Лекция IV . Историческая география Египта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция IV . Историческая география Египта.



Вся географическая ситуация определяется наличием одной и весьма узкой речной долины. Нил –вторая по протяженности в мире река и самая протяженная в старом свете. Самый удаленный исток т.н. «Белого Нила» в центральной Африке у оз. Танганьика. Далее по территории Судана до совр. Хартума Белый Нил, тут в него впадает Голубой Нил, между Шестым и Пятым порогами в Нил впадает с Эфиопского нагорья река Отбара, дальше от течет единым руслом от 1 порога - совр. Асуана (Абу на о. Элефантина и город Асуан на восточном берегу Нила), к северу от 1 порога египет, к югу Нубия. Область первого порога – определенный рубеж, который, впрочем, довольно легко проходим, ладьи нужно было обнести вокруг порога и продолжить плыть. Но он важен в том смысле, что разделяет территории с разным природным потенциалом. С точки зрения египтян к югу от Элефантины («остров») находятся две пещеры, где сидит бог Нила Хапи, оттуда он льет свою воду, и это приводит к разливам и исключительному плодородию в Египте, такое представление – топос египетской традиции, если не бог хапи, то там же элефантинский бог Хнум. В этом видят мифологичность мышления египтян, но это не отменяет того, что египтяне путешествовали в Нубию и уверенно ориентировались вплоть до 5 порога, у 4 крепости египетская крепость Напата, выстроенная в новое царство. Более далекие области (за Пятым порогом) египтянам известны, но туда не простиралось их влияние. НО ниже первого пороге Нил течет по-другому, его свой оставляет аллювий, который проявляется ниже порога гораздо больше, чем на территории Нубии, отсюда почва Нубии менее плодородна, чем почва Египта. Отсюда уже с IV тыс. в Египте весьма эффективное земледелие, в Нубии де мощные государственные структуры появляются только в I тыс. Эта разница в развитии соседних областей, по-видимому, и объясняется разностью их экологического потенциала. Ниже первого порога узкая долина Нила, которая предельно узка (от 5 до 25 км) до Абидоского нома, здесь земли мало, сюда регулярно идут поставки хлеба из других областей страны, но есть здесь и преимущества в плане близости к Нубии для торговли с ней и доставки оттуда ресурсов. Далее средний Египет от Абидоского нома и ниже по течению до Мемфиского нома область гораздо более широкой речной долины, она гораздо более благоприятна для земледелия. Сами египтяне проводят границу между Верхним и Нижним Египтом по южной границе Мемфиского нома. Нижний Египет: Мемфский ном и номы дельты (20 номов), Верхний Египет – 22 нома. У Мемфиса Нил делится на множество устьев (сейчас Дамьетское и Розеттское), в древности их было больше. Ряд авторов (Страбон и Птолемей) говорят о семи руслах и Птолемей о двух каналах, Геродот говорит о пяти руслах. Не ясно, менялось ли русло с течением времени (Геродота и Страбона разделяют примерно 4 века), или кто-то из авторов обсчитался и принял каналы за русла. Итого: от пяти русел, впадающих в Средиземное море: севенидское, канопское, пелусийское с запада на восток. Пелусий – отличная крепость, закрывающая доступ в Египет с востока, именно отсюда египтяне отражали вторжения персов, к западу От канопского русла Александрия – первоначально военное поселение, основанное Александром, затем на протяжении 320-310-х годов реальным центром страны был Мемфис. Но Александрия становится на протяжении 300-х годов основным центром при Птолемее сыне Лага, здесь локализуется гробница Александра Македонского, очень почитавшаяся в эллинистическом мире. Сама Александрия не очень воспринималась как часть Египта («Александрия при Египте» а не «Александрия Египетская»), в податном уставе Птолемея Филадельфа она включена в систему номов, но сохранялось ее особое, отделенное от номов восприятие. Это крупный портовый город, расположенный на побережье Средиземного моря, и такая она в Египте одна. Египтяне традиционно находились вглубь дельты на 30-40 км. Даже когда греки основывали Навкратис поближе к морю, они тоже угли несколько вглубь дельты подальше от безжизненного побережья. По морям египтяне плавали, но в большей степени по красному. Сейчас в районе Элькасейра с эпохи среднего царства гавань гасуу, связанная с Египтом каналом через Вади-амнамат. Из этой гавани египтяне плавали в страну Пунт, которая для них была границей мира, сейчас Пунтом считают либо Сомали, либо побережье Судана, Пунт был важным поставщиком стратегического материала – благовоний. Термин египтян для моря – «великая зелень» «уадж-ур», в середине XX в. спорили: «великая зелень» - это море, или это дельта Нила – водные пространства, которые перемежаются островками зелени между египетской землей и средиземным морем. Сейчас ясно, чтобы «великая зелень» - это все же вообще море, например уадж-ур хаунебу – Средиземное море.

Пространственная ориентация египтян по югу, они обращены к истокам Нила, лево для них – восток, право – запад, эти направления имеют и религиозную окраску, на западе каждый день умирает солнце, на востоке каждый день рождается, следовательно загробный мир локализуется именно на западе. На западном же берегу Нила обычно локазизовывались некрополи, например, пирамиды к западу от Мемфиса и область некрополей в области Фив, но такая локализация гробниц не обязательна. В бенихасанском номе гробницы именно на восточном берегу Нила, для такой локализации важно не движение солнца, а граница между долиной Нила и пустыней – граница между жизней и безжизненностью, пустыня – загадочное место, обиталище богов и загадочных явлений. Жизнь Египта очень зависела от разливов, дожди были очень редки, вода нильского разлива поступала от части Нила в области эфиопского нагорья, где шли дожди, еще чуть дальше таял горный снег, так в нильскую воду поступала вода, богатая минеральными веществами (с эфиопского нагорья) и органикой (из центральной Африки). Разлив всегда происходил в середине июне, предвестие разлива – гипотетический восход сириуса, - появление звезды Сабдет (Сотис) на восточном горизонте перед солнцем, в районе Мемфиса это было 17 июня. Эта же дата – начало нового года. О.Д. Берлев много сделал для понимания появления календарной системы, приуроченной к восходу сириуса. На материале стелы голода и античной традиции, он заметил, что в начале царства Джосера было несколько лет с плохими разливами и голодом, на их исходе было замечено, что предвестником половодья и становятся восхождения сириуса, это было на 18 год правления Джосера. Следовательно, «календарь Сотиса» начинается с 2781 г. до н.э., об этом Берлев пишет в своей последней работе. Это очень хорошая опора для установления абсолютной хронологии. Египтяне не знали високосного года, они считали по 365 дней. Идеальная точка отсчета для них – год, в которой совпадают календарный новый год и реальное восхождение сириуса на востоке. Дальше постепенно накапливается ошибка, календарный год отстает, за 4 года накапливается ошибка в один день, она гасится за определенный большой срок, первый раз оно произошло в том самом 2781 г., Э. Вейер придерживался на рубеже XIX-XX в. примерно той же точки зрения. Календарный год делился на три части, три сезона, каждый из которых привязан к разливам: ахет (половодье) -время половодья, когда воду пропускают на поля, перет – (выхождение), появление всходов из увлажненной земли, основные работы, шему – (спад, пустота), время, когда земля отдыхает. С этими сезонами связано еще одно представление египтян: о том, что земля Египта делится на 3 части, которые в совокупности составляют весь объем земли, который один царь передает другому, первый раз такая передача произошла в конце царствования бога Геба, который исчислил объем земли и передал его Осирису, притом 1/3 должна принадлежать богам, а 2/3 царю. Но общая сумма земли по завещанию Геба – 27 млн. арут, притом, что общая территория египетских угодий – 9 млн. арут. Тут Берлев предположил, что речь идет об общей сумме земель в три сезона, из которых перет посвящен богам, с земли на алтари богам приносятся жертвы, а оставшиеся два сезона царь должен блюсти эту землю. Вообще принесение жертв богам – главная функция и смысл существования царской власти и государства. Отсюда египтяне часто называли свою страну кемет – «черная земля», в отличие от дешимет «красная земля» - пустыня, другое обозначение Египта – тамери «возлюбленная один раз земля». Кто ее и за что полюбил? Это страна, которую избрали боги, что совершения жертв в свой адрес.

Внешние границы Египта. Египет – очень изолированная от внешнего мира природными препятствиями страна, которые делают ее достаточно защищенной – это общее место античной историографии и современной. Но Первый порог довольно проходим, граница между пустыней и орошаемой землей тоже проницаема, не является непроницаемой и дельта и с запада, и с востока. Путь Вадитумилат на юго-восток, по побережью на восток от Дельты идет прибрежный путь в Азию, но эти районы в целом вполне проходимы. В итоге вторжения персов предотвращали крепости восточных рукавов дельты, а не природные условия. Но Египет все же находится на отшибе от основных этнических процессов, ближайший их очаг – территория Передней Азии, семитский очаг. Когда на сопредельных Египту территориях появляется крупное образование (например, гиксосы), если оно хотело овладеть Египтом, оно вполне могло это сделать. На запад от Египта существовала система оазисов: Фаюмский оазис, где в среднее царство построили искусственные каналы, связавшие с долиной Нила, более отдаленные оазисы Фария, Харга, (…) там есть поселения, выведенные из Египта, храмы, где обычно почитается Амон фиванский. И далеко в ливийской пустыне оазис Сива, где Александр получил признание как легитимный царь Египта и сын бога Амона. На территории северной Африки рано возникают греческие поселения: на территории Ливии (Киренаики) есть целая система колоний VII в. ж до н.э., который постоянно поддерживали контакты с оазисом Сива, отсюда в Грецию еще в позднюю архаику – раннюю классику проникает культ Амона.

Египтяне выделил Нижний Египет (дельта и мемфисский ном) и Верхний Египет (остальные 22 нома). Притом царь носил титул несубити – «царь верхнего и нижнего Египта», отсюда очень рано был сделан вывод, что этот титул означает власть над двумя частями страны, затем, понаблюдав за системой номов решили, что сначала возникло 22 и 20 государств, которые в ходе войн объединились в два царства, а дальше, согласно палетке Нармера (в короне Верхнего Египта) Верхний Египет победил нижний, и страна объединилась. Такая картина не совсем верна. Само деление страны на две части было частью системы бинарных оппозиций, характерной для египтян. В системе таких оппозиций важно было противопоставление Египта чужеземным странам: кемет – дешимет, та (земля, весь земной мир в отличие от загробного, или долина нила) или тауи (обе земли) – тасети (Нубия, сет -лук, использующийся нубийцами). Есть также понятие «девяти луков» – девять существующих в мире народов, царь, восходя на престол, должен был демонстрировать свою победу над девятью луками, более примитивными народами. А.К. Виноградов обратил внимание, что использоваться у развитых народов должно разное дифференцированное оружие, а базовое одно оружие – лук, это оружие варваров, следовательно соседние страны – страны лучников, причем для этих луков разные слова для Нубии, для Азии, для нубийской или азиатской границе. Что египтяне знают о сторонах света: Средиземное море уадж-ур-хаунебу, кто такие хаунебу – «те, кто живут в свайных постройках во влажном месте». По эллинистическим источникам получается, что язык хаунебу – греческий язык, это жители Крита и Кипра, иногда жители Финикии, изначально, вероятно, его употребляли для обозначения обитателей дельты и побережья Средиземного моря. Т.е. в общем этот термин обозначает обитателей областей средиземного моря: сначала Дельты, потом финикийцев, критян, греков и т.д., термин постепенно развивался и дополнялся по мере роста представлений самих египтян. Есть еще термин «сечет» - «области, лежащие на северо-восток от территории Египта», его этимология снова связан с мотивом стрельбы из лука. Изначально он, вероятно, обозначал области Синайского полуострова. Сначала он обозначал ближние к Египту области Синайского полуострова, потом его стали употреблять в отношении областей Азии, так часто называли, говоря о египетском владычестве над азиатскими областями, в эллинистическое время на стеле сатрапа этот термин употребляется для описания пребывания Александра сына Роксаны и Александра, который находится в какой-то стране сечет – это Македония, он в плену у Кассандра. А ведь в это время египтяне должны были точно, знать, где находится такой важный персонаж, а также должны были себе усвоить базовое греческое разделение на Европу и Азию. Следовательно, термин «сечет» должен был к тому времени распространиться на европейские территории, в текстах II тыс. есть упоминания этого термина в отношении континентальной Ахейской Греции. НО они могли не знать о существовании черного моря и весь массив суши, в том числе и Европу считать продолжением передней Азии. К началу VI в. есть надпись офицера, который говорит, что среди его подчиненных есть и сечет, и ааму – кочевые азиатские народы (так называли гиксосов), семитских кочевников. Почему здесь два термина, а не один? Но мы можем предположить, что сечетиу, это подданные тех государств, которые есть на территории передней Азии – в тот момент нововавилонская держава, а термин ааму - свободные кочевники. Тогда и сюжет с сыном Роксаны можно объяснить так, что держава Александра вообще – явно сечет, и если ее воспринимать в тот момент еще как нечто единое, то, находясь в Македонии, он находится все еще на территории большого межрегионального государства, включающего переднюю Азию, как в свое время Нововавилонская держава.

Какова внутренняя структура Египта. Первый норм – Ном Тасети или Элефантинский ном, чье название связано с городами Асуан (Суну) и на острове Элефентина город Абу («слоновая кость»), дальше на север второй ном с центром в Этфу (Бехдет, Аполлонополь), где почитается бог Хор, Птолемеи в его честь здесь больше века возводят храм. Третий ном с центром в Иераконполе (Нехене) – древнейший центр царской власти, долго думали, что это столица верхнего Египта, хотя тут богатые гробницы раннединастических царей. Это же религиозный центр, где чтутся покровители Верхнего Египта-  «души нехена». Четвертый ном В Е – фиванский ном, его центр Фивы, династия фиванских правителей Первого переходного периода происходила из гермонта в этом же номе, где чтился бог Монту – бог воитель. В этом номе вообще много разных поселения, в районе фив два религиозных центра – Карнак (Амон –бог-покровитель царской власти) и Луксор (Амон – бог плодородия и царский двойник), и на западном берегу Мединет-Абу (Амон- бог умерший) и Дейр-эль-Бахри (Амон бог умерший). Все эти четыре храмовых центра связаны системой процессий и празднеств, которые очень важны во II тыс. до н.э. 5 ном тоже важен, здесь Коптос откуда путь по Вади Хамаммат к красному морю, здесь чтится бог мин – покровитель чужеземцев. Здесь на левом берегу Нила поселение Нагада, которое соответствует древнему городу Омбос, древнему центру культа Сета, Нагада – место археологической культуры Нагада и древнейшая египетская полития, судьба которой накануне объединения Египта очень показательна и важна. 8 ном – Абидосский ном, «таур» - «великая земля», здесь города Чени (Тинис), Манефон говорит, что отсюда происходят цари первых двух династий, это верно, и Абджу (Абидос) – важнейший центр почитания Осириса в Египте, важнейшая полития додинастического времени, ее судьба важная для складывания египетского государства. 15 ном – геромпольский с Гермополем (Хемену), связанный с богом Тотом – коррелятом Гермеса, в границах этого нома находится Ахетатон, целенаправленно возведенный там, где прежде ничего никогда не было, тут же некрополь Дейр-эль-Берши, некрополь гермопольских правителей на границе с пустыне, тоже на востоке, а не западе. 19 ном, здесь город эллинистического времени Оксиринх, место, где собрано чрезвычайно много папирусов, до конца не изданных и сейчас. Там же поселение в районе совр. Эль-Хида. Это крепость, которая в I тыс. обозначала южную границу ливийского расселения на территории Египта, которые пришли к власти, в это время Египет был поделен между территорией, занятой ливийцами, и остальной территорией Египта во главе с фиванскими жрецами. Тут же проходит рубеж между областями царского домена и областями к югу от него. Строители пирамид происходили из северных областей дельты и прилегающих областей среднего Египта. В I переходный период в гераклеопольском царстве также был царский домен, а были просто подчиняющиеся территории. Эта ситуация была воспроизведена и в гиксоское время, которые тоже под прямым управлением держали северную дельту и прилегающие области, а к югу правили вассальные правители, в ливийское время территорию этого домена заняли ливийские племена. Эту разницу заметил еще Гастон Масперо в XIX в., у нас А.Е. Димитчек. Такое деление явно не случайное, восходить оно может к какому-то очень раннему времени. Дальше на север особая область – «мемфисско-фаюмский регион» (введено исследователями частных памятников Среднего царства), мастерские этого региона представляют собой некое единство. В I переходный период появляются Фиванское и Гераклеопольское царство, Фаюмский оазис активно осваивается XII династией, первым там обосновался Аменемхет I – настоящий основоположник Среднего царства, его столица Ичитауи там его Лишская пирамида. Древнейшая столица Египта – Мемфис (Меннефер) (не считая додинастического Абидоса), здесь административная столица в III тыс. Гробница царя и царская резиденция находятся где-то там же, недалеко от Мемфиса. Когда Египет снова объединился в Среднее царства, новые цари Ментухотепы после страшно кровавого объединения не решились переселиться на север в Мемфис, тогда Ментухотеп строит себе помесь пирамида, мастабы и башни в Дейр-эль-Бахри, стремясь «вернуться в нормальное время». Это же очень сильно и близко сделал Аменемхет I, он поселился в мемфисско-фаюмском ареале, тяготея к древним памятникам Снофру и сооружая пирамиду в Лиште, он очень близко подбирается к Мемфису. После него начинается освоение Фаюма, этот процесс не менее важен, чем сооружение пирамид в Древнем царстве, здесь же - т.е. как бы близко к Мемфису, но не в самом Мемфисе. Не случайно и Геродот, И Гекатей Абдерский также делят историю Египта на Мемфисский и Фиванский по тому, где строятся царские гробницы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.28.70 (0.011 с.)