География Восточного Средиземноморья и Аравии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

География Восточного Средиземноморья и Аравии



Сам термин «Восточное Средиземноморье» - современный искусственный, в период Нового царства эту область египтяне называли «хару» - «страна хурритов», Геродот называет этот регион Сирией, и в ней «Сирия Палестинская», эллинистические историки называют ее Килисирией. На протяжении древности этот регион не интегрирован в единое историческое образование. Западная граница этого региона – средиземное море, восточная граница – сирийско-месопотамская степь, с юга он ограничен пустыней Негев и горными степями Синая, на севере он ограничен серным течением Евфарата и городом Кархемыш, Аманом и горами Тавра, между которыми лежит контактная зона между Восточным Средиземноморьем, Месопотамией и Малой Азией – Киликия. Внутри региона выделяются субрегионы: Палестина, Финикия и Сирия, интересно, что такое деление совпадает с современным политическим делением. Финикия – область к западу от гор Ливана, им она отделена от остальных областей региона, такое расположение этой области сильно ориентирует его на морские занятия, земли здесь мало. Население этой области – осколок западносемитского населения, которое бытовало по всему региону в III-II тыс. до н.э. Область Палестина – «страна филистимлян», народа, пришедшего сюда в эпоху нашествий «народов моря», их отогнали египтяне, и филистимляне поселились в ближайшем регионе Восточного Средиземноморья, в рамках палестины есть особая область именно филистимлян – Филистия. Крупные реки в этом регионе: Иордан и Оронт на севере, здесь есть гонные области – например, Иудея, и степные районы к востоку от Оронта. Для этого региона очень важны оазисы, на территории оазиса возник Дамаск, на территории оазиса Тадмор в античное время возникла Пальмира. Городские центры этого региона: Дамаск, Кадеш в верхнем течении Оронта, Камаш, города Алалах и Угарит в нижнем течении Оронта, в Финикии целый ряд городов: Библ (это единственный пункт за пределами Египта в Азии, подвергшийся сильной египтизации), Арват, Бейрута, и два города, слитых в единственное государственное образование – Тир и Сидон, государство этих двоих городов – монополист в колонизационном движении финикийцев с XII в.

В области Палестина важнейший ориентиры – Мертвое море и Иордан, начинающееся от Генисаретского озера, области к западу Иордана – область изначального еврейского населения, области к востоку от него живут семитские народы, родственные евреям, но враждебные им: Аммон, Мар, Эдум (южная Палестина – Эдумея). Южная Палестина называется Иудеей с центром в Иерусалиме, это одно из двух еврейских государств, которое образуется после распада единого царства Давида и Соломона, названо оно так по колену Иудину, к северу от Иудеи расположено Израильское царство. В эпоху античности здесь возникли области Самария (столица Израильского царства, разрушенная ассирийцами и восстановленная Иродом Великом под названием Себастия (по аналогу с Кесарией – город в честь Цезаря) и Галилея. Здесь есть два крупных городских центра: один древневосточный, а другой уже античный. Эта территория была затронута великой греческой колонизацией, однако закрепиться здесь греки не смогли. На сирийском побережье была сооружена Александрия (совр. Александретта). В эпоху войн диадохов Антигон Одноглазый основывает здесь город Антигонию, затем петраполис: Селевкия в Пиерии (важная крепость Селевкидов, здесь похоронен Селевк Никатор, это тих родовое гнездо), Лаодикия, Антиохия на Оронте и Апамея. Эти четыре города в начале III в. становятся политическим центром державы Селевкидов – этот ошибочное решение, Селевкиды обосновались здесь, стремясь бороться в Восточном Средиземноморье против Птолемеев, однако уйдя из Селевкии на Тигре – реального центра их державы, привело к потере контроля над неэллинизированным Ираном и Бактрией.

Полуостров Аравия лежит между Красным морем, Эритрейским море, Персидским заливом, здесь проливы Баб-эль-Мандеб между Аравией и Африкой, и Ормуз между Аравией и Ираном. Рядом много островов – Бахрейн и Дельмун. Северная граница Аравии прочерчена плохо – аравийская пустыня переходит в сирийско-месопотамскую степь. Происходившие здесь - и так в пустынном регионе, процессы аридизации вызывали миграции семитов отсюда на север. В античное время полуостров делился на «каменистую Аравию» вблизи восточного Средиземноморья, «пустынную Аравию», и «Счастливую Аравию» -территория совр. Йемена. Вплоть до конца IV тыс. до н.э. вся семитская общность пребывала, придя из Африки, на территории Аравии. В конце IV тыс. начался распад общности на четыре большие группы: северных семитов (наименее известные, их историческое государство – Эбла в Сирии, погибшая в III тыс.) – они, видимо, обозначали себя однокоренным словом с названием верхнеевфратского города Мари (ср. амореи), они расселились, уйдя из Аравии, по верхнему течении Евфрата, в Киликии и Сирии; южные семиты уходят на юг Аравии и остаются там весь период древности; восточные семиты в III тыс. уходят на территорию Месопотамии, образуя там с шумерами единый этнос «черноголовых»; остаются западные семиты, чей этногенез происходит в IV-II тыс. до н.э. По ним есть хороший источник – западносемитские генеалогии в «Книге Бытия», начинающиеся с Каина и Авеля. Авель – положительно окрашенный пастух, Каин же, очевидно, занимается земледелием или ремеслом, он явно оседлый человек, здесь виден антагонизм между кочевыми и оседлыми племенами. В грекоязычной традиции I в. до н.э. у одного финикийского автора есть сообщение о том, что предком финикийцев был некий «Кна» или «Хна» (однокоренное со словом «ханаан» и с именем «Каин»), т.е. жители Ханаана – оседлые западные семиты, живущие на протяжении III тыс. в Восточном Средиземноморье. Первоначально они занимали всю эту территорию, а затем были вытеснены только в Финикию, они - реликт этнической ситуации III тыс. до н.э. В III тыс. западные семиты разделились на кочевых - сутиев (от барат Авеля и Каина – Сима, или «Шуту») – соседей Месопотамии, которые были вынуждены аридизацией переселиться в долину среднего Евфрата, там они усваивают северосемитское название название «амореи» и под ним они захватывают Вавилонию, и оседлых – ханаанеян. В XVII-XVI вв. до н.э. существует государство гиксосов, само это название приводится Манефоном и Иосифом Флавием – это народ, который захватывает Египет, обосновывается в Аварисе и дает Египте две династии. Манефон пишет, что слово «гиксосы» обозначает «цари-пастухи», т.е. они явно кочевники, их названию соответствует египетское «гих шасу». Слово «шасу» также обозначает у египтян определенный этнос, живущий в Восточном Средиземноморье. Позднее была выдвинута теория, что «гиксос» означает другое слово: «хека хасут» -«правитель чужеземных стран», оно критиковалось, поскольку, этим термином обозначались практически все иностранные правители Египта в позднее время, притом этот термин не является пейоративом, притом, что гиксосов Манефон явно ненавидит. Немировский обратил внимание на поздние арабские источники, которые указывают, что некогда Египтом правили цари из лома амаликитов, он приводит имя одного их этих царей – Ар-Рейан (соответсвует имени гиксоского царя Киана), при котором возвысился Иосиф. «Амалек» или «амаликиты» - одна из общностей на севере Синайского полуострова, они очень хорошо подходят под все сведения о гиксосах, термином «хека шасу», очевидно, обозначались именно они.

Существует ряд гиперкритических работ по библейской традиции. В 1970-1980-х годах прочно утвердилась та позиция, что Ветхому Завету вплоть до событий I тыс. до н.э. верить нельзя, что все более ранние сюжеты - выдуманные евреями для противостояния великим державам I тыс., единое царство Давида и Соломона не существовало, как не существовало и древнего еврейского народа, это, якобы, было просто слияние проживавших на этой территории племен. Существует стела фараона Мернемптаха, повествующая о нашести «народов моря» и содержащая первое упоминание об Израиле, - гиперкритическая традиция пыталась оспаривать и это свидетельство. Очевидно, что подобная позиция чрезвычайно устарела и опосредована конкретными пристрастиями писавших авторов. Для истории древнееврейского народа – кочевого народа, существующего экстерриториально, очень важны «Древнееврейские генеалогии» из «Книги Бытия», для него также очень важны соприкосновения с другими народами и свое место в мире относительно их, их родство или противопоставленность себе, что опосредует необходимость генеалогий. Более поздние генеалогии – идущие от Авраама (Дьяконов «Языки Древней Передней Азии», красный двухтомник, трехтомник «История Древнего мира», об этом писал также Немировский). Он считали, что предки евреев – западносемитские племена сутии-амореи, которые оказываются на будущей территории Старовавилонского царства на рубеже XXI-XX вв. до н.э., они там останавливаются, но не оседают и не смешиваются с местным населением. Около 1400 г. до н.э. они, видимо, были изгнаны касситским царем, посчитав опасными для себя, они двинулись в верхнюю Месопотамию – в митаннийские владения, а потом перешли Евфрат и вернулись в сирийско-месопотамской пустыне к кочевому образу жизни. Библейская традиция сообщает, что Авраам со своей семьей вышел из «Ура халдейского» - несомненно, Ура, затем идет куда-то в верхнюю Месопотамию, потом пребывает где-то в районе Дамаска (об этом свидетельствует книга Бытия, Помпей Трог и Иоанн Дамасский) – такая миграция, в район большого оазиса, выглядит вполне осмысленно. Притом, такие миграции древних евреев в «генеалогиях» соответствуют путешествиям некоторого Эвера («переход через реку»), от него затем и появляется термин «ибри» (будущие евреи) – «перешедшие через реку»,  и его сыновей Фалека («раздел земель») и Рагама («выпас скота») – это как раз свидетельствует об основных этапах миграции из пределов касситской Вавилонии. Поселениям ибри около Дамаска соответствуют имена-эпонимы Авраама и Лота, но там они попадают под удар арамейской миграции и отправляются дальше на юг, где формируют в Палестине общности моава и амона, и непосредственно от Авраама Исаак (эпоним евреев) и Исмаил (эпоним арабов). Сыновья Исаака – Иаков с прозвищем Израиль, и Исав – эпоним Эдома, недалеко от будущей территории евреев. Следующий вопрос: с каким временем нужно соотносить пребывание евреев в Египте. Очевидно, что история Иосифа связана с гиксоским временем в Египте, здесь можно также присовокупить сведения Манефона, который явный антисемит и по религиозным, и по политическим причинам (очень могущественный Бог, к культу которого никого, кроме самих евреев не подпускают; размещение еврейских гарнизонов в самом Египте персидскими правителями, например, в Элефантине). Он очень негативно толкует ветхозаветный сюжет об исходе: после освобождения Египта и изгнания XVIII династией гиксосов, они остаются в районе Палестины вблизи Иерусалима, создав здесь свое государство. Дальше в Египте оказывается у власти в конце XIX династии царь Аминафис – в этом образе воспоминания об амарнской реформе, он решает избавить страну от всех больных и увечных, прокаженных, которые могут своим присутствием осквернить страну, их он собирает вместе около Мемфиса, а затем изгоняет дальше к Аварису, где они входят в союз с гиксосами и временно захватывают Египет, оттесняя Аминафиса в Нубию, однако он впоследствии возвращается оттуда и изгоняет прокаженных, что Манефон и соотносит с исходом евреев из Египта (с таким взглядом потом спорил Иосиф Флавий). Это явно воспоминание о нашествии «народов моря» и одновременных внутренних смутах. Есть три зацепки, к которым можно привязать события исхода: первое изгнание гиксосов из Египта, время Тутанхамона и амарнской реформы, второе нашествие гиксосов и прокаженных, реально относимое в XIX династии и нашествии «народов моря». Вряд ли можно согласиться, что значительная часть евреев попала на территорию Египта (Дьяконов считал, что еврейский этнос сложился на ближней периферии Египта, но не в самом Египте), кроме того, известно, что евреи строят для фараона два города, в том числе Перрамсес – столица Рамсеса II, они вполне реальны, вполне возможно, что какая-то часть представителей израильского племенного союза действительно оказалась на территории Египта, как и другие азиаты. В последнее десятилетие XIII в. в Египте происходит смута (о ней в большом папирусе Харрис), во время которой возвышается некий сириец, после которого приходится очищать царский престол, все разрешается только при первых царях XX династии – которые действительно приходят откуда-то с юга (как в сказании об Аминафисе); Элефантинская стела сообщает, что Сетнахт изгоняет из Египта каких-то азиатов, которые поддерживают его врагов. Интересно, что Моисей и некоторые другие предводители евреев - Пихас и др. имеют египетские имена. Получается, что еврейский племенной союз около 1110 г. до н.э. был сильно погромлен Мернептахом, а во главе его, когда он двинулся на территорию Палестины, встали египтизированные азиаты, изгнанные до этого Сетнахтом. Бог евреев Яхве часто именуется «Богом Синая и Сеира», что также говорит о формировании еврейского этноса на Синайском полуострове. В XII в. евреи вторгаются в Палестину, на землю ханаанеян (оседлых западных семитов), почти одновременно с «народами моря». Евреи ведут жестокую войну с «народами моря» с целью отвоевать у них территорию, единственный народ, который они истребляют полностью – «амаликитяне» («шасу» египетских источников) - некие исконные враги и евреев, и Яхве. Чем это можно объяснить: амаликиты – обитатели Синайского полуострова, где происходило формирование еврейского племенного союза, притом к ним иногда прилагался термин «шасу Яхве», из чего можно предположить, что Яхве – первоначальное божество амаликитян, а не евреев, евреи лишь перехватили у них это божество. Отсюда, возможно, и происходит желание отделаться от воспоминания о том, что Яхве – не свой Бог, соответственно обладавший им народ будет сильно ненавидим. К концу XI в. евреи консолидируются в единое государство на территории Палестины (XI-X вв. до н.э.), которое распадается после царствования Соломона. В 925 г., уже после распада единого государства, Палестина оказывается сильно разгромлена египтянами и ливийцами во главе с Шешонком I.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.005 с.)