Государственное регулирование инновационной деятельности. Инновационный прогноз, инновационная стратегия, инновационная программа, инновационный проект, проект поддержки инновационной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование инновационной деятельности. Инновационный прогноз, инновационная стратегия, инновационная программа, инновационный проект, проект поддержки инновационной деятельности



Государственное регулирование экономики - воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц; осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов. Государственное регулирование в широком смысле слова включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль.

Функции государства в регулировании инновационной деятельности: содействие развитию науки; подготовка кадров; финансирование целевых инновационных программ развития; создание механизма посредничества между академической, вузовской и прикладной наукой; создание условий для стимулирования потока частного капитала в инвестирование.

Основные направления государственного регулирования инновационной деятельности: 1. Создание специальных структур, проводящих политику в инновационной сфере. 2. Финансирование инновационной деятельности. 3. Инвентаризация результатов научно- технической деятельности. 4. Осуществление амортизационной и налоговой политики, направленной на стимулирование инновационной деятельности. 5. Информационное обеспечение инновационной деятельности.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды регулирования Способы регулирования
Организационное регулирование инновационной деятельности  государственную поддержку инновационных образовательных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы; содействие развитию инновационной инфраструктуры системы образования; кадровую поддержку инновационной деятельности в образовании; содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, осуществляющих инновационную деятельность; моральное стимулирование инновационной деятельности педагогов; информационную поддержку инновационной образовательной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной образовательной сфере, к сведениям о завершенных научно-педагогических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности в сфере образования, к данным о выполняемых и завершенных инновационных образовательных проектах и программах и т.п.); содействие интеграционным процессам в сфере образования, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной образовательной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области; защиту интересов российских субъектов инновационной образовательной деятельности в международных организациях (например, ЮНЕСКО).
Экономическое регулирование инновационной деятельности а) развитие рынка Об/Ус; б) расширение спроса на педагогические инновации; в) предоставление финансовой поддержки педагогам, осваивающим и распространяющим инновации; г) содействие модернизации учебного оборудования; д) пресечение недобросовестной конкуренции в сфере образования; е) продвижение отечественных педагогических новшеств на международном рынке образовательных услуг; ё) создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами отечественной экономики в сфере образования; ж) обеспечение эффективной занятости в инновационной образовательной сфере; з) развитие внешних связей в инновационной образовательной сфере.
Финансовое регулирование инновационной деятельности а) проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной образовательной деятельности; б) направление в инновационную сферу образования государственных ресурсов и повышение эффективности их использования; в) выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных образовательных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов; г) создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере системы образования; д) предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности в сфере образования; е) снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных образовательных программ и проектов.
Нормативно- правовое регулирование инновационной деятельности а) установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной образовательной деятельности; б) гарантирование охраны прав интересов и субъектов инновационной образовательной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности в сфере образования прав, как права интеллектуальной собственности.

По характеру государственного воздействия на инновационную деятельность различают методы прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование включает в себя, прежде всего, бюджетное финансирование инноваций в сфере образования, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и др.).

Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении учебных заведений, ориентированных на инновационную деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса и престижа образования и науки в общественном мнении.

Регулирование деятельности в сфере образования происходит на базе

Инновационный прогноз - это предвидение основных параметров инновационной образовательной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.). Инновационные прогнозы в образовании являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.

Инновационная стратегия - это определение приоритетных направлений инновационной образовательной деятельности. Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.

Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.

На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.

Государственная (федеральная) инновационная программа включает в себя: а) федеральные целевые информационные программы по важнейшим базисным инновациям в сфере образования; б) крупные инновационные проекты (например, национальный проект «Образование»); в) федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной структуры в системе образования.

Инновационные образовательные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в этом отборе инновационные образовательные проекты подлежат обязательной государственной научной экспертизе, предметом которой является их новизна, психолого-педагогическая и социально-экономическая эффективность.

Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени. ПРОЕКТ (ПРОГРАММА) ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры. ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

 

 

5.Сравнительная характеристика типов культур и образовательных моделей.

Тип культуры Архаичная культура Индустриаль-ная культура Постиндустриаль- ная культура
Тип образования традиционный инструктивный инновационный (креативный)
Социокод опыт бытовой жизнедеятельности научные знания универсальные, эпистемические знания
Основной способ фиксации и хранения опыта память старшего поколения письменно-печатный печатно-электронный
Способ передачи опыта традиция инструкция совместная непрерывная продуктивная познавательная деятельность всех поколений
Доминирующий регулятор и организатор процесса обучения передача опыта осуществлялась старшим поколением и социальной стратой (этнос, цех и пр.) государство гражданское общество посредством создания общественно-педагогической инфраструктуры

 

 

Классификационные критерии Характеристики типов культуры    
Архаичная Индустриаль- ная Постиндуст- риальная  
Доминирующий субъект культуры Человек с коллективно-родовым типом сознания Человек с коллективно-групповым типом сознания Человек с автономно-гуманистичес- ким типом сознания
Основной ресурс Земля Машинное производство Человек
Фактор социальной активности Природа Способ производства Самоорганиза- ция
Форма социальной организации Этнос Государство Гражданское общество
Характер коммуникаций Локальный, замкнутый Динамичный Супердинамич- ный
Доминирующий социокод Память Письменно-печатный Электронный
Ощущение времени Сакрализация прошлого Сакрализация будущего Ответствен- ность за настоящее и будущее
Типы образовательных моделей Традиционная Инструктивная Креативная

 

 

11.Модель инновационной деятельности в образовании.

Встречающиеся в литературе характеристики инновационной деятельности педагога указывают на разнообразные подходы к трактовке понимания ее структуры. Представляет интерес концепция инновационной деятельности педагога Л.С. Подымовой и В.А. Сластенина. По определению авторов этой концепции инновационная деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств его реализации, именно поэтому она является одним из видов продуктивной творческой деятельности. Л.С. Подымовой и В.А. Сластенина представляют компоненты инновационной деятельности педагога в виде модели

Мотивационный компонент инновационной деятельности педагога может быть рассмотрен в двух направлениях. Во-первых, с точки зрения места профессиональной мотивации в общей структуре мотивов, во-вторых, оценив отношение педагога к изменениям, т.е. потребности в педагогических новшествах, их восприимчивости, что определяет содержательную сторону творческой направленности профессиональной деятельности. Традиционно мотивацию разделяют на внешнюю и внутреннюю, имея в виду источник побуждения. Виды мотивов учителя, из обширной области факторов: материальные стимулы, побуждения, связанные с самоутверждением, профессиональные мотивы и мотивы личностной самореализации.

Рассмотрим, как строится инновационная деятельность педагога при явном доминировании одного из перечисленных мотивов.

1.Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением за те или иные элементы (или всю деятельность) по внедрению инноваций. К таким стимулам можно отнести материальное вознаграждение, присвоение боле высокого разряда, удовлетворительные условия труда, ослабление требований, контроля и др

2. Мотивы внешнего самоутверждения педагога (через внешнюю положительную оценку окружающих). В этом случае педагог занимается введением инноваций ради положительного общественного резонанса на его труд. Педагогическая деятельность при доминировании мотивов самоутверждения привлекательна тем, что частичное удовлетворение потребностей возможно на уровне достижения самоутверждения в отношении учеников и их родителей.

3.Профессиональные мотивы. Они выступают в наиболее общем виде как желание учить и воспитывать детей. Профессионально мотивированные педагоги наиболее последовательны и настойчивы

4 Мотивы личностной самореализации. По мнению ряда исследователей, потребность в самореактуализации, состоящая в стремлении человека «быть тем, чем он может быть» потенциально существует у всех людей, но не у всех проявляется осознанно. Самоактуализация рассматривается как непрерывный процесс, выбор из многих возможностей «возможностей роста» (А. Маслоу),

Вторым компонентом инновационной деятельности педагогаявляется креативный. В отечественной философии креативность рассматривается как «творческость», творческие возможности человека, как некоторое особое свойство (устойчивая особенность) человеческого индивидуума, обусловливающее способность проявлять социально значимую творческую активность. При этом уже разведение понятий «творчество» и «креативность» пользуются двумя характеристиками: процессуально-результативной (для обозначения творчества) и субъективно-обуславливающей (для обозначения креативности). Творчество как процесс и результат, креативность как особое свойство, творческой возможности.

Большое значение на развитие креативности оказывают личностные особенности индивида, его эмоциональные и мотивационные факторы.

В педагогической философии творчества разработаны техники формирования творческого мышления.

Среди наиболее перспективных направлений изучения творчества в настоящее время выделяются исследования Д.Б. Богоявленской, которая своих экспериментальных работах выделила единицу анализа творчества. В качестве такой единицы была выделена интеллектуальная активность, которая отражает познавательные и мотивационные характеристики в единстве.

Для раскрытия сущности креативного компонента инновационной деятельности интересен подход к процессу освоения деятельности таких ученых-философов, как Н.М. Гнатко, А.Г. Ковалева, Б.Д. Парыгина, В.А. Просецкого. Данный подход рассматривают В.А. Сластенин и Л.С. Подымова. В основу положено предположение о том, что фактически творческая деятельность включает в себя элементы подражания. По В.А. Просецкому линия развития деятельности индивида может быть представлена в виде следующей схемы. рис.Линия развития деятельности индивида по В.А. Просецкому

Отталкиваясь от тезисов, выдвигаемых и обосновываемых В.А. Просецким на явление подражания, а также исходя из предварительного анализа инновационной деятельности В.А. Сластенин и Л.С. Подымова пишут “мы пришли к предположению, что креативность учиталя возникает на основе подражания опыту, концепции, идее, отдельному приему, форме, методу с последовательным убываением удельного веса компонента подражания”.

Таким образом, креативность развивается от подражания – копирования через творческое подражание и подражательное творчество к подлинному творчеству. «естественно предположить – пишут В.А. Сластенин и Л.С. Подымова – что не все учителя характеризуются всеми стадиями развития креативности: кто достигает только первой стадии, хорошо копируя готовые методические рекомендации; отдельные педагоги, не меняя в целом какой-либо концепции, системы вносят некоторые модификации, методические приемы; третьи, беря за основу идею, полностью разрабатывают содержание, методы и формы ее реализации; а четвертые создают собственную оригинальную концепцию и методику обучения и воспитания».

Таким образом, креативность развивается в процессе усвоения того, что уже накоплено, а затем осуществляется изменение, преобразование существующего опыта педагога. Это путь от приспособления к педагогической инновации до ее преобразования, что составляют суть и динамику инновационной деятельности педагога.

Технологический компонент инновационной деятельности педагога. Анализ структуры деятельности, а также сущности инновационных процессов позволили В.А. Сластенину и Л.С. Подымовой выделить основные составляющие операционного или технологического компонента инновационной деятельности. Эта структура может быть представлена следующим образом:

•   Личностно-мотивированная переработка имеющихся образовательных процессов, их самостоятельная интерпретация, вычисление и классификация проблемных педагогических ситуаций, активный поиск информации, ознакомление с новшеством;

•   Профессионально мотивированный анализ собственных возможностей по созданию или освоение новшества, принятие решения об использовании нового;

•   Формулирование целей и общих концептуальных подходов этапов экспериментальной работы;

•   Реализация инновационных действий: введение новшества в педагогический процесс и отслеживания хода его развития и внедрения;

•   Осуществление контроля и коррекции введения новшества и всей инновационной деятельности, оценка результатов внедрения, рефлексия самореализации педагога.

Рефлексивный компонент инновационной деятельностиВ.А. Сластенин и Л.С. Подымова характеризуют следующими положениями: «учителю необходимо овладеть научной рефлексией, которая позволяет соотносить ту или иную инновационную систему с множеством задач конкретного исследования. Методологическая рефлексия связана с осознанием субъектом совокупности методов и средств, с точки зрения адекватности их целям инновационной деятельности, ее объекту и результату».

Рефлексия – процесс познания и анализа учителем явлений собственного сознания и деятельности.

Самооценка, как условие владения собственными алгоритмами по оцениванию своей деятельности и ее компонентов - потребностей, мотивов, целей, способов достижения целей и результатов, выступает также условием рефлексивной позиции учителя.

Рефлексия как деятельность в аспекте последствий введения новшеств, предполагает проведение анализа изменения условий деятельности. Педагог – инноватор при этом должен обладать способностями разделять свои и чужие оценки последствий внедрения новшеств, предусматривать дальние последствия.

Процесс рефлексии индивидуален. Активизация рефлексивной позиции в инновационной деятельности учителя, несомненно, связано с личностью педагога, с его ориентацией саморазвитие. Источником этого процесса выступает системы осознаваемых педагогом противоречий в педагогической деятельности именно поэтому необходимо создавать в учебно-професиональной деятельности такие ситуации, которые актуализировали бы рефлексивную позицию, формировали позитивное самовосприятие, стимулировали процессы самоутверждения.

Подводя итоги характеристики мотивационного, творческого, операционального и рефлексивного компонентов инновационной деятельности, следует отметить, что деятельность по освоению новшеств, сложна, что исключительно велика зависимость ее эффективности от того будет ли педагог понимать смысл употребления тех или иных новшеств, осуществлять их поиск, выбор и применение. Поэтому эффективная инновационная деятельность может быть осуществлена только личностно и профессионально ориентированным субъектом с эвристическим или креативным уровнем интеллектуальной инициативы на фоне доминанты мотива личностной самоактуализации в профессиональной сфере.

Таким образом. в основе реального осуществления инновационной деятельности лежит построение концептуальной основы педагогического новшества, включающее диагностику, прогнозирование, разработку программы эксперимента или программы действий, анализ их осуществления, деятельностная реализация инновационной программы, отслеживание хода и результата внедрения, коррекция и рефлексия инновационных действий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.024 с.)