Система цен на продукцию сельскохозяйственного производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система цен на продукцию сельскохозяйственного производства.



  Уровень цены реализации непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара.

Исходя из целей своего хозяйствования, продавец определяет для себя систему важнейших показателей эффективности функционирования, которые он намерен достичь. На основе выстроенной системы ранжируются задачи, образуя политику цен продавца. Решения этих задач обеспечивает механизм ценообразования.

Цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей:

- валовой и товарной продукции;

- себестоимости;

- рентабельности;

- прибыли;

- выявление экономической эффективности отдельных отраслей и предприятия в целом.

Цена является одним из рычагов стимулирования производства наиболее качественной продукции, организации равномерного ее получения в течение года. С помощью цен распределяется и перераспределяется валовой доход между отраслями.

Цена на продукцию сельского хозяйства и товары, потребляемые отраслью, складываются в зависимости от того, какие связи между сельскохозяйственными предприятиями, торговыми организациями и потребителями они обслуживают. Система цена в условиях рынка должна состоять из трех основных элементов соответственно трем возможным каналам реализации продукции:

1. Свободные (рыночные) цены - складывающиеся под воздействием конъюнктурных колебаний спроса и предложения на рынке продовольствия и всех прочих факторов. По мере становления рыночной инфраструктуры на селе и преодоление ценовых диспропорций между отраслями АПК по этим ценам будет продаваться основная масса сельскохозяйственной продукции.

2. Государственные гарантированные закупочные цены. Эти цены применяются для закупки государством отдельных видов сельскохозяйственной продукции для удовлетворения своих минимальных потребностей, а также как цены государственной скупки, позволяющие сельскохозяйственным товаропроизводителям реализовать свою продукцию при неудовлетворительной конъюнктуре рынка. Рассчитываются государственные гарантированные закупочные цены на основе целевой цены.

3. Целевые цены - это желательный уровень эквивалентных цен. Они не гарантируются государством и не функционируют на рынке. Размер рентабельности для их формирования должен определяться исходя из нормы прибыли, достаточной для ведения простого воспроизводства, с учетом удорожающих факторов на промышленную продукцию и услуги села, темпов инфляции.

В развитых странах особенности ценообразования на продукцию сельского хозяйства во многом связаны со спецификой рынка этой продукции, с особенностями действия законов спроса и предложения в сельском хозяйстве.

Формирование цены на товар, в том числе в сельском хозяйстве является одним из самых сложных звеньев экономической политики на микро- и макроуровнях.

Сельское хозяйство является основным поставщиком продуктов питания и сырья для многих отраслей народного хозяйства. Произведенные из сельскохозяйственного сырья продукты занимают около 70% оборота розничной торговли страны. Поэтому разработка и совершенствование методических подходов к формированию цен на сельскохозяйственную продукцию в целях повышения стабильности и устойчивости развития сельского хозяйства приобретает особую актуальность.

Средние фактические цены реализации сельскохозяйственной продукции складываются из свободных закупочных цен, определяемых сельскохозяйственными производителями по договоренности с потребителями при реализации продукции по различным каналам (заготовительным организациям, в том числе потребкооперации, на рынке, населению и др.). По отдельным видам продукции (зерновые культуры, семена масличных культур, сахарная свекла) при расчете средних фактических цен реализации учитываются также рекомендуемые государством цены для закупки в Федеральный продовольственный фонд.

Современное кризисное состояние аграрной сферы является следствием либерализации цен, произведенной без предварительных, адекватных рыночной экономике, структурных и институциональных преобразований. Наиболее болезненно кризисная ситуация проявляется в углублении ценового диспаритета между сельским хозяйством и промышленностью, в ухудшении финансового положения и росте убыточности сельскохозяйственных предприятий, что прямо связано с монополизмом предприятий ресурсообеспечивающих отраслей, отраслей перерабатывающей промышленности и торговых посредников. В то же время, падение платежеспособного спроса, сокращение инвестиций, и соответственно спад производства и ослабление материально - технической базы негативно отразилось на состоянии не только сельскохозяйственных, но и других предприятий агропромышленного комплекса.

Ценовой паритет - равновесное соотношение цен на различные виды продукции. За исходное берется определенная база, при которой цены на товары, например, в системе АПК, устанавливаются исходя из принципа эквивалентности, равной нормы прибыли. Если в динамике это соотношение остается неизменным или имеет несущественные отклонения (что на практике является правилом), то ценовой паритет сохраняется. Соблюдение ценового паритета является важнейшим экономическим условием пропорционального, сбалансированного развития, обеспечивает сопоставимость уровня эффективности по показателю рентабельности, обеспечивает партнерам рынка, отраслям народного хозяйства равные условия осуществления расширенного воспроизводства.

Значительные отклонения от эквивалентного соотношения цен ведут к их диспаритету. Наиболее характерным выражением нарушения паритета цен явилось резкое изменение их соотношения на продукцию сельского хозяйства и промышленных отраслей АПК в годы реформ, что негативно повлияло на экономическое состояние аграрного сектора, уровень производства, платежеспособность сельхозпредприятий, социальное положение работников сельского хозяйства. Преодоление диспаритета цен в АПК - важнейшая задача стабилизации и дальнейшего подъема сельского хозяйства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.005 с.)