Тема 6. Внутрифирменное управление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Внутрифирменное управление



Виды структур управления и их проектирование. Стратегическое и текущее планирование в менеджменте. Организационные отношения и контроль в системе менеджмента. Экономическая и неэкономическая мотивации деятельности в менеджменте.

Организационный процесс - это процесс создания организационной структуры предприятия.

Организационный процесс состоит из следующих этапов:

· деление организации на подразделения соответственно стратегиям;

· взаимоотношения полномочий.

Делегирование - это передача задач и полномочий лица, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Если руководитель не делегировал задачу, значит должен выполнить ее сам (М.П. Фоллет).

Ответственность - обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Ответственность нельзя делегировать. Объем ответственности - причина высоких окладов у менеджеров.

Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не личности. Пределы полномочий - это ограничения.

Построение организаций:

Руководитель передает свои права и полномочия. Разработка структуры обычно осуществляется сверху вниз.

Организационная структура - это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними.

Выбор организационной структуры зависит от таких факторов, как:

· организационно-правовая форма предприятия;

· сфера деятельности (тип выпускаемой продукции, ее номенклатура и ассортимент);

· масштабы предприятия (объем производства, численность персонала);

· рынки, на которые выходит предприятие в процессе хозяйственной деятельности;

· используемые технологии;

· информационные потоки внутри и вне фирмы;

· степень относительной обеспеченности ресурсами и др.

Структуры управления организацией:

Для различных организаций характерны различные виды структур управления. Однако обычно выделяют несколько универсальных видов организационных структур управления, таких, как линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная. Иногда внутри единой компании (как правило, это крупный бизнес) происходит выделение обособленных подразделений, так называемая департаментизация. Тогда создаваемая структура будет дивизиональной. При этом необходимо помнить, что выбор структуры управления зависит от стратегических планов организации.

Организационная структура регулирует:

· разделение задач по отделениям и подразделениям;

· их компетентность в решении определенных проблем;

· общее взаимодействие этих элементов.

Тем самым предприятие создается как иерархическая структура.

Основные законы рациональной организации:

1. Упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса;

2. Приведение управленческих задач в соответствие с принципами компетентности и ответственности, согласование «поля решения» и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);

3. Обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за «процесс»);

4. Короткие пути управления;

5. Баланс стабильности и гибкости;

6. Способность к целеориентированной самоорганизации и активности;

7. Желательность стабильности циклически повторяемых действий.

Типы организационных структур:

Первый вид организационной структуры управления (ОСУ), систематически разработанный, остающийся пока ее доминирующей формой, получил название бюрократической ОСУ. Он характеризуется:

1. Четким в высшей степени разделением труда и появлением в каждой должности высококвалифицированных специалистов;

2. Развитой иерархией уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

3. Системой взаимосвязанных обобщенных формальных правил, стандартов, норм и нормативов, обеспечивающей однородность исполнения сотрудниками своих должностных обязанностей и скоординированность различных видов деятельности;

4. Формальной обезличенностью выполнения официальными лицами своих должностных обязанностей;

5. Защищенностью персонала от произвольных увольнений и наймом на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Недостатки:

1. Преувеличение значимости инструкций, правил, норм, стандартов, что ведет к замедлению темпов работы;

2. Утрата гибкости поведения;

3. Неспособность быстро реагировать на изменившиеся условия делового и фонового окружения, а также внутренней среды;

4. Невозможность разрабатывать и срочно внедрять инновации в процесс своей деятельности.

Линейная структура. Для нее характерна вертикаль: высший руководитель - линейный руководитель (подразделения) - исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделления отсутствуют. (Рисунок 1)

Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей.

Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя. Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией. Например: семейные компании.

Рисунок 1 – Схема линейной структуры управления

Линейно-штабная

По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную. Она аналогична предыдущей, но управление соредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения. (Рисунок 2)

Достоинства структуры состоят в следующем:

· более глубокая и осмысленная подготовка управленческих решений;

· освобождение линейных менеджеров от чрезмерной нагрузки;

· возможность привлечения специалистов в определенных областях.

Рисунок 2 - Линейно-штабная СУ

 

Функциональная

При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям. (Рисунок 3)

При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель - функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) - исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаток — функции руководителя размыты.

Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью.

Недостатки: недостаточная гибкость; плохая координация действий функциональных подразделений; низкая скорость принятия управленческих решений; отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия.

Рисунок 3 – Функциональная СУ

 

Линейно-функциональная

При линейно-функциональной структуре управления основные связи - линейные, дополняющие - функциональные. (Рисунок 4)

Рисунок 4 - Линейно-функциональная СУ

 

Дивизиональная

В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач. (Рисунок 5)

Недостатки: рост расходов на управленческий персонал; сложность информационных связей.

Дивизионная структура управления строится на основании выделения подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости. Создается также в крупных корпорациях.

Дивизионы могут выделяться по нескольким признакам, образуя одноименные структуры, а именно:

· продуктовая. Отделы создаются по видам продукции. Такие структуры созданы в «Дженерал Моторс», «Дженерал Фудс», частично в «Русском Алюминии». Полномочия по производству и сбыту данного продукта передаются одному руководителю. Недостаток - дублирование функций. Такая структура эффективна для разработки новых видов продукции. Имеются вертикальные и горизонтальные связи;

· региональная структура. Отделы создаются по месту расположения подразделений компаний. В частности, если у предприятия есть международная деятельность. Например, Coca-Cola, Сбербанк. Эффективна для географического расширения рыночных зон;

· организационная структура, ориентированная на потребителя. Подразделения формируются вокруг определенных групп потребителей. Например, коммерческие банки, институты (повышение квалификации, второе высшее образование). Эффективна для удовлетворения спроса.

Рисунок 5 – Дивизиональная СУ

Матричная организационная структура

Структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один – линейный, другой – руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, в авиакосмических предприятиях, телекоммуникационных компаниях, выполняющих крупные проекты для заказчиков, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. (Рисунок 6)

Недостатки: наличие двойного подчинения которое приводит к конфликтам,, сложность информационных связей.

Преимущества: гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы.

Рисунок 6 - Матричная организационная   СУ

 

 

Для сельскохозяйственных предприятий наиболее характерны линейная и линейно-функциональные структуры управления.

Стратегическое и текущее планирование.

Планирование является естественной частью менеджмента. Один из «отцов» современного менеджмента А. Файоль отмечал: «Управлять – это предвидеть», а «предвидеть – это уже почти действовать».

Применение планирования создает следующие важные преимущества:

- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

- проясняет возникающие проблемы;

- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

- улучшает координацию действий в организации;

- увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

- способствует более рациональному распределению ресурсов;

- улучшает контроль в организации.

Планирование деятельности предприятия – непрерывный систематический процесс определения будущих целей, средств и методов формирования, развития предприятия и управления им.

Процесс планирования рассматривается в широком и узком смысле. В подготовке и принятии решений состоит процесс планирования в широком смысле.

В процессе планирования предполагается получить ответ на три вопроса:

1. Каково наше сегодняшнее реальное положение?

2. Какой путь следует избрать для достижения целей туристской фирмы?

3. Посредством каких методов и ресурсов можно достигнуть поставленной цели?

Структура планирования:

1. Прогнозирование- составление прогнозов будущего состояния социально-экономических процессов и определение вероятности наступления тех или иных положительных или негативных ситуаций.

2.Моделирование– научное описание ситуаций и будущего состояния социально-экономических процессов с использованием математических моделей.

3.Программирование– конкретное обоснование реализации решений, прогнозов и моделей.

Планирование в узком смысле – это составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации для осуществления принятых решений.

План – официальный документ, в котором отражаются:

- прогнозы развития организации в будущем;

- промежуточные и конечные задачи, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями;

- механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов;

- стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

 

Процесс планирования состоит из ряда этапов:

1 этап. Предприятие проводит исследование внешней и внутренней среды организации, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

2 этап. Предприятие устанавливает ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей.

3 этап. Стратегический анализ. Предприятие сравнивает цели и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, формирует различные варианты стратегии.

4 этап. Выбор одной из альтернативных стратегий.

5 этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

6 этап. Среднесрочное планирование.

7 этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы.

8 этап. Учет результатов выполнения плана:

-что организации удалось сделать, реализуя свои планы;

-каков разрыв между плановыми показателями и фактическим выполнением.

В целом процесс планирования – это замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию планов) связью.

Система планирования предприятия обычно состоит из отдельных планов.

Существуют три основных типа планов.

1. Планы-цели – это набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем.

2. Планы для повторяющихся действий, содержащие сроки их выполнения, а также порядок осуществления в стандартных ситуациях.

3. Планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения специфических проблем.

По срокам выполнения планы делят на три группы:

1. Долгосрочные (от 3 до 5 лет);

2. Среднесрочные (от 1 года до 3 лет);

3. Краткосрочные (от 1 дня до 1 года).

Процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Высший уровень – стратегическое планирование – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов.

На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяют промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач.

Планирование, осуществляемое на нижнем уровне организации, называется оперативным планированием.

Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным, общим или бизнес-планом функционирования организации.

Весь процесс планирования можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности предприятия и определение тактики реализации выбранной стратегии (тактическое или текущее планирование).

Понятие «стратегия» – греческого происхождения. Первоначально оно имело военное значение и означало «искусство генерала» находить правильные пути к достижению победы.

Стратегия экономической организации – это совокупность главных целей и основных способов достижения данных целей.

Основу стратегических планов составляет глубокий анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешнем окружении организации, всесторонний прогноз его будущего состояния и оценка собственного потенциала.

Стратегия сервисного предприятия представляет собой систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития организации, сферы, формы и способы ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей.

Термин «тактика» – также первоначально военный термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами, подходящими для осуществления данных целей.

Текущее (тактическое) планирование – это планирование на срок до 1 года, которое ориентировано на выбор средств для достижения стратегических целей. Оно находит воплощение в краткосрочных и оперативных планах.

К тактическим вопросам относятся: создание определенной организационной структуры, порядок найма сотрудников, процедуры взаимодействия с потребителями продукции и т.д. Реализация стратегии предполагает, что организация устанавливает тактические цели, мотивирует работников и распределяет ресурсы таким образом, чтобы была достигнута стратегическая цель.

Краткосрочные планы разрабатываются в виде бюджетов, финансовых смет, производственных программ.

Оперативный план – документ, цель которого – обеспечить общее понимание задач компании, стратегии и тактики решения таких задач, а также определить объемы, качество и структуру ресурсов, выделяемых для этого. В оперативных планах содержатся плановые задания по большинству важнейших показателей деятельности предприятия и его подразделений. Оперативный план устанавливает границы количественных и качественных задач, конкретизируя их для фирмы в целом и каждого подразделения.

Знание технологий стратегического и текущего планирования позволяет специалистам сервиса и туризма уверенно планировать будущее своих предприятий.

 

Управленческий контроль является одной из основных функций менеджмента, цель которой количественная и качественная оценка труда и учет результатов работы организации.

Главными инструментами реализации этой функции является наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общей системе управления контроль выступает как элемент обратной связи.

По результатам контроля проводится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов. Эффективно поставленный контроль имеет стратегическое направления, ориентируется на конечные результаты, осуществляется своевременно и достаточно прост. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организация стремится строить работу на принципе доверия к людям, ведет к существенному сокращению контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. При таких условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.

Контроль выступает одним из главных инструментов развития организации. В менеджменте без контроля невозможен управленческий процесс. Контроль - это обязательная функция менеджмента, является заключительной стадией управленческого процесса и играет роль связующего звена между управляющей и управляемой системами.

Существуют несколько причин обуславливающих необходимость управленческого контроля:

- необходимость наблюдать за тем, чем работающие заняты, что и как они делают. Совокупный эффект даже мелких ошибок может существенно повлиять на снижение потенциала деятельности организации;

- постоянные изменения в окружающей среде с которыми организация и их менеджеры сталкиваются, требует соответствующего реагирования. Изменения требуют управления не только намеченных планов, а также целей организации. Хорошо организованный контроль помогает менеджерам своевременно приспосабливаться к изменениям;

- это постоянно растущая сложность работы организаций, которые занимаются бизнесом, вследствие роста их размеров и масштабов производства. С ростом производства менеджеры, ответственные за выполнение всех задач организации, не могут персонально наблюдать за каждым видом деятельности, а также изменениями условий на рынке и лично решать возникающие проблемы. Поэтому им необходима формальная система контроля.

Деятельность организации требует, чтобы контроль и планирование были плотно связаны между собой и были непрерывными.

Сущность контроля заключается в трех основных элементах:

-установление контролируемых стандартов деятельности;

-анализ результатов деятельности с помощью контроля;

-корректировки технологических, хозяйственных и других процессов в соответствии с обоснованных выводов и принятых решений.

Менеджеры начинают осуществлять функцию контроля с того момента, когда они определили цель и создали организацию. Без контроля начинается хаос и объединить деятельность работающих становится невозможно. Изменение законов, технологий, условий конкуренции и других внешних факторов могут превратить реальные планы в недостижимы. Для своевременного реагирования на подобные изменения в организациях должен быть налажен эффективный контроль.

Контроль - это процесс обеспечения организацией своих целей. Цели контроля будут достигнуты только в том случае, если они будут осуществляться в соответствии с определенными принципами.

Принципы контроля - это основные элементы научно - обоснованной системы контроля.

Контроль должен отвечать следующим требованиям:

- всеобъемлющим, то есть содержать в поле зрения основные сферы деятельности организации - внешнюю ситуацию и внутренние процессы. Но это не значит, что контроль должен быть тотальным, фиксировать все события в организации. Необходимо добиваться научно - обоснованного подхода, который бы позволял иметь достаточно полную и объективную информацию. В его осуществления необходимо привлекать весь персонал организации и максимально расширять полномочия работающих;

- постоянным и оперативным, то есть должен осуществляться постоянно с определенными интервалами времени и обязательно своевременно или с некоторым опережением, в целях устранения выявленных недостатков;

- объективным и непрерывным, означает чтобы выводы контролеров были аргументированными, строились на достоверных фактах, установленных с помощью доказательств и свидетельств, а сам процесс контроля осуществлялся постоянно;

- массовым и гласным, предусматривающий всеохватность контроля, распространение его на все виды деятельности, структурные подразделения и всех работающих в организации;

- действенным и плановым, означает, что по результатам контрольных проверок должны приниматься меры, направленные на ликвидацию выявленных недостатков. Плановость необходима для избежания как излишнего контроля так и бесконтрольности по некоторым видам деятельности или работниками;

- иметь конечные результаты, то есть контроль рассматривается как средство достижения целей;

- гибким, то есть контроль должен быть тесно связан с планированием, системой управления, с изменениями в структуре организации, иначе он будет опаздывать и станет недееспособным;

- ориентированным на человека, предполагает не только объективность контроля, но его доброжелательность, исключение любого слежения за человеком, существенно может ухудшить морально-психологический климат в коллективе;

- экономическим, означает, что польза от контроля должна превышать затраты на его проведение. По этой причине необходимо сократить до минимума все связанные с контролем расходы на технические средства, сбор, переработку и хранение информации.

Главная цель контроля - не исправление ошибок, а предотвращение их, что для организации будет значительно дешевле. Без надежной системы контроля ни одна организация не может успешно функционировать.

Основными задачами контроля являются следующие:

- определить во внешней и внутренней средах организации факторы, которые могут осуществлять существенное влияние на ее функционирование и развитие, своевременно на них отреагировать;

- раскрыть неизбежные в деятельности организации нарушения и ошибки и оперативно принять меры по их устранению;

- оценка работы организации и ее персонала за определенный период, эффективности и надежности системы управления ею.

В итоге, контроль позволяет предотвратить негативных результатов деятельности и создает необходимые предпосылки для стимулирования персонала.

Основными функциями контроля являются:

- диагностическая - ведущая функция, которая предусматривает обязательную необходимость изучения состояния дел в организации, то есть поставить диагноз;

- обратной связи - информация, которая поступает руководителю о ходе решения задач, дает возможность влиять на процесс;

- ориентирующая - проявляется в том, что все вопросы, которые постоянно контролирует начальник, приобретает особое значение в сознании исполнителей, направляет их усилия в первую очередь на объект повышенного внимания руководителя;

- стимулирующая - близкая к ориентирующей, но она направлена не в конкретные работы, а на выполнение и вовлечение в процесс труда неиспользованных резервов, и в первую очередь человеческих;

- корректирующая - связана с уточнениями, которые вносят в решение на основе материалов проведенного контроля;

- педагогическая - контроль, при умелой его построении, способствует продуктивной и добросовестной работе.

Возложение в организации на то или иное лицо функций контроля требует не только его формального контроля в служебной иерархии, но и личных качеств, склонности, отношение к нему коллег и подчиненных.

Основными объектами контроля в организации важны характеристики производственного состояния, промежуточные и конечные результаты выполнения плановых заданий, показатели затрат ресурсов, экономической эффективности.

Наиболее объективным и эффективным контроль будет тогда, когда внедрена система нормативов (стандартов) выполняемых работ и конечных результатов (целей). Чаще нормативы и стандарты разрабатывают по следующим группам: ценовые, доходные, программные (технико-экономические), физические (для изделий и технологических процессов), поведенческие и др.

Часто нормативами (стандартами) есть соответствующие стратегические цели и плановые параметры стратегий. В этих случаях устанавливаются определенные интервальные значения для нормативов.

Экономическая мотивация деятельности работников.

Суть экономических мотивовсостоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним организацией, получают определенные материальные выгоды, повышающие их благосостояние. Они могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное.время позволяющее заработать в другом месте).

Основными формами денежных доходов, связанных с трудовой деятельностью, является заработная плата, предпринимательская прибыль, различного рода выплаты и льготы. Обычно заработная плата зависит от занимаемой должности, квалификации, стажа работы, количества и качества затраченного труда. По форме она может быть повременной,зависящей от количества затраченного времени, и сдельной,определяемой объемом выполненной работы.

Помимо основной заработной платы важную роль в деле стимулирования производительного труда играет дополнительная,в форме различного рода доплат за профессионализм, квалификацию, деловые навыки, носящих в основном компенсационный характер.

Уровень основной и дополнительной заработной платы дает формальную оценку вкладу работника в конечные результаты, исполнительности, профессионализму, квалификации, поэтому должен возрастать вместе с ними. Однако более действенным стимулирующим средством он становится при дополнении другим не менее важным элементом экономической мотивации -  системой итогового вознаграждения.

Для того чтобы премия играла роль действенного стимулирующего фактора, ее величина должна составлять не менее 30% основного заработка. Общим принципом премирования является вознаграждение за любые, пусть самые малые успехи, своевременность, потенциальная неограниченность величины, регулярный пересмотр его критериев в связи с изменением условий деятельности организации и ее экономического положения.

Кроме заработной платы и премий, за последнее время для сотрудников коммерческих организаций все большее распространение получает еще один вид денежного вознаграждения - участие в прибылях. Прежде всего, это относится к дополнительной прибыли, до 75% которой может доставаться персоналу. Осуществляются такие выплаты обычно ежемесячно, чтобы люди могли наглядно видеть конкретные результаты своих усилий

В целом система денежных выплат призвана обеспечить большинству работников желательный уровень дохода при условии добросовестного отношения к работе и выполнению своих обязанностей. Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем стимулирует инициативу людей, формирует у них приверженность к организации, привлекает к ней новых членов.

Существует так называемая косвенная экономическая мотивация, то есть мотивации свободным временем. Ее конкретными формами являются;

- сокращенный рабочий день или увеличенный отпуск, призванные компенсировать повышенные физические или нервно-эмоциональные затраты организма (например, на транспорте, горных работах, в сфере образования и пр.);

-скользящий или гибкий график, делающие режим работы более удобным для человека, что позволяет ему дополнительно заниматься другими делами;

- предоставление отгулов за часть сэкономленного при выполнении работы времени, пока не получившее в отечественной практике достаточного распространения.

 К неэкономическим способам стимулирования относятся организационные и моральные. Организационные способы включают в себя мотивацию целями, привлечением к участию в делах организации, обогащением труда.

Мотивация участием в делах организациипредполагает, что работникам предоставляется право голоса при решении ряда проблем, прежде всего социального характера. Они вовлекаются в процесс коллективного творчества, консультирования по специальным вопросам; им делегируются права и ответственность.

Мотивация обогащением труда заключается в предоставлении людям более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы с широкими перспективами должностного и профессионального роста, дающей возможность осуществлять контроль над ресурсами и условиями собственного труда.

К моральным методам стимулирования относится, прежде всего, признание, которое может быть личным и публичным.

Суть личного признаниясостоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах высшему руководству организации, представляются ему, получают право подписывать документы, в разработке которых они принимали участие, персонально поздравляются администрацией по случаю праздников и семейных дат.

Публичное признаниесостоит в широком распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах ("досках Почета"), награждение особо отличившихся людей почетными знаками, грамотами, внесение их имен в специальные книги.

Специфическими моральными методами мотивации являются похвала и критика. Похваладолжна следовать за любыми достойными действиями исполнителей и даже самыми незначительными результатами, полученными ими, но обязательно конкретными и способствующими достижению целей организации. Отсутствие похвалы, незаслуженная или неискренняя похвала - демотивируют, поэтому для повышения ее действенности желательно иметь объективные критерии.

Критика,то есть отрицательная оценка окружающими недостатков и упущений в работе, должна быть, прежде всего, конструктивной, стимулировать действия человека, направленные на их устранение и указывать на их возможные варианты. Любая критика должна восприниматься как форма помощи со стороны в деле устранения недостатков, поэтому критикуемые не могут обижаться на нее. Их задача состоит в том, чтобы, признав имеющиеся недочеты, постараться извлечь из критики пользу и исправить имеющиеся ошибки.

 

В заключение необходимо остановиться еще на одной форме мотивации, которая по существу объединяет в себе все рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую заработную плату (экономический мотив) и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а также отражает признание заслуг и авторитета личности (моральный мотив).

 

Список литературы

1. Маслова, В.М. управление персоналом: учебник для бакалавров/В.М. Маслова.-М.:изд-во Юрайт, 2012.-488с.ъ

2.Бардовский, В.П., Рудакова, О.В., Самородова, ЕМ. Экономика: учебник./ Бардовский В.П., Рудакова, О.В., Самородова, ЕМ.-М.:ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012.-672с.

3.Шимко П.Д. Зкономика: учебник для бакалавров/П.Д. Шимко.- 3-е изд., перераб. И доп.-М.: изд-во Юрайт, 2013.-605с.

4.Горфинкель В.Я.Экономика фирмы. Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель. - Санкт-Петербург: "Юрайт", 2011. - 679 с. (ЭБС «Лань», раздел «Экономика и менеджмент», изд-во "Юрайт").

 5.Организация производства и управление предприятием [Текст]:

учеб. / авт.: Туровец О. Г., Попов В.Н., Родинов В.Б. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 544 с.

6.Семенов, В.Г. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - С. Петербург: ПИТЕР, 2010. - 436с. (Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования).

   

 Интернет-ресурсы

1. Справочно-поисковая система "КонсультантПлюс": contact@consultant/ru.

2. Интернет-ресурсы.

3. Электронная библиотечная система IQlib:http://www.iglib.ru/

4.Федеральный образовательный портал. - Режим доступа свободный: http://ecsocman.hse.ru/

5.Ежедневное аграрное обозрение. - Режим доступа свободный: http://agroobzor.ru/article/a-371.html.

6.База данных Евростат. - Режим доступа свободный: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/ portal/page/portal/eurostat/home/

7.Экономика предприятия. Ю.И. Ребрин, Основы экономики и управления производством, Конспект лекций, Таганрог: Изд-во ТРТУ. - [Электронный ресурс]: Интернет-учебник. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m47/ (свободный).

8.Министерство сельского хозяйства РФ (аналитическая информация, ценовой мониторинг, статистика, информация) http://www.mcx.ru/

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.107 с.)