя».
Звук [Б]
По подражанию. а) Логопед перед зеркалом произносит слог «ба», несколько задерживая губную смычку так, чтобы голос звучал до взрыва, и побуждает ученика повторить то же самое. б) Приложив руки ученика к своим щекам, логопед произносит: ббб... Вслед за этим ученик проделывает то же самое, контролируя себя приложенными к щекам руками. в) Постановка [Б] от [А]. Ученика просят протянуть звук а-а-а, но в середине звука легко «хлопнуть губами». Должен получиться звук [Б]. г) Постановка [Б] от [П]. В момент произнесения звука [П] присоединяем голос и даём ученику возможность тактильного контроля за вибрацией гортани. Просим так же воспроизвести звук [Б]. С механической помощью.
Логопед предлагает ученику дуть через пассивно сближенные губы. Щеки и губы при этом раздуваются. Для осуществления контроля ко рту должна быть поднесена рука или полоска бумаги. В следующей момент к дутью прибавляется голос, в результате чего должен получиться гудящий звук, нечто вроде [В], которое, однако, артикулируется не как обычно, а двумя губами. Теперь логопед, вытянув указательный палец, прикладывает его горизонтально под нижней губой и быстрым движением вверх вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ (см. рис.2). При этом получается быстрое многократное произнесение звука [Б] (ббб). Постепенно движение пальца должно замедляется, в результате чего должен слышаться ряд слогов, составленных из звука [Б] и неопределённого гласного, среднего между [Э] и [Ы] (бэбэбэ... или быбыбы...). После такого как получено правильное звучание [Б] при замедленном темпе, можно попробовать предложить ученику произнести подобной же ряд слогов уже самостоятельно, без механической помощи. Если это ему удаётся, можно перейти уже и к произнесению отдельного слога «ба».
Звук [Б’] По подражанию. а) Чтобы вызвать мягкий [Б’], достаточно упереть кончик языка в нижние зубы и растянуть губы в улыбке. Язык при этом спонтанно изгибается. В такой позиции произносят слоги, например, «ба», «бэ», но слышится соответственно «бя», «бе».
б) Постановка [Б’] от [Б]. Присоединяем гласный [И] к звуку [Б] и получаем слог «би», затем выделяем изолированный мягкий [Б’]. в) Этот выполняется также, как и [Б], но при этом кончик языка упирается в нижние зубы.
Звук [П] По одражанию. а) При наличии направленной воздушной струи предлагают ребёнку похлопать губами во время мягкого тихого дутья. При этом слышится шёпотное «па-па-па». Увлажнение губ создаёт незначительное залипание и облегчает смыкание. б) Можно использовать «поплёвывание» губами, если ученик уже научился делать это упражнение с высунутым языком. в) При длинном подвижном нёбе рекомендуют надуть щёки и хлопнуть по ним ладонями, чтобы воздух изо рта резко прорвался сквозь сомкнутые губы. Затем следует многократное повторение этого движения при постепенном уменьшении объёма воздуха во рту с помощью рук и без них. Ученик фактически переходит к «поплёвыванию» губами. Поставленный звук [П] таким способом легче ввести в обратные слоги.
С механической помощью. Можно предложить ученику дуть и одновременно указательным пальцем попеременно смыкать и размыкать нижнюю и верхнюю губу. При этом палец лежит горизонтально под красной каймой нижней губы. Лёгкими ритмичными движениями поднимает и опускает её. В результате слышится многократно звук [П]. Смешанный. При нёбно-глоточном несмыкании надуть щёки невозможно. В этом случае зажимают пальцами крылья носа, чтобы уменьшить утечку воздуха, и учатся лёгкому «поплёвыванию». Затем делают это же упражнение с открытыми крыльями носа.
Звук [П’]
По подражанию. а) Нужно предложить ученику произнести слог «пи», а затем повторить тот же слог при шёпотном [И], в результате чего получается мягкий звук [В’] с некоторым придыханием. Далее остаётся лишь включить полученный мягкий согласный сначала в закрытые слоги («апь», «спь»...), а затем и в открытые («пя», «пе»...). б) Постановка [П’] от [П]. При произнесении слогов «па», «пэ», «по», «пу», «пы» достаточно упереть кончик языка в нижние зубы и растянуть губы в улыбке. Язык при этом спонтанно изгибается и слышится соответственно «пя», «пе», «пё», «пю», «пи». в) Этот звук выполняется так же, как на [П], но при этом кончик языка упирается в нижние зубы Обязательно нужно напомнить ребёнку, чтобы его язычок упирался в нижние зубы.
Звук [В]
По подражанию. а) При постановке звука [В] ученик перед зеркалом усваивает правильное положение губ, а также, приложив руку к гортани логопеда в момент произнесения звука [В] обращает внимание на наличие вибрации. Другой рукой ученик контролирует струю выдыхаемого воздуха. Нужно следить, чтобы ребёнок обязательно обнажал все верхние резцы и выдыхал сильную струю воздуха. В противном случае звуки будут сильно искажаться. б) Постановка [В] от [Ф]. Ученика просят произнести звук [Ф], одновременно добавляя голос. Контроль осуществляется тыльной стороной ладони.
С механической помощью. а) В момент произнесения звука, логопед поднимает пальцами верхнюю губу ученика и прижимает к верхним резцам нижнюю губу. б) Постановка [В] от [А]. Логопед просит ученика: «Тяни звук «а-а-а». Снова «а-а-а», но в середине звука дотронься нижней губой до верхних зубов». в) Постановка [В] от [У]. Звонкое [В] лучше всего получается от длительного [У], при этом указательным пальцем слегка прижимаем нижнюю губу к краю верхних резцов, чтобы появился характерный шум трения
Звук [В’]
По подражанию. а) Чтобы вызвать мягкий [В], достаточно упереть кончик языка в нижние зубы и растянуть губы в улыбке. Язык при этом спонтанно изгибается. В такой позиции произносят слоги: «ва», «вэ», но слышится соответственно «вя», «ве». б) Постановка [В’] от [В]. К звуку [В] присоединяем гласный [И] и получаем слог «ви», затем выделяем изолированный мягкий [В’].
Звук [Ф]
По подражанию. При постановке [Ф] перед зеркалом используем профиль артикуляции звука [Ф]. Следует дать ученику возможность приложить руку к гортани логопеда, обратить внимание на отсутствие вибрации. Другой рукой ученик контролирует струю выдыхаемого воздуха. Ученик перед зеркалом воспроизводит правильное положение губ. Нужно следить, чтобы ребёнок обязательно обнажал все верхние резцы и выдыхал сильную струю воздуха. В противном случае звуки будут сильно искажаться. С механической помощью. Если от правильной артикуляции сразу не получается, тогда на выдохе указательным пальцем слегка прижимаем нижнюю губу в средней линии к верхним резцам.
Звук [Ф’]
По подражанию. а) Вызывая мягкий [Ф’], достаточно упереть кончик языка в нижние зубы и растянуть губы в улыбке. Язык при этом спонтанно изгибается. В такой позиции произносят слоги: «фа», «фэ», «фу», но слышится соответственно – «фя», «фе», «фю». б) Постановка [Ф’] от [Ф]. К звуку [Ф] присоединяем звук [И] и получается слог «фи», затем выделяем изолированный мягкий [Ф’]. ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ ЗВУКИ
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.052 с.) |