Лекция V . Историческая география Египта. Продолжение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция V . Историческая география Египта. Продолжение



Дельта Нила. С запада Дельты простираются крупные номы, ориентированные на запад, с традицией, близкой Ливии. Особенно тут выделяется Саисский ном, один из лидеров в третий переходный период, тогда он выходит за свои границы и объединяет западную дельты, цари саисской XXIV и XXVI династий стремятся к объединению Египта. В центральной части саисского нома крупный город Семенит, где почитается бог Анорис, и там недалеко Хебит, где почитаются Исида, Осирис и Хор. Важный город этого нома – Танис, столица ливийских царей, притом их власть в I тыс. сильно распределена, но Танис сразу после падения нового царства становится столицей, после конца XXI династии. Считалось, что ливийское время начинается с Шешонка I и XXII династии, сейчас думают, что ливийской была уже XXI династия, Танис среди ливийских царей был самым сильным (оттуда, из Таниса, был царь Петубаст, он пользуется уважением, поскольку контролирует этот ном и город). Важен древний город Гелиополь, центр почитания бога солнца Ра, на территории VI нижнеегипетского нома находится город Педеб / Буто, где почитаются «души педеб». У VII нома находится Александрия с целой системой связанных с ней поселений. Сам эллинистический город возникает не на пустом месте, на месте уже существующего селения Ракотис, недалеко располагался небольшой город Каноп, по которому названо впадающее в Средиземное море русло Египта. Это район значим еще до Александра поскольку он пограничный, эту оконечность Египта нужно охранять. Не известно, как Александр планировал использовать основанный город, но еще раньше здесь были крепости, защищавшие западную Дельту. На восточной оконечности дельты располагалась крепости Пелусий и Силе, прикрывавшие восток Дельты, и место Дафны, где располагались большие поселения греческих наемников в саисское время.

Не верна традиционная схема египетского политогенеза, в том числе та, что изложена в учебнике Кузищина: сначала и в верхнем и в нижнем Египте «номовые государства» (само понятие появилось еще в конце XIX в., когда обратили внимание на устойчивое деление Египта на номы и локальные номовые культы, их устойчивые символы); дальше, основываясь на традиционном выделении Верхнего и Нижнего Египта с припиской 20 номов к нижнему и 22 номов к верхнему Египту, опираясь на саму идею дуализма, в том числе в титуле царя - «несубити» («царь Верхнего и Нижнего Египта»), так на Розеттском камне. Но сейчас высказываются предположения, что «две земли» - не Верхний и Нижний Египет, а два аспекта царской власти. Известна палетка Нармера, которая подвигает к мысли, что в результате большой войны Верхний Египет победил государство 20 нижнеегипетских номов. Но, если так последовательно считать, можно заметить, что объединители Египта почитали бога-сокола Хора, а в то же время в исторических текстах Хор оказывается богом Нижнего Египта, а Верхнего Сет. В XX в. немецкие археологи копают Абидос и обнаруживают, что прав Манефон в том, что считает его местом происхождения первых двух династий: с IV тыс. здесь правит династия, которая чтит Хора, его чтили на юге в Иераконполем, между Абидосом и Иераконполем полития Нагада, которая чтила Сета. В результате борьбы этих трех центром правители Нагады уступили правителям объединившихся правителей Абидоса и Иеракопноля, победив Нагаду, они двинулись в Нижний Египет на север. Им нужен был выход к Средиземному морю, потому что уже в это время египтяне активно торгуют с Восточным Средиземноморьем. Кроме того, первые правители присутствовали на землях до 2-го порога Нила. Итого: не существовало государств Верхнего и Нижнего Египта, а существовала полития с центрами в Иераконполе и Абидосе, которая потом вторглась на север в нижний Египет, где единого государства в этот момент не было. Что представляли собой на тот момент номы? Некоторые из них существовали, скорее всего, как «номовые государства», чей политический центр он же и культовый центр, а вокруг периферия, все это происходит в рамках локальной ирригационной системы. Т.е. общая ирригационная система Египта была лишь совокупностью - на тот момент, локальных ирригационных систем. Когда произошло объединение, быстро потребовалось переместить ресурсы в южную часть страны и перебросить наоборот дополнительную рабочую силу с юга в Нижний Египет для освоения Дельты, которое было в начале Древнего царства. Какие-то номы восходят к политиям додинастического времени, другие возникают уже в историческое время. В программе освоения Дельты, которая была при III династии и должны были впервые появиться некоторые нижнеегипетские номы, которые были вписаны в одну систему наряду со старыми номами.

Кто составляет население страны к IV тыс. до н.э. –это уже египтяне. Египетское расселение уже в додинастическое время доходит до крайней южной точки культуры Нагада, т.е. до острова Элефантина. Нагада - важнейшая археологическая культура IV тыс., но есть зазор между культурами Нагада I (первые века IV тыс.) и этап Нагада II (со второй четверти IV тыс.), именно Нагада II приходится период быстрого политогенеза. Какие факторы стимулировали этот процесс: помимо того, что возникали управленческих структур для управления ирригацией, возможно, примерно в это время (около XXXIX-XXXVIII) наступает аридизация, которая толкает общество на мобилизацию путем создания государства. Когда египтяне пришли на территорию Египта: где в VI тыс. до н.э., в Египте есть культуры меримде-бени-саламе на периферии Фаюмского оазиса, потом культуры бадари и таса (V тыс. до н.э.), им в IV тыс. наследует культура Нагада. Это соответствует расселению египтян как афразийцев из Ливии, они оседают в долине Нила, потом спускаются южнее и начинают осваивать южное течение Нила, до них было другое земледельческое население - культуры Хелуана и Эль-Каб. Еще раз о термине, который у египтян привязан к областям дельты у Средиземноморья, логично, что афразийцы-египтяне сначала заняли Верхний Египет, а потом развернулись к северу, и там застали первоначальное субстратное население.

О раздробленности Египта в историческое время египтяне не помнили, последнее свидетельство о таких воспоминаниях – летопись Палермского камня (V династия), где есть перечисление имен царей, носящих красную корону (традиционно символ Нижнего Египта, а белая – Нижнего Египта), эти правители как-то отделены от правителей исторического времени, это некие последние представления о политогенезе, дальше Египет представляется самим египтянам всегда объединенным. Д.Б. Пруссаков, занимающийся историей ирригаций и египетской археологией, пытается применять свои сведения к реконструкции политогенеза, он считает, что в какой-то момент дельта Нила была катастрофически затоплена на рубеже IV и III тыс. (когда правили Нармер и Менес), что вызвало отток людей из нижнего Египта на юг в верхний, оно и отразилось в палетке Нармера, это не столько завоевание нижнего Египта, сколько принятие беженцев оттуда. Он же говорит, что египетское государство тогда носило анклавный характер, целостная территория формируется не раньше эпохи Древнего царства, но эта версия вызывает сомнения из-за данных археологии. Что точно ясно: в самом конце IV тыс. появляется Мемфис, тогда же появляется некрополь в Саккара, отсюда удобно контролировать завоеванную дельту. У нас для этого периода нет настоящих письменных источников, эпиграфика про это время есть, но текста с глагольными фразами она не образовывает, первая автобиография и большой текст – надпись Мечена из его гробницы. По данным археологии ясно, что на этапе конца II династии (XXVIII-XXIX вв.) Египет переживает очередной распад, царь Перипсен из II династии принимает титул не в честь бога Хора, как предшественники, в честь Сета, его столица не на севере, а на юге, в Абидосе, где были гробницы Раннего царства, как и в Иераконполе. В последующей традиции царских списков Перипсен пропадает, последний раз он упоминается в текстах гробниц в Гизе в эпоху IV династии, на Палермском камне его уже нет. Зато один из его преемник Хосехемуи носит имя в честь и Хора, и Сета («возсиявший обоими жезлами»), в его время идет очень тяжелая война на территории Нижнего Египта, это новый цикл войн за единство страны, который заканчивается объединением. Возможно, на этом этапе и произошло расхождение ассоциаций Хор Нижний Египет, Сет – Верхний Египет, и складывание устойчивого ментального деления страны на Нижний и Верхний Египет с указанными соответствиями богов.

После Хосехемуи один из первых царей III династии – Джосер, начинается эпоха Древнего царства. В это время идет большая централизация и осваивается Дельта. Раньше признаком децентрализации были регулярные путешествия царя по стране на ладье с посещением местных культовых центров – «следование Хора», при III династии этой традиции уже нет, но есть начало строительства пирамид. В некрополе Саккара в районе Мемфиса Джосер, который в качестве столицы имеет уже Мемфис, строит там свою знаменитую пирамиду. В конце Древнего царства при VI династии много взаимодействия с Нубией, вообще эта династия имперская – войны на территории Палестины, надписи номархов Элефантинского нома рассказывают о взаимоотношениях со странами-политиями Нубии. Египтяне считают, что эти политии им подвластны, но на самом деле тужда совершаются экспедиции, время от времени с них берут дань, но контроль не постоянный. Надписи номархов Элефантины сообщают о двух последовательностях нубийских стран: в районе 3-го порога страна Иан, а дальше отдельно по восточному и западному берегам до 4-го порога идут две последовательности стран: страны Оаоат на западном и Ирчет на восточном берегу. В это же время есть определенное проникновение на территорию Азии, прочное закрепление на территории Синайского полуострова, где важные месторождения медной руды, в районе Маккара на Синае цари древнего царства возводят победные надписи о победах нам местными царьками. Есть также надпись Пеапенахта, правителя Юга о строительстве кораблей для путешествия в страну Пунт (Сомали или внутренняя область у Красного моря, известная египтянам с V династии), он говорит, что один вельможа строит корабли на территории Синайского полуострова, т.е. на Синае были не только месторождения металлов, но там была удобная и близкая к Египту гавань для плаваний в Пунт.

Как произошла гибель Древнего царства: на исследователей произвело большое впечатление находка иммунитетных грамот V и VI династии, освобождавших от повинностей храмы в некоторых городах, например, в городе Коптос. Считали, что это подтверждение утверждения о феодальной природе египетского государства, именно с нарастанием центробежных тенденций объясняли распад Древнего царства. Сейчас точно известно, что царская власть в Египет Древнего царства постепенно слабеет, IV династия самая мощная, V династию теснит столичная знать, в VI династия большая власть у знати в номах, но этого все равно мало, чтобы так сильно децентрализовать страну, к тому же вряд ли номархи сами мыслили себя вне единой структуры Египта. Во второй половине XX в. обратили внимание на природные изменения, и решили, что в конце III тыс. происходит сильная аридизация, что вызывает спад разливов, голода и бедствий по всей стране, с этим и сравнивают падение Древнего царства. Сейчас еще считают, что природный фактор не надо абсолютизировать, в XXI-XXII вв. до н.э. аридизация происходит по всему Ближнему востоку, но была ли она в конце XXIII в. до н.э. когда распалось Древнее царство (о нем «речение Ипувера»), в нем есть фраза «люди хотели рожать, и вот много бедных среди людей» - демографический кризис, перенаселение, которое внесло очень сильные изменения в политическую ситуацию, похожая ситуация была в первый век македонского владычества, в это время очень сильно растет населения, когда она превышает возможности территории, растут цены на продовольствие, растут заболевания, что совпадает с кризисом птолемейского владычества. В эпоху 500 лет Древнего царства явно происходил рост населения, который в некий момент достиг максимума, в этот момент царская власть не смогла справиться с возникшими от этого в конце XXIII в. проблемами, и страна распадается. Происходит падение царского дома в Мемфисе и перемещение столицы в Гераклеополь, цари IX гераклеопольской династии контролирует всю страну, потом появляется династия в городе Фивы, которая начинает бороться за власть с Гераклеополем. Притом это южное фиванское государство поначалу небольшое («поучение царю Мерикара»), граница между ним и Гераклеополем проходят по Абидосу, им требовалась помощь продовольствием с севера. Борьба между Гераклеополем и Фивами завершается тогда, когда к конце XXI в. фиванское государство прорывает границу у Абилоса, завоевывает север и объединяет Египет. В новом Сренем царстве возникает новое явление («рассказ Синухета» - Синухет бежит из Египта в Азию к азиатскому князю Амуненши) – довольно массовое бегство египтян из самого Египта к азиатским кочевникам из-за слишком низких разливов и голода. Окончательное объединение в XII династии при Аменемхете I и Сенурсете III. После решительного объединение начинает осваиваться Фаюмский оазис, к югу от него возводятся пирамидные поля. Все среднее царство Египет сильно децентрализован, центробежные тенденции сильны, поэтому царю важно иметь свой собственный сильный домен, именно такими становятся ново освоенные земли Фаюмского оазиса. Когда к середине XIX в. заканчивается ирриогация Фаюма, Египет как раз прочно объединяется. Если в III тыс. египетяне слабо присутствовали на территории Нубии, теперь цари уверенно продвигаются на территории вдоль 2 и между 2 и 3 порогами. Здесь строятся крепости, налаживается постоянное присутствие египтян, в том числе культовое, в эпоху Нового царства здесь возникнет множество ответвлений Амона Фиванского. Нубия оказывается удобным полем для обкатки новых форм царского культа. Когда Рамсес II начанает разрабатывать новый культ своих огромных статуй, он начинает именно с территории Нубии, а потом переносит такой культ севернее в Египет. В Среднее царство появляется и гавань Касуо, сейчас Кусейр.

Кто такие гиксосы вопрос сложный, в общем можно сказать, что этот термин дан Манефоном, в египетском языке это слово могло означать «владыки чужеземных стран» (так они обозначены в Туринском царском списке) - основная версия, или как «владыки кочевников» - такая трактовка более верна. Как гиксосы завоевали Египет: существовало предположение, что азиаты присутствовали в восточной дельте постоянно, просто иногда их становится слишком много, и тогда в источниках это как-то отражено. Соответственно в начале XVII в. такое нарастающее присутствие привело к тому, что эти азиаты захватили власть в стране, это сказано на материале археологии; и есть версия Манефона – сначала гиксосы захватили город Аварис в восточной дельте, и, действуя с него, более-менее единовременно завоевали страну. Что такое Аварис: Пьер Монте археолог считал, что Аварис это городище Сан Эль-Хагар, это эпицентр гиксосского присутствия, при Рамсесе II он стал Перрамсесом, в позднее время он стал Танисом – столицей ливийских царей. Эта точка зрения оказалась опровергнута – Перрамсес это Кантир, археолог Манфред Биток выяснил, где находился действительный Аварис. Это место, очень ориентированное на внешние контакты, там есть целый критский квартал – т.е. соприкасаются две контактные зоны – зоны критской талассократии и зоны контактов с Восточном Средиземноморьем. Вообще держава гиксосов простирается от Нубии (Куша) между 2 и 3 порогами вплоть до Сирии.

К Новому царству относится большая часть военной истории Египта. В Нубии доходят до областей выше 4-го порога и при Тутмосе III строится крепость Напата, где новый центр культа Амона, в конце Нового царства к развитию государства подключается новый фактор – справившись с вторжениями народов моря и ливийцев, цари решают переселить часть ливийцев на египетскую территорию. Цель такого переселения в том, чтобы локализовать и поставить под контроль некоторые ливийские племена, но в результате на территории Египта оказываются ливийские племена со своими лидерами и структурами, сразу после падения XX династии она начинают захватывать власть. XXI династия в Танисе скорее всего ливийская, следующая XXII династия уже точно ливийская. Дальше ливийцы начинают делить территорию Египта между родственниками, так ливийский царский дом дробится на несколько веток, это особенно видно для середины VIII в. на стеле Пианихи, нубийский царь Пианхи, вторгнувшись в Египет видит четырех египетских царей, притом сакральность и высокая степень власти у него больше, чем у этих четырех. Т.е. в это время существует целый ряд государственных образований во главе с людьми, носящими царский титул, этакая конфедеративная ситуация. Северная часть Египта под властью ливийских правителей, а южная под властью фиванских жрецов. Потом Египет объединяется в VII в. под властью Саисской династии. Нубия обретает независимость от Египта около XI. после падения Нового царства, в общем здесь идет собственный процесс политогенеза, к VIII в. с центром в Напате здесь складывается крупное государство, копирующее египетскую традицию, оно на тот момент гораздо сильнее раздробленного Египта. В результате напатский царь Пианхи совершает вторжение в Египет и получает формальное признание своего верховенства, нубийцы постоянно присутствуют на территории Египта, сюда совершает поход царь Шабака, нубийцы воюют с ассирийцами. В конце концов саисские цари освобождаются и от тех, и от тех. После этого царь XXVI династия Псаметтих громит Напату, из-за чего центр нубийской государственности смещается гораздо южнее в область 6-го порога в город Мероэ.

Лекция VI. Месопотамия

Термин «Месопотамия» обозначает междуречье Тигра и Евфрата – Междуречье или Двуречье в русском языке. Евфрат берет начало у слияния западного Евфрата и Мурата в западной части Армянского нагорья, дальше течет на юг, поворачивает на юго-восток, тут в него втекают некоторые реки, как Белих (вокруг нее государство Митанни) и Хабур (у него горд Мари). Тигр тоже берет начало на Армянском нагорье от слияние нескольких рек, его западный исток течете на запад, потом на юг, тут в него впадают несколько рек, текущих с Загроса, в частности, Дияла (ее зона и города важная контактная зона). Тигр более полноводности быстр, чем Евфрат, но обе реки разливаются, эти разливы привязаны к таянию снегов на армянском нагорье эти разливы не были точно установлены во времени и более бурны, на их повышение могла влиять и ситуация в Персидском заливе. Знаменитая месопотамская мифологема потопа, которая есть у всех народов: около XXX в. до н.э. в археологических слоях сильные слои ила и песка, например, в Уре, такие находки показывают некое катастрофическое затопление, притом, если привлечь историческую традицию, то как раз около XXX в. она в т.н. «Шумерском царском списке» конца III тыс. разделяет допотопные и послепотопные династии. В нем выражена идея царственности, которая кочует из города в город, в начале допотопные династии, правившие в невысоких городах, например, Утнапишти, а после потопа идут уже исторические династии III тыс. до н.э. После этого потопа складывается особый режим ирригации– воду накапливают в отводных полях и потом подают на полях.

Нельзя сказать, что Междуречье – один единый регион. Ближе всего Тигр и Евфрат походят друг к другу и образуют единую речную долину в нижней или южной Месопотамии, его традиционной столицей как раз со времен Хаммурапи (середина II тыс.) стал Вавилон, с ним были вынуждены считаться ассирийские и персидские цари, властители держав I тыс. до н.э., Александр и Селевкиды все они принимали, кроме всех прочих, титул царя Вавилона. Поэтому этот регион с этого времени можно называть Вавилонией. В III тыс. этот регион по этнонимике называли шумером. Когда образуются обще месопотамские монархии, они именуются царями Шумера и Аккада. Аккад – особый северный субреигион нижней Месопотамии, который выделяется еще в начале III тыс. до н.э., с конца XXIV в. здесь устанавливается монархия Саргона Древнего. Считается, что южная Месопотамия – регион шумерского расселения, раздробленная система номовых государств, северная же ее часть – ареал западносемитских жителей, которых мы называем аккадцами, у них степень интеграции гораздо больше. Есть еще один регион нижней Месопотамии, который выделяется вскоре после правления Хаммурапи, - т.н. Приморье, область, которая формируется после того, как серьезно отступают воды Персидского залива, если раньше Ур и Эреду стояли на берегу залива, теперь они оказываются далеко вглубь суши, образовавшаяся область – периферийная и захолустная, после смерти Хаммурапи здесь образуется т.н. «Приморское царство» до начала XV в. до н.э. Позднее, уже в I тыс. до н.э. уже здесь селится семитская ветвь халдеев. Еще до того местные цари носили очень необычнее шумерские имена, притом, что разговорный язык на тот момент уже точно аккадские, так что такие имена – дополнительная пропагандистская заявка на преемственность к шумерской традиции III тыс. до н.э. или же это область анклавного чисто шумерского населения, которое уцелело от ассимиляционных процессов.

Верхнее течение Тигра расположено к югу от Армянского нагорья, в этом районе располагалась Ассирия – небольшая страна, регион компактного восточносемитского расселения, жители организованы в компактные городские общины, на которых и держится этот регион. Северо-западная же часть Месопотамии называлась Субарту, это в будущем зона расселения хурритов, которые с XVI в. образовали здесь государство Митанни. Для греков название нижней Месопотамии Вавилония актуально, верхняя Месопотамия именуется Ассирией, а территория к западу от Евфрата устойчиво именуется Сирией – (Ассирия с IX в. устанавливает целеустремленно свою власть над этим регионом, поэтому ее имя переходит на эту страну, также египтяне называли слово «наханину» не только саму территорию Митанни, но и его владения в Сирии), а области на другом берегу Евфрата именуются Парапатамией. Область в южной части армянского нагорья именовалась Кордуена, Адиабена и Арбелитида - прежняя ассирийская метрополия. Приморье персидского залива Мессина. В древности Евфрат впадал в персидский залив отдельно от Тигра, небольшой дельтой с двумя руслами, нижняя Месопотамия просто иссечена этими руслами и, возможно, поэтому долгое время была раздроблена (объединение только в XXIV в. при Саргоне Аккадском).

С севера и с востока ограничивают горы: Загрос на севере и востоке, на юге персидский залив, на северо-западе сказать трудно, возможно, русло Евфрата – к западу от него Сирия и Малая Азия, к югу же от течения Евфрат большое полупустое пространство сирийско-месопотамской степи, к югу от которой лежит Аравия, здесь с VI тыс. находится делящееся ядро семитских народов, семиты, очевидно, обитали именно здесь с тех пор, как пришли из Африки через пролив Баб-эль-Мандеб, с последней четверти IV тыс. до н.э. они стали дробиться. Это породило несколько волн семитского переселения на территорию Месопотамии, как минимум, три, каждая из них – слагаемое в населении региона Месопотамии; на восточной границе за иранским нагорьем обитали полукочевые общности, которые тоже часто переходили нагорье и вторгались в Месопотамию.

В нижней Месопотамии расположены древние приморские города Ур и Эреду (он, по убеждению шумеров, самый древний их город), Шурупак, Ниппур (важный религиозный центр, здесь проводилась церемония введения во власти раннединастических правителей, хотя сведений о его большом политическом влиянии не сохранилось), Киш (первый возвысился в борьбе за первенство среди шумерских городов), Сиппар, Вавилон, который равноудален от всех городов. В начале II тыс. усиливается город Лансор и город Эшнунна в бассейне Диялы, который прикрывает маршурт миграции в Месопотамию из бассейна Диялы, после того, как Хаммурапи подчинил Эшунну, в Месопотамию хлынули касситы. В Ассирии и Ниневия, в северо-западной Месопотамии Мари и Терка, еще северо-западнее расположен город Харран (Кары) в верхнем течении Белиха.

В начале эллинизма в Месопотамии возникает и играет важную роль Селевкия на Тигре, она тоже расположена там, где в Тигр впадает Дияла, причем сравнительно недалеко располагался город Опис на западной берегу Тигра тоже недалеко от впадения Диялы (там был мятеж ветеранов Александра), до того это была одна их столиц Ахеменидских царей (у них не было одной столицы, Перспеполь церемониальная, Сузы административная, есть и другие, например, Экбатаны, Вавилон и Опис). Когда завершился период диадохов и сформировались эллинистические державы, Селевкиды перенесли центр своей державы в Сирию, в Антиохию на Оронте, это была крупная ошибка, похожая на ту, которую совершили Антипатр и его наследники Авгиады в Македонии, покинув центр державы Александра и переместившись в Македонию. Уже в парфянскую эпоху недалеко от Описа и Селевкии возникает парфянская столица Ктесифон, которую потом наследуют Сасаниды вплоть до арабского завоевания. Т.е. это место – слияние тигра и Диялы важно, здесь стекаются пути на юг, на север и на восток в Иран, здесь логично пребывать правителю Месопотамии и Ирана.

На восток от Персидского развития существовало государство Элам, связанное с шумерским ареалом Месопотамии, впоследствии история Элама – зеркальна истории Месопотамии, сильная власть в Месопотамии пытается подчинить Элам, и наоборот в период слабости Месопотамии элам вторгается в нее. В XVIII в. до н.э. (упоминается в книге Бытия) Элам преобладает над южной Месопотамией, на волне их вытеснения приходит к власти Хаммурапи. В XII в. именно удар эламитов подвел черту под историей касситской державы.

Распространение производящего хозяйства идет в Месопотамии из предгорий, где земледелие и возникает, изначально в сверенной Месопотамии существовали культура умдабагия, от которой идет Хассун, которая затем преобразуется в Самаррскую культуру: от предгорий в долины рек и дальше по течению этих рек. Этим процессом движется большая аридизация, имевшая место в VII тыс. до н.э. Еще один важный археологический центр – Халаф, как и Зассун в северной Месопотамии, в верхнем течении Хабура, потом они смещаются на юг до будущего города Эриду (конец VI – начало V тыс). В V тыс. археологическая культура Хаджи-Муххамда с керамикой общей для всей южной Месопотамии. В конце V – первой половине IV тыс. складывается культура Убейд, с ним позднее интегрируется культура Халаф. Убейд сменяет археологический этап Урук (вторая четверть IV тыс. до н.э.), оба эти этапа выходят за пределы нижней Месопотамии на территорию Элама, на территорию Сирии до Киликии. Следующая археологическая культура Джеджет-Наср чисто месопотамская – стягивание убейдского мира снова внутрь Месопотамия, для Джемджет-Наср точно известно, какой этнос ему соответствует, в это время возникают памятники письменности, на основе которой позднее возникнет шумерская письменность, следовательно Джемджет-Наср, а следовательно и тесно связанный с ним урку – шумеры. А кто такие люди Убейда: (Дьяконов языки «Древней передней Азии» первый том красной истории древнего востока) в шумерском языке есть два пласта субстратной лексики, связанной с божествами, ремеслом и сельским хозяйством, один из этих пластов называется т.н. «пласт бананового языка»/ прототигритский язык – напр. Хумбаба, второй - протоевфратский язык). Прототигритский распространен в месопотамской периферии, он фиксируется конкретными письменными памятниками, считается, что это результат смещения и оттеснения к границам некоего первоначального народа Месопотами – видимо, это и есть люди культуры Убейд, смещенные пришедшими шумерами, а второй слой – протоевфратсикй – люди Халафа. Дальше возникает вопрос, кто такие шумеры (всп. терперийские таблички из Румынии из области блестящего энеолита), родство шумерского языка с некими другими языками постулируется часто – с ностратическими, с синокавказскими, Дьяконов сходство с языками Мунда на территории Индии, но вопрос до сих пор остается без решения. Есть популярная версия о «дельмунской прародине» шумеров - острове Бахрейн в персидском заливе, но на него тоже надо откуда-то прийти, к тому же, предание о дельмуне в месопотамской мифологии носит, скорее, космогонический характер, дельмун явно представлен как некий внеземной первоначальный локус, так что это спорное утверждение. В стране Аррате на армянском нагорье вроде как носили шумерские имена и чтили шумерских богов, некоторые обращали внимание на это родство, следовательно, шумеры пришли откуда-то с востока. Обратим внимание на заимствование культов: храмы в южной Месопотамии возникают еще до исторического времени, например, на месте будущего Эреду, город Ниппур в историческое время никогда не бывал столицей, но пользовался огромным авторитетом, как и почитаемый в нем Энлиль, в нем проходили инаугурации царей (якобсен, этсен), отсюда предположение, что в Ниппуре на этапе прихода шумеров в Месопотамию существовала некая централизованная структура или союз ранних номовых государств, чьи археологические следы есть даже на территории Сирии и Элама. В последнем тысячелетии IV тыс. до н.э. интенсивно дробится семитское единство, он него отделяется группа северных семитов, которые основывают государство Эбла в северной Сирии, их расселение затронуло Сирию, Киликию, на территории Месопотамии город Мари (слово «мар/мэр» - самоназвание северных семитов). Позднее от ядра отделяются восточные семиты, которые переселяются на территорию Месопотамии, притом не одной ордой, а небольшими племенами и группами. Оно примерно совпадает по времени с катастрофическим затоплением южной Месопотамии, которое запомнилось ее жителям как некая черта между древнейшим ниппурским периодом и позднейшим раннединастическим периодом. В результате в Месопотамии складывается двуэтничность, у них сохраняются шумерский и восточносемитский языки, далее более распространенный восточносемитский язык вытесняет шумерский язык-изолят. Восточные семиты – скотоводы-кочевники, а шумеры устойчивые земледельцы, их общественные и властные структуры сильно различаются, но между ними возникает определенный обмен (это в месопотамской мифологии отражено в сюжете о сватовстве пастуха к богине плодородия инанне).

В раннединастический период Месопотамия поддерживает широкие контакты: с цивилизацией долины Инда, которую в Месопотамии называют мелухха (возможно, происходит от самоназвания людей Хараппы и Мохенджо-Даро), с дельмуном, с совр. Амманом. Есть шумерский текст о царе города Адаб, который правит в начале XXIV в., его владения охватывают шумер, Элам, верхнее течение Евфрата до Сирии, часть сирийской степи и даже Аравии – этот очень большая держава в контексте того времени. В это же время возникает централизованная структура во главе с царем Уммы Лугаль-Загеси, она уступает место уже царю Саргону Аккадскому, первоначально приближенному царя Киша. Так на территории Месопотамии возникает государство нового качества, власть Саргона уже целенаправленно не связана со старыми номовыми структурами. Сам Саргон восточный семит, он делает свое столицей город Аккад, а восточносемитский язык вытесняет шумерский и получает название аккадского. При его преемниках в XXIII в. его государство гибнет. В это же время появляется термин «уманманды» - некие кочевники-разрушители извне, в будущем так будут называть киммерийцев и скифов, - т.е. они вторгаются из-за кавказского хребта, тем более, что в памятниках майкопской культуры есть месопотамские находки. Такое движение через Кавказ и Закавказье должно быть следствие некоего процесса, происходящего в степи. В это же время на территории армянского нагорья имелся ареал куро-аракской культуры – место будущего расселения хурритов и урарту (северокавказская языковая семья), от него ответвления в район озера Урмия и дальше на юг археологическая культура Яник. Весь этот ареал на периферии Месопотамии называется жителями Месопотамии «кутиум» - область кутиев, которые завоевывают бывшее царство Саргона Древнего. Их в конце XXII в. изгоняют Ур и Урук, позднее царь Ур-наму создает государство III династии Ура. III династия Ура не надрегиональная держава, она менее успешная в своих войнах, чем держава Саргонидов, хотя они и завоевали и погубили Эблу, они присутствовали в Ассирии, но с Эламом они воевали неудачно и не контролировали область приморья. Позднее в области «сутиум» - область сутиев – западных семитов, которые идут на север, перенимают место расселения северных семитов, их называют сутии-амореи, дальше они идут на юг и, невзирая на попытку последнего царя III династии Ура воздвигнуть стену и слияния Тигра и Евфрата, прорываются к столичному городу и уничтожают государство III династии Ура. После этого складывается ситуация сосуществования сутиев-амореев, которые не хотя быть ассимилированы, селятся анклавами и сохраняют своим скотоводческие занятия, и местного населения. В конце XV в. они вынуждены массово покинуть территорию Месопотамии, тем не менее, во многих государствах Месопотамии начинают править аморейские династии, какое-то время в южной Месопотамии преобладает Элам, позднее возникает государство в северной Месопотамии под властью Шамшиадада из Ашшура, наконец, вся Месопотамия под властью Хаммурапи. После смерти Хаммурапи начинается вторжение с Армянского нагорья касситов (однокоренное с названием каспийского моря), которые вторглись в Месопотамию вследствие общего в XVIII в. большого миграционного процесса индоиранских народов с севера на юг. Касситы обосновались в ареале Терки, потом в 1595 г. до н.э. Вавилон взял хеттский царь, чуть позже там до XII в. воцаряется касситская династия. С XIV в. в северной Аравии и сирийско-месопотамской степени начинается расселение арамеев, которые идут в сирийско-месопотамскую степь, затем к северу в Сирию, в долину Евфрата, это очень большая и ясная миграция, ей стараются противостоять касситская Вавилония и Ассирия (последняя прекращает из-за этого свою экспансию), но в месопотамском приморье появляется ареал расселения арамейских племен – халдеев, которые в VIII в. дали Вавилонии новую династию, создавшую Нововавилонскую великую державу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.015 с.)