Типология педагогических инноваций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология педагогических инноваций.



Типология педагогических инноваций.

Хуторской А.В. разработал типологию педагогических нововведений, состоящую из 10 блоков. Каждый блок формируется по отдельному основанию и дифференцируется на собственный набор подтипов. Перечень оснований составлен с учётом необходимости охвата следующих параметров педагогических нововведений: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношение к условиям реализации и характеристикам нововведений.

В данной систематике педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования, в формах, в методах, в технологиях обучения, в средствах обучения, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их ЗУН, способов деятельности, компетентностей;

3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве (см. глоссарий), в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.

5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в ОУ, в группе ОУ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.

10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

 

Вопрос(дополнение)

24.Новые образовательные технологии – технологические инновации.

Инновация в образовании считается технологической, если способы и методы оказания образовательных услуг принципиально новые и усовершенствованы в технологическом отношении. Использование новых образовательных технологий способствует совершенствованию методов передачи знаний и поэтому является технологической инновацией.

Традиционные способы оказания образовательных услуг предполагают чтение лекций, проведение семинаров и практических занятий в аудитории, издание печатных учебников, учебных пособий, практикумов и других материалов, необходимых для обеспечения учебного процесса. Доступ к традиционным образовательным услугам зависит от многих факторов, в частности тиражей издаваемых печатных учебников и учебных пособий, их цены, плана приема студентов на те или иные специальности, наличия необходимого аудиторного фонда и др. Следует также отметить сложность оперативной актуализации учебников и учебных пособий.

Поэтому все большее распространение получают образователь-ные услуги, основанные на технологических инновациях. Новые образовательные технологии приводят к кардинальным изменениям в организации учебного процесса. Можно выделить следующие типы новых образовательных технологий: средства представления учебной информации; интерактивные средства взаимодействия участников учебного процесса; интегрированные образовательные среды. Система передачи знаний с применением информационных технологий должна содержать содержательный, дидактический и организационный аспекты. При этом направления учебного процесса, содержание образовательных программ и других материалов должны определяться характером внедряемых инноваций. Управление изменениями в образовательных услугах заключается в решении специфических вопросов, связанных с влиянием внешней среды и необходимостью в связи с этим обеспечить конкурентоспособность организации на соответствующем рынке образовательных услуг. Например, инновационная деятельность такой организации, как вуз, связана не только с внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий, но и с учетом требований работодателей.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс осуществляется поэтапно.

Непосредственному внедрению новой образовательной техноло-гии предшествует разработка стратегии оказания образовательных услуг в условиях конкурентной среды. После этого необходимо составить бизнес-план, в котором следует обосновать необходимость, и преимущества новой образовательной технологии по сравнению с традиционными и другими уже применяющимися способами оказания образовательных услуг. Целесообразно спрогнозировать ожи-даемые результаты внедрения новой образовательной технологии. Пилотный проект предполагает апробацию новой образовательной технологии в целевых группах потребителей. Это позволит подтвердить преимуществановой образовательной технологии по сравнению с традиционными формами передачи знаний.

Электронные способы оказания образовательных услуг предпо-лагают использование образовательных информационных ресурсов1 нового поколения, применение компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Инновационные технологии означают: новые методы обучения; средства представления учебной информации; средства передачи учебной информации. Особая роль в высокотехнологичных образовательных услугах принадлежит средствам передачи учебной информации, которые подразделяются на: средства представления теоретического материала (средства мультимедиа); средства обеспечения взаимодействия между удаленными участниками учебного процесса (синхронные и асинхронные инструменты связи, например интернет-конференции и чаты); интегрированные образовательные среды.

 

27 вопрос. Новые организационные структуры и институциональные формы в образовании – организационные инновации

Основные характеристики этапов применения новых технологий в обучении

Сегодня становится довольно ясным, что организационная структура и политика в учебных заведениях является важнейшим фактором развития образовательной системы. Ключевой задачей является превратить этот фактор из тормоза на пути информатизации образования в ее катализатор. Решение этой задачи предполагает разработку и освоение организационных инноваций в сфере образования.

Необходимо наладить и поддерживать адекватные связи между технологиями, содержанием обучения, разработкой курсов, их доставкой, развитием среды обучения и другими компонентами образовательного процесса. Администраторы учебных заведений должны обеспечить соответствие задач, решаемых различными компонентами образовательной системы, скоординировать совместную деятельность для решения всего комплекса задач.

Оценка образовательных потребностей обучаемых и ориентация всего учебного процесса на наиболее полное удовлетворение этих потребностей - важнейшая задача управления образованием, основанным на НИТ. Менеджеры учебных заведений должны сопоставлять различные технологии с точки зрения их соответствия учебным целям и задачам, обеспечения максимальной эффективности образовательного процесса.

Важной задачей администрации является набор соответствующего штата преподавателей, их надлежащая подготовка, обеспечение необходимых связей между разработчиками курсов, консультантами по методам обучения.

Повышение эффективности образования, основанного на новых технологиях, связано с совершенствованием организации среды обучения. Если традиционное обучение проходит в классических учебных аудиториях, то базирующееся на компьютерных и телекоммуникационных технологиях обучение происходит не только в специально оборудованных классах, комнатах для проведения телеконференций или учебных центрах, но и на рабочем месте, дома или в какой-либо другой среде. В работах по дистанционному образованию описываются случаи обучения в условиях путешествий, а также военных действий, на подводных лодках, маяках и даже в тюрьмах.

Если же среда обучения специально ориентирована на образование, основанное на высоких технологиях, то для совершенствования организации обучения также важно обеспечить учет специфики данной среды при выборе содержания, проектировании и доставке учебных курсов. Эффективность обучения часто повышается в связи с деятельностью специального "координатора учебной площадки" ("site coordinator"), который обеспечивает надлежащее использование возможностей учебного центра. От деятельности администрации центров основанного на высоких технологиях образования, предоставляющих оборудование и учебные материалы для занятий, места для индивидуального обучения, комнаты для групповых занятий или консультаций, во многом зависит эффективность образования.

Среди факторов развития рынка в сфере образования существенное место занимает развитие новых технологий. Выделяются причины содействия технологических инноваций развитию рынка в сфере образования. В наибольшей степени рыночные отношения развиваются в такой области, как дистанционное образование.

Развитие искусственных средств коммуникации на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий открывает большие возможности для развития взаимодействия между участниками учебного процесса. Однако для того, чтобы эти возможности были наиболее эффективно использованы, требуется распространение инноваций во всех элементах образовательной системы. Новые задачи встают перед разработчиками учебных курсов; перед преподавателями, консультирующими учеников, обучающихся дистанционно; перед администраторами, управляющими ходом учебного процесса; перед организаторами образования на различных уровнях и т.д. Для решения этих задач необходимо освоение образовательных инноваций.

В ходе развития инновационного образовательного процесса формируются различные модели дистанционного образования. На базе этих моделей возникают и развиваются современные институциональные формы дистанционных учебных заведений. При этом происходит не просто смена технологической базы функционирования образовательных заведений, а в корне меняется их институциональная сущность. Как результат, во всем мире появляются инновационные организационные формы учебных заведений, которые используют все расширяющийся спектр новых педагогических методов, новых экономических и организационно-административных механизмов их функционирования, образовательный процесс в которых осуществляется через разнообразные современные средства коммуникаций.

Под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в условиях развития рынка в сфере образования формируется новая модель университета.

Типология педагогических инноваций.

Хуторской А.В. разработал типологию педагогических нововведений, состоящую из 10 блоков. Каждый блок формируется по отдельному основанию и дифференцируется на собственный набор подтипов. Перечень оснований составлен с учётом необходимости охвата следующих параметров педагогических нововведений: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношение к условиям реализации и характеристикам нововведений.

В данной систематике педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования, в формах, в методах, в технологиях обучения, в средствах обучения, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их ЗУН, способов деятельности, компетентностей;

3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве (см. глоссарий), в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.

5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в ОУ, в группе ОУ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.

10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.159.192 (0.022 с.)