Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кто ввел в философию категорию «бытие»?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
а) Платон; б) Парменид; в) Плутарх. Что такое онтология? а) учение о бытии; б) учение о человеке; в) учение о ценностях. Что такое естественная реальность? а) то, что есть в жизни; б) то, что сделано из натуральных материалов; в) вся совокупность природных и космических явлений. Что такое искусственная реальность? а) совокупность технических средств; б) совокупность всего созданного человеком и человеческим обществом; в) совокупность общественных отношений. Какое свойство присуще пространству? а) последовательность; б) открытость; в) протяженность. Какое свойство присуще времени? а) длительность; б) структурность; в) замкнутость. Что такое движение? а) всякое изменение вообще; б) перемещение тел в пространстве; в) всякое развитие в мире. Что такое коэволюция? а) совершенствование; б) соразмеренность; в) совместное развитие.
ТЕМА 7. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ План 1. Сознание. 2. Познание.
1. Сознание есть нечто идеальное, то есть то, что в значительной степени противоположно материи. Это знание о мире, о тех или иных явлениях действительности. К. Маркс не случайно утверждал: «Способ, каким существует сознание, есть знание». Его же: «сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием…». Вместе с тем следует признать, что сознание – это не только знание, способ познания окружающего мира, но и способность человека к самопознанию, т. е. познанию своей сущности, своего «я» на уровне самосознания. Согласно А.Г. Спиркину, «Самосознание не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка…». Следовательно, сознание – очень важная составляющая духовного, внутреннего мира человека. Оно в немалой степени определяет психологическое состояние, жизнь души человека (его «Я»). Для того, чтобы более полно представить себе сущность и своеобразие сознания, немаловажно обратиться к вопросу о структуре сознания. Она достаточно сложна, многослойна и включает в себя следующие компоненты (составляющие): - чувственное познание с его ощущениями, восприятиями; - мышление с его понятиями, суждениями, умозаключениями; - воля, внимание, память; - чувства, эмоции, переживания. Признавая важность чувств, переживаний в сфере сознания, следует, однако, сказать, что наиболее существенным компонентом сознания являются понятия, понятийное мышление как обобщенное отражение действительности. Человеческое сознание невозможно без существования языка. Язык органически связан с материальным миром, с практикой человека, слово – это необходимая материальная оболочка мысли. «На духе, – писал К. Маркс, - с самого начала лежит проклятие быть «отягощенным» материей – словом, в виде языка. Язык также древен, как и сознание, язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…». Язык позволяет людям общаться, передавать друг другу знания, без которых невозможен как трудовой процесс, так и мышление. Иначе, благодаря языку труд человека становится общественным по своему характеру. Характеризуя феномен сознания, нельзя не обратить внимание на такое понятие, как бессознательное. Бессознательное не следует смешивать с интуитивностью (интуицией). В отличие от бессознательного интуиция обладает статусом знания (познания), то есть она не исключает мышления человека, а напротив, предполагает его (его осуществление), хотя и в скрытом, неявном виде. Бессознательное примыкает к инстинктивной сфере проявления человека. Напомним. Согласно Фрейду, психическая жизнь человека представляет собой процесс взаимодействия трех инстанций – Я, Оно, Сверх-Я. Бессознательное «оно», по Фрейду, – это «кипящий котел инстинктов». «Я» – сфера сознательного. Задачей «Я» является удовлетворение потребностей «Оно», которое не шло бы вразрез с требованиями, установками общества. Подводя итог сказанному, можно заключить, что понятие сознания выражает все то, что составляет духовный, субъективный мир человека. А это значит, что сознание есть не только способ познания действительности, но и способ оценочного отношения человека к этой действительности и к самому себе. Особый интерес для философии представляет вопрос об активном и творческом характере сознания. Активность сознания проявляется, прежде всего, в целеполагающей деятельности человека. Это значит, что прежде чем что-то делать, производить, человек опираясь на знания, создает идеальный образ предмета своей практической деятельности. Сознание позволяет человеку не только приспосабливаться к внешней среде, но и создавать новую реальность. То есть, говоря иначе, сознание человека способно не только отражать мир, но и творить его. 2.Проблема познаваемости всегда была одной их важнейших в философии. Познаваем ли мир? Способно ли человечество к постижению истины? - это вопросы достаточно сложные и философы отвечают на них по-разному. Так, в античное время (Древняя Греция) были такие философы (их называли скептиками), которые сомневались в истинности знаний человека. Глава школы скептиков Пиррон утверждал: мы имеем пять органов чувств, с их помощью познаем действительность, а если бы мы имели семь, действительность казалась бы нам другой. Но какова действительность вне нас, независимо от нас? Он пришел к скептическому выводу: мы не можем знать её такой, какой она есть. Другой представитель древнегреческой философии Протагор утверждал: Все есть лишь мнение, мнений столько, сколько людей. Отсюда, считал Протагор, знание представляет собой не более, чем наше личное мнение. Скептицизм возрождается в эпоху Возрождения (Эразм Роттердамский, Пико делла Мирандола и др.). А затем он перерастает в агностицизм (греч. "а" - не, gnosis - знание - недоступный познанию). Известными представителями агностицизма являлись Д. Юм и И. Кант. Согласно Юму, мы не способны к адекватному познанию мира, поскольку ограничены нашими ощущениями, выйти за их пределы не в состоянии. По мнению Канта, существует мир реальных предметов, вещей ("вещь в себе"), но он непознаваем, ибо наше сознание имеет априорные (доопытные) формы, в рамках которых и может осуществляться познавательный процесс. С точки зрения Канта человек может познать только внешние стороны вещей, но не их сущность ("вещи сами по себе"). Важным признаком агностицизма является гносеологический релятивизм, т.е. абсолютизация изменчивости, относительности в познании. Теперь если задаться вопросом: в чем состоит коренное отличие агностицизма от скептицизма, то ответ должен быть следующий: если скептицизм не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение в достоверности знания, то агностицизм отрицает познаваемость мира. Скептик говорит: "Я не знаю, что это такое, но надеюсь узнать", агностик же утверждает: "Я не знаю, что это такое, и никогда не узнаю". Мы рассмотрели два направления в теории познания: скептицизм и агностицизм. Наряду с ними есть третье направление: оно называется гносеологический оптимизм. Суть его сводится к утверждению безусловной познаваемости мира. Так, утверждая принцип познаваемости мира, марксизм впервые в философии вводит понятие " практика ". «Общественная жизнь, - писал К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе», - является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики». Что такое практика? Практика - любая деятельность субъекта, направленная на изменение объекта. Практика включает в себя: 1) деятельность человека, направленную на изменение природы; 2) деятельность человека, направленную на изменение общественной жизни (общественных отношений); 3) научный эксперимент. Поскольку действительность познаваема, то вполне обоснованно возникает вопрос: а как конкретно осуществляется процесс познания. В истории философии известны два подхода к решению этого вопроса. Первый подход - сенсуализм (лат. sensus - чувство, ощущение), согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания, источником всех идей. Роль разума при этом сводится к комбинированию чувственных восприятий. Позиции сенсуализма отстаивал в своих трудах английский философ Дж. Локк. Он считал, что "в интеллекте нет ничего, чего не было в чувствах". Второй прямо противоположный подход - рационализм (лат. rationalis - разумный, ratio - разум), согласно которому основой познания является разум. Наиболее яркий представитель рационализма - французский философ Р.Декарт. Ему принадлежат такие слова: "Cogito ergo sum" (мыслю, следовательно, существую). И ту, и другую точку зрения на познание следует квалифицировать как метафизическую, т.е. ограниченную, одностороннюю. Процесс познания нельзя сводить только к чувственному или только к рациональному познанию. В познании важны и чувства, и разум. В.И. Ленин не без основания писал: "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности". Чувственное познание включает в себя три основные формы отражения: ощущение, восприятие и представление. Ощущение - это субъективный образ объективной действительности, знание отдельного свойства предмета. Восприятие - это целостный образ предмета, знание предмета как совокупности свойств. Представление - это образ памяти, образ ранее воспринятого предмета. В представлении дается знание взаимных отношений вещей. Рациональное познание (или иначе абстрактное мышление) включает в себя: понятие, суждение, умозаключение. Понятие - это обобщенное отражение предмета, знание сущностных сторон (свойств) предмета. Понятие не связано с конкретным отдельным предметом. Так в понятии "стол" мы мыслим не конкретный стол, а стол вообще, в совокупности его общих признаков. Суждение - связь понятий, отражающая связь предметов и явлений. В суждении выражается мысль, утверждающая или отрицающая что - либо о предмете или явлении: " трение есть источник теплоты", " атом неисчерпаем". Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, логически вытекающее из предпосылок. Зная, что металлы проводят электричество и алюминий - металл, приходим к умозаключению, что алюминий проводит электрический ток. Умозаключения бывают различных видов. Наиболее распространены индуктивное и дедуктивное умозаключение. Индукция - это восхождение от единичных фактов к общему, а дедукция, напротив, - движение мысли от общего к частному. Вопрос об истинности знания наряду с вопросом о его источнике относится к самым важным в теории познания. Движение мысли к предмету всегда предполагает её сравнение с предметом и тем самым выяснение её истинности (или заблуждения). По глубокой традиции, уходящей в древнюю философию, истиной называется знание, соответствующее действительности, а заблуждение - не соответствующее ей. Определяющей характеристикой истины является то, что истина всегда объективна. Объективность истины означает независимость содержания наших знаний ни от человека, ни от человечества. Истина - это одна из особенностей знания, идей, а отнюдь не особенность вещей. Солнце, внутриатомные процессы, вращение планеты Земля, свободное падение тел не истинны и не ложны. Истинными или ложными могут быть только наши знания о процессах на солнце, внутри атома, о вращении Земли или падении тел. Поэтому без человека и человечества, до человека и человечества истины не существует. А следовательно, по своей форме истина всегда субъективна. Понятия истины и заблуждения (иллюзорности, ошибочности) применимы как к характеристике чувственного (эмпирического), так и рационального (теоретического) знания. Различие состоит в том, что более высокий уровень абстрактности выработанного знания предполагает больше опосредований и большую степень активности познающего субъекта. По мере возрастания гносеологической активности обостряется и проблема дифференциации истины от заблуждения. Заблуждение связано в большей мере с субъективным моментом в познании, тогда как истина - с объективным. Но как происходит познание истины? Могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать её сразу, целиком, абсолютно или же только приблизительно, относительно? Этот вопрос есть вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина - это полное, безусловное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина - это истина неполная, частичная и потому содержащая незначительные элементы заблуждения. В относительных человеческих представлениях содержится зерно, крупицы истины абсолютной. Достижение абсолютной истины - процесс бесконечного приближения к объекту познания. Удельный вес абсолютного знания в относительных истинах увеличивается. То есть, иначе говоря, абсолютное знание складывается из суммы относительных, совокупность относительных истин и дает нам абсолютные истины в их историческом развитии. Процесс человеческого познания не может быть закончен, потому что объективно существующая материя, природа вечна во времени, бесконечна в пространстве и находится в постоянном изменении, развитии. Познание есть отражение бесконечного и постоянно изменяющегося объективного мира, поэтому оно само представляет собой бесконечный, все время развивающийся процесс. Философия вносит свою лепту в постижение действительности. С помощью философский категорий (единичное, общее, содержание, форма, сущность, явление, причина, следствие, необходимое, случайное, возможное, действительное и др.) она помогает пониманию того, что происходит в мире.
Вопросы для повторения
Что такое сознание? Какова структура сознания? Что такое бессознательное? Что такое скептицизм? Что такое агностицизм? Что такое сенсуализм? Что такое рационализм? Что такое истина? Т е р м и н ы АГНОСТИЦИЗМ(от греч. agnostos – непознаваемый) – философское учение, отрицающее познаваемость мира и объективное значение истины. Главные представители агностицизма в истории философии Д. Юм и И. Кант. ДИАЛЕКТИКА(от греч. dialektike) – учение о наиболее общих законах развития бытия и познания, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Глубоко разработано в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. ЗАБЛУЖДЕНИЕ– непреднамеренное искажение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики и знания, а также абсолютизацией наличных взглядов и опыта. ЗАКОН– внутренняя существенная, необходимая, устойчивая, повторяющая связь между явлениями. Законы подразделяются на частные, общие и всеобщие. К последним относятся законы диалектики. ИСТИНА– «естина», то, что есть, существует в действительности. Универсалия культуры, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте, его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления – с другой. Представителями первой стороны были Аристотель, Бэкон, Дидро, второй – Платон, Гегель. СОЗНАНИЕ есть активная форма постижения действительности, характеризующаяся абстрактностью мышления, целеполаганием и способностью предвосхищать события. Сознание присуще человеку.
ТЕСТ 7
Что есть сознание? а) идеальное образование; б) материальное образование; в) совершенное образование. 2. Укажите на важную особенность сознания: а) наивность; б) целеполагание; в) сиюминутность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.44 (0.012 с.) |