Ранняя история человечества и ранняя этническая история. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранняя история человечества и ранняя этническая история.



Лекция II

Источники исторической географии. Античные источники по исторической географии. Народы Античности гораздо более мобильны, чем народы Древнего Востока, поскольку они постоянно ведут колонизационную деятельность (о географическом опыте финикийцев с Древнего Востока мы знаем по сочинениям греков). Народы Античности уже имеют дифференциацию знания на науку, религию и т.д., наука выделена в отдельную сферу, и как ее часть действует первая научая география. Географические знания теперь носят не только чисто прагматический характер. Два типа источников: 1) прагматические – результат путешествий и сведения о них, путеводители по морям (периплы), отдельным странам (периегезы), описания сухопутных маршрутов (итинерарии – e.g. итинерарий Александра); вторая часть – научные географические сочинения. Географические сведения содержатся еще у Гомера и в мифах, но начать разговор о научной географии стоит с историков-логографов. Логографы – авторы раннего периода (в основном VI в. до н.э.), обычно проводят некую грань между ними и собственно историками, грань проходит по творчеству Геродота, он тоже может дать много по географии. Почему они не историки и не географы – они дают сведения о чужих странах в комплексе вперемешку, это просто описания стран. Из них: Гекатей Милетский (милетская школа, Милет -культурная столица Греции VI в. до н.э., до персидского погрома), автор первой карты мира, которая привязана к его труду «Объезд земли». Этот труд предполагает принцип перипла – продвижение по морскому побережью по часовой стрелке от Геракловых столпов до Геракловых столпов, по ходу сведения и исторического, и географического характера. Милетский философ Анаксимандр тоже считается составителем одной из первых карт на медной доске. Гелланик Лесбоский логограф – младший современник Геродота, начал традицию страноописания – «Лидиака», «Скифика», «Египтеака» и т.д., они создаются до эпохи эллинизма.

Сведения Геродота очень полезны в отношении Скифии. Многие авторы IV в. тоже затрагивают географические сюжеты, но очень серьезное расширение знание о географии в эпоху Александра, когда в массив сведений включается Индия, затем в начале III в. при дворе Селевкидов посол пишет труд об Индии. В III в. складывается эллинистическая наука, серьезнее географические сочинения. Эратосфен Киренский написал сочинение с определением общеземного меридиана, земля у него круглая, есть климатические пояса. Во II в. н.э при птолемеевском дворе Агатархид Книдский пишет о Европе, Азии и Индийском океане – в это время греки начинают плавать в индию через индийский океан. Далее много географических отступлений есть в трудах Полибия и Диодора Сицилийского. Суммированы географические и исторические сведения у Страбона Амасийского на рубеже эр. Если Геродот посещал страны, о которых писал, на субсидии афинского полиса и сам был наблюдателем, то Страбон сидел дома, дальше Рима и Асуана не путешествовал. В его труде всего одна книга по Африке, по Европе 8 (3 по Греции и 5 по Азии, из них 3 по Малой Азии, т.е. тут упор на востребованные сведения, а не вообще). Плюс Страбон – великий компилятор, обобщитель Диодора Сицилийского, как и сам Диодор – обобщитель предшествующих авторов.

Латинские географические сведения начинаются с Цезаря и описании Галлии и Германии, географические отступления есть у Тацита в «Германии», в «Анналах» и «Истории». Первый обобщающий географический труд составил Помпоний Мела о положении земли в середине I в. н. э. Там описываются Африка, Азия (к ней отнесен Египет), другие регионы Средиземноморья, атлантическое побережье, Индийский океан. Много географических отступлений у Плиния Старшего в Historia Naturalis, у Помпея Трога. В позднеантичной традиции их много у Аммиана Марцеллина в «Деяниях». За пределами Античности их много у Иордана, у Павла Орозия. Самое позднее из античных собственно географических произведений - Авиенн Руф «Описание земного круга и морского побережья», относящееся ко второй половине IV в. составлено оно в стихах, тут географические задачи вторичны.  Особняком стоит произвдеение и карта Клавдия Птолемея. Это сумма географических сведений по состоянию на II в. н.э. На его карте есть четкая система координат, свои объекты он привязывает к координатной сетке. В Средние века основывались в основном на сведениях как раз Клавдия Птолемея.

Прикладные географические тексты: периплы и итинерарии. От IV в. до н.э. сохранился перипл Псевдо-Стирита – это лоция Средиземного моря с небольшими выходами к атлантическому побережью Африки. Для I в. н.э. сохранился псевдоареанов перипл Индийского океана. Существует также перипл Понта Эвксинского Арриана и _____________ в конце Античности и начале Византии. Перипл Ганнона - экспедиция карфагенян по побережью Африки V в. до н..э, переведенный для Полибия. Перипл Скирика Искариандра, который совершил плавание в Индийский океан по поручению Дария I. Итинерарии – парфянские стоянки Исидора рубежа нашей эры (Август послал к парфянам Исидора Каракского для сбора информации о стратегический путях). Тут перечислены пункты по сухопутным маршрутам Парфии с указанием расстояний.

Античная картография. Наиболее знаменита Пейтингерова карта, на ней развернуты в длину дороги, которые надо описать, и довольно четко написаны объяснительные слова к маршрутам. Название от первого известного владельца в 1508 г. В длину 7 метров, в ширину 30 см. Составление этого пергамента -1265 г. Но интересна система обозначений – она соответствует ситуации IV в.н.э. Т. Е. это трансляция через Средние века знаний о мире конца Античности.

Данные археологии. Они особенно важны тогда, когда нет письменных источников. Т.е. для разговора о поздней первобытности. Например, археологически можно датировать появление Мемфиса и сравнить с данными письменных источников путем изучения структуры поселения. Находки позволяют констатировать дальние связи между удаленными регионами. Но когда речь идет об этнической истории, археологические сведения могут быть весьма относительны, потому что их приходится атрибутировать. Гиршан считал, что серая расписная керамика – коррелят индоариев на территории Индостана, эту точку зрения оспаривают. Ставилось под сомнение соответствие латенской культуры именно кельтам. Финальный аргумент тут: риторический вопрос, а что это еще, если не они (особенно в случае с кельтами). Данные археологии не всегда бывают однозначны для атрибуции той или иной общности, предметы и технологии могут распространяться методом простой диффузии, т.е. обмена. Т.е. археологическая культура не всегда точной коррелят той или иной культуры/этнической группы/социума.

Иногда сильно помогают данные языка: (хурритские тексты из Митанни XVI-XIV вв. в них индоарийские слова, ономастика, теонимы, терминология конного дела(последняя очень тесно связана именно с индоиранцами) – а как так получилось, ответа нет). Есть и данные т.н. «праязыка» - выведение общих для языковой семьи запас слов, появление их возводится к некому этапу некого общего предка, эта лексика может много дать для установления и локализации этого начального народа и его уровня развития (индоевропейцы уже были производящими, уже знали конное дело, жили где-то, где были и буки, и березы). Но все же праязык – это в значительной степени исследовательская реконструкция. Еще один метод – метод глоттохронологии, где лексика праязыка рассматривается как данность для анализа. Существует т.н. «основной список слов» из 100 слов, где понятия, названия которых будут очень трудно заменяться заимствованиями, самые базовые понятия, они заменяются заимствованиями очень медленно. С помощью этого метода можно установить примерно время начала распада такой первоначальной общности, правда с погрешностью примерно в 2000 лет.

Тут конец вводных слов.

 

Лекция VI. Месопотамия

Термин «Месопотамия» обозначает междуречье Тигра и Евфрата – Междуречье или Двуречье в русском языке. Евфрат берет начало у слияния западного Евфрата и Мурата в западной части Армянского нагорья, дальше течет на юг, поворачивает на юго-восток, тут в него втекают некоторые реки, как Белих (вокруг нее государство Митанни) и Хабур (у него горд Мари). Тигр тоже берет начало на Армянском нагорье от слияние нескольких рек, его западный исток течете на запад, потом на юг, тут в него впадают несколько рек, текущих с Загроса, в частности, Дияла (ее зона и города важная контактная зона). Тигр более полноводности быстр, чем Евфрат, но обе реки разливаются, эти разливы привязаны к таянию снегов на армянском нагорье эти разливы не были точно установлены во времени и более бурны, на их повышение могла влиять и ситуация в Персидском заливе. Знаменитая месопотамская мифологема потопа, которая есть у всех народов: около XXX в. до н.э. в археологических слоях сильные слои ила и песка, например, в Уре, такие находки показывают некое катастрофическое затопление, притом, если привлечь историческую традицию, то как раз около XXX в. она в т.н. «Шумерском царском списке» конца III тыс. разделяет допотопные и послепотопные династии. В нем выражена идея царственности, которая кочует из города в город, в начале допотопные династии, правившие в невысоких городах, например, Утнапишти, а после потопа идут уже исторические династии III тыс. до н.э. После этого потопа складывается особый режим ирригации– воду накапливают в отводных полях и потом подают на полях.

Нельзя сказать, что Междуречье – один единый регион. Ближе всего Тигр и Евфрат походят друг к другу и образуют единую речную долину в нижней или южной Месопотамии, его традиционной столицей как раз со времен Хаммурапи (середина II тыс.) стал Вавилон, с ним были вынуждены считаться ассирийские и персидские цари, властители держав I тыс. до н.э., Александр и Селевкиды все они принимали, кроме всех прочих, титул царя Вавилона. Поэтому этот регион с этого времени можно называть Вавилонией. В III тыс. этот регион по этнонимике называли шумером. Когда образуются обще месопотамские монархии, они именуются царями Шумера и Аккада. Аккад – особый северный субреигион нижней Месопотамии, который выделяется еще в начале III тыс. до н.э., с конца XXIV в. здесь устанавливается монархия Саргона Древнего. Считается, что южная Месопотамия – регион шумерского расселения, раздробленная система номовых государств, северная же ее часть – ареал западносемитских жителей, которых мы называем аккадцами, у них степень интеграции гораздо больше. Есть еще один регион нижней Месопотамии, который выделяется вскоре после правления Хаммурапи, - т.н. Приморье, область, которая формируется после того, как серьезно отступают воды Персидского залива, если раньше Ур и Эреду стояли на берегу залива, теперь они оказываются далеко вглубь суши, образовавшаяся область – периферийная и захолустная, после смерти Хаммурапи здесь образуется т.н. «Приморское царство» до начала XV в. до н.э. Позднее, уже в I тыс. до н.э. уже здесь селится семитская ветвь халдеев. Еще до того местные цари носили очень необычнее шумерские имена, притом, что разговорный язык на тот момент уже точно аккадские, так что такие имена – дополнительная пропагандистская заявка на преемственность к шумерской традиции III тыс. до н.э. или же это область анклавного чисто шумерского населения, которое уцелело от ассимиляционных процессов.

Верхнее течение Тигра расположено к югу от Армянского нагорья, в этом районе располагалась Ассирия – небольшая страна, регион компактного восточносемитского расселения, жители организованы в компактные городские общины, на которых и держится этот регион. Северо-западная же часть Месопотамии называлась Субарту, это в будущем зона расселения хурритов, которые с XVI в. образовали здесь государство Митанни. Для греков название нижней Месопотамии Вавилония актуально, верхняя Месопотамия именуется Ассирией, а территория к западу от Евфрата устойчиво именуется Сирией – (Ассирия с IX в. устанавливает целеустремленно свою власть над этим регионом, поэтому ее имя переходит на эту страну, также египтяне называли слово «наханину» не только саму территорию Митанни, но и его владения в Сирии), а области на другом берегу Евфрата именуются Парапатамией. Область в южной части армянского нагорья именовалась Кордуена, Адиабена и Арбелитида - прежняя ассирийская метрополия. Приморье персидского залива Мессина. В древности Евфрат впадал в персидский залив отдельно от Тигра, небольшой дельтой с двумя руслами, нижняя Месопотамия просто иссечена этими руслами и, возможно, поэтому долгое время была раздроблена (объединение только в XXIV в. при Саргоне Аккадском).

С севера и с востока ограничивают горы: Загрос на севере и востоке, на юге персидский залив, на северо-западе сказать трудно, возможно, русло Евфрата – к западу от него Сирия и Малая Азия, к югу же от течения Евфрат большое полупустое пространство сирийско-месопотамской степи, к югу от которой лежит Аравия, здесь с VI тыс. находится делящееся ядро семитских народов, семиты, очевидно, обитали именно здесь с тех пор, как пришли из Африки через пролив Баб-эль-Мандеб, с последней четверти IV тыс. до н.э. они стали дробиться. Это породило несколько волн семитского переселения на территорию Месопотамии, как минимум, три, каждая из них – слагаемое в населении региона Месопотамии; на восточной границе за иранским нагорьем обитали полукочевые общности, которые тоже часто переходили нагорье и вторгались в Месопотамию.

В нижней Месопотамии расположены древние приморские города Ур и Эреду (он, по убеждению шумеров, самый древний их город), Шурупак, Ниппур (важный религиозный центр, здесь проводилась церемония введения во власти раннединастических правителей, хотя сведений о его большом политическом влиянии не сохранилось), Киш (первый возвысился в борьбе за первенство среди шумерских городов), Сиппар, Вавилон, который равноудален от всех городов. В начале II тыс. усиливается город Лансор и город Эшнунна в бассейне Диялы, который прикрывает маршурт миграции в Месопотамию из бассейна Диялы, после того, как Хаммурапи подчинил Эшунну, в Месопотамию хлынули касситы. В Ассирии и Ниневия, в северо-западной Месопотамии Мари и Терка, еще северо-западнее расположен город Харран (Кары) в верхнем течении Белиха.

В начале эллинизма в Месопотамии возникает и играет важную роль Селевкия на Тигре, она тоже расположена там, где в Тигр впадает Дияла, причем сравнительно недалеко располагался город Опис на западной берегу Тигра тоже недалеко от впадения Диялы (там был мятеж ветеранов Александра), до того это была одна их столиц Ахеменидских царей (у них не было одной столицы, Перспеполь церемониальная, Сузы административная, есть и другие, например, Экбатаны, Вавилон и Опис). Когда завершился период диадохов и сформировались эллинистические державы, Селевкиды перенесли центр своей державы в Сирию, в Антиохию на Оронте, это была крупная ошибка, похожая на ту, которую совершили Антипатр и его наследники Авгиады в Македонии, покинув центр державы Александра и переместившись в Македонию. Уже в парфянскую эпоху недалеко от Описа и Селевкии возникает парфянская столица Ктесифон, которую потом наследуют Сасаниды вплоть до арабского завоевания. Т.е. это место – слияние тигра и Диялы важно, здесь стекаются пути на юг, на север и на восток в Иран, здесь логично пребывать правителю Месопотамии и Ирана.

На восток от Персидского развития существовало государство Элам, связанное с шумерским ареалом Месопотамии, впоследствии история Элама – зеркальна истории Месопотамии, сильная власть в Месопотамии пытается подчинить Элам, и наоборот в период слабости Месопотамии элам вторгается в нее. В XVIII в. до н.э. (упоминается в книге Бытия) Элам преобладает над южной Месопотамией, на волне их вытеснения приходит к власти Хаммурапи. В XII в. именно удар эламитов подвел черту под историей касситской державы.

Распространение производящего хозяйства идет в Месопотамии из предгорий, где земледелие и возникает, изначально в сверенной Месопотамии существовали культура умдабагия, от которой идет Хассун, которая затем преобразуется в Самаррскую культуру: от предгорий в долины рек и дальше по течению этих рек. Этим процессом движется большая аридизация, имевшая место в VII тыс. до н.э. Еще один важный археологический центр – Халаф, как и Зассун в северной Месопотамии, в верхнем течении Хабура, потом они смещаются на юг до будущего города Эриду (конец VI – начало V тыс). В V тыс. археологическая культура Хаджи-Муххамда с керамикой общей для всей южной Месопотамии. В конце V – первой половине IV тыс. складывается культура Убейд, с ним позднее интегрируется культура Халаф. Убейд сменяет археологический этап Урук (вторая четверть IV тыс. до н.э.), оба эти этапа выходят за пределы нижней Месопотамии на территорию Элама, на территорию Сирии до Киликии. Следующая археологическая культура Джеджет-Наср чисто месопотамская – стягивание убейдского мира снова внутрь Месопотамия, для Джемджет-Наср точно известно, какой этнос ему соответствует, в это время возникают памятники письменности, на основе которой позднее возникнет шумерская письменность, следовательно Джемджет-Наср, а следовательно и тесно связанный с ним урку – шумеры. А кто такие люди Убейда: (Дьяконов языки «Древней передней Азии» первый том красной истории древнего востока) в шумерском языке есть два пласта субстратной лексики, связанной с божествами, ремеслом и сельским хозяйством, один из этих пластов называется т.н. «пласт бананового языка»/ прототигритский язык – напр. Хумбаба, второй - протоевфратский язык). Прототигритский распространен в месопотамской периферии, он фиксируется конкретными письменными памятниками, считается, что это результат смещения и оттеснения к границам некоего первоначального народа Месопотами – видимо, это и есть люди культуры Убейд, смещенные пришедшими шумерами, а второй слой – протоевфратсикй – люди Халафа. Дальше возникает вопрос, кто такие шумеры (всп. терперийские таблички из Румынии из области блестящего энеолита), родство шумерского языка с некими другими языками постулируется часто – с ностратическими, с синокавказскими, Дьяконов сходство с языками Мунда на территории Индии, но вопрос до сих пор остается без решения. Есть популярная версия о «дельмунской прародине» шумеров - острове Бахрейн в персидском заливе, но на него тоже надо откуда-то прийти, к тому же, предание о дельмуне в месопотамской мифологии носит, скорее, космогонический характер, дельмун явно представлен как некий внеземной первоначальный локус, так что это спорное утверждение. В стране Аррате на армянском нагорье вроде как носили шумерские имена и чтили шумерских богов, некоторые обращали внимание на это родство, следовательно, шумеры пришли откуда-то с востока. Обратим внимание на заимствование культов: храмы в южной Месопотамии возникают еще до исторического времени, например, на месте будущего Эреду, город Ниппур в историческое время никогда не бывал столицей, но пользовался огромным авторитетом, как и почитаемый в нем Энлиль, в нем проходили инаугурации царей (якобсен, этсен), отсюда предположение, что в Ниппуре на этапе прихода шумеров в Месопотамию существовала некая централизованная структура или союз ранних номовых государств, чьи археологические следы есть даже на территории Сирии и Элама. В последнем тысячелетии IV тыс. до н.э. интенсивно дробится семитское единство, он него отделяется группа северных семитов, которые основывают государство Эбла в северной Сирии, их расселение затронуло Сирию, Киликию, на территории Месопотамии город Мари (слово «мар/мэр» - самоназвание северных семитов). Позднее от ядра отделяются восточные семиты, которые переселяются на территорию Месопотамии, притом не одной ордой, а небольшими племенами и группами. Оно примерно совпадает по времени с катастрофическим затоплением южной Месопотамии, которое запомнилось ее жителям как некая черта между древнейшим ниппурским периодом и позднейшим раннединастическим периодом. В результате в Месопотамии складывается двуэтничность, у них сохраняются шумерский и восточносемитский языки, далее более распространенный восточносемитский язык вытесняет шумерский язык-изолят. Восточные семиты – скотоводы-кочевники, а шумеры устойчивые земледельцы, их общественные и властные структуры сильно различаются, но между ними возникает определенный обмен (это в месопотамской мифологии отражено в сюжете о сватовстве пастуха к богине плодородия инанне).

В раннединастический период Месопотамия поддерживает широкие контакты: с цивилизацией долины Инда, которую в Месопотамии называют мелухха (возможно, происходит от самоназвания людей Хараппы и Мохенджо-Даро), с дельмуном, с совр. Амманом. Есть шумерский текст о царе города Адаб, который правит в начале XXIV в., его владения охватывают шумер, Элам, верхнее течение Евфрата до Сирии, часть сирийской степи и даже Аравии – этот очень большая держава в контексте того времени. В это же время возникает централизованная структура во главе с царем Уммы Лугаль-Загеси, она уступает место уже царю Саргону Аккадскому, первоначально приближенному царя Киша. Так на территории Месопотамии возникает государство нового качества, власть Саргона уже целенаправленно не связана со старыми номовыми структурами. Сам Саргон восточный семит, он делает свое столицей город Аккад, а восточносемитский язык вытесняет шумерский и получает название аккадского. При его преемниках в XXIII в. его государство гибнет. В это же время появляется термин «уманманды» - некие кочевники-разрушители извне, в будущем так будут называть киммерийцев и скифов, - т.е. они вторгаются из-за кавказского хребта, тем более, что в памятниках майкопской культуры есть месопотамские находки. Такое движение через Кавказ и Закавказье должно быть следствие некоего процесса, происходящего в степи. В это же время на территории армянского нагорья имелся ареал куро-аракской культуры – место будущего расселения хурритов и урарту (северокавказская языковая семья), от него ответвления в район озера Урмия и дальше на юг археологическая культура Яник. Весь этот ареал на периферии Месопотамии называется жителями Месопотамии «кутиум» - область кутиев, которые завоевывают бывшее царство Саргона Древнего. Их в конце XXII в. изгоняют Ур и Урук, позднее царь Ур-наму создает государство III династии Ура. III династия Ура не надрегиональная держава, она менее успешная в своих войнах, чем держава Саргонидов, хотя они и завоевали и погубили Эблу, они присутствовали в Ассирии, но с Эламом они воевали неудачно и не контролировали область приморья. Позднее в области «сутиум» - область сутиев – западных семитов, которые идут на север, перенимают место расселения северных семитов, их называют сутии-амореи, дальше они идут на юг и, невзирая на попытку последнего царя III династии Ура воздвигнуть стену и слияния Тигра и Евфрата, прорываются к столичному городу и уничтожают государство III династии Ура. После этого складывается ситуация сосуществования сутиев-амореев, которые не хотя быть ассимилированы, селятся анклавами и сохраняют своим скотоводческие занятия, и местного населения. В конце XV в. они вынуждены массово покинуть территорию Месопотамии, тем не менее, во многих государствах Месопотамии начинают править аморейские династии, какое-то время в южной Месопотамии преобладает Элам, позднее возникает государство в северной Месопотамии под властью Шамшиадада из Ашшура, наконец, вся Месопотамия под властью Хаммурапи. После смерти Хаммурапи начинается вторжение с Армянского нагорья касситов (однокоренное с названием каспийского моря), которые вторглись в Месопотамию вследствие общего в XVIII в. большого миграционного процесса индоиранских народов с севера на юг. Касситы обосновались в ареале Терки, потом в 1595 г. до н.э. Вавилон взял хеттский царь, чуть позже там до XII в. воцаряется касситская династия. С XIV в. в северной Аравии и сирийско-месопотамской степени начинается расселение арамеев, которые идут в сирийско-месопотамскую степь, затем к северу в Сирию, в долину Евфрата, это очень большая и ясная миграция, ей стараются противостоять касситская Вавилония и Ассирия (последняя прекращает из-за этого свою экспансию), но в месопотамском приморье появляется ареал расселения арамейских племен – халдеев, которые в VIII в. дали Вавилонии новую династию, создавшую Нововавилонскую великую державу.

География древнего Ирана

Там проживают представители западно- и восточно-иранской ветвей индоарийской языковой семьи. В регионах к востоку от Месопотамии в III-II тыс. все пространство от Элама и прилегающих районов Загроса до древней долины Инда с захватом территории южной Средне Азии было занято древними дравидийскими народами. В XVIII в. до н.э. сюда проникают некие пришельцы из области степей, и дравидийская ойкумена сменяется индоиранской, будучи отодвинута на территорию южной Индии, где пребывает и теперь. Собственно иранская государственность вновь пришедший сюда индоиранских народов возникает уже в I тыс. до н.э.

Иран – обширная горная страна или система нескольких горных стран, его северная граница – горная система Эльбруса, к северо-востоку Туркмено-Хорасанские горы и горы Капеддага, с запада ото ограничен горами Загроса, с юго-востока южно-иранскими горами, центральная часть Загроса расположена в центрально-иранских горах и пустыне Дешт_________, с этой территорией очень тесно связан Элам (где есть ирригационная экономика, но община здесь куда сильнее, чем в Месопотамии). В Иране также существовала потребность в ирригационном орошении, но посредством сравнительно небольших каналов, которые мобилизовали не столько речную воду, сколько ресурсы дождей и небольших рек, соответственно, потребности в крупном государстве здесь не было, преобладающей силой в государстве и экономике была община, в этом Иран соответствует Третьему пути развития с меньшей ролью государства в экономике и большей ролью общины. Когда впоследствии здесь сформировались государства с сильными армиями – Мидийская и Ахеменидская державы, это заслуга общины, а не государственной власти. С востока к Иранскому нагорью примыкает область Центральной Азии, ограниченная течением Инда и пустыней Тар, здесь расположены горные систему Памир и Гиндукуш, последний отделяет т.н. «восточноиранские области» от ареала Индии, с его южный отрогов в Ирае стекает Гильмед, впадающий в озеро Арейа. Между Памиром и Гиндукушем располагается важная историческая область, здесь есть целая система стран-соседей Ирана. К северу от Туркмено-Хорсанаских гор и Капетдага область Средней Азии с небольшими реками и крупными реками Окс (Амударья) и Яксар (Сырдарья). Сырдарью античные географы часто называли Танаисом, считая, что он – одна река с Доном, начинающаяся так далеко. К северу от Капетдага лежат пустыни Кум и Казылкум

В III-II тыс. нас интересует древний Элам, прилегающий к Месопотамии с юго-востока, внутри него есть область верхнего течения Каруна – Элам в узком смысле слова; а также Анчан – южный Иран, который так именовался вплоть до ахеменидских царей. Историческая столица Элама – Сузы, стала одной их лавных столица царей Ахеменидов, когда персидские цари требовали земли и воды от подчиненных правителей и территорий, они тем самым воспроизводили древнюю эламскую традицию. Области к северу от Армусского пролива, разделяющего Иран и Аравию – Варахса, области южной Средней Азии – ареал древних городских культур Намазгай и Аутендепе, область к востоку от Ирана. В центральном Иране должна была находиться древняя область Аратта, вписанная в шумерский эпос, где живут некие люди, также знающие шумерский язык. Наконец, с Ираном тесно связана область Мелухха в Индии – ареал древней культуры Хараппы. Древняя топонимика иранского региона как полинимична, так и этнонимична, в отличие от ситуации I тыс. до н.э.

Ситуация I тыс. по происхождению названий регионов почти целиком этнонимична. Область Мидия со столицей в Экбатанах воспринимается как некое первоначальное ядро иранской государственности, в Экбатанах потом будет одна из столиц Ахеменидов, к югу от Капетдага лежат области Парфия, Персида и Парсуа («окраинная территория» - видимо в отношении Мидии). Непосредственно к югу от Каспийского моря область ___________. В центральной части нагорья лежат области Сагартиа, Гардиана, к востоку от Персиды по побережью моря Кармания и Азиатская Эфиопия (ср. Мелухха как «находящаяся по левую руку», так называли регион Хараппы и так же называли регион к югу от Египта). В долине Эримандра ___ и _____, в верхнем течении Инда _______, между верхнем течением Инда и Памиром очень важная область Бактрия. Когда КирII вел свои завоевания, он единовременно подчиняет все восточные области, овладев одной Бактрией. Когда Александр ведет свой восточный поход, он сталкивается с ситуацией, что Дарий ув руках у сатрапа Бактрии Бесса, который надеялся удержаться в области Бактрия и не дать туда проникнуть Александру. Александр здесь находился в 329-327 гг. и опираясь на Бактрию, подчинил себе области в районе Гиндукуша, т.е. Бактрия – ключевой район для контроля над восточноиранскими территориями. В глубине средней Азии находилась область Хараспия – центр восточных иранцев, например, скифов и сарматов (центр западных иранцев- область Мидия), саками в будущем персы будут называть и скифов и народы Средней Азии, единственное сложившееся здесь государство – оседлый земледельческий Хорезм у впадения Окса в Аральское море.

Сам термин Иран (здесь большой пропуск из-за компьютера)

С XXXII в. до н.э. складывается Эламская культура с центром в Сузах, она распространяется до восточных границ Ирана, есть даже гипотеза о существовании в этот периода союза локальных государственностей. Этот центр активно взаимодействует с другими центрами дравидской государственности – с Центральной Азией и ареалом Хараппы в Индии, однако этот конгломерат быстро распадается. Точно также то существует, то распадается сам Элам. В середине III тыс. на территорию Загроса давит импульс из Северного Кавказа, здесь формируется ареал кутиев. В конце III тыс. области Загроса затрагивается также хурритская миграция, здесь возникает множество хурритских государств.

К северу от Черного моря, в ареале древнеямной археологической общности существовала т.н. «вторая прародина» индоевропейских народов, от которой на Балканы сместились фрако-фригийцы, а остались, видимо, предки индоиранцев, здесь есть индоарийская топонимика, их реликты – очевидно, меоты. Из их ареала индоиранцы ответвляются на северный Кавказ – майкопская культура, а частично идут на восток, образуя андроновскую культуру, а индоарии остаются в северном Причерноморье. В древеиндийской традиции есть сведения об их некоей прародине, где полгода день и полгода ночь, т.е. полярные страны, видимо, в рамках майкопского единства часть индоиранцев просто взаимодействовала с уральцами, которые действительно расселялись в полярных странах. У индоариев и западных иранцев у обоих есть фундаментальное деление на три страты: воинов, жрецов и всех остальных, у них обоих есть практика потребления схожего галлюциногена, схоже они обозначают своих божеств. Самоназвание «арья» - «благородный» и западных иранцев, и у индоариев, наводит на мысль, что когда-то они сосуществовали вместе на одной территории. Когда это было: видимо, после распада андроновского ареала около середины II тыс. до н.э., ареал распался на западную составляющую, которая ушла в предкавказье и здесь взаимодействовала в находившимися здесь индоарии, а другая часть ушла далеко на восток, на Алтай и в область истока Сибирских рек и создала здесь очаг, откуда начнется большая миграция на запад через степи уже в I тыс. до н.э.: скифов, иссидонов и массагетов. Видимо еще до возвращения западных иранцев через Кавказ и Закавказье на юг продвигаются индоарии примерно от XVIII до XVI вв. до н.э., видимо, именно они сдвинули со своего места касситов и оказались во главе Митанни. В итоге около середины II тыс. на территории Ирана появилось индоарийского население, которое начало смещаться к востоку в область Пенджаба, откуда они в конце II тыс. до н.э. начинают расселяться в долине индийских великих рек. Затем происходит смещение уже иранцев на территорию иранского нагорья около конца II - начала I тыс. до н.э. В результате миграции из зоны Алтая и зоны устьев Сибирских рек восточные иранцы приходят в Среднюю Азию. В иранском эпосе говорится о противостоянии «ирана» - свои, оседлые земледельцы, чей ареал локализуется на границе степного полупустынного пространства, и «турана» - «несвоих», кочевников, получается, что и те, и те иранцы, только «иран» - западные иранцы, а «туран» - восточные иранцы. Все это зафиксировано в Средние века у Фирдоуси. Саков позднейшие персы разделяли на «заморских скифов» в северном Причерноморье, «саков, носящих остроконечные шапки» и «саков варящих некое питье», к ним тесно примыкают и массагетов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.02 с.)