Кто ввел в философию категорию «бытие»? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто ввел в философию категорию «бытие»?



а) Платон;

б) Парменид;

в) Плутарх.

Что такое онтология?

а) учение о бытии;

б) учение о человеке;

в) учение о ценностях.

Что такое естественная реальность?

а) то, что есть в жизни;

б) то, что сделано из натуральных материалов;

в) вся совокупность природных и космических явлений.

Что такое искусственная реальность?

а) совокупность технических средств;

б) совокупность всего созданного человеком и человеческим обществом;

в) совокупность общественных отношений.

Какое свойство присуще пространству?

а) последовательность;

б) открытость;

в) протяженность.

Какое свойство присуще времени?

а) длительность;

б) структурность;

в) замкнутость.

Что такое движение?

а) всякое изменение вообще;

б) перемещение тел в пространстве;

в) всякое развитие в мире.

Что такое коэволюция?

а) совершенствование;

б) соразмеренность;

в) совместное развитие.

 

ТЕМА 7. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

План

1. Сознание.

2. Познание.

 

 

1. Сознание есть нечто идеальное, то есть то, что в значительной степени противоположно материи. Это знание о мире, о тех или иных явлениях действительности. К. Маркс не случайно утверждал: «Способ, каким существует сознание, есть знание». Его же: «сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием…».

Вместе с тем следует признать, что сознание – это не только знание, способ познания окружающего мира, но и способность человека к самопознанию, т. е. познанию своей сущности, своего «я» на уровне самосознания. Согласно А.Г. Спиркину, «Самосознание не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка…».

Следовательно, сознание – очень важная составляющая духовного, внутреннего мира человека. Оно в немалой степени определяет психологическое состояние, жизнь души человека (его «Я»).

Для того, чтобы более полно представить себе сущность и своеобразие сознания, немаловажно обратиться к вопросу о структуре сознания. Она достаточно сложна, многослойна и включает в себя следующие компоненты (составляющие):

- чувственное познание с его ощущениями, восприятиями;

- мышление с его понятиями, суждениями, умозаключениями;

- воля, внимание, память;

- чувства, эмоции, переживания.

Признавая важность чувств, переживаний в сфере сознания, следует, однако, сказать, что наиболее существенным компонентом сознания являются понятия, понятийное мышление как обобщенное отражение действительности.

Человеческое сознание невозможно без существования языка. Язык органически связан с материальным миром, с практикой человека, слово – это необходимая материальная оболочка мысли. «На духе, – писал К. Маркс, - с самого начала лежит проклятие быть «отягощенным» материей – словом, в виде языка. Язык также древен, как и сознание, язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…». Язык позволяет людям общаться, передавать друг другу знания, без которых невозможен как трудовой процесс, так и мышление. Иначе, благодаря языку труд человека становится общественным по своему характеру.

Характеризуя феномен сознания, нельзя не обратить внимание на такое понятие, как бессознательное. Бессознательное не следует смешивать с интуитивностью (интуицией). В отличие от бессознательного интуиция обладает статусом знания (познания), то есть она не исключает мышления человека, а напротив, предполагает его (его осуществление), хотя и в скрытом, неявном виде.

Бессознательное примыкает к инстинктивной сфере проявления человека. Напомним. Согласно Фрейду, психическая жизнь человека представляет собой процесс взаимодействия трех инстанций – Я, Оно, Сверх-Я. Бессознательное «оно», по Фрейду, – это «кипящий котел инстинктов». «Я» – сфера сознательного. Задачей «Я» является удовлетворение потребностей «Оно», которое не шло бы вразрез с требованиями, установками общества.

Подводя итог сказанному, можно заключить, что понятие сознания выражает все то, что составляет духовный, субъективный мир человека. А это значит, что сознание есть не только способ познания действительности, но и способ оценочного отношения человека к этой действительности и к самому себе.

Особый интерес для философии представляет вопрос об активном и творческом характере сознания. Активность сознания проявляется, прежде всего, в целеполагающей деятельности человека. Это значит, что прежде чем что-то делать, производить, человек опираясь на знания, создает идеальный образ предмета своей практической деятельности.

Сознание позволяет человеку не только приспосабливаться к внешней среде, но и создавать новую реальность. То есть, говоря иначе, сознание человека способно не только отражать мир, но и творить его.

2.Проблема познаваемости всегда была одной их важнейших в философии. Познаваем ли мир? Способно ли человечество к постижению истины? - это вопросы достаточно сложные и философы отвечают на них по-разному. Так, в античное время (Древняя Греция) были такие философы (их называли скептиками), которые сомневались в истинности знаний человека. Глава школы скептиков Пиррон утверждал: мы имеем пять органов чувств, с их помощью познаем действительность, а если бы мы имели семь, действительность казалась бы нам другой.

Но какова действительность вне нас, независимо от нас? Он пришел к скептическому выводу: мы не можем знать её такой, какой она есть.

Другой представитель древнегреческой философии Протагор утверждал: Все есть лишь мнение, мнений столько, сколько людей. Отсюда, считал Протагор, знание представляет собой не более, чем наше личное мнение.

Скептицизм возрождается в эпоху Возрождения (Эразм Роттердамский, Пико делла Мирандола и др.). А затем он перерастает в агностицизм (греч. "а" - не, gnosis - знание - недоступный познанию). Известными представителями агностицизма являлись Д. Юм и И. Кант. Согласно Юму, мы не способны к адекватному познанию мира, поскольку ограничены нашими ощущениями, выйти за их пределы не в состоянии. По мнению Канта, существует мир реальных предметов, вещей ("вещь в себе"), но он непознаваем, ибо наше сознание имеет априорные (доопытные) формы, в рамках которых и может осуществляться познавательный процесс. С точки зрения Канта человек может познать только внешние стороны вещей, но не их сущность ("вещи сами по себе").

Важным признаком агностицизма является гносеологический релятивизм, т.е. абсолютизация изменчивости, относительности в познании.

Теперь если задаться вопросом: в чем состоит коренное отличие агностицизма от скептицизма, то ответ должен быть следующий: если скептицизм не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение в достоверности знания, то агностицизм отрицает познаваемость мира. Скептик говорит: "Я не знаю, что это такое, но надеюсь узнать", агностик же утверждает: "Я не знаю, что это такое, и никогда не узнаю".

Мы рассмотрели два направления в теории познания: скептицизм и агностицизм. Наряду с ними есть третье направление: оно называется гносеологический оптимизм.

Суть его сводится к утверждению безусловной познаваемости мира. Так, утверждая принцип познаваемости мира, марксизм впервые в философии вводит понятие " практика ". «Общественная жизнь, - писал К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе», - является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики».

Что такое практика?

Практика - любая деятельность субъекта, направленная на изменение объекта. Практика включает в себя:

1) деятельность человека, направленную на изменение природы;

2) деятельность человека, направленную на изменение общественной жизни (общественных отношений);

3) научный эксперимент.

Поскольку действительность познаваема, то вполне обоснованно возникает вопрос: а как конкретно осуществляется процесс познания.

В истории философии известны два подхода к решению этого вопроса.

Первый подход - сенсуализм (лат. sensus - чувство, ощущение), согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания, источником всех идей. Роль разума при этом сводится к комбинированию чувственных восприятий. Позиции сенсуализма отстаивал в своих трудах английский философ Дж. Локк. Он считал, что "в интеллекте нет ничего, чего не было в чувствах".

Второй прямо противоположный подход - рационализм (лат. rationalis - разумный, ratio - разум), согласно которому основой познания является разум. Наиболее яркий представитель рационализма - французский философ Р.Декарт. Ему принадлежат такие слова: "Cogito ergo sum" (мыслю, следовательно, существую).

И ту, и другую точку зрения на познание следует квалифицировать как метафизическую, т.е. ограниченную, одностороннюю. Процесс познания нельзя сводить только к чувственному или только к рациональному познанию. В познании важны и чувства, и разум. В.И. Ленин не без основания писал: "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности".

Чувственное познание включает в себя три основные формы отражения: ощущение, восприятие и представление.

Ощущение - это субъективный образ объективной действительности, знание отдельного свойства предмета.

Восприятие - это целостный образ предмета, знание предмета как совокупности свойств.

Представление - это образ памяти, образ ранее воспринятого предмета. В представлении дается знание взаимных отношений вещей.

Рациональное познание (или иначе абстрактное мышление) включает в себя: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - это обобщенное отражение предмета, знание сущностных сторон (свойств) предмета. Понятие не связано с конкретным отдельным предметом. Так в понятии "стол" мы мыслим не конкретный стол, а стол вообще, в совокупности его общих признаков.

Суждение - связь понятий, отражающая связь предметов и явлений. В суждении выражается мысль, утверждающая или отрицающая что - либо о предмете или явлении: " трение есть источник теплоты", " атом неисчерпаем".

Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, логически вытекающее из предпосылок. Зная, что металлы проводят электричество и алюминий - металл, приходим к умозаключению, что алюминий проводит электрический ток.

Умозаключения бывают различных видов. Наиболее распространены индуктивное и дедуктивное умозаключение.

Индукция - это восхождение от единичных фактов к общему, а дедукция, напротив, - движение мысли от общего к частному.

Вопрос об истинности знания наряду с вопросом о его источнике относится к самым важным в теории познания. Движение мысли к предмету всегда предполагает её сравнение с предметом и тем самым выяснение её истинности (или заблуждения).

По глубокой традиции, уходящей в древнюю философию, истиной называется знание, соответствующее действительности, а заблуждение - не соответствующее ей.

Определяющей характеристикой истины является то, что истина всегда объективна. Объективность истины означает независимость содержания наших знаний ни от человека, ни от человечества.

Истина - это одна из особенностей знания, идей, а отнюдь не особенность вещей. Солнце, внутриатомные процессы, вращение планеты Земля, свободное падение тел не истинны и не ложны. Истинными или ложными могут быть только наши знания о процессах на солнце, внутри атома, о вращении Земли или падении тел. Поэтому без человека и человечества, до человека и человечества истины не существует. А следовательно, по своей форме истина всегда субъективна.

Понятия истины и заблуждения (иллюзорности, ошибочности) применимы как к характеристике чувственного (эмпирического), так и рационального (теоретического) знания. Различие состоит в том, что более высокий уровень абстрактности выработанного знания предполагает больше опосредований и большую степень активности познающего субъекта. По мере возрастания гносеологической активности обостряется и проблема дифференциации истины от заблуждения.

Заблуждение связано в большей мере с субъективным моментом в познании, тогда как истина - с объективным.

Но как происходит познание истины? Могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать её сразу, целиком, абсолютно или же только приблизительно, относительно?

Этот вопрос есть вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины.

Абсолютная истина - это полное, безусловное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина - это истина неполная, частичная и потому содержащая незначительные элементы заблуждения. В относительных человеческих представлениях содержится зерно, крупицы истины абсолютной. Достижение абсолютной истины - процесс бесконечного приближения к объекту познания. Удельный вес абсолютного знания в относительных истинах увеличивается. То есть, иначе говоря, абсолютное знание складывается из суммы относительных, совокупность относительных истин и дает нам абсолютные истины в их историческом развитии.

Процесс человеческого познания не может быть закончен, потому что объективно существующая материя, природа вечна во времени, бесконечна в пространстве и находится в постоянном изменении, развитии. Познание есть отражение бесконечного и постоянно изменяющегося объективного мира, поэтому оно само представляет собой бесконечный, все время развивающийся процесс. Философия вносит свою лепту в постижение действительности. С помощью философский категорий (единичное, общее, содержание, форма, сущность, явление, причина, следствие, необходимое, случайное, возможное, действительное и др.) она помогает пониманию того, что происходит в мире.

 

Вопросы для повторения

 

Что такое сознание?

Какова структура сознания?

Что такое бессознательное?

Что такое скептицизм?

Что такое агностицизм?

Что такое сенсуализм?

Что такое рационализм?

Что такое истина?

Т е р м и н ы

АГНОСТИЦИЗМ(от греч. agnostos – непознаваемый) – философское учение, отрицающее познаваемость мира и объективное значение истины. Главные представители агностицизма в истории философии Д. Юм и И. Кант.

ДИАЛЕКТИКА(от греч. dialektike) – учение о наиболее общих законах развития бытия и познания, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Глубоко разработано в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ– непреднамеренное искажение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики и знания, а также абсолютизацией наличных взглядов и опыта.

ЗАКОН– внутренняя существенная, необходимая, устойчивая, повторяющая связь между явлениями. Законы подразделяются на частные, общие и всеобщие. К последним относятся законы диалектики.

ИСТИНА– «естина», то, что есть, существует в действительности. Универсалия культуры, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте, его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления – с другой. Представителями первой стороны были Аристотель, Бэкон, Дидро, второй – Платон, Гегель.

СОЗНАНИЕ есть активная форма постижения действительности, характеризующаяся абстрактностью мышления, целеполаганием и способностью предвосхищать события. Сознание присуще человеку.

 

ТЕСТ 7

 

Что есть сознание?

а) идеальное образование;

б) материальное образование;

в) совершенное образование.

2. Укажите на важную особенность сознания:

а) наивность;

б) целеполагание;

в) сиюминутность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.031 с.)