Историческая география эллинистической государственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческая география эллинистической государственности



Эллинистический мир формируется в эпоху Александра. Какие цели преследовал Александр: оказавшись на Востоке, он не собирался оттуда уходить, что вызвало серьезные разногласия в его окружении, особенно греческого его элемента, например, Аристотеля (это видно по его «Политике»). Александр планировал прочно обосноваться на Востоке и сделать его основой (с центром в Вавилоне) для дальнейших завоеваний и стабилизации огромной империи. Уже в эллинистическое время сформировалась устойчивая элита эллинистических государств, считается, что в ней был и греко-македонский, и восточный элемент, но Ладынин сомневается в этом, потому что в просопографии восточный элемент особенно не виден, он считает, что греко-македонский компонент преобладал абсолютно, а восточный находился на вторых и третьих позициях. Александр явно хотел видеть ситуацию иначе он не хотел, чтобы какая-то из составляющих его державы получила серьезное первенство, он старался выдвигать тех людей, которые были ему полезны и преданны. Сатрапами при нем стали греки в первую очередь потому, что Александр убедился в неумении восточной элиты управлять так эффективно, как это было нужно ему. Преемники Александр уже продуманно и идейно выдвигают на первый план греко-македонский компонент.

Восточной поход начинает в 334 г. и привод к 330 г. к разгрому державы Ахеменидов, Александр становится ее хозяином на всем ее протяжении, в 329 г. он овладевает ее последними восточным районами, где ему сопротивлялся сатрап Бес. Первый ванный этап – завоевание Малой Азии в 334-333 гг., здесь Александр находится и закрепляется долго, эта территория, с точки рения идеологов Восточного похода до эпохи Александра (например, по речам Исократа с призывами к Филиппу II), должна была стать самой дальней границей такого похода. После победы при Иссе Дарий начинает переговоры о том, где бы Александр хотел остановиться, и предлагает ему всю свою державу к западу от Евфрата (происходит знаменитый разговор между Александром и военачальником его отца Парменионом, который убеждает его принять предложение Дария «я бы тоже согласился, если бы был Парменионом»). В конце 332 г. до н.э. Александр вступает в Египет, притом античная традиция говорит о том, что он там был принят с восторгом, однако памятники начала македонского времени показывают, что македонских царей не признают сакральными египетскими царями, следовательно, в действительности реакция на завоевание Александра была противоположной, - и так вплоть до Птолемея Сотера. Чем может быть вызван такой переход в оценке Александра: египтяне изначально, видимо, думали, что Восточный поход очень затянется (40 тыс. македонцев против более, чем 200 тыс. персов), видимо, они не верили в окончательный успех Александра вплоть до битвы при Гавгамелах, наделялись, что будет очень долгая борьба, из-за которой они окажутся на положении окраинного государства и созерцать эту войну со стороны. Однако, Александр одержал уверенную победу и стал хозяином всей Ахеменидской державы. Довольно долго Александр находится в Бактрии: к северу от Гиндукуша и к югу от Памира, в 329-327 гг., это ключевая территория для контроля над прилежащими областями, он выстраивает отношения с местными племенами, заключает союзы с местными племенами и создает здесь солидную зону греческого расселения.

Зоны греческого расселения возникли: в Александрии Египетской (ее размеры и первоначальную значимость позднее сильно возвеличила пропаганда Птолемеев), гдетон стремился создать важный порт средиземноморской торвголи и сильную крепость для контроля над хлебной торговлей Египта (его отец Филипп II овладел черноморскими проливами, взяв под контроль хлебную торговлю черноморских колоний с Грецией); в Александриях в северной Сирии в заливе Искендерум; на периферии Месопотамии, на территории Бактрии, на территории Восточного Ирана; на территории подчиненной Александру Индии – эти последние территории настолько сильно будут населены греками, что даже в будущем индийский царь Ашока будет писать свои декреты по-гречески. Все эти города расположены географически невыгодно для занятий земледелием и для торговли, они возникают в тех районах, которые нужно защищать. Кошеленко показал, что это не города полисного статуса, а военные поселения под началом назначаемого царем должностного лица, они не имеют автономии, в полисы они превращаются только при диадохах, из которых самый великий градостроитель - Селевк Никатор (Селевкия на Тигре, Антиохия на Оронте, тетраполь в северной Сирии).

Кем был Александр в начале Восточного похода: царь Македонии и стратег-автократор Коринфского союза (созданного его отцом Филиппом II), ни там, ни там он не был авторитарным правителем. Продвигаясь на Восток, он в Египте и в Месопотамии принимает местные царские титулы, следуя своим предшественникам, правившим этими территориями. После победы при Гавгамелах македоняне на войсковом собрании провозгласили его царем Азии, так он продолжил линию азиатских царей от ассирийцев-мидян-персов. Вскоре после этой битвы, в 330 г., Восточный поход объявляется прекращенным и начинается поход-возмездие за убийство Дария, теперь его воины подчиняются ему как наследнику персидских царей. В 324 г. после возвращения из Восточного похода Александр возвращает в греческие города всех изгнанников, что он как стратег-автократор Коринфского союза не имел права делать (это он делает, чтобы надавить на некоторые непокорные полисы), он также требует своего обожествления в Греции, большинство мелких и средних полисов согласились, Афины негодовали, но сделать ничего не смогли против разрушения условий Коринфского союза. Так Александр, уже признанный богом в восточных провинциях бывшей ахеменидской державы, стремится добиться того же в Греции, и тем самым ставит ее в одну позицию с Востоком, - вся структура владений Александра унифицируется, все его владения сливаются в рамках одной автократической державы. У государства Ахеменидов не было единой столицы, был ряд центров: Пасаргады – родовое гнездо Ахеменидов, Персеполь – церемониальная, Сузы – административная столица, Экбатаны – от мидян, Вавилон, Опис - резиденция. Во всех этих городах присутствует и Александр, умирает он в Вавилоне, тем самым оказываясь наследником азиатской державы Ахеменидов.

Когда он умирает, важнейшие события совершаются в Вавилоне, там решается вопрос о том, как быть с наследником. Самый умный и дальновидный из диадохов Птолемей предлагает осуществлять управление военачальникам от имени Александра как вечного царя, в ходе войн диадохов эта идея оказалась подхвачена Эвменом, который не имел слишком больших шансов на всеобщую победу (он держит у себя особу палатку, где пребывает дух Александра). На протяжении конца 320-х годов, пока двор остается при Пердике в Вавилоне, ему удается управлять ситуацией и даже расширять македонскую державу: покорить Каппадокию, в 322 г. подавить восстание греческих полисов, подавать восстание военных поселенцев в Средней Азии, все эти выступления гасятся вплоть до начала войны Пердики с Птолемеем в Египте. Отправившись в Египет, Пердика гибнет, после этого диадохи собираются и делят державу Александра, регент державы Антипатр с юными царями переносит центр державы в Македонию – с тех пор центральная власть утрачивает контроль над всей македонской империей.

От завершения борьбы диадохов до рубежа III-II вв. до н.э. (до Апамейского мира) – высокий эллинизм. В это время существовало т.н. «право копья», эта идея восходит к источникам, которые, описывая становления эллинстических царств, говорят, что царю априори принадлежит вся та земля, которую он завоевал с копьем в руках, его на этой земле ничто не ограничивает. Когда начинаются конфликты между Птолемеями и Селевкидами, сирийские войны на протяжение всего III в. до н.э. каждый раз очень тщательно обсуждается вопрос о правах той или иной стороны на те или иные территории, на чем это право основывается и откуда начинается. В итоге Птолемею отходит Египет, Селевку достается Вавилония и Сирия, до некоторого времени во Фракии и западной Малой Азии до битвы при Курупедиуме в 281 г. существует царство Лисимаха, после его гибели складывается общая система эллинистических царств: Египет у Птолемеев, Месопотамия и Сирия у Селевкидов, Македония и Греция у Антигонидов. Каждый раз, когда кто либо из них вторгается на территорию другого царства, ему очень трудно обосновать свои права на нее. В 246-241 гг. происходит третья сирийская война, Птолемей III вторгается на территорию Сирию, стремясь подкрепить права сына Антиоха II от своей родственницы, он терпит полное поражение, ребенка убивают. Когда Птолемей III вступил в селевкидскую метрополию, он ни разу не выразил открыто желания сам править этой территорией, об этом он заявил только после того, как смерть ребенка стало невозможно скрывать. Т.е. после смерти Александра «право копья» стало больше фикцией, чем реально парадигмой войн между эллинистическими царями. С самого начала элилинстической эпохи формируются определенные права каждой династии на определенную территорию.

Вся история эллинизма – борьба меду тенденциями на централизацию и децентрализацию. Птолемей Сотер в свое время предложил править полководцам от имени вечного Александра, такая ситуация должна была бы устроить всех, примерно так ситуация выглядела в 310-х годах, полководцы правят от имени сыновей Александра Филиппа Аридея и сына Александра от Роксаны. Среди них Антигон, который очень стремится сохранить единство державы и пытается сохранить в своих руках значительный массив земель, против него выступают Птолемей, Селевк, Кассандр, Лисимах. В 315-311 гг. во время третьей войны диадохов хороший полководец Антигон не проигрывает, но и не может выиграть, фактически снова вся держава Александра разделена между полновластными на своих территориях полководцами. Со временем они сами выдвинули претензии на царскую власть, однако с этим была проблема, потому что македонская царская власть обязательно должна была быть Гераклидской и сакральной, нужно было породниться с домом Авгиадов (члены которого как раз начали один за другим умирать). Диадохи только в 305-304 гг. в «год царей» сначала Антигон, а потом остальные диадохи решаются преодолеть психологический барьер и объявить себя царями. Появляются в III в. до н.э. и более мелкие династии: цари Вифинии, Понта, Каппадокии, которые стремятся породниться с более высокими по положению Птолемеями, Селевкидами и Антигонидами.

Политическая история эллинизма очень сильно запутана и состоит из множества локальных проблем, притом античная историческая традиция, которая формируется в целом в римское время, традиционно враждебна (как и сами римляне) Птолемеями, она без особенного почтения воспринимает Селевкидов (с которыми римляне столкнулись при Антиохе III), собственная придворная эллинистическая традиция практически не сохранилась, единственное замечательное исключение – Полибий. Например, событий второй сирийской войны почти целиком реконструируются почти только по данным эпиграфики. В III в. Птолемеи и Селевкиды непрестанно борются на территории Средиземноморья, за Птолемеями остается Египет, Палестина и южная Финикия, больше всего они продвигаются в третью сирийскую войну при Птолемее III, так возникает анклав Птолемеев в Селевкии на Пиерии. Они борются за побережье Восточного Средиземноморья и контакты, которые осуществляются по восточной части Средиземного моря. Вначале успех сопутствует Птолемеям, но в 260 г., они пытаются вторгнуться в Балканскую Грецию и терпят поражение, столкнувшись с Македонией в Хримонидовой войне. В 260-254 г. во второй сирийской войне они борются за запад Малой Азии и теряют там свои форпосты. В 246-241 г. происходит третья сирийская война, Птолемей III, защищая права сестры и племенника- наследника Селевкидов, появляется на территории Сирии и начинает поход в Месопотамии, появляется под стенами Вавилона, продвигается на территорию Ирана и Элама – это невероятный успех, никогда египетские цари не заходили прямо в Месопотамию. Однако в этот момент в Египте из-за неурожая и голода начинается восстание под лозунгами свержения несовершенных царей, которые не могут правильно приносить жертвы. Притом почти синхронно происходит выделении государство среднеазиатских племен Парфия на периферии Селевкидского государства, также одновременно от Селевкидов отделяется Греко-Бактрийское царство. Т.е. на рубеже 240-230-х гг. начинается дезинтеграция огромной державы Селевкидов, одновременно похожие процессы происходят и в Египте. Поскольку удержать в подчинении небольшой Египет значительно легче, хотя там когда в конце III – начале II вв. создается на боге небольшое государство собственно египетских царей, эти процессы здесь в целом не получают завершения.

В конце III – начале II вв. Антиох III довольно уверенно чувствует себя в Сирии, хотя и проиграл четвертую сирийскую войну, он стремится вернуть под свой контроль восточные владения, совершив поход против Парфии и Греко-Бактрии с промежуточным успехом, но останавливает распад своих восточных владений, дальше в 200-е и 190-е годы он продолжает борьбу с Египтом и выигрывает пятую сирийскую войну и даже начинает войну с Римом. Последняя заканчивается плачевно, ограничивает военную мощь Селевкидов и создает зависимое от Рима Пергамское царство в Малой Азии. Дальше начинается стремительный распад восточных владений Селевкидов: 180-е независимая Армения, в 170-е годы начинается активная экспансия парфян (в 140-е годы они уже уверенно владеют Ираном, в 130-е годы завоевывают Месопотамию), Селевкидские владения к концу II в. уменьшаются до территории Сирии и побережья Восточного Средиземноморья, кроме того, здесь от Селевкидов откалывается еврейское государство Хасмонеев под эгидой Рима. Одновременно появляется Понтийская династия Митридатидов, которая провозглашает происхождение от Ахеменидов, они развивают особенно сильно свою экспансию во II и особенно I в. до н.э. Т.е. во II в. происходит кризис высокого эллинизма и постепенный распад старых эллинистических государств, начинается т.н. «постэллинизм». Последний термин весьма туманный, его неплохо объяснили разве что в двухтомниках «Античная Греция», двухтомнике «Культура Древнего Рима» и двухтомнике «Эллинизм: Восток и Запад» – это эпоха, когда на историческую сцену возвращаются восточные династии (становление парфянского, парфянского и понтийского царств, претендующих на преемственность от ахеменидского «царства стран»), в жизни которых, правда, огромную роль играет синтезная эллинистическая культура (исключение тут разве что Армения). Греческие города и греческая культура здесь полностью исчезают уже только при Сасанидах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.007 с.)